Постинтернатное сопровождение воспитанников детского дома.
методическая разработка

Колыхалова Екатерина Васильевна
Описание работы постинтернатного сопровождения воспитанников детских домов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postinternatnoe_soprovozhdenie.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

  Организация деятельности педагогов по подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатному сопровождению детей сирот, оставшихся без попечения родителей 

Срок обучения с «27.02.» 2019г. по «18.04.» 2019г.

Развивающее занятие по профориентации

Исполнитель:

Колыхалова Екатерина Васильевна,

воспитатель

МОУ «Муниципальное казённое

учреждение для детей –сирот и детей

оставшихся без попечения родителей

«Детский дом Радуга»

(ДЕТСКИЙ ДОМ РАДУГА)

г. Киселёвска

652702 ул. Дружбы дом 2

Е – mail: dasha200320@list.ru

Кемерово 2019

Содержание

Введение…………………………………………………...……………………..3

План конспект воспитательного занятия        ……….…………………..5

Заключение        …………………………..10

Методический анализ мероприятия…………………………………………………11

Литература        …………………………..12

Введение

     Проблема профориентации детей-сирот в настоящее время становится все более актуальной. С каждым годом темпы развития рыночных отношений все ускоряются, соответственно растет конкуренция, что в конечном итоге приводит к ослаблению социальной защищенности многих категорий населения, и, конечно же, особенно тяжело это для детей-сирот и детей-инвалидов. Дети-сироты с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, безусловно, связано с условиями, в которых происходило их взросление. В детском доме или интернате создается искусственная среда, в которой ребенок растет и получает воспитание. И эта среда ощутимо отличается от жизни в обычном социуме. Именно поэтому качественная организация профориентации детей-сирот может во многом определить их успешное вливание в общество в будущем. 
          По статистике число детей-сирот, выпускников детских домов, нормально адаптировавшихся в обществе и постоянно трудоустроенных, составляет ничтожно малую цифру в 10 %. Остальные 90 % не справляются с социальной адаптацией из-за отсутствия сформированных навыков самостоятельной жизни, примера родителей, осознания необходимости саморазвития и профессионального совершенствования. По этой причине перед выпускником детского дома встает вопрос выбора профессии. Детям-сиротам очень сложно определиться в какое образовательное учреждение поступить и определить род занятий на будущее, именно потому, что они не осознают необходимость образования. Более того, даже поступив в образовательное учреждения и проходя обучение, часто выбирают низкоквалифицированный труд, вместо работы по профессии из-за страха, что недостаточно компетентны и страха увольнения. 



           Именно поэтому работа по профориентации детей-сирот играет немаловажную роль в их будущей жизни. Для обучения детей-сирот различным профессиональным навыкам в детских домах организуют мастерские, залы социально-бытовой ориентировки. Это помогает ребенку заранее сформировать отношение к труду и выработать желание реализовать себя в выбранной специальности, а также дает представление о разнообразии профессий, о работе современной экономики и бизнеса. В свою очередь общество и организации должны участвовать в трудоустройстве детей-сирот, предлагая вакансии и помогая сироте адаптироваться на новом месте.

Актуальность  данного  мероприятия  состоит  в осуществление помощи воспитанникам детского дома  в определении осознанного выбора профессии.

 В группе семейного типа 10 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. Семь воспитанников 8 вида обучения. Все дети состоят на учете  у психиатра, имеют различные диагнозы.  В сентябре 2017 прибыло 5 детей коррекционного детского дома.  

В группе проводились различные мероприятий по данной теме: викторины, встречи с инспектором ПДН, просмотр художественных и документальных фильмов, круглые столы.

Методическая разработка правового занятия даёт возможность формировать у подростков  знания основ правовой культуры, кодекса об уголовной и административной ответственности Российской Федерации, возможность повышения социальной активности подростков, воспитания уважения к закону.

План - конспекта воспитательного мероприятия

 "Хочу. Могу. Надо"

Форма проведения: 

Цель: Познакомить с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе.

Задачи:

Образовательные:

1. Освоить алгоритм принятия решений.

3. Расширение кругозора воспитанников.

4. Развитие планирующей функции.

Воспитательные:

2. Научить сопоставлять свои возможности и желания;

5. Воспитание ответственности поведения.

Участники беседы: воспитанники 5 семейной группы 13-17 лет.

Ожидаемый результат: Сформировать у воспитанников знания о многообразном мире профессий

Оборудование: презентация

План
1. Вступительное слово.

2. Основная часть

3. Итоги. Выводы.

1. Вступительное слово.

