Осенний праздник "Зимующие и перелетные птицы"
план-конспект занятия
Осенний праздник для совместного проведения первых классов и старшей и подготовительных групп детского сада, где дети смогут познакомиться с названиями зимующих и перелетных птиц, как проявлять заботу и интерес к перелетным и зимующим птицам, чем подкармливать птиц зимой, а также соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелетных птиц, узнают много интересного и полезного с помощью подвижных и словесных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический праздник для первых классов | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
Экологического праздника «Перелетные и зимующие птицы»
(совместное мероприятие 1 классов, старшей и подготовительной группы детского сада)
Цель праздника. Воспитывать у обучающихся заботу к птицам родного края.
Задачи праздника.
- Познакомить детей с зимующими и перелетными птицами, учить правильно называть этих птиц.
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к перелетным и зимующим птицам.
- Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелетных птиц.
- Привлечь внимание к птицам в осенний и зимний период.
- Нацелить детей на изготовление кормушек.
Участники праздника.
- Обучающиеся ГПД 1 кл.
- Воспитанники старшей и подготовительной группы детского сада.
- Библиотекарь Веревской сельской библиотеки.
Оборудование. Проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, микрофон.
Предварительная подготовка к празднику.
1) Оформление стенгазеты «Зимующие птицы нашего края».
2) Проведение конкурса «Кормушка» и подготовка грамот к награждению.
3) Составление презентации «Синичкин день».
4) Изготовление костюмов синичек и Матушки природы для ведущих праздника.
5) Изготовление атрибутов для проведения конкурсов и подвижных игр.
6) Разучивание стихотворений, танцев, подготовка текстового материала и презентации для ведущих Синичек.
7) Разработка и обсуждение сценария.
8) Разработка и оформление памятки «Правила кормления птиц зимой».
9) Подготовка призов и подарков для детей.
ХОД ПРАЗДНИКА
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир” )
Входит Матушка Природа (М.П.) в костюме с элементами всех времен года.
М.П. - Здравствуйте, дорогие ребята. Вы узнали меня? Как меня зовут?
Дети: - Да! «Природа!»
М.П. - Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно окружающий нас мир природы призывает остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, это день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Звучит фонограмма с записью голоса синички.
- Ребята, вы догадались, кто так поёт? Дам подсказку в виде загадки.
Загадка:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая …..(синица)
- Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.
Дети: Си-нич-ка Си-нич-ка
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(Входят под музыку 3 синички в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник.)
1 синица: (Вика И.) - Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы не забыли про нас.
2 синица: (Алиса) - А кто из вас видел нас в своих садах и огородах, на улице?
3 синица: (Яна) - А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать?
М.П. - Дорогие синички, может вы сами про себя расскажете?
Синички: - С удовольствием.
4 син: - Я хочу описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.
5 син: Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
6 син: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичкинах или походящих закрытых постройках.
1 син: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя на гнездо, на доске презентация) Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, шерстинками, пуховыми перьями.
2 син: Синичка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
3 син: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.
М.П. - Спасибо синички, а мы еще знаем, что у вас есть сестрички.
(презентация разные виды синиц):
М.П.-
- На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют и другие пернатые\. А еще к нам прилетают с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
(презентация с загадками и картинками птиц+ сама загадка)
1. В серой шубке перьевой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей).
2.Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)
6. Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
дан с рожденья… ( снегирю)
7. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели)
М.П.
- Ребята, а кто из вас знает, как называют птиц, которые улетают в жаркие страны?
А как называются птицы, которые остаются с нами?
- Молодцы, сейчас мы поиграем в интересную игру «Зимующие и перелетные птицы»
А ну-ка, синички-сестрички, помогите нам подготовиться к игре!
Проводится подвижная игра “Зимующие и перелётные птицы”
Описание игры: Дети выбирают шапочки с изображением и названием птиц: кому перелётной, кому зимующей.
В одном конце комнаты размещаем солнышко, с другой снежинку. Перелетные птицы собираясь в стаю летят к солнышку, а зимующие птицы – к снежинке.
По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выгоняют.
М.П. Итак, молодцы перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту, Полетели на свои места. Зимующие птицы готовы лететь в город к людям? Занимайте свои места.
М.П. – А теперь проверим, что вы знаете о зимующих птицах?
Внимание – объявляется викторина!
Ведущий. Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”
1. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел) 8. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты) 9. Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая) |
М.П. – Молодцы, хорошо отвечали на вопросы.
А сейчас физминутка «Скачет шустрая синица». Итак, все готовы? Начали!
