Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
план-конспект урока
Закрепление умения определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_rodovyh_okonchaniy_imen_prilagatelnyh.docx | 72.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 «Б» классе.
Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Закрепление.
Цель урока: Закрепление умения определять род и число имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.
Задачи:
Образовательная: развивать навыки словообразования имен прилагательных от имен существительных; упражнять в умении определять род имён прилагательных, выделять окончания, правильно писать родовые окончания прилагательных; способствовать обогащению и активизации словарного запаса по теме «Зима».
Коррекционно-развивающая: развивать навыки связной речи, орфографическую зоркость, память, внимание, мышление.
Воспитательная: воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга, бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями, тетради, ручки, карандаши, ребусы, ёлочные шары с заданиями, наглядность на доске.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.
Сейчас внимательно слушайте вопросы, кто правильно ответит, тот и сядет.
- Какое сегодня число? (шестнадцатое)
- Какой сейчас месяц? (декабрь)
- Назовите, какой сегодня день недели. (четверг)
- А какой будет завтра? (пятница)
- Какой день недели был вчера? (среда)
- Назовите последний месяц года. (декабрь)
- Какое сейчас время года? (зима)
- Ребята, назовите признаки зимы. (холодная, снежная, вьюжная, теплая, ветряная, суровая, сибирская)
2.Актуализация опорных знаний.
- Ребята, обратите внимание на доске написано 4 слова:
Чудесный, зимний, день, прохладный.
Найдите «лишнее» слово на доске.
Какое слово «лишнее»? (день)
Объясните свой выбор. (День-это существительное, остальные слова - прилагательные).
Д/и «Продолжи предложение»
Имя прилагательное – это часть речи;
Обозначает признак предмета;
Отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Изменяется по родам, числам и падежам;
Для чего используются прилагательные в нашей речи?
(с прилагательными наша речь становится богаче, точнее и понятнее)
3. Введение в тему урока (работа у доски)
- Каждый из вас получил по карточке № 1. Рассмотрите внимательно словосочетания. Найдите и исправьте ошибки в каждом словосочетании.
Белая облако, зимний утро, холодное ночь, большая сугроб, зимний погода, снежный горка.
- В какой части слова встречаются ошибки?
- От чего зависят окончания имен прилагательных?
- Ребята, скажите пожалуйста, чем мы будем заниматься на уроке?
- Ребята, открываем тетради. От оценки пропускаем 1 строчку, на второй, в начале строки кладем 2 пальца и делаем отметку. Пишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока.
4. Сообщение темы и цели урока
Шестнадцатое декабря.
Правописание родовых окончаний имён прилагательных.
Сегодня мы будем закреплять умение определять род имен прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных
5.1 Д/и «Волшебник» (Образование прилагательных от существительных). (Карточка № 2).
- Ребята, обратите внимание, на доске зашифровано 3 слова, попробуйте разгадать эти ребусы.
Слова: лёд, снег, зима. На какой вопрос отвечают эти слова? (что?) К какой части речи относятся? (к именам существительным)
Возьмите из тарелочки Карточку № 2 Сейчас, ребята, мы с вами поиграем в волшебниках. Превратим слова из имён существительных в имена прилагательные.
какой? какая? какое?
Солнечный солнечная солнечное
Ледяной ледяная ледяное
Снежный снежная снежное
Зимний зимняя зимнее
5.1 Д/и «Подбери карточку»
К какому роду относятся прилагательные, отвечающие на вопрос какой? (Сергей, выйди к доске и выбери правильную карточку) какая? какое? (обучающиеся по очереди подбирают вопрос к м. р., ж. р., ср. р.)
Выделите окончания.
Вывод: у имен прилагательных, которые отвечают на вопрос какой? пишется окончание –ый, -ой, -ий; какая: -ая, -яя, какое: -ое, -ее.
Физкультминутка.
- Ребята, я буду называть прилагательные разного рода. Если я называю прилагательное женского рода, то вы делаете пружиночку, если мужского рода – показываете силу рук, если среднего – 2 раза топаете.