Один философ сказал, что человек совершает 2 главных выбора - это выбор спутника жизни и выбор профессии. Есть такое выражение: счастье - это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой. Только через профессию человек может раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, а устроенная личная жизнь создаст человеку хороший тыл, что очень важно для любой профессиональной деятельности.

Чтобы выбор профессии был осознанным, любому воспитаннику необходимо знать, правила выбора профессии и ошибки, совершаемые при выборе профессии.

2. Основная часть беседы. 

Обсуждение с воспитанниками правил выбора профессии- 10 мин.

Демонстрируется презентация: «Правила выбора профессии». При этом делается акцент на необходимость осознанного подхода к ситуации выбора, на принятие ответственности за результаты выбора.

Каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека. Такие требования могут затрагивать различные стороны: физические данные, психологические особенности, уровень образования и другие.

Воспитатель выслушивает мнения детей какие требования предъявляются к той или иной профессии (сварщик, автослесарь, водитель, повар, кондитер, медицинская сестра, социальный работник).

Для того чтобы профессия привела Вас к успеху в жизни, Вы должны руководствоваться несколькими простыми правилами.

Во-первых, выбор необходимо строить, исходя из своих интересов. В противном случае Вас поджидают разочарования и скука.

Во-вторых, надо реально оценить свои способности – ведь именно они определят уровень Ваших успехов.

В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем – непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.

Конечно, что-то будет зависеть и от других факторов, но без этих трех профессиональных достижений просто не будет.

-Правильный выбор профессии - это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений. Существует формула выбора профессии (или три составляющих выбора профессии): хочу; могу; надо.

-«Хочу»- это желание самих детей, их склонности.

Воспитатель ведет беседу:

-Ребята у вас наверняка уже есть желания - кто кем хочет быть?

Воспитатель  выслушивает мнения ребят.

-Рассмотрим следующее правило:

-«Могу» - это способности воспитанников, их состояние здоровья, профессиональная квалификация. Необходимо соотносить «Хочу» и «Могу». Педагог выслушивает мнения ребят.

-И наконец, последнее правило:

«Надо»- это спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.

Как вы думаете ребята, что такое возможность трудоустройства?

Педагог выслушивает мнения ребят, акцентируя внимание на том, востребованные специальности это такие по которым легче всего устроится на работу.

Рассмотрим основные требования к выпускнику для дальнейшего устройства в жизни:

-Отсутствие наркотической, алкогольной и других зависимостей. Состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений. – Я способен жить в обществе

-Жизнь в рамках закона. - Я не нарушаю закон

-Наличие стремления жить.- Я хочу жить

-Обучаемость, компьютерная грамотность; знание иностранных языков; наличие образования.

3.Информационный этап. Типичные ошибки при выборе профессии – 7 мин.

На фоне презентации обсуждаются основные ошибки при выборе профессии:

1) выбор профессии за компанию. Многие выпускники, не имея ярко выраженной направленности и собственных интересов, идут учиться в учебное заведение потому, что туда поступает друг или несколько друзей. Часто такого человека постигает разочарование - ведь жизнь прожить надо свою, а не чужую.

2) подчинение влиянию взрослых (родственников, воспитателей). С одной стороны, важно понимать, что близкие желают вам лучшего, но с другой - необходимо прислушаться к своим личным желаниям и интересам, т.к. работать в будущем по выбранной специальности придется именно вам. Необходимо принять ответственность на себя за свой профессиональный выбор.

3) отождествление учебного предмета с профессией. Бывает, что воспитанники выбирают профессию и учебное заведение по принципу «меньшего зла» - куда легче всего поступить. Но ведь к любому экзамену, приложив усилия можно подготовиться и поступить учиться на подходящую именно вам специальность.

4.Информационный этап. Обсуждение с ребятами путей получения профессии после окончания 9 класса – 7 мин.

На фоне презентации педагог вместе с воспитанниками перечисляет основные пути получения профессии после окончания 9 класса:

1) профессиональные лицеи, училища - это образовательные учреждения начального профессионального образования, осуществляющие завершение общего среднего образования и обеспечивающие получение рабочей профессии. Принимаются лица, имеющие образование в объеме основной общей (9кл) или средней (полной) общей (11 кл.) образовательной школы. Зачисление в профессиональные училища проводится без экзаменов. По усмотрению приемной комиссии с поступающими могут проводиться собеседования, конкурсы аттестатов.

2)техникумы, колледжи.

