Доклад на МО на тему: «Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ»
материал

Кретова Римма Валентиновна
Вступление В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработаны новые образовательные стандарты, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения. Государственная политика в области профессионального образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии. Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучающимся и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучающегося за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими. Особое внимание следует уделить ИКТ-компетентности. В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков, но и умение искать необходимые данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. В личностно-ориентированном образовании личность обучающегося занимает важное место, причём личностная ориентация образования должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучающегося. Становление личностно-ориентированного профессионального образования обусловлено экономическими изменениями. Специалист свободно распоряжается своим главным капиталом – квалификацией. Сегодня в силу высокой подвижности конъюктуры каждому человеку в течении жизни придётся часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т. е. специалист должен быть профессионально мобильным. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных умений и знаний, востребованными стали профессионально значимые качества, одним из которых является самостоятельность. В настоящее время изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалифицированный профиль. Это оказывает существенное влияние на развитие профобразования, которое должно ориентироваться на становление активной личности, обладающей высокой компетенцией, мобильностью и профессионализмом. Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться. Обучающимся предоставляется именно свобода, а не вседозволенность, поэтому практическая реализация личностно-ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля за результатами обучения, ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя. Целью личностно-ориентированного обучения является создание условий для развития следующих функций обучающихся: рефлексии, где обучающийся должен уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность; ответственности, где обучающийся должен отвечать за свои действия. А также цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков.До сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучающихся. Личность слишком сложна и многогранна в проявлении своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития, в процессе получения поэтапных профессиональных компетенций. В личностно-ориентированном профессиональном обучении большое значение придается организации учебно-производственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки, является характеристика среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс. Проникновение в этот процесс ИКТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИКТ, можно определить как специфическую среду, включающую компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса. Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИКТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ. 1.Планирование и технология личностно-ориентированного урока с использованием ИКТ. Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, урок нужно планировать так, чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает обучающийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Личностно-ориентированное обучение не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучающихся, которые позволяют более полно реализовать их возможности в соответствии с их способностями. При этом необходимы также особые процедуры отслеживания характера и психологического развития обучающегося. Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность преподавателя на уроке с личностно-ориентированной направленностью? Учебный материал может быть представлен на электронных носителях и соответствовать 1, 2, 3 уровню усвоения. Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта обучающегося по отношению к излагаемому преподавателем содержанию. Наибольший интерес обучающиеся проявляют к выполнению творческих заданий «открытого» типа. Они позволяют обучающимся конструировать собственные знания, а не просто изучать материал. Такие задания предполагают 3-4 варианта ответов, но их может быть намного больше, они не имеют однозначных результатов, тем более «правильных» ответов. С помощью ИНТЕРНЕТресурсов обучающиеся с большим интересом подбирают самостоятельно материал на предложенные темы. Такой подход отражает степень творческого самовыражения. Формулировка открытого задания интересна и доступна для каждого обучающегося, при том сложность задания не так важна, как предполагаемая степень творчества при его выполнении. При работе на уроках обучающиеся не просто слушают рассказ преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одногруппники, отбирают с помощью преподавателя то содержание, которое закреплено научным знанием. Важным элементом урока является просмотр видеороликов, причём с помощью ИНТЕРНЕТматериала обучающиеся самостоятельно подбирают информацию, комментируют, обсуждают. Преподаватель должен не принуждать, а убеждать принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только преподаватель, но и обучающийся. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Обучающийся при этом есть творец этого знания; участник его порождения. Именно такой урок мы называем личностно-ориентированным. Оценка выставляется и за конечный результат, а за процесс его получения, причём, обучающегося необходимо сравнивать не с другими, а с самим собой, но «вчерашним». Одной из функций обучающихся является рефлексия, где он должен уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность. Тестирование является одним из основных форм контроля знаний. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов. Обучающиеся сами могут оценивать свои результаты путём подсчёта правильных ответов. ИКТ могут быть использованы при разработке презентации выпускной письменной экзаменационной работы наряду с защитной речью. Это обусловлено тем, что на смену бумажно-плакатным носителям приходят новые технологии, в частности, компьютерная мультимедийная презентация, наиболее ярко и в более выигрышном свете представляющая выполненную работу. Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение ИКТ в личностно-ориентированном обучении является перспективным направлением. Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения улучшает качество образования обучающихся, формирует компетентность рабочих кадров в области инфомационно-коммуникативных технологий. В заключение хочу сказать: Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества. “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”. А. Дистервег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_innovatsion.sredstva.doc.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГОАПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж»

 

 

Доклад

«Возможности  реализации

личностно-ориентированного  обучения

с помощью средств  ИКТ»

Подготовила : мастер п/о Кретова Р.В.

