Работа по формированию монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам.
план-конспект урока

Завалина Елена Владиславовна

Технологическая карта урока по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по теме: "Работа по формированию  монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_pereskaz.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

преподавателя ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» 

Завалиной Е.В.

Дисциплина: МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование 

Курс:4

Группа: 4д1

Дата проведения:

Тема: Работа по формированию  монологической речи детей в разных возрастных группах. Рассказывание по предметам, игрушкам.

Цели занятия :

- Организация деятельности студентов по овладению новым учебным материалом; формирование профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения занятий по обучению рассказыванию с дошкольниками.

- развитие аналитического мышления.

- воспитание  устойчивого интереса к работе с дошкольниками.

-воспитание желания работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами, педагогом.

- активизация познавательной деятельности.

Вид занятия: обсуждение с элементами самостоятельной работы.

Тип урока:  комбинированный

Методы занятия:

- информационно- развивающие (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа (вводная, проблемная, эвристическая), инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

- наглядные (показ, демонстрация);

- практические (упражнения (воспроизводящие).

Внутрипредметные связи:

Теоретические основы методики развития речи, связная речь и др.

Межпредметные связи:

обеспечивающие: с психологией, педагогикой.

обеспечиваемые:с педагогической практикой в детском саду.

Оборудование и методическое обеспечение урока: ноутбуки, учебник – 10 шт., видеозанятие https://yandex.ru/video/preview/11452748355658632675.

Студент должен:

Знать: основы организации обучения дошкольников, особенности и методику речевого развития детей, основные принципы речевой коммуникации.

Уметь: определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста; формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях.

ОК 2,3,4,5,6,7,8,9

ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5

ПК5.1-5.5

Литература:

Яшина В.И.Теория и методика развития речи детей.

Ход занятия

элемента

занятия

Элементы занятия

Время,

минут

Методы

1

Организационная часть

Приветствие студентов, проверка посещаемости по списку, воспитательная работа с опоздавшими.

2 мин

Словесные

2

Мотивация учебной деятельности

степень активности и качества работы на уроке будет оцениваться в конце урока

1 мин

Словесные: указание

3

Проверка домашнего задания

-Какой раздел мы сейчас изучаем?

-Раскройте содержание понятия «связная речь»

-Какова роль обучения связной речи в общей системе речевой работы в ДОУ?

-Охарактеризуйте приёмы обучения связной речи, заполнив предложенную таблицу:

Приёмы обучения рассказыванию

Возрастная группа

Характеристика

 

 

 

Прошу вас разрешить профессионально-ориентированные ситуации:

- Воспитатель планирует занятие по пересказу произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». Возможно ли это?

-В чём ошибка воспитателя: «Дети, сегодня мы перескажем стихотворение С.Есенина «Берёза»

-Можно ли пересказывать народные сказки? Почему?

-Какие ещё жанры можно использовать для пересказа?

По сути мы вспомнили требования к текстам для пересказа. Слайд в презентации

25-30 мин

Устные ответы, письменное задание: заполнить таблицу.

Формулирование требований к текстам для пересказа

Анализ, индивидуальная оценка качества выполнения задания.

4

Сообщение темы, цели задач занятия

5 мин

Запись темы и плана.

5

Объяснение нового материала.

Несмотря на такое разнообразие видов занятий по рассказыванию существует определённый алгоритм проведения занятий по рассказыванию по игрушкам, типовая структура.

Попробуйте определить её самостоятельно, разложив карточки «Структура проведения занятия по рассказыванию» в определённом порядке. Слайд в презентации

45-50мин

Презентация

Беседа,   работа в парах: практическое задание, самоконтроль с опорой на текст презентации

Запись.

6

Закрепление, повторение полученных знаний

-просмотр фрагмента видеозанятия. https://yandex.ru/video/preview/

-Все ли структурные части занятия представлены в данном занятии?

 -На каждом этапе занятия по рассказыванию используются определённые приёмы, способствующие восприятию, запоминанию или воспроизведению рассказа. Назовите их.

- Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке?

-Какие моменты в уроке позволяли вам поддерживать внимание, не отвлекаться от темы? 

8-10 мин

Анализ хода фрагмента видеозанятия.

Задание: сформулируйте общие выводы по изученному материалу. 

7

Задание на дом

1-2мин

Выучить тему. Составить конспект занятия по рассказыванию в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Составление памятки молодому воспитателю «Обучение дошкольников рассказыванию».

КОНСПЕКТ  УРОКА

МДК.03.02 «Теория и методика развития речи у детей»

 

Тема: Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Цели урока: Организация деятельности студентов по овладению новым учебным материалом; формирование профессиональных компетенций, необходимых для организации и проведения занятий по обучению пересказу с дошкольниками.

Задачи:

образовательные:

  • изучение методики обучения дошкольников пересказу;
  • формирование умений применять теоретические знания при решении профессиональных задач;

развивающие:

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • совершенствование рефлексивных умений, навыка целеполагания;
  • совершенствование навыка контроля и самоконтроля;
  • развитие аналитического мышления;
  • развитие умения оценки и анализа источника информации в соответствии с учебной задачей;
  • развитие коммуникативных умений и навыков;

воспитательные:

  • воспитание стремления к самообразованию и самосовершенствованию;
  • воспитание умения выслушивать и уважать мнение других.
  • воспитание положительной мотивации к учебной деятельности.

 

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.

ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

 

Технологии: субъектно-деятельностная, компетентностно-ориентированного обучения, ИКТ.

 

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • компьютеры;
  • карта формируемых компетенций;
  • поурочные папки на каждого студента;
  • макет памятки молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу»;
  • выставка произведений детской художественной литературы
  • оборудование для проведения занятия: шапочки Лисы и Рака, иллюстрации к сказкам с изображением лисы.
  • Карточки «Структура занятия по пересказу»

 

Учебные пособия:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.,1997

2.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М. Академия, 2008

 

Интернет-ресурсы:

www.r-rech.ru – сайт «Развитие речи»

www.skazki.com- интерактивный портал «Сказки»

www.zavuch.info- методический портал «ЗАВУЧ.инфо»

www.soinet.ee- детский портал «Солнышко»

 

Ход урока

 

Этапы урока

Учебные задачи этапа

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность студентов

1. Организационный

Обеспечение комфортной психологической обстановки для обучающихся, подготовка к продуктивному общению на занятии

 

 

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Актуализация и систематизация знаний

-Какой раздел мы сейчас изучаем?

-Раскройте содержание понятия «связная речь»

-Какова роль обучения связной речи в общей системе речевой работы в ДОУ?

-Охарактеризуйте приёмы обучения связной речи, заполнив предложенную таблицу:

Приёмы обучения рассказыванию

Возрастная группа

Характеристика

 

 

 

 

Письменно отвечают на вопросы. Заполняют таблицу.

2. Постановка учебной проблемы. Мотивация учебной деятельности

Создание мотивационного поля. Формирование целенаправленного характера учебной деятельности

Сегодня перед нами стоит задача: Составить «Памятку молодому воспитателю «Обучение дошкольников пересказу»

-Достаточно ли на данном этапе обучения ваших знаний, чтобы сделать это? Чего вам не хватает?

 

 

 

-Сформулируйте основную задачу сегодняшнего урока.

 

 

 

 

 

-На какие вопросы вы, как молодой воспитатель, хотели бы получить ответ в Памятке?

 

Мотивация освоения темы

 

 

Рассуждения студентов.

Формулирование вывода: на данном этапе обучения не хватает теоретических знаний и практических умений

 

Формулирование задачи урока: познакомиться с методикой проведения занятий по обучению пересказу детей дошкольного возраста

 

Формулирование вопросов для Памятки (составление плана изучения материала)

-Значение пересказа для дошкольников

-Требования к произведениям для пересказа

-Виды пересказов, используемые в ДОУ

-Задачи и содержание работы с детьми по обучению пересказу детей разного возраста

-Методика проведения занятий( структура, приёмы работы)

3. Реализация учебных задач. Усвоение новых знаний

Получение обучающимися конкретной информации по изучаемой теме. Организация продуктивного взаимодействия в подгруппах, парах

На вопрос в чём значение пересказа для дошкольников вы дадите ответ самостоятельно. Работаем в подгруппах.

