Урок по теме "Электронное строение атома"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема «Электронное строение атомов».
Цель урока: сформировать представления об электронном строении атомов.
Задачи:
Образовательные задачи:
сформировать знания о закономерностях заполнения электронных оболочек атомов; ввести понятия о завершенности и незавершенности электронного уровня; раскрыть связи между строением электронной оболочки и номером периода, в котором находится химический элемент.
Развивающие задачи:
развитие способности анализировать, делать выводы; развитие коммуникативных навыков через групповую работу; развитие умения работать с текстом.
Воспитательные задачи:
формирование познавательного интереса к химии; способствование формированию у учащихся уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; формирование умения слушать своих товарищей, работать в коллективе; давать самооценку и взаимооценку.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
Педагогические технологии: элементы личностно-ориентированного , проблемного обучения, ИКТ, обучения в сотрудничестве , игровой технологии.
Методы: частично-поисковые, практические , наглядные.
Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной работы и работы в группах.
Основные понятия. Энергетический уровень (электронный слой), атомная орбиталь.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать современную формулировку периодического закона, физический смысл номеров периода и группы, причину периодического изменения химических свойств элементов. Уметь объяснять периодическое изменение свойств химических элементов в свете теории строения атомов, составлять схемы строения атомов .
Метапредметные. Развивать умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
Личностные. Формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Учебно-материальное обеспечение: компьютер, мультимедиа, компьютерная презентация.
На столах у учащихся: таблицы Менделеева.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие преподавателя, проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию, раскрытие преподавателем общих целей учебного занятия.
Здравствуйте, на урок нам необходимы тетради и ручки, ПСХЭ.
Списочный состав.
Вы готовы и мы начинаем урок.
II. Проверка домашнего задания.
Охарактеризовать положение ХЭ в ПСХЭ. Рассчитайте число протонов, нейтронов, электронов)
1 в – Al, N
2 в – Ca, F
III. Актуализация.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Из каких элементарных частиц состоит атом?
2. Какие элементарные частицы называют протонами?
3. Какие элементарные частицы называют нейтронами?
4. Какие элементарные частицы называют электронами?
5. Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь?
а) Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.
б) Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!
в) Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
IV. Этап целепологания.
Сегодня на уроке мы будем говорить об электронном строении атома.
- Как вы думаете, что нужно знать об электронном строении атомов химических элементов?
На данном уроке мы должны ответить на вопрос: Каково местонахождение и поведение электронов в атоме?
Запишите в тетради число и тему урока «Электронное строение атомов».
Сегодня на уроке мы рассмотрим такие понятия как: энергетические уровни, орбиталь, научимся составлять электронно-графические формулы.
Мы знаем, что сердце атома – это его ядро, состоит из протонов и нейтронов, вокруг него располагаются электроны.
Электроны , двигаясь вокруг ядра образуют электронную оболочку.
Электроны расположены вокруг ядра на различном расстоянии.
У каждого электрона есть энергия. Чем меньше энергия электрона, чем ближе он расположен к ядру и тем прочнее с ним связан. Чем больше его энергия, тем дальше он располагается от ядра и тем легче его оторвать. Таким образом, каждый электрон в зависимости от своей энергии будет находиться на определенном расстоянии от ядра. Легко представить слои, на которых располагаются электроны с различным запасом энергии. Такие слои называются энергетическими уровнями.
Для того, чтобы научиться решать электронно-графические формулы нам необходимо записать несколько правил.
- Определим общее число электронов по порядковому номеру элемента.
- Определим число энергетических уровней по номеру периода.
Задание 1. Заполните пропущенные слова в предложениях.
У магния ____( 3) энергетических уровня, он находится в______(третьем) периоде.
У углерода _____( 2) энергетических уровня, - ________(второй) период.
У серебра _____(5) энергетических уровня, - пятый период.
- Определим общее число электронов на каждом энергетическом уровне.
1 уровень – не более 2 электронов.
2 уровень – не более 8 электронов.
3 уровень – не более 18 электронов (у элементов 3 периода заполняется до 8 электронов).
4 уровень – не более 32 электронов.
Пространство вокруг ядра атома, где наиболее вероятно нахождение данного электрона, наз орбиталью или электронным облаком.
- А сколько электронов может находиться на каждом энергетическом уровне? Это можно определить при помощи формулы.
Задание 2. Рассчитайте максимальное число электронов для каждого уровня по формуле N= 2n2 (где n –номер электронного слоя).
Существуют завершенные (содержащие максимальное число электронов) и незавершенные (содержащие меньшее число электронов) энергетические уровни. Каждая система стремится к повышенной устойчивости и стабильности. Для энергетических уровней это состояние полной завершенности. Поэтому атомы стремятся полностью заполнить внешний энергетический слой. Электронные оболочки гелия и других атомов называют незавершенными.
Орбитали имеют разную форму
- Новый энергетический уровень начинается с S-орбитали. (имеет сферическую форму).
- На втором и других уровнях после S-орбитали, появляется р- орбиталь. (гантелеобразной формы) таких орбиталей 3.
- На каждой орбитали может находиться только 2 электрона.
S
P
D
f
На одной АО могут находиться только два электрона, которые вращаются вокруг своей оси в противоположных направлениях (условно: по часовой стрелке и против часовой стрелке) – электроны с противоположными спинами.
Работа с текстом.