Физминутка проводят синички все вместе хором
Скачет шустрая синица | Вот присела на минутку, |
Словесная игра «Прилетели птицы»
М.П. - Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи … (Дети хлопают). ведущий Что неправильно? Дети. Мухи! ведущий А мухи – это кто? Дети. Насекомые. ведущий Вы правы. Ну что ж, продолжим: Прилетели птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны, Галки, макароны!.. (Дети хлопают). ведущий Начинаем снова: Прилетели птицы: Голуби, куницы!.. (Дети хлопают). Куницы – вовсе не птицы. Игра продолжается. | Прилетели птицы: Голуби, синицы, Страусы, чижи … (Дети хлопают). Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Комары, кукушки … (Дети хлопают). Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, воробьи, кукушки, Черные грачи, Лебеди, скворцы … Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием |
М.П.:
Ребята, а вы знаете пословицы про птиц? А какие вы знаете? ( презентация)
Всякая птица своим носом сыта.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Одна ласточка весны не делает.
Птице – крылья, человеку – разум.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Басни соловья не кормят.
Сорока на хвосте весть принесла.
М.П. - Люди всегда любили птиц и любовались ими. Недаром создано много не только пословиц, но и написано много книг.
Выступление библиотекаря.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ Знакомство с выставкой книг Е. Чарущина, В. Бианки, Н. Сладкова)
М.П. – Внимание игра «Птичий хор». Разделимся на 3 группы. Ваша группа будет петь как воробей: «чик-чирик». Ваша группа будет петь как синичка: «тень-тень -тень». Ваша группа будет петь как ворона: «кар, кар, кар». На какую группу показываю – та и поёт. (в заключении – показ на все группы, чтобы был шум).
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА «КОРМУШКА». НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
М.П.
- Молодцы, хорошо повесилились,
- Ой, ребята, что-то наши синички загрустили (выходят Олеся, Катя, Вика Л., Алиса, )
4 син. Олеся
Мерзнут крылышки и лапки,
Сильно стало холодать
Улетели те кто зябки,
Мы же будем зимовать.
5 син. Катя
Подлетаем ближе к людям,
Тут теплее и сытней,
И в кормушке, как на блюде,
Очень много сухарей..
6 син. Вика Л.
Сало вешают на нитке,
И заботятся о нас!
У людей всего в избытке,
В кладовой велик запас..
2 Син. Алиса
Накормите птичку кроху,
Сыпьте корм на полочку,
Нам без вас зимою плохо,
Не жалейте корочку!
5 син. Катя
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
6 син. Вика Л.
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)
М.П. - С Синичкиного дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною».
В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала... зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.
Вот и Вы, ребята приготовили для наших пернатых друзей эти замечательные кормушки.
Награждение по конкурсу кормушек.
М.П. - Спасибо вам, друзья за вашу доброту, за вашу заботу, за помощь, пернатым. С такими отзывчивыми помощниками птицам и сибирские морозы не так страшны. Ведь из 10 синиц зимой выживает 1-2. А если все ребята вокруг будут помогать птицам , то и весной они в долгу не останутся- будут беречь сады и леса от вредителей растений, радовать всех своим пением!
А сейчас Внимание! Внимание! Открывается «Птичье кафе". Приглашаем Всех желающих.
(выставляются кормушки)
4.Игра «Птичье кафе».
Каждой команде выдаются карточки с изображением птицы и корма для птиц. Команде следует за 2 минуты составить меню именно для своего «птичьего клиента», то есть подобрать корм для того вида оседлой птицы, который изображен на выбранной карточке.
Выходят М.Пр.
- Молодцы все справились с заданием
- Спасибо, ребята, вы очень заботливые! И мы надеемся, что зимой птицы не пропадут, если вы им будете помогать, не забудете пополнять кормушки, чтобы наши красивые птичьи кафе не висели всю зиму пустыми. Ведь зимующим птицам, ваша забота необходима! Вы сегодня постарались на славу, порадовали нас не только своими знаниями, творческим подходом, но и бережным отношением к живой природе! Молодцы!
- А чтобы ваша столовая всегда была открыта для птиц, вы должны знать правила подкормки птиц. Вот Вам памятки на память. (Синички Алиса, Катя, Вика Л., раздают памятки.)
Правила подкормки птиц.
1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
М.Пр. и синички Вика И., Яна, Олеся
- Ребята, вот вам семейное задание:
- Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, а весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц. Мы надеемся этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
- А когда вы повесите кормушки и будете сыпать корм, приговаривайте:
«Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».
Е. Благинина «Покормите птиц зимой»
Вика И.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Яна
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Олеся
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
М.П.:
Праздник наш к концу подходит,
Расставаться нам пора!
До свидания, друзья!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Перелетные и зимующие птицы
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе Перелетные и зимующие птицы...
Конспект занятия в средней группе Перелетные и зимующие птицы
Конспект занятия в средней группеПерелетные и зимующие птицы...
Конспект позновательно-речевой развивающей непосредственной образовательной деятельности: "Перелетные птицы" в подготовительной логопедической группе.
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Перелетные птицы" с использованием дидактическог...
Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы»
Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде....
«Перелетные птицы» конспект занятия по ФГОС
Технологическая карта занятия...
Презентация "Перелетные птицы"
Презентация...
Сценарий урока-игры "Перелетные птицы"
Урок - игра...