Урок по теме "Особенности внешнего строения рыб"
методическая разработка
Урок разработан в соответствии использования метода наглядности, групповой работы с применением цифровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дневник исследований юных ихтиологов | 930.24 КБ |
Разработка урока | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дневник исследований
юного ихтиолога
«Наука должна быть увлекательная, веселая и простая! Таковыми же должны быть и ученые»
Петр Леонидович Капица
Инструктивная карточка для юного ихтиолога.
ФИО _______________________________________________
Лаборатория «Наблюдение». «От головы до хвоста»
Юный ихтиолог! Сегодня вам предстоит совершить научное открытие. Вы готовы? Тогда не будем терять времени и приступим.
Вам необходимо рассмотреть внимательно 2-х представителей рыб разных видов. Для этого по мере исследования, предлагаю заполнять дневник и вносить результаты в таблицу.
Заполните дату, день недели: ____________________________
- Рассмотрите рыб в аквариуме и объясните, какая у них форма тела и какое значение она имеет?
- Рассмотрите окраску тела рыбы на спинной и брюшной стороне. Различается ли она? Какова причина этих различий? Где проходят границы между отделами тела? (отметь их на рисунке)
- Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде?
- Чем покрыто тело рыбы? Отличается ли она у данных представителей? Какое значение это имеет для рыбы?
- Какие органы расположены у рыбы на голове? (ноздри, глаза). Какое значение этих органов в жизни рыбы?
- Что у рыбы называют «шестым чувством»? Как называется этот орган?
- Рассмотрите плавники рыбы. Какие из них парные, а какие непарные? Понаблюдайте за работой плавников и подпишите название плавников на рисунке. По дополнительной информации определите особенности строения хвостового плавника.
- С помощью чего рыба дышит в воде? (Жабры). Что их защищает?
Образцы Признак | Рыба №1 __________ | Рыба№2 ____________ | Значение (приспособление) |
1.Форма тела | |||
2. Окраска тела рыбы | |||
3.Отделы тела рыбы. | |||
4. Чем покрыто тело рыбы? | |||
5. Органы на голове рыбы: Глаза Ноздри Усики (имеются/не имеются/их количество) Рот (верхний/нижний) | |||
6.Орган боковой линии – шестое чувство. | |||
7. Плавники рыбы Положение брюшных плавников, количество спинных | |||
8. Форма хвостового плавника (см. лист со справочной инф.) | |||
9.Жабры и жаберные крышки |
Подпишите название плавников. Сравните свои ответы с эталоном ответа в учебнике на стр.165 рис.112 и проверь сам себя. Если всё правильно, то ты «отлично справился», если есть 1-2 ошибки, то «хорошо», если «3-4» ошибки – «надо постараться и всё получится.»
Лаборатория «Измерение». «Покажи мне свою чешую, и я скажу кто ты» (Определение чешуи и возраста рыб по чешуе)
Каким методом исследования будем определять чешую и возраст? ______________
Ход работы:
- Для определения возраста, необходимо выбрать участок тела рыбы. Для выяснения темпа роста обычно принято брать чешую с той части тела, где она крупнее, т.е. с середины (рис. 1), над боковой линией или под ней (Правдин, 1966; Дгебуадзе, Чернова, 2009).
Рис. 1. Место взятия чешуи у рыб
- Обычно для анализа берут несколько чешуй у одной рыбы.
- Чешую надо выбирать без видимых следов повреждений, так как многие зоны и кольца на таких структурах могут быть неразличимы.
- Далее чешую раскладывают на предметное стекло в капельку воды (важно, чтобы при накрывании покровным или предметным стеклом не попал воздух!!!), накрывают мелкую – покровным стеклом, крупную – вторым предметным стеклом и определяют возраст под микроскопом, при разном увеличении в зависимости от размера чешуи. Можно сделать фотографию с помощью камеры и вывести изображение на ноутбук.
- При просмотре чешуи хорошо видно, что вся ее поверхность производит впечатление, как будто это дуги окружностей, описанных очень большими радиусами. У рыб эти образования носят название склеритов. Кроме того, на чешуе отчетливо видно чередование светлых (широко расположенные) и темных (близко расположенные) колец. Не расстраивайся если у тебя не сразу получилось определить возраст. Необходимо отметить, что определение возраста — это очень сложный процесс! Приходится внимательно и тщательно рассматривать чешую каждого вида, и нельзя делать поспешных заключений о ее возрасте. Время образования годового кольца в течение года для разных структур различается.
- По мере исследования не забывай вносить результаты в таблицу.
