Воспитательная система в работе с группой.doc
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_v_rabote_s_gruppoy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система в работе с группой
Поиски обновления и совершенствования воспитательной практики привели к идее создания воспитательной системы группе. Эта идея еще не вошла в массовую практику, но администрация и педагоги учебных заведений, убедившись в целесообразности и эффективности системного подхода на уровне образовательного учреждения, расширяют его рамки и создают воспитательные системы в структурном подразделении.
Классный руководитель, отвечая персонально за успешность образовательного процесса, является самым заинтересованным лицом в построении, функционировании и развитии воспитательной системы в группе. Его педагогическая позиция, ценностные ориентации, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Конечно, в создании воспитательной системы принимают участие и преподаватели – предметники, и студенты (на своем уровне), и родители (в силу своих возможностей), но ведущая роль, безусловно, принадлежит классному руководителю и администрации. И те классные руководители, которые пытаются использовать системный подход в воспитательной работе, как правило, достигают более высоких результатов в своей деятельности, чем их коллеги.
Воспитательная система в группе имеет те же сущностные характеристики, что и общая воспитательная система, но вместе с тем ей присущи и особые признаки.
Наличие комфортной педагогической среды. Каждая группа имеет свою, закрепленную администрацией территорию, кабинет, где проходят общение с однокурсниками, встречи с администрацией, общие собрания, «огоньки» и празднование дней рождения, подготовка к общим мероприятиям – словом, все события, которые существенно влияют на личность студента, межличностные отношения и деловые контакты. Поэтому важность заботы классного руководителя об уютной и комфортной обстановке в кабинете несомненна. Чем лучше будет чувствовать себя студент в группе, в учебном заведении, тем больше вероятность того, что он успешно окончит обучение и получит специальность.
Сотрудничество и взаимодействие педагогов, работающих в группе. Если педагогам не ясна общая цель и одни не знает, что делает другой, и вся их работа похожа на усилия лебедя, рака и щуки, то, несомненно, от такой работы, лишенной взаимодействия и сотрудничества, столько же пользы, как от трудовых усилий персонажей известной басни И.А.Крылова.
Каждый из наставников должен иметь ясное представление о модели, начертанной воспитательной программой, определенный момент которой он должен выполнить. Необходимо, чтобы действия педагога гармонировали с работой его коллег, а усилия все го коллектива были устремлены к единой цели. Инициировать и организовывать этот процесс должен классный руководитель.
Наличие модели специалиста. Модель специалиста является созданной частью воспитательной системы. Эта модель разрабатывается коллективом педагогов на основе подготовительной тесты, которая включает: изучение стандартов образования; организацию семинаров с целью ознакомления с существующими научными подходами к определению структуры модели; анализ имеющегося опыта создания модели сотрудниками НИИ; привлечение к моделированию практических работников; обсуждение вариантов модели на цикловых методических комиссиях.
Взаимодействие учебных коллективов на уровне курса, учебного заведения и вне его. Формирование педагогически целесообразной среды воспитательной системы группы предполагает определение места и роли группы в воспитательном пространстве всего образовательного учреждения. Однако нередко кураторы и заведующие отделениями препятствуют контактам групп, имеющих высокую успеваемость, с группами более слабыми по успеваемости и дисциплине. Это приводит к негативным явлениям внутри коллективов этих групп, способствует или неоправданному зазнайству и высокомерию, либо агрессии, и в итоге ранее благополучная группа, получив урок пренебрежения к другим, менее успешным, становится неуправляемой и конфликтной.
Если воспитательная работа построена правильно, то она дает возможность создавать большое количество студенческих коллективов, не связанных напрямую учебной деятельностью: так, при подготовке фестиваля или конкурса КВН нет деления на экономистов, менеджеров, машиностроителей – всем находится место и дело.
Предоставляя возможность студентам с достаточно скромными учебными успехами реализовать себя в других сферах деятельности, образовательное учреждение тем самым повышает их самооценку и снимает агрессию по отношению к своим более успешным сверстникам.
Аргументов достаточно, чтобы классный руководитель, правильно понимающий свой педагогический долг, содействовал укреплению связей студентов группы со сверстниками. Эти контакты, безусловно, обогащают жизнедеятельность и группы, и учебного заведения.