Липецк-2015

Вступление

В последние годы в стране произошли существенные перемены, обусловленные сменой общественного строя, интеграцией России в мировое экономическое сообщество и принципиальным изменением траекторий общественного развития. Последовали большие изменения в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработаны  новые образовательные стандарты, стали более гибкими, вариативными формы и сроки обучения.  Государственная политика в области профессионального образования постепенно переориентируется на идеи гуманизма и демократии.  Гуманизация образования – создание таких условий учебного взаимодействия между обучающимся и преподавателем, которые предполагают наиболее полное развитие личности обучающегося  за счет не только усвоения программного материала, но и познание каждым самого себя, развитие самоуважения, стремлениями поделиться знаниями с другими.  Особое внимание следует уделить ИКТ-компетентности. В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что владение компьютером (компьютерная грамотность) представляет собой важнейший элемент образования. Формирование информационной и коммуникационной компетентности рассматривается не только как формирование технологических навыков, но  и  умение  искать необходимые  данные, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. В личностно-ориентированном образовании личность обучающегося  занимает  важное место, причём  личностная ориентация образования   должна быть сонаправлена с естественным развитием способностей обучающегося. Становление личностно-ориентированного

профессионального образования обусловлено экономическими изменениями. Специалист свободно распоряжается своим главным капиталом – квалификацией.  Сегодня в силу высокой подвижности конъюктуры  каждому человеку в течении  жизни придётся часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т. е. специалист должен быть профессионально мобильным. Развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных умений и знаний, востребованными стали профессионально значимые качества, одним из которых является самостоятельность. В настоящее время изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалифицированный профиль. Это оказывает существенное влияние на развитие профобразования, которое должно ориентироваться на становление активной личности, обладающей высокой компетенцией, мобильностью и профессионализмом. Кроме технологической подготовки специалиста, существенным фактором развития профобразования является формирование таких качеств, как самостоятельность, умение самостоятельно учиться.  Обучающимся  предоставляется именно свобода, а не вседозволенность, поэтому практическая реализация личностно-ориентированной модели должна сопровождаться проведением регулярного, объективного контроля  за результатами обучения,  ненавязчивым управлением учебным процессом со стороны преподавателя.

Целью личностно-ориентированного обучения  является создание условий для  развития следующих функций  обучающихся:  рефлексии, где  обучающийся должен  уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность; ответственности, где обучающийся  должен отвечать  за  свои действия. А  также цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков.До сих пор в обучении не учитывались в должной мере рекомендации психологической науки по проблеме развития личностных качеств обучающихся. Личность слишком сложна и многогранна в проявлении своих особенностей и свойств, поэтому необходимо рассматривать её не только с различных точек зрения, но и в динамике развития, в процессе получения поэтапных профессиональных компетенций.  В личностно-ориентированном профессиональном обучении большое значение придается организации учебно-производственной среды. Одним из факторов, влияющим на совершенствование профессиональной подготовки,  является характеристика среды, в которой осуществляется профессионально-образовательный процесс.

Проникновение в этот процесс ИКТ, основанных на использовании компьютеров, создает предпосылки для разработки компьютерных учебно-пространственных сред. Учебно-пространственную среду, основанную на современных ИКТ, можно определить как специфическую среду, включающую компьютерную, телекоммуникационную, методическую и организационную составляющие единого профессионально-образовательного процесса.  Максимальный эффект от организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ может быть достигнут лишь при согласованном развитии психологической, технической, технологической, информационной, нормативной, методической и других составляющих этого процесса. Именно ИКТ во многом могут непосредственно влиять на развитие обучения в современных условиях. При этом важным становится обращение к личностно-ориентированным аспектам организации учебно-пространственной среды на основе ИКТ.

