Программа воспитательной работы
рабочая программа
Программа воспитания и социализации обучающихся колледжа разработана на основе Программы организации воспитательной работы обучающихся ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ
имени Е.Г. Трубицына»
ПРОГРАММА
воспитания и социализации
обучающихся колледжа
Смоленск
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО ПЦК ___________________________ Протокол № _____ от «_____»______________20____ г. Председатель ПЦК________________ О.А. Гущина Составитель: преподаватель информатики Князева М.Л. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УВР _____________ М.К. Ященко «____» _____20____ г. |
Содержание
Введение | 4 |
Направления реализации программы | 6 |
План мероприятий | 8 |
Перечень мероприятий по направлениям реализации программы | 9 |
Мониторинг эффективности реализации программы | 11 |
Введение
Программа воспитания и социализации обучающихся колледжа разработана на основе Программы организации воспитательной работы обучающихся ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына».
Воспитательная работа является важной частью образовательного процесса в колледже, одним из условий повышения качества подготовки специалиста, его соответствия требованиям современного рынка труда.
Задачи воспитательной работы:
- реализовать адаптацию студентов первого года обучения;
- совершенствовать систему студенческого самоуправления;
- увеличить число творческих объединений, клубов, кружков и спортивных секций;
- мотивировать студентов и обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных акциях;
- оптимизировать систему поощрения студентов и обучающихся за достижения в учебе и вне учебной деятельности.
Приоритетами воспитательной работы являются:
- формирование общей культуры личности обучающихся и студентов, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда;
- воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
- развитие воспитательного потенциала в гражданском, патриотическом, духовно-нравственном воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самореализации личности;
- повышение качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием;
- повышение уровня воспитанности студентов;
- улучшение социально-психологического климата в коллективах студентов и преподавателей в колледже;
- повышение роли семьи в воспитании студентов;
- повышение образовательного уровня преподавателей и мастеров производственного обучения в области воспитания;
- развитие научной и инновационной деятельности в области воспитания в колледже.
Направления реализации программы
Содержание и основные направления воспитательной деятельности:
- Духовно-нравственное воспитание: создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни;
- Патриотическое воспитание: развитие общественной активности обучающихся; воспитание сознательного отношения к труду и народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости; способствовать пониманию истинных духовных ценностей Отечества; воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну;
- Правовое воспитание: формирование законопослушного и критического правосознания; подготовка обучающихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве; формирование понимания правовых и политических событий и процессов в обществе и государстве, знание правовых норм и принципов; накопление опыта правового поведения гражданина, профилактика противоправного поведения;
- Профессионально-трудовое воспитание: формирование профессиональных знаний и умений, компетенций, личностных качеств специалиста; развитие интереса к специальности, к избранной профессии; углубление и расширение знаний обучающихся об особенностях профессии;
- Экологическое воспитание: формирование широкого экологического мировоззрения; воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой; формирование эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей; улучшение экологического состояния окружающей среды; формирование гуманистических отношений к окружающему миру, стремления беречь и любить природу;
- Семейное воспитание: формирование уважительного отношения к членам семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; пропаганда культа счастливой семейной жизни; воспитание семьянина, любящего своих родителей, родственников; формирование умений преодолевать семейные трудности;
- ЗОЖ и физическое воспитание: формирование стремления к ЗОЖ, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей; просвещение в области физического здоровья; пропаганда здорового образа жизни.
Для реализации современных направлений воспитательной работы требуется использование технологий воспитания и социализации.
