Языковой портфель. Технология портфолио.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovoy_portfel._tehnologiya_portfolio.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Языковой портфель. Технология портфолио.
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.
Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:
● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
● содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);
● рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений);
следует все же добавить:
● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).
Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем – руководителя процесса обучения.
Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:
● портфолио достижений
● портфолио – отчет
● портфолио – самооценка
● портфолио – планирование моей работы
(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)
Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
● ученик собирает материал;
● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.
Ученик должен научиться:
● отбирать и оценивать информацию
● точно определять цели, которые он хотел бы достичь
● планировать свою деятельность
● давать оценки и самооценки
● отслеживать собственные ошибки и исправлять их
В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.
Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.
Языковой портфель представляет собой современную технологию обучения иностранным языкам, в частности английскому языку, которая обеспечивает как развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности учащегося, так и его личностный рост как субъекта образовательного процесса. Языковой портфель за счёт рефлексивной самооценки учащегося отражает его достижения в овладении изучаемым иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученику и учителю проследить динамику овладения языком в течение определённого времени и тем самым отразить «биографию» языкового развития учащегося. Языковой портфель призван оказать неоценимую помощь в формировании способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своих умений вести коммуникацию с другими людьми как механизма саморазвития. Для учителя английского языка языковой портфель выступает как инструмент развития навыков самооценки ученика, так как основная цель ведения портфолио – это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения английским языком. Языковой портфель (My Language Portfolio) как отдельный компонент УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5 – 9 классов издательств «Просвещение» и “Express Publishing” является идеальной основой для организации самоконтроля, самоанализа, самооценки учащихся среднего звена общеобразовательной школы на английском языке как в урочное, так и внеурочное время. Представляя собой портфолио личных достижений учащихся, языковой портфель предлагает разнообразные дополнительные материалы по освоенным темам учебника и творческие задания, мотивирующие учащихся к самостоятельной работе.
Особое педагогическое назначение языкового портфеля к УМК «Английский в фокусе» как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению английским языком. Языковой портфель создаёт ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлечённость и личную ответственность за ход учебного процесса.
В рамках данной программы широко используется метод проектов как компонент технологии портфолио. Это напрямую связано с раскрытием творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и увлечениями, формированием креативности, развитием критического мышления, навыков разрешения проблем и принятия решений, а также личностной и творческой самореализации. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата школьники учатся действовать как самостоятельно, так и в сотрудничестве с одноклассниками, работать в команде. К тому же, программа учитывает тот факт, что учащиеся среднего школьного возраста, постоянно стремящиеся к самостоятельности, самоутверждению и самоопределению, наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному развитию и духовно- нравственному воспитанию.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи: осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»; повысить общий уровень владения английским языком; развить индивидуальность каждого ребёнка; формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации; более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности социализации учащихся; обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие метапредметные и личностные задачи: Метапредметные задачи: Научить обучающихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность. Развивать навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком. Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем. Формировать навыки планировать и организовывать свою деятельность. Развивать у обучающихся навык рефлексии по поводу проделанной работы. Развивать способность проводить самоконтроль. Развивать критическое мышление, внимание, воображение, память. Формировать у обучающихся мотивацию к обучению и творчеству. Научить детей самостоятельно выходить из проблемной ситуации. Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве. Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ. Формировать интерес к познавательной деятельности. Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность. Научить осознанному и самостоятельному построению письменного и устного речевого высказывания. Научить аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу или теме. Научить корректно отстаивать или оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную. Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими. Приобщать обучающихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения. Личностные задачи: Развивать самостоятельность / автономию учащихся. Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений. Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться. Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры. Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях. Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося. Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию. Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение определённого времени. В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:
1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком. 3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма. 4. Коммуникативная направленность заданий. 5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи: осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»; повысить общий уровень владения английским языком; развить индивидуальность каждого ребёнка; формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации; более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности социализации учащихся; обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений. Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие метапредметные и личностные задачи:
Метапредметные задачи: научить обчающихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность. Развивать навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком. Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем. Формировать навыки планировать и организовывать свою деятельность. Развивать у обучающихся навык рефлексии по поводу проделанной работы. Развивать способность проводить самоконтроль. Развивать критическое мышление, внимание, воображение, память. Формировать у обучающихся мотивацию к обучению и творчеству. Научить детей самостоятельно выходить из проблемной ситуации. Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве. Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ. Формировать интерес к познавательной деятельности. Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность. Научить осознанному и самостоятельному построению письменного и устного речевого высказывания. Научить аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу или теме. Научить корректно отстаивать или оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную. Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими. Приобщать обучающихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения. Личностные задачи: Развивать самостоятельность / автономию учащихся. Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений. Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться. Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры. Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях. Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося. Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию. Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение определённого времени. В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:
1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.
2. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком. 3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.
4. Коммуникативная направленность заданий.
5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику тех...
Современные технологии обучения "Портфель студента"
"Портфель студента" - ориентирован на личность обучающегося для формирования шкалы личностных ценностей, собственных достижений в различных сферах деятельности.Презентация и выступление к ней....
Технология портфолио в профессиональном образовании
Технология работы с портфолио предполагает несколько этапов. На первом этапе (постановочный урок) учащиеся знакомятся с темой, назначением, продолжительностью работы с портфолио и планируют свою работ...
"Технология портфолио" УЧИМСЯ ДИСТАНЦИОННО
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТМатериалы для студентов II и III курса, обучающихся по индивидуальному графику:технология портфолио (статья)примерная структура портфолио студента по предметуреко...
Технология портфолио.Тематический портфолио на занятиях по английскому языку.
Статья со ссылкой на методические материалы к занятию по теме: "Профессиональные навыки и умения"...
презентация "Языковой портфель"
В презентации кратко изложены основные вехи Болонского процесса и необходимость введения языкового портфеля...
«ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО» СТУДЕНТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СПО
В статье представлен опыт внедрения «Языкового портфолио» студента в изучении иностранного языка в медицинском колледже. "Языковое портфолио" студента медицинского колледжа...