«Электрон может двигаться по сферообразной орбитали, которая называется s-орбиталью. С такой орбитали начинается каждый уровень. Каждая орбиталь вмещает максимум 2 электрона. На каждом уровне располагается одна s-орбиталь, на которой помещается 2 электрона. Значит, на первом уровне может находиться только 2 электрона на s-орбитали. Также электроны могут двигаться по гантелеообразным орбиталям, которые называются р орбиталью. На каждом уровне обязательно располагается три р-орбитали, на которых могут разместиться 6 электронов. Они располагаются со второго уровня после s-орбитали. Второй уровень начинает заполняться с 2-х s-электронов и продолжит 6-тью р-электронами. На третьем уровне после заполнения s, p орбиталей, заполняются 5 d орбитали ( 10 электронов). На четвертом уровне заполняются 7 f орбиталей (14 электронов) ».
Пример записи электронной формулы :
+16S ) ) )
286
1s22s22p63s2 3p4
Работа в группах.
1 группа.
Задание 3. Запишите схему распределения электронов по энергетическим уровням атомов магния, алюминия, фосфора.
2 группа.
Задание 3. Запишите схему распределения электронов по энергетическим уровням атомов натрия, серы, хлора.
3 группа.
Задание 3.
Укажите, какие элементы имеют такое распределение электронов в атомах:
а)2е,1е; б)2е,8е,8е,2е; в)2е,4е; г)2е,8е/
Современная формулировка периодического закона Д. И. Менделеева.
V. Этап закрепления.
Я хочу убедиться в том, что ваши знания прочные. Предлагаю тест для самопроверки . Вам дается 3 минуты. Приступаем. (Обучающиеся выполняют работу, после этого сверяют свои ответы с правильными ).
Тестовая работа.
1. В атоме кремния число электронов на внешнем уровне равно:
1) 6 2) 4 3) 2 4) 5
2. Заряд ядра атома хлора равен
1) +35 2) +18 3) +17 4) +7
3. Семь электронов на внешнем уровне в атоме
1) Кислорода 2) фосфора 3) хлора 4) калия
4. Схема распределения электронов по уровням 2,8,6 соответствует атому
1)серы 2) фосфора 3) кальция 4) кислорода
5. В атоме азота распределение электронов по электронным уровням соответствует ряду чисел
1) 2,8,5 2)2,6 3) 2,5 4) 2,8,7
6. Электронная формула внешнего электронного уровня 2 s2 2p3 соответствует атому
1) углерода 2) лития 3) азота 4) кислорода
7. Электронная формула внешнего энергетического уровня серы
1) 3s2 3p 4 2) 2s2 2p 4 3)2s2 2p6 4)3s2 3p6
8. Химический знак элемента, электронная формула которого 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3
1) S 2) P 3) N 4) F
ответ
2
3
3
1
3
3
1
2
Самооценка _________
Подсчитайте правильные ответы и выставьте себе отметку. Молодцы, я виж , что в основном вы хорошо усвоили тему «Строение электронных оболочек атомов», а значит главную задачу, которую я поставила перед вами, вы решили.
Взаимооценка (обучающиеся одной группы оценивают работу своих товарищей на уроке).
Мир един, а в нем – одни и те же законы, явления, под каким бы углом мы их не рассматривали на уроках физики и химии.
Домашнее задание.
Прочитать параграф 37, страницы 129-135. Выполнить упражнение 4 на странице 139. Придумать занимательные вопросы по биографии Д.И.Менделеева.
Учебно-методическое обеспечение и электронные ресурсы.
1. Ветошкина И.А. Химия. 8 кл.: Поурочные планы. II полугодие (по учебнику Е.Е.Минченкова, М.С.Зазнобиной, Т.В.Смирновой «Химия для 8 класса средней общеобразовательной школы»)/ Авт.-сост. И.А.Ветошкина. –Волгоград: Учитель, 2003.- 86с.
2. Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии: Дидакт.материал для 8 кл.: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 64с.
3. Халиуллин Р.И. Дидактические материалы по неорганической химии: татарская общеобразовательная школа. Задания для 8-9 классов: Пособие для учителя./ Р.И.Халиуллин. –Казань: Магариф, 2001.- 152 с.
4. Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений/ А.М.Радецкий. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2010. -127с.
5. Электронное образование. Цифровые образовательные ресурсы. Кирилл и Мефодий. Уроки. Химия. 8 класс. Урок «Строение атома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Строение атома, квантовая физика"
Итоговая контрольная работа после изучения раздела "Строение атома, квантовая физика" в 2-х вариантах...
Урок-викторина "Строение атома"
Методическая разработка по химии учителя по химии ГБОУ СОШ №58города Севастополя Борисовой Дианы Сергеевны .Викторина по химиина тему: Строение атома.1. Аннот...
Опорный конспект по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома"
Опорный конспект по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома"...
Разработка урока по химии на тему "Периодический закон и строение атома"
Урок -практикум по химии...
Дистанционный урок по теме: "Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева"
Дистанционный урок по теме: "Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева".Цель урока: раскрыть смысл периодического закона и установить связь...
Презентация к уроку: "Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"
Презентация содержит карткий очерк истории создания классификации химических элементов, варианты таблицы, предложенные Д.И. Менделеевым. Современная трактовка строения периодической системы Д.И.Мендел...
Презентация к уроку по теме: "Строение атома"
Презентация содерждит материал об истории формирования представлений о сложном строении атома,...