Технология | Описание |
Социализирующая технология | Основана на организации социальной работы, обеспечивающей достижение стандартов социальной компетентности всеми учащимися. |
Технология самоопределения и построения общностей вокруг самоопределяющейся личности учащегося | Реализуется в виде проектов, обеспечивающих формирование культурно-образовательной среды взаимодействия. |
План мероприятий
№ | Мероприятия | Сроки исполнения |
1 | Включение в рабочую программу по преподаваемому предмету разделов, тем и технологий обучения, связанных с реализацией воспитательной составляющей. | По графику |
2 | Обобщение и распространение опыта по использованию педагогических технологий, реализующих воспитательный потенциал учебного процесса. | В течение учебного года |
3 | Проведение мониторинга результативности воспитательной деятельности в группах. | Входной и выходной контроль |
4 | Участие в заседаниях методического объединения классных руководителей по проблемам воспитания. | По графику |
5 | Организация и подготовка участников научно-практических конференций, олимпиад, КВН, круглых столов с работодателями, Дней открытых дверей. | В течение учебного года |
6 | Участие в организации в колледже досуговой деятельности (клубов, кружков) | В течение учебного года |
7 | Участие в пополнении банка данных о методике воспитательной работы, воспитательных мероприятий. | В течение учебного года |
8 | Участие в научно-практических конференциях по новейшим воспитательным технологиям. | По графику |
9 | Изучение, обобщение и внедрение передового опыта воспитательной работы. | В течение учебного года |
10 | Разработка учебно-методических пособий по различным направлениям воспитательной деятельности. | В течение учебного года |
11 | Сотрудничество с семьями и родителями студентов. | По графику проведения родительских собраний |
12 | Проведение совместных мероприятий с социальными партнерами – библиотеками, музеями, учреждениями города в области воспитательной деятельности. | В течение учебного года |
13 | Участие в организации экскурсий | В течение учебного года |
Перечень мероприятий по направлениям реализации программы
Направление | Мероприятия | Ожидаемые результаты |
Духовно-нравственное воспитание | Анкетирование студентов по духовно-нравственному воспитанию; Посвящение в студенты; Беседы, встречи в рамках классных часов; Просмотр фильмов духовно-нравственной тематики в рамках классных часов с последующим обсуждением; Родительские собрания по вопросам духовно-нравственного воспитания. | Повышение уровня культурного развития студентов; Развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания студентов; Повышение активности обучающихся в мероприятиях духовно-нравственной направленности. |
Патриотическое воспитание | Встречи с ветеранами войн и труда; Возложение цветов к памятникам воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны; Проведение тематических классных часов. | Готовность и стремление обучающихся к выполнению своего гражданского долга, умение сочетать общие и личные интересы. Участие обучающихся в мероприятиях патриотической направленности. |
Профессионально-трудовое воспитание | Организация работы по адаптации обучающихся первого курса; Проведение диагностических исследований по изучению мотивации, уровня развития профессионально-личностных качеств обучающихся; Участие в студенческих научно- практических конференциях; Участие в предметной олимпиаде различных уровней. | Рост уровня развития профессионально-личностных качеств; Увеличение количества участников олимпиад, конкурсов, студенческих научно- практических конференций. |
Экологическое воспитание | Экологические субботники; Экологические конкурсы и викторины. | Сформированность компетенций в области эколого-практической деятельности. |
ЗОЖ и физическое воспитание | Конкурсы рисунков, плакатов, мультимедийных презентаций по формированию и укреплению здоровья, пропаганде здорового образа жизни; Социологический опрос об отношении к вредным привычкам; Использование опыта работы педагогов по формированию здорового образа жизни. | Формирование у студентов системы знаний о здоровье человека и навыков ведения здорового образа жизни; Осознание студентами здоровья как ценности, наличие мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей; Участие обучающихся в мероприятиях по формированию ЗОЖ. |
Результативность определяется по следующим показателям:
- Участие обучающихся в мероприятиях;
- Наличие грамот и поощрений по направлениям.