1 подгр- Стародубова с.108-109

2 подгр-Алексеева с.287-288

 

 

 

Прошу вас разрешить профессионально-ориентированные ситуации

- Воспитатель планирует занятие по пересказу произведения Н.Носова «Незнайка на Луне». Возможно ли это?

-В чём ошибка воспитателя: «Дети, сегодня мы перескажем стихотворение С.Есенина «Берёза»

-Можно ли пересказывать народные сказки? Почему?

-Какие ещё жанры можно использовать для пересказа?

По сути мы обозначили требования к текстам для пересказа

 

 

-Выберите из представленной выставки детской художественной литературы произведение и проанализируйте его возможность( или невозможность) использования на занятиях по пересказу. Работаем в парах

 

Для того, чтобы занятия по пересказыванию не были однообразными, используются разные виды пересказов. Обратите внимание на слайд (Виды пересказов) Какой,на ваш взгляд,  из этих видов используется в ДОУ чаще всего? Чем это объясняется?

 

 

Современная методика рекомендует начинать обучение пересказу с коротких рассказов, которые может составить и сам воспитатель, или позаимствовать на специализированных Интернет-ресурсах, таких, например, как сайт  «Развитие речи»

 

Какие ещё виды пересказа определяются методикой?

Как вы понимаете что такое выборочный пересказ? творческий пересказ? сжатый  пересказ?

К какому виду пересказа целесообразно отнести рассказ «Бабочка»( с которым вы познакомились на сайте «Развитие речи», сказку «Два Мороза», Н.Носова «Огурцы»?

 

-Не смотря на такое разнообразие видов пересказов существует определённый алгоритм проведения занятий по пересказу, типовая структура. Попробуйте определить её самостоятельно, разложив карточки «Структура проведения занятия по пересказу» в определённом порядке

 

 Деловая игра. Проведение занятия на  тему:  «Пересказ сказки «Лиса и рак»

 

 

Я провела занятие в соответствии с тем алгоритмом, который определён современной методикой.

Внесите изменения в определённую вами структуру занятия (при необходимости).

 

Работа в подгруппах по различным источникам информации.

Представление результатов работы. Сравнение подходов к данному вопросу разных исследователей.

Самоконтроль с опорой на текст презентации

Заполнение соответствующей графы Памятки

 

 

 

Формулирование требований к текстам для пересказа

Самоконтроль с опорой на текст презентации

Заполнение соответствующей графы Памятки

 

 

Анализ  выбранных произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование вывода, что чаще используется пересказ подробный, близко к тексту. Это объясняется не только тем, что он проще и легче, но и тем, что он служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях, а так же средством усвоения логики образца и его языка.

 

 

Знакомство с произведениями для пересказа, предлагаемыми на сайте «Развитие речи» (www/r-rech.ru)

 

 

 

 

 

 

Рассуждения студентов

Самоконтроль с опорой на текст презентации

Заполнение соответствующей графы Памятки

 

 

 

 

 

 

 

Определение структуры занятия по пересказу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр занятия. Участие в занятии в роли дошкольников.

 

 

Самоконтроль с опорой на текст презентации. Заполнение соответствующей графы Памятки.

4. Развитие учебных задач. Применение новых знаний

Формирование умения применять теоретические знания при решении профессиональных задач. Организация продуктивного взаимодействия в малых группах

Проанализируем занятие из пособия В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе» с.82

-Все ли структурные части занятия представлены в данном конспекте?

 

На каждом этапе занятия по пересказу используются определённые приёмы, способствующие восприятию, запоминанию или воспроизведению художественного текста

Выделите приёмы