Работа по формированию монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам.
план-конспект урока
Технологическая карта урока по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по теме: "Работа по формированию монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_pereskaz.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
преподавателя ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»
Завалиной Е.В.
Дисциплина: МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование
Курс:4
Группа: 4д1
Дата проведения:
Тема: Работа по формированию монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам.
Цели занятия :
- Организация деятельности студентов по овладению новым учебным материалом; формирование профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения занятий по обучению рассказыванию с дошкольниками.
- развитие аналитического мышления.
- воспитание устойчивого интереса к работе с дошкольниками.
-воспитание желания работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами, педагогом.
- активизация познавательной деятельности.
Вид занятия: обсуждение с элементами самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный
Методы занятия:
- информационно- развивающие (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа (вводная, проблемная, эвристическая), инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
- наглядные (показ, демонстрация);
- практические (упражнения (воспроизводящие).
Внутрипредметные связи:
Теоретические основы методики развития речи, связная речь и др.
Межпредметные связи:
обеспечивающие: с психологией, педагогикой.
обеспечиваемые:с педагогической практикой в детском саду.
Оборудование и методическое обеспечение урока: ноутбуки, учебник – 10 шт., видеозанятие https://yandex.ru/video/preview/11452748355658632675.
Студент должен:
Знать: основы организации обучения дошкольников, особенности и методику речевого развития детей, основные принципы речевой коммуникации.
Уметь: определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях.
ОК 2,3,4,5,6,7,8,9
ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5
ПК5.1-5.5
Литература:
Яшина В.И.Теория и методика развития речи детей.
Ход занятия
КОНСПЕКТ УРОКА
МДК.03.02 «Теория и методика развития речи у детей»
Тема: Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цели урока: Организация деятельности студентов по овладению новым учебным материалом; формирование профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения занятий по обучению пересказу с дошкольниками.
Задачи:
образовательные:
- изучение методики обучения дошкольников пересказу;
- формирование умений применять теоретические знания при решении профессиональных задач;
развивающие:
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- совершенствование рефлексивных умений, навыка целеполагания;
- совершенствование навыка контроля и самоконтроля;
- развитие аналитического мышления;
- развитие умения оценки и анализа источника информации в соответствии с учебной задачей;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
воспитательные:
- воспитание стремления к самообразованию и самосовершенствованию;
- воспитание умения выслушивать и уважать мнение других.
- воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
Технологии: субъектно-деятельностная, компетентностно-ориентированного обучения, ИКТ.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- компьютеры;
- карта формируемых компетенций;
- поурочные папки на каждого студента;
- макет памятки молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу»;
- выставка произведений детской художественной литературы
- оборудование для проведения занятия: шапочки Лисы и Рака, иллюстрации к сказкам с изображением лисы.
- Карточки «Структура занятия по пересказу»
Учебные пособия:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.,1997
2.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М. Академия, 2008
Интернет-ресурсы:
www.r-rech.ru – сайт «Развитие речи»
www.skazki.com- интерактивный портал «Сказки»
www.zavuch.info- методический портал «ЗАВУЧ.инфо»
www.soinet.ee- детский портал «Солнышко»
Ход урока
Этапы урока | Учебные задачи этапа | Содержание этапа | |||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность педагога | Деятельность студентов | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный | Обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Актуализация и систематизация знаний | -Какой раздел мы сейчас изучаем? -Раскройте содержание понятия «связная речь» -Какова роль обучения связной речи в общей системе речевой работы в ДОУ? -Охарактеризуйте приёмы обучения связной речи, заполнив предложенную таблицу:
| Письменно отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. | ||||||||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности | Создание мотивационного поля. Формирование целенаправленного характера учебной деятельности | Сегодня перед нами стоит задача: Составить «Памятку молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу» -Достаточно ли на данном этапе обучения ваших знаний, чтобы сделать это? Чего вам не хватает?
-Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока.
-На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ в Памятке?
| Мотивация освоения темы
Рассуждения студентов. Формулирование вывода: на данном этапе обучения не хватает теоретических знаний и практических умений
Формулирование задачи урока: познакомиться с методикой проведения занятий по обучению пересказу детей дошкольного возраста
Формулирование вопросов для Памятки (составление плана изучения материала) -Значение пересказа для дошкольников -Требования к произведениям для пересказа -Виды пересказов, используемые в ДОУ -Задачи и содержание работы с детьми по обучению пересказу детей разного возраста -Методика проведения занятий( структура, приёмы работы) | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Реализация учебных задач. Усвоение новых знаний | Получение обучающимися конкретной информации по изучаемой теме. Организация продуктивного взаимодействия в подгруппах, парах | На вопрос в чём значение пересказа для дошкольников вы дадите ответ самостоятельно. Работаем в подгруппах. 1 подгр- Стародубова с.108-109 2 подгр-Алексеева с.287-288
Прошу вас разрешить профессионально-ориентированные ситуации - Воспитатель планирует занятие по пересказу произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». Возможно ли это? -В чём ошибка воспитателя: «Дети, сегодня мы перескажем стихотворение С.Есенина «Берёза» -Можно ли пересказывать народные сказки? Почему? -Какие ещё жанры можно использовать для пересказа? По сути мы обозначили требования к текстам для пересказа
-Выберите из представленной выставки детской художественной литературы произведение и проанализируйте его возможность( или невозможность) использования на занятиях по пересказу. Работаем в парах
Для того, чтобы занятия по пересказыванию не были однообразными, используются разные виды пересказов. Обратите внимание на слайд (Виды пересказов) Какой,на ваш взгляд, из этих видов используется в ДОУ чаще всего? Чем это объясняется?
