" Кто такой лидер"
классный час

Способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas_2023.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Кто такой лидер?»

Цели:

способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;

поощрять инициативу и самостоятельность;

создавать реальные ситуации для формирования характера,

создавать условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности ученика, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.

Задачи:

формирование у подростков понятия «лидер»;

развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;

формирование навыков и умения работать в команде;

обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности;

воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности;

выявить лидеров классного коллектива и содействовать его сплочению.

Ход классного часа

Послушайте притчу. Я надеюсь, она поможет вам определить тему нашего классного часа. Чтение притчи «Звук леса».

(знакомство учащихся с притчей).

Вы правильно догадались, сегодня мы попытаемся выяснить, кто такой лидер и посмотрим, кто является лидером среди вас.

Быть лидером. Для одних в этом словосочетании заключается вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих границ…. Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная способность чувствовать себя не «ветошкой», а «право имеющим» ….

Быть лидером ….

Для тысяч эти слова связаны со страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей…

Быть лидером… Несомненно для многих это – ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость оттого, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но, и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру.

Быть лидером — это радость, и груз ответственности, и десятки задач, требующих решения, и умение ладить с людьми. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики, выбора стратегии, это целеустремлённость, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя.

Что значит слово «лидер»? Каково его происхождение? Я попросила заранее подготовить нам небольшую справку.

 

«Лидер» (leader) – это английское слово, происходящее от глагола “lead” (вести за собой, руководить, возглавлять, быть первым). “Leader” – человек, ведущий за собой других, руководящий ими, возглавляющий какое-то дело, коллектив.

Wikipedia даёт такое определение: Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая главную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Давайте послушаем, какими были представления о лидерах в разных цивилизациях.

Представления о лидерах в разных цивилизациях.

В Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение, физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации.

В Древних восточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом он не навязывал другим этого общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам.

В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.

В современной американской культуре основные приметы лидера выражаются в конкурентной напористости, целеустремлённости в достижении своих целей, подчёркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством.

Философ Н.К. Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело».

Перед вами статья «Наука быть лидером» Ознакомьтесь с ней и обратите внимание на качества присущие лидеру.

Наука быть лидером

Так уж повелось, что везде, где собираются более двух человек, один тотчас же начинает чем-то отличаться от остальных, на него смотрят чаще, его голос слышней, чем остальные голоса, он всегда знает, что делать, рядом с ним спокойно и надежно. Одно слово - лидер.

Лидерские качества и способности в одночасье не появляются, они имеют свои корни еще в детстве, растут вместе с нами, мужают и крепнут. Их даже можно развить в себе, если вовремя заметить и поддержать. 
Кто такой лидер? Это человек, который ведет за собой других людей. Но это определение лежит на поверхности. Такой прямолинейный, одномерный лидер — это, например, староста в классе или группе, руководитель предприятия, иногда - вождь, какой - либо партии. Но не все так просто. Лидер - понятие сложное и многомерное. Можно сколько угодно приводить в пример руководителей, которые являются лидерами лишь формально. На деле всеми делами заправляют, так называемые, «серые кардиналы», то есть лидеры не по должности, а по факту, замы, помощники и пр. Именно они определяют стратегию, именно они стоят за всеми решениями, именно они - мозгов
Приведу еще одно определение лидера. Это человек, всегда находящийся в центре внимания. Казалось бы, поспорить не с чем. Но и с этой характеристикой не все так просто. Приведу простой пример. В компанию, состоящую в основном из семейных пар со стажем и холостяков, неожиданно вливаются новые лица. И среди них - молодая интересная женщина. Она с удовольствием кокетничает с мужчинами, принимает их ухаживания и от их внимания делается все веселей, раскованней и привлекательней. Ситуация распространенная, знакомая многим из вас. Очевидно, что эта женщина очень быстро оказывается центром компании, притягивает внимание всех: не только мужчин, но и по понятным причинам - женщин. Придет вам в голову назвать эту женщину лидером?
Или другой пример. В компании идет горячий спор о каком-то важном предмете - о новой компьютерной программе, о последнем футбольном матче, о новинках косметики или автомобилях - не важно, но предмет спора захватил всех. И тут оказывается, что один из гостей является крупным специалистом в обсуждаемом вопросе, он может рассудить спорщиков и осветить тему со всех сторон. Разумеется, на какое-то, иногда довольно продолжительное время, именно этот человек оказывается в центре внимания: к его мнению прислушиваются, замолкают, когда он начинает говорить, к его словам аппелируют при необходимости. Вы можете его знать, как крайне скромного, молчаливого человека в повседневной жизни, именно тема спора «вынесла его на гребень внимания». Разве он лидер?
На самом деле все просто. В определенных ситуациях в центре внимания может оказаться любой человек. Тут весь вопрос в том, хватит ли у него сил, желания и душевных качеств продержаться в этом состоянии достаточно долго. Другое дело, что комфортно в атмосфере всеобщего внимания будет себя чувствовать далеко не всякий человек, а только тот, у кого есть несомненные лидерские задатки. И не важно, что он очутился в центре внимания в первый раз в жизни, то ощущение душевного полета, когда тебе все удается, все, что ты говоришь - кстати и руки - ноги не мешают и движения органичны и не скованны - он не забудет уже никогда и будет подсознательно к нему стремиться. Вывод ясен и оптимистичен: если у человека «в крови» быть центром внимания, если он ощутил (пусть даже в первый раз!), что ему нравится это состояние, если у него получается хотя бы некоторое время удержать интерес к себе, то у него есть все шансы стать лидером. И дело тут не во внешности и манере одеваться, хотя и это иногда может сыграть определенную роль - важнее всего личные качества. Впрочем, это и так понятно. Вопрос в том, какие именно качества делают человека лидером. Но это тема отдельной статьи.