Название Вопрос | Команда «Хочу узнать» | Команда «Хочу услышать» | Команда «Хочу увидеть» |
1. Какая чешуя на ощупь, какой цвет? | |||
2. Рассмотреть в микроскоп и подписать тип чешуи. Определите примерный возраст рыбы.(если получится) | |||
3.Как вы думаете что это за рыба? |
3. Подведение итогов «Зал конференции»
Ребята, после приготовления препарата вам необходимо представить свои результаты на конференции и записать в таблицу результаты ваших коллег.
4. Сегодня на уроке вы чувствовали себя (подчеркните):
«Как рыба в воде»
«Как рыба на крючке»
«Как камбала в песке»
Ребята, наша научная лаборатория
заканчивает свою работу, но мы не прощаемся,
а говорим до новых встреч!
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
«Внешнее строение рыбы» в соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: БИОЛОГИЯ. УМК под ред. Пономаревой И.Н.
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.- 5-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2022 г.
Тема урока «Внешнее строение рыбы»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: изучить особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни.
Задачи: образовательная: формирование знания о взаимосвязи строения организма рыб и среды обитания.
Развивающая: развитие умения выделять существенные признаки изучаемого объекта; установление причинно-следственных связей, умение анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы; аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная: создание комфортного климата на уроке, воспитание позитивного отношения к совместному труду, развитие положительных эмоций при наблюдении за рыбами.
Планируемые результаты обучения.
Личностные: развитие интереса и познавательных способностей учащихся в процессе выполнения лабораторной работы и приобретения опыта познавательной деятельности через решение биологических задач; формирование экологического сознания: осознание ценности представителей класса рыб, как важного компонента биосферы.
Метапредметные: формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций учащихся; планирование своей познавательной деятельности; систематизация, обобщение, анализ добытой информации; организация совместной деятельности с учителем и сверстниками.
Предметные: «открытие» знаний, закрепление изученного материала, определение уровня усвоения знаний и формирования предметных компетенций учащихся по теме «Внешнее строение рыб».
Познавательные УУД:
- Строить логическое рассуждение.
- Самостоятельно проводить наблюдение.
- Анализировать, сравнивать, обобщать добытую информацию; выявлять причины и следствия наблюдаемых явлений.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать учебную задачу, выдвигать свои версии для её решения.
- Выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью, самостоятельно исправлять допущенные ошибки.
- Осознавать степень усвоения учебного материала путем самооценки своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать работу в малых группах.
- Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: живые рыбы (стерлядь и карп) в аквариуме, влажные препараты чешуи рыб, микроскопы.
Средства обучения: учебник, ноутбуки, видеоокуляры, «дневник наблюдений», интерактивный комплекс.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой.
Цель: организация работы учащихся, настрой на учебную деятельность.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Приветствуют учителя | Приветствует учащихся |
Занимают рабочие места по парам в амфитеатре | Учитель предлагает занять рабочие места (по парам) |
- Актуализация знаний обучающихся.
Цель: обеспечить актуализацию знаний обучающихся.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отгадывают загадки про рыб | Загадывает учащимся, какие рыбы спрятаны под тканью | Загадка основана на основных интересных фактах, что вовлекает учащихся в процесс познания. |
Определяют систематическое положение Надкласса Рыбы. | О ком идет речь? Правильно, о рыбах. Какое место в системе живой природы занимает Надкласс Рыбы? Царство Животные Тип Хордовые П/тип Черепные, или Позвоночные Класс Хрящевые рыбы Класс Костные рыбы | Беседа. |
Заканчивают выражение Раскрывают смысл данного фразеологизма. | Существует выражение: «Чувствует себя как рыба…..?». В воде! Что это означает, как по-вашему? Как рыба в воде, значит, чувствовать хорошо, комфортно. | Беседа |
Формулируют тему и цель урока Формируют мотивацию изучения темы урока | Какие приспособления помогают рыбам хорошо чувствовать себя в их среде обитания? Сформулируйте тему и цель нашего урока. Обеспечивает мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Беседа |
Записывают дату в дневник наблюдений | Вместе с учащимися заполняют дневник | Дневник исследований |