Разработку воспитательной системы группы целесообразно закончить до завершения учебного года. Это позволит в течение продолжительного времени диагностировать состояние коллектива группы, определить его сильные и слабые стороны, чтобы к новому учебному году иметь готовый вариант воспитательной системы.
Нельзя не сказать еще об одном существенном моменте. В ряде научно-методических статей, пособий можно встретить рекомендации учебным заведениям самостоятельно разработать концепцию воспитательной системы. Основным документом, дающим ориентиры в этом направлении, является «Концепция воспитанию в непрерывном образовании» (в системе общего и профессионального образования в России), и едва ли стоит разрабатывать свой вариант, который, безусловно, не только проиграет в качестве, но создаст ненужные сложности.
Система воспитания должно быть предельно простой. Можно ведь ввести в нее сколь угодно пространственно-временных, причинно-следственных и других компонентов – только что это даст практическому педагогу, кроме нежелания заниматься этим вопросом.
Целесообразно схему воспитательной системы в группе составить из следующих компонентов:
- Цель деятельности.
- Педагогические идеи (принципы деятельности).
- Структурный ряд по вертикали (кто действует).
- Структурный ряд по горизонтали (как действует, содержание деятельности).
- Системообразующий вид деятельности.
- Доминантный компонент (индивидуальность группы, основной вид деятельности).
- Критерии эффективности воспитательной системы.
- Модель специалиста.
Главным условием успешности функционирования, развития системы является определение цели, отвечающей потребностям общества и личности студента. Например, на 1-м курсе такой целью может быть формирование навыков самообразования и самовоспитания, на 3-м и 4-м – подготовка к службе в армии и т.д. В каждом конкретном случае цель формируется в зависимости от профиля учебного заведения, особенностей контингента студентов, традиций и возможностей.
В зависимости от цели выдвигаются принципы деятельности (педагогические идеи). Так, в соответствии со сформулированной целью – формирование навыков самообразования и самовоспитания – принципы деятельности могут быть определены как: интеграция учебной и внеклассной воспитательной работы; ориентация на достижения отечественной и мировой культуры; преемственность и единство педагогических действии всех участников образовательного процесса.
Далее устанавливается состав участников образовательного процесса (кто действует). Применительно к деятельности классного руководителя это – коллектив студентов; актив группы; личность студента; родители; преподаватели и психолог.
Системообразующим видом деятельности может быть получение специальности. Это – главная цель, как студентов, их родителей, так и учебного заведения. Вместе с тем у каждой группы есть своё любимое занятие. Для одной – это спорт, для другой – техническое творчество, для третьей – художественная самодеятельность, для четвертой – туристические путешествия по родному краю. Виды деятельности могут меняться в зависимости от возраста, других причин. Естественно, тот или иной вид активной деятельности (назовем его доминантный компонент) определяет индивидуальность группы и является элементом воспитательной системы.
Подчеркнем, что любимый вид деятельности значительно расширяет воспитательное пространство, способствует сплочению коллектива группы и решает множество воспитательных задач. Именно поэтому эта сфера деятельности студентов должна быть предметом особой классных руководителей, педагогов, администрации.
Воспитательная система позволяет расширить диапазон педагогического воздействия на личность, значительно обогатить образовательный процесс. Создание системы предусматривает следующие этапы: разработка модели (общая схема); становление системы (стабильное функционирование); развитие системы (корректировка, дополнения и уточнения). При разработке системы можно определить, что будет достигнуто на каждом из этапов, какой результат ожидается, предусмотреть возможные варианты, в том числе и негативные, которые, впрочем, не должны останавливать поиск путей и средств эффективного функционирования воспитательной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности. Работа кураторов групп
Материал посвещен работе кураторов групп в заведениях СПО Калуги...
Отчет по воспитательной работе куратора группы № 24 ОПУ РЖПТ
Интересные мероприятия жизни группы за год...
Воспитательная система группы как педагогическое явление
В последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского к...
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ «ЭЛЕКТРОМОНТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»
Построение воспитательной системы в учебной группе – это один из способов организации жизнедеятельности и воспитания членов сообщества учебной группы, представляющих собой цело...
«Методические аспекты воспитательной работы в группе на основе современных педагогических технологий и ИКТ».
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды,а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития....
Новые формы организации воспитательной работы в группе
Выступление на Круглом столе по теме - Новые формы организации воспитательной работы в группе...
Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»
Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...