1.Планирование и технология  личностно-ориентированного  урока  с  использованием  ИКТ.

Работая по технологии личностно-ориентированного обучения,  урок нужно планировать так,  чтобы он был направлен не на выяснение того, что знает обучающийся, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Личностно-ориентированное обучение не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучающихся, которые позволяют более полно реализовать их возможности в соответствии с их способностями.  При  этом  необходимы также особые процедуры отслеживания характера и психологического  развития обучающегося. 

Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность преподавателя  на уроке с личностно-ориентированной направленностью?

 Учебный материал может быть представлен на электронных   носителях   и    соответствовать   1, 2, 3  уровню   усвоения.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверки знаний, а выявлению опыта обучающегося по отношению к излагаемому преподавателем содержанию.

Наибольший   интерес  обучающиеся  проявляют к   выполнению   творческих   заданий  «открытого»  типа.  Они   позволяют   обучающимся   конструировать   собственные   знания,   а   не   просто   изучать    материал.    Такие   задания    предполагают   3-4   варианта   ответов,   но   их   может   быть   намного   больше,   они   не   имеют   однозначных   результатов,   тем   более   «правильных»   ответов.

С помощью  ИНТЕРНЕТресурсов  обучающиеся с большим  интересом подбирают самостоятельно материал на предложенные  темы.  Такой подход  отражает   степень   творческого  самовыражения.   Формулировка   открытого   задания   интересна  и   доступна   для   каждого   обучающегося,  при   том   сложность  задания   не   так   важна,   как   предполагаемая   степень   творчества      при   его   выполнении.

При работе на уроках обучающиеся не просто слушают рассказ преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одногруппники, отбирают с помощью преподавателя то содержание, которое закреплено научным знанием. Важным элементом урока является просмотр видеороликов,  причём с помощью ИНТЕРНЕТматериала обучающиеся самостоятельно подбирают информацию, комментируют,  обсуждают. Преподаватель должен не принуждать, а убеждать  принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только преподаватель, но и обучающийся. Происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Обучающийся  при этом есть творец этого знания; участник его порождения.  Именно такой урок мы называем личностно-ориентированным.

Оценка выставляется и за конечный результат, а за процесс его получения, причём,  обучающегося  необходимо сравнивать не с другими, а с самим собой,  но «вчерашним». Одной из  функций  обучающихся является  рефлексия, где он должен  уметь оценивать свою учебную и производственную деятельность. Тестирование является одним  из  основных форм контроля знаний. Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов.  Обучающиеся  сами могут оценивать свои результаты путём подсчёта правильных  ответов.  ИКТ могут быть использованы при разработке презентации выпускной письменной экзаменационной работы  наряду с защитной речью.  Это обусловлено тем, что на смену бумажно-плакатным носителям приходят новые технологии, в частности, компьютерная мультимедийная презентация, наиболее ярко и в более выигрышном свете представляющая выполненную  работу.

Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника на рынке труда. Применение ИКТ в личностно-ориентированном обучении является перспективным направлением. Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения улучшает качество образования  обучающихся, формирует компетентность рабочих кадров в области инфомационно-коммуникативных технологий.

В заключение хочу сказать:

Итак, новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Растить именно таких людей - вот заказ нашего современного общества.

“Плохой учитель преподносит истину,  хороший - учит её находить”.

                                                                                                     А. Дистервег.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План практического занятия по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация на тему: "Измерение параметров деталей с помощью штангенинструментов"

Практическое занятие № 3 Тема: Измерение параметров деталей с помощью штанегенинструментов и микрометра. ОП.03 «Метрология, стандартизация и сертификация» Раздел 1. Метрология...

КОС для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, профессиональ...

Методический комплекс для внеаудиторной работы студентов по ПМ.02 Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Для внеаудиторного изучения  темы 2 "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста" предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен н...

Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.

В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...

План урока информатики по теме:"Создание базы данных с помощью СУБД MS Access"

План урока информатики по теме:"Создание базы данных с помощью СУБД MS Access"...

Ситуационные задачи по теме "Оказание первой и медицинской помощи при поражении АХОВ"

Ситуационные задачи предназначены для использования на практическом занятии "Оказание первой и медицинской помощи при поражении АХОВ" по МДК.03.02. Медицина катастроф (специальность 34.02.01...