Современная методика рекомендует начинать обучение пересказу с коротких рассказов, которые может составить и сам воспитатель, или позаимствовать на специализированных Интернет-ресурсах, таких, например, как сайт «Развитие речи»
Какие ещё виды пересказа определяются методикой? Как вы понимаете что такое выборочный пересказ? творческий пересказ? сжатый пересказ? К какому виду пересказа целесообразно отнести рассказ «Бабочка»( с которым вы познакомились на сайте «Развитие речи», сказку «Два Мороза», Н.Носова «Огурцы»?
-Не смотря на такое разнообразие видов пересказов существует определённый алгоритм проведения занятий по пересказу, типовая структура. Попробуйте определить её самостоятельно, разложив карточки «Структура проведения занятия по пересказу» в определённом порядке
Деловая игра. Проведение занятия на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Я провела занятие в соответствии с тем алгоритмом, который определён современной методикой. Внесите изменения в определённую вами структуру занятия (при необходимости).
| Работа в подгруппах по различным источникам информации. Представление результатов работы. Сравнение подходов к данному вопросу разных исследователей. Самоконтроль с опорой на текст презентации Заполнение соответствующей графы Памятки
Формулирование требований к текстам для пересказа Самоконтроль с опорой на текст презентации Заполнение соответствующей графы Памятки
Анализ выбранных произведений
Формулирование вывода, что чаще используется пересказ подробный, близко к тексту. Это объясняется не только тем, что он проще и легче, но и тем, что он служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях, а так же средством усвоения логики образца и его языка.
Знакомство с произведениями для пересказа, предлагаемыми на сайте «Развитие речи» (www/r-rech.ru)
Рассуждения студентов Самоконтроль с опорой на текст презентации Заполнение соответствующей графы Памятки
Определение структуры занятия по пересказу
Просмотр занятия. Участие в занятии в роли дошкольников.
Самоконтроль с опорой на текст презентации. Заполнение соответствующей графы Памятки. | ||||||||||||||||||||||||||||
4. Развитие учебных задач. Применение новых знаний | Формирование умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач. Организация продуктивного взаимодействия в малых группах | Проанализируем занятие из пособия В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе» с.82 -Все ли структурные части занятия представлены в данном конспекте?
На каждом этапе занятия по пересказу используются определённые приёмы, способствующие восприятию, запоминанию или воспроизведению художественного текста Выделите приёмы работы в просмотренном занятии, в занятии из пособия Коротковой Э.П «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию» в занятии на тему «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» (в поурочных папках) - Обсудим получившиеся результа ты. | Анализ конспекта занятия, выделение, выделение структуры.
Анализ занятий, выделение приёмов работы. Представление результатов работы. Самоконтроль с опорой на текст презентации. Заполнение соответствующей графы Памятки | ||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | Осмысление обучающимися своей деятельности. Обеспечение самоконтроля | - Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы перед собой поставили. Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной вначале урока? Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи? Что еще предстоит узнать? Чего не хватает в нашей Памятке? (методических источников, где можно найти информацию по данной теме) -Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока? У каждого из вас останется «Памятка молодому воспитателю» по изучаемой сегодня теме. - Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке? -Какие моменты в уроке позволяли вам поддерживать внимание, не отвлекаться от темы? -Заполните лист самооценки
| Самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности. Заполнение листа самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Установление логических связей с содержанием следующего урока. | - Возможно, на некоторые вопросы, которые остались недостаточно проработаны вами в ходе урока, вы получите ответы, выполняя домашнее задание. Выберите уровень сложности, на котором вы, на ваш взгляд, можете работать и запишите соответствующее домашнее задание.(слайд презентации) | Самостоятельный выбор вида задания на основе оценки собственных возможностей. Уточнение способа выполнения домашнего задания. | ||||||||||||||||||||||||||||
7. Оценивание | Качественная оценка индивидуальной и групповой работы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр
Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр...
Выявление особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах
практическое занятие для студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...
«Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах»
консультация для педагогов ДОУ...
Контрольная работа "Методика рисования человека в разных возрастных группах"
Контрольная работа "Рисование человека в разных возрастных группах"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 0301ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, М...
Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»
Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...