Снежный, ледяное, зимняя, весёлое, большой, ёлка, низкая, суровая, вкусный, бескрайнее, счастливый, снегурочка, новогодний, суровая, утреннее.
6. Самостоятельная работа.
Карточки №3.
А теперь проведем небольшую самостоятельную работу и посмотрим научились мы определять окончания и род имен прилагательных.
Прочитайте самостоятельно рассказ. Списывая, вставляйте окончания имен прилагательных. Выделите окончания прилагательных, укажите род.
Сегодня чудесн... день. Какое ясн… небо! Впереди виден, таинственн… лес. В лесу могуч… деревья.
Взаимопроверка.
Обучающиеся сверяют результат работы товарища с образцом на доске.
- Проверьте работу своего товарища.
- Кто выполнил задание без ошибок на полях в тетради ставит + , а кто с ошибками - .
- Я посмотрю ваши работы.
8. Д/и «Ёлочная игрушка»
- Приготовили карточки №4. Ребята, класс украшен к Новогоднему празднику. Среди всех украшений есть ёлочные шары, которые могут вам дать дополнительный бал к оценке. Каждый из вас глазами ищет волшебный шар, читает словосочетание, определяет род и число имени прилагательного. Дополнительный бал могут дать только синие шары.
Чудесн… настроение, ёлочн….. игрушка, новогодн… подарки, больш… снеговик, малинов…варенье, новогодн…. хоровод, зимн… песенка.
9. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу.
- Скажите пожалуйста, вам понравился урок?
- Какое задание больше всего понравилось?
- Какое задание, на ваш взгляд, было самым трудным?
Карточка № 1 Рассмотрите внимательно словосочетания. Найдите и исправьте ошибки. Белая облако, зимний утро, холодное ночь, большая сугроб, зимний погода, снежный горка. новогодний ёлка. | Карточка № 1 Рассмотрите внимательно словосочетания. Найдите и исправьте ошибки. Белая облако, зимний утро, холодное ночь, большая сугроб, зимний погода, снежный горка. новогодний ёлка. |
Карточка № 2 Лёд, снег, зима. Измените слова так, чтобы из имён существительных они превратились в имена прилагательные. Выделите окончания. (Например: солнце – солнечный, солнечная, солнечное) | ||
Какой? | Какая? | Какое? |
Карточка № 3 Запиши рассказ, вставляя окончания имен прилагательных. Выдели окончания прилагательных, укажи род. Сегодня чудесн... день. Какое ясн… небо! Впереди виден таинственн… лес. В лесу могуч… деревья. |
Карточка № 4. Определите род и число прилагательных.
Чудесн… настроение, ёлочн….. игрушка, новогодн… подарки, больш… снеговик, малинов…варенье, новогодн…. хоровод, зимн… песенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для преподавателей " Сестринский процесс при асфиксии и внутричерепной родовой травме у детей"
В данной методической разработке дается изложение основных вопросов патологии у новорожденных, основные клинические проявления асфиксии и внутричерепной родовой травмы, осложнения, осуществление...
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Открытый урок по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола» СПО 1 курс
Открытый урок по теме: "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" для обучающихся 1 курса СПО. Технологическая карта...
БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Изучение нового материала в 5 классе по русскому языкуЦели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, пис...
Презентация по русскому языку на тему "Падежное окончание прилагательных"
Данный материал представляет возможность повторить понятие "Имя прилагательное", закрепить знания, полученные в начальной школе и расширить знания по теме, познакомив учащихся с особенностям...
Урок – закрепление по теме « Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных » .
Урок в 7 классе по теме "Правописание Н и НН в причастиях о отглагольных прилагательных ".Закрепление знаний, умений и навыков по теме....
Буквы Е/О после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных (5 класс)
Рабочий лист из 5 заданий по теме "Буквы Е/О после шипящих и Ц в окончаниях имён прилагательных"...