III. Организационно - деятельностный этап. Изучение нового учебного материала.
Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях внешнего строения рыб, связанных с водной средой обитания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Отвечают на вопрос по методу. | Для достижения поставленных целей урока нам необходимо выполнить исследовательскую работу. Каким методом исследований мы можем это сделать? | Заполняют исследовательский дневник |
Выполняют исследовательскую работу методом наблюдения (лабораторная работа) | Контролирует и координирует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы | Лабораторная работа исследовательского характера выполняется учащимися в парах. |
Контроль выполнения заданий лабораторной работы | ||
Объясняют значение обтекаемой формы тела рыб | Объясните, какую форму тела имеет рыба и каково её значение? | Заполняют исследовательский дневник и делают выводы. |
Называют и показывают отделы тела рыбы. | Назовите и покажите отделы тела рыбы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы тела для жизни в воде? | Заполняют исследовательский дневник и делают выводы. |
Объясняют значение чешуи для жизни рыб в воде. Объясняют особенности кожных покровов рыб (слизистые железы) | Чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя и какое это имеет значение? Почему тело рыб скользкое? | Заполняют исследовательский дневник и делают выводы. |
Называют причину различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы. Называют тип окраски: покровительственная. | В чем заключается причина различий окраски на спинной и брюшной сторонах тела рыбы? | Заполняют исследовательский дневник и делают выводы. |
Называют и фиксируют в дневниках наблюдения органы чувств рыбы. | Перечислите и покажите органы чувств рыбы (глаза, ноздри, ведущие в обонятельный орган). Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? У рыб есть особый орган чувств: боковая линия. Найдите её и каково её значение? | Заполняют исследовательский дневник и делают выводы. |
Называют плавники рыбы: парные (грудные и брюшные) и непарные (спинной, хвостовой и анальный), их функции | Назовите плавники рыбы. Какие из них парные, какие непарные? Какие функции они выполняют? | Заполняют исследовательский дневник и делают выводы. |
Самостоятельно формулируют вывод о приспособленности рыб к жизни в воде. Проверяют правильность формулировки сделанного вывода. Самостоятельно проверяют себя с эталоном ответа из учебника. | Сформулируйте вывод о приспособленности жизни рыб в воде | Формулируют вывод. |
IV. Динамическая пауза. Физкультминутка. Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд. (под песню «А я рыба, я рыба. Ай ай»)
Лаборатория измерения Обучающиеся пересаживаются за столы с микроскопами и готовят микропрепараты. Подводят итоги, заполняя таблицу и заслушивая ответы своих одноклассников по командам. | Организует деятельность учащихся, инструктирует и помогает. | Заполняют дневник исследования. |
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Цель: посредством ответа на вопросы: что узнали, что увидели, что услышали, определить качество усвоения учебного материала.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дают ответы. | Комментирует ответы учащихся, демонстрирует соответствующие задачам слайды | |
Заполнение дневника наблюдений учащимися. | Организация работы по анализу деятельности учащихся на уроке | Оценочный лист |
VI. Заключительный этап (домашнее задание)
Цель: реализовать необходимые и достаточные условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Направляет деятельность учащихся на понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | ||
Получают домашнее задание в соответствии с их интересами | Информирует о домашнем задании. Дает домашнее задание: изучить стр.164-167, вопрос № 4 стр.167 учебника (письменно). Творческое задание по выбору: занимательные факты о жизни рыб. | Рекомендации по использованию научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет |
Приложение.
Задача № 1. Верна ли пословица: на то и щука в море, чтобы карась не дремал?
(Ответ: нет, щука и карась - речные рыбы).
Задача № 2. Кто лишний: рыба-игла, скат-хвостокол, морская планария, морская лисица. (Ответ: морская планария - тип Плоские черви).
Задача № 3. Тело рыб разнообразно по форме: у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении, у акул – торпедообразное. В связи с чем могли развиться такие особенности строения? (Ответ: в связи с образом жизни: акулы обитают в толще воды и быстро плавают, скаты – на дне).
Задача № 4. У большинства рыб тело покрыто костной чешуёй. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?
(Ответ: чешуя препятствует образованию складок кожи при движении, хорошая обтекаемость и защита органов от давления).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии на тему "Строение и работа сердца"
Цель урока: формирование ценностного отношения к своему здоровью через осмысление строения и работы сердца...
Презентация к уроку биологии на тему: «Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»
Презентация к уроку биологии на тему:«Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»...
Урок культуры"Твой внешний вид"
23 .02.2021г.Урок культуры"Твой внешний вид".Больше всего я люблю простую аккуратную внешность. Если бы мне не хотелось выглядеть плохо, я хотел бы выглядеть «...
Урок по теме "Электронное строение атома"
Электронное строение атома....
Практическая работа: Внешнее строение речного рака
Практическая работа: Внешнее строение речного рака...
Внешнее строение кроликов
Тестовая работа по сельскохозяйственному труду для обучабщихся с ОВЗ...