Техникумы - это образовательные учреждения, реализующие программы среднего профессионального образования. Прием проводится по личному заявлению граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образования по результатам ЕГЕ или вступительных испытаний.

Колледжи - это образовательные учреждения, обеспечивающие завершение среднего (полного) общего и получение среднего профессионального образования. Подготовка специалистов осуществляется по двум ступеням:

1 ступень - начальное профессиональное образование;

2 ступень-среднее профессиональное образование.

3. Подведение итогов 3-5 мин.

Рассуждения воспитанников о выборе дальнейшего пути.

Вывод: профессия предоставляет нам возможность удовлетворять основную гамму своих потребностей, часто становится главным стержнем выстраивания отношений с людьми, дает возможность само реализоваться.

Проблема профессионального самоопределения - одна из важнейших в жизни каждого человека, поэтому очень важно избежать ошибок, выбрать правильный путь получения профессии.

Итог:

А сейчас подведем итоги.

- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении!

- какие чувства остались у вас после нашего занятия?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическое правовое воспитание подростков приводит к расширению объёма правовых знаний, повышает уровень правовой культуры. Это позволяет подросткам в необходимых случаях чётко ориентироваться на закон, понимать собственные поступки и поведение окружающих с общепринятыми нормами поведения и сознательно вносить в эти поступки и поведение, должные коррективы, проявлять волевые усилия для того, чтобы собственное поведение и поведение других людей соответствовало этим нормам.

Данная форма проведения мероприятия по правовому воспитанию выбрана не случайно. Практика показывает, что больший интерес у подростков вызывают такие формы правового воспитания, как беседы, конкурсы, олимпиады, викторины  , просмотр фильмов документальных и художественных.

Особенность мероприятия заключается в том, что оно тесно связано с событиями сегодняшних дней, жизненными ситуациями, при анализе которых юноши учатся оценивать факты, события, делать выводы. Воспитательная профилактическая работа с воспитанниками активно влияет на формирование у них привычки следовать закону, способствует накоплению опыта правомерного поведения, формирует гражданскую зрелость, активную жизненную позицию личности, развивает чувство долга и ответственности за свои поступки.



Методический анализ мероприятия

Воспитательное мероприятие проводилось с воспитанниками 5 семейной группы.

Основной целью мероприятия является знакомство с правилами выбора профессии и ошибками, совершаемыми при ее выборе.

В мероприятии участвовало десять воспитанников. Активно работали И.Усов, Д. Юткин, Д. Зылев , В.Мелентьев.

При такой тематике мероприятия, были применены методы проведения: рассказ, показ иллюстрированного и наглядного материала, игра, работа в парах, группах.

Во время мероприятия  старалась проговаривать все слова связанные с профориентационной направленностью.

 Считаю, что мероприятие на данную тему прошло в целом хорошо. И те задачи, которые были поставлены, выполнены.

Воспитанники с легкостью усваивали преподнесенный новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной.

Дети вели себя активно в диалоге и внимательно в освоении материала.

Литература

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология

успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на

рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с.

4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее... Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов. - М.: Генезис, 2012.

5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. -

Спб, 2006.

6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое

пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.

7.Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. – Академический проект Фонд «Мир», 2006.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней

юности. - МПСИ, 2008.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia,2004. – 301 с.

10.Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.

11.Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.

12.Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008.

13.Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004.

14.Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и

развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.

15.Профориентационные игры: практикум по профориентационной

работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома выступает как целенаправленный и организуемый процесс создания условий для их успешной социализации на основе оказания превентивной и...

«Музыкальное творчество – эффективное средство социализации воспитанников детского дома».

Особенно остро в современном обществе стоит проблема музыкального творчества в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как эффективного средства их социализации.Тема проекта: «Му...

Адаптированная образовательно-воспитательная программа «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе".

В наше время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни, особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. На обеспечение социальной защиты...

Организация работ по профилактике правонарушений среди воспитанников детского дома «Құлыншақ» «КАКИМИ ИМ БЫТЬ?» 2015-2018 г.г.

Проблема отклоняющего поведения детей и подростков всегда была актуальной. Девианты – это дети и подростки с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и нормы обществ...

Использование интернет-ресурсов в коррекционной работе с воспитанниками детского дома

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения. Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучен...

Индивидуальный план самообразования по теме «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»

Самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования.  Тема с...

Индивидуальный план профессионального развития Тема самообразования педагога: «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого потенциала воспитанника»

Тема самообразования педагога:  «Активизация творческой деятельности воспитанников детского дома, через раскрытие внутреннего творческого  потенциала воспитанника» Развитие ...