Для дальнейшей нашей работы я предлагаю вам разделиться на 2 команды. Первое задание: вы ознакомились со статьёй, сейчас вы должны выбрать из предложенных качеств только те, которые характеризуют лидера. С помощью магнитов прикрепляете вот эти стрелки на доску.

Всё, верно, молодцы.

Посмотрите на слайды, вы узнаёте этих людей, почему я вдруг вспомнила про них? (этих людей мы можем назвать лидерами: политические, военные, лидеры в области искусства, спорта и т.д.)

Ну, а мы продолжаем работу по выявлению лидера среди учащихся нашего класса дальше.

Из каждой группы я предлагаю сейчас подойти ко мне по три участника. Вам предстоит потренироваться сейчас в партнёрском взаимодействии. Один из тройки выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определённых ведущим. Второй участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он будет имитировать роль сказочника. Его руки заложены за спину, они не участвуют в игре. «Роль рук второго участника» будут исполнять руки третьего игрока. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актёра и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создаётся иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказчика.

Обсуждение упражнения:

-Что представляло для вас трудность в задании?

-Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые сможете применить при общении с людьми?

-Какие качества лидера проявили участники упражнения?

 Продолжаем работу дальше. Следующая игра называется «Перестройка»

Участники встают в круг. Им предлагается, не расцепляя рук, построить квадрат, затем треугольник, ромб. (команды поочередно выходят к доске для выполнения задания)

Физминутка.

-Послушайте музыку. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, закройте глаза и постарайтесь услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично, теперь двигайте и локтями, позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

-Каждый из вас – дирижер своей души. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

Следующее упражнение называется «Гений маркетинга»

Каждой команде даётся мешок с различными предметами. Участники достают предметы из мешка, их задача продать его группе, представив не менее пяти достоинств товара наиболее эффективным способом.

Обсуждение:

-Чему учит игра?

- Чьи идеи вам наиболее запомнились? Почему?

Фотограф»
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

У нас получилась отличная фотография. Как вы думаете, каким образом эта игра помогла нам в определении лидера?

Вывод:

Современное общество требует от нас таких качеств, как решительность и целеустремленность, которые в совокупности с другими чертами характера формируют в человеке лидера. Потенциал лидера виден еще в детстве. Наблюдая за вами, сразу можно заметить, как вы взаимодействуете с окружающими: активны ли  в общении с другими ребятами или, наоборот, всячески избегаете заводить дружбу. Тенденция к лидерству продолжает развиваться и в старшем возрасте. Те, кто участвует в общественной деятельности, тянется к общению, имеет больше шансов стать лидерами в своем классе, школе или компании. Но как быть тем детям, которые по каким-либо причинам не могут раскрыть свои лидерские качества в полной мере? Не отчаивайтесь, если пока не получается стать инициатором интересного дела, сплотить вокруг себя единомышленников и заставить окружающих прислушаться к своим взглядам на жизнь. Я убеждена, что лидерами не рождаются, ими становятся!

Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Наука быть лидером

Так уж повелось, что везде, где собираются более двух человек, один тотчас же начинает чем-то отличаться от остальных, на него смотрят чаще, его голос слышней, чем остальные голоса, он всегда знает, что делать, рядом с ним спокойно и надежно. Одно слово - лидер.

Лидерские качества и способности в одночасье не появляются, они имеют свои корни еще в детстве, растут вместе с нами, мужают и крепнут. Их даже можно развить в себе, если вовремя заметить и поддержать. 