Мониторинг эффективности реализации программы
Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся представляет собой систему диагностических исследований, направленных на:
- изучение состояния воспитания;
- оценку состояния воспитания;
- прогноз развития воспитания;
- выработку предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на вопросы анкеты;
• интервью — метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
• беседа — метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Критериями эффективности реализации воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2.Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерии и показатели эффективности выполнения программы
- Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
N п/п | Наименование показателя |
Удовлетворение потребности обучающихся в организации внеурочной деятельности. | |
Доля обучающихся, принимающих активное участие в работе кружков, клубов и т.п. | |
Доля обучающихся, принимающих активное участие в работе органов студенческого самоуправления, к общему количеству обучающихся. | |
Доля обучающихся, принимающих участие в волонтерских объединения, благотворительных акциях, к общему количеству обучающихся. | |
Доля обучающихся, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами, к общему количеству обучающихся | |
Доля обучающихся, принимающих участие в реализации | |
Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, по отношению к общему количеству обучающихся. | |
Доля обучающихся, принимающих участие в исследовательской деятельности по предмету, по отношению к общему количеству обучающихся. | |
Доля обучающихся, принимающих участие в научно-практических конференциях, исследовательских работах, к общему количеству обучающихся. |
- Группа критериев, указывающих на динамику (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
N п/п | Наименование показателя |
Укомплектованность ОУ педагогическими кадрами по воспитательной работе. | |
Доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания обучающихся, к общему количеству педагогических работников. | |
Доля педагогов, разработавших и реализующих программу развития исследовательской, творческой самореализации обучающихся к общему количеству. | |
Доля педагогических работников, повысивших квалификацию по направлению "Воспитание обучающихся ", к общему количеству педагогических работников. | |
Доля педагогических работников, эффективно использующих современные воспитательные технологии, к общему количеству педагогических работников. | |
Доля педагогических работников, принимающих участие в организации и проведении научных конференций по вопросам воспитания гражданственности и патриотизма к общему количеству педагогических работников. | |
Удовлетворенность педагогических работников качеством научно-методического сопровождения воспитательного процесса. |
- Группа критериев, указывающих на динамику степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
N п/п | Наименование показателя |
Доля семей, активно участвующих в работе колледжа, к общей численности семей. | |
Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы классных руководителей, к общему числу семей. | |
Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, к общему числу семей. | |
Доля семей, активно участвующих в реализации программы здорового образа жизни, к общей численности семей колледжа. | |
Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и пр.) по формированию экологической культуры обучающихся, к общему количеству. | |
Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного творчества, культурно-досуговых акциях, посвященных пропаганде семейных ценностей. |
Для получения результатов мониторинга социализации студентов используются методики:
- Методика изучения социализированности личности обучающегося (автор М.И. Рожков);
- Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (автор Л.В. Байбародова);
- Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе (автор М.И. Рожков);
- Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (автор Е.Н. Степанов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-438058-1397655665.jpg)
Программа воспитательной работы "Созвездие"
Воспитание молодого поколения – это сложный и многогранный процесс, в котором взаимодействуют различные социальные институты.Важнейшую роль в этом развитии играют образовательные учреждения и те, без ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/20/picture-15813-1469015522.jpg)
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитание человека как «Я - ЛИЧНОСТЬ»
Актуальность данного документа заключается в том, что новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования современного образования. Любому новом...
Программа воспитательной работы «Семья – кристалл общества»
Программа воспитательной работы Участник конкурса " Классный, Классный руководитель 2013г. Г. Пенза Преподавателя Саратовского техникума железнодорожного транспорта филиала СамГУПС, классного рук...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-115250-1349524343.jpg)
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГРАЖДАНИН, СПЕЦИАЛИСТ, ПАТРИОТ»
Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институ...
Программа воспитательной работы
Программа воспитательной работы (презентация)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/29/picture-990637-1514533357.jpg)
рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс
рабочая программа воспитательной работы ФГОС 2,3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/13/picture-63720-1568379354.jpg)
Программа воспитательной работы "Дорогу осилит идущий"
Программа воспитательной работы «Дорогу осилит идущий» является основным документом для планирования решений по воспитательной работе в группе...