Кто такой лидер? Это человек, который ведет за собой других людей. Но это определение лежит на поверхности. Такой прямолинейный, одномерный лидер это, например, староста в классе или группе, руководитель предприятия, иногда - вождь какой - либо партии. Но не все так просто. Лидер - понятие сложное и многомерное. Можно сколько угодно приводить в пример руководителей, которые являются лидерами лишь формально. На деле всеми делами заправляют, так называемые, «серые кардиналы», то есть лидеры не по должности, а по факту, замы, помощники и пр. Именно они определяют стратегию, именно они стоят за всеми решениями, именно они - мозговой центр.
Существует еще такой понятие, как «неформальный лидер». Скажем, поначалу вас в каком-то человеке привлекает ум, неординарность, знания, умение держать себя и так далее. Вы поневоле начинаете тянуться за таким человеком, прислушиваться к его мнению, оно становится для вас значимым. И незаметно вы оказываетесь в его магнитном поле, начинаете поступать так, как поступал бы этот человек или как он вам советовал и вам очень важно, чтобы он вас отметил, похвалил, выделил. Это и есть неформальный лидер и люди тянуться не к его должности, а к его достоинствам. Такой человек рано или поздно появляется в любом коллективе.
Приведу еще одно определение лидера. Это человек, всегда находящийся в центре внимания. Казалось бы, поспорить не с чем. Но и с этой характеристикой не все так просто. Приведу простой пример. В компанию, состоящую в основном из семейных пар со стажем и холостяков, неожиданно вливаются новые лица. И среди них - молодая интересная женщина. Она с удовольствием кокетничает с мужчинами, принимает их ухаживания и от их внимания делается все веселей, раскованней и привлекательней. Ситуация распространенная, знакомая многим из вас. Очевидно, что эта женщина очень быстро оказывается центром компании, притягивает внимание всех: не только мужчин, но и по понятным причинам - женщин. Придет вам в голову назвать эту женщину лидером?
Или другой пример. В компании идет горячий спор о каком-то важном предмете - о новой компьютерной программе, о последнем футбольном матче, о новинках косметики или автомобилях - не важно, но предмет спора захватил всех. И тут оказывается, что один из гостей является крупным специалистом в обсуждаемом вопросе, он может рассудить спорщиков и осветить тему со всех сторон. Разумеется, на какое-то, иногда довольно продолжительное время, именно этот человек оказывается в центре внимания: к его мнению прислушиваются, замолкают, когда он начинает говорить, к его словам апеллируют при необходимости. Вы можете его знать, как крайне скромного, молчаливого человека в повседневной жизни, именно тема спора «вынесла его на гребень внимания».Разве он лидер?
На самом деле все просто. В определенных ситуациях в центре внимания может оказаться любой человек. Тут весь вопрос в том, хватит ли у него сил, желания и душевных качеств продержаться в этом состоянии достаточно долго. Другое дело, что комфортно в атмосфере всеобщего внимания будет себя чувствовать далеко не всякий человек, а только тот, у кого есть несомненные лидерские задатки. И не важно, что он очутился в центре внимания в первый раз в жизни, то ощущение душевного полета, когда тебе все удается, все, что ты говоришь - кстати и руки - ноги не мешают и движения органичны и не скованны - он не забудет уже никогда и будет подсознательно к нему стремиться. Вывод ясен и оптимистичен: если у человека «в крови» быть центром внимания, если он ощутил (пусть даже в первый раз!), что ему нравится это состояние, если у него получается хотя бы некоторое время удержать интерес к себе, то у него есть все шансы стать лидером. И дело тут не во внешности и манере одеваться, хотя и это иногда может сыграть определенную роль - важнее всего личные качества. Впрочем, это и так понятно. Вопрос в том, какие именно качества делают человека лидером. Но это тема отдельной статьи.

 -может создать и сплотить команду

- вдохновляет других, видит проблему и умеет решить её;

- умеет вовлечь, ошеломить идеей, расположить к себе,

- до конца болеет за результат;

- заботится о взаимоотношениях в команде, чтобы каждый чувствовал причастность к общему делу;

- умело распределяет обязанности между членами команды;

- добивается сплоченности в группе, умеет управлять коллективом;

- своим поведением настраивает на сотрудничество;

- поддерживает и одобряет словами и поступками, создаёт  -благоприятную атмосферу;

- умело планирует, этапы работы и распределяет время;

- раскрывает в других качества;

- благодарит за вклад в общее дело.

            -хорошая дикция

            -аккуратность

            -исполнительность

            -осторожность, 

             -трусость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг. Как выявить лидеров.

Тренинговые упражнения является программой самообучения группы....

Сценарий конкурса "Лидер XXI века"

Сценарий проведения конкурса " Лидер XXI века". Включает в себя творческие, интеллектуальные конкурсы....

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...

Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»

Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...

Классный час для 7-9 классов. "Что такое хорошо и что такое плохо".

Воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению...

«Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)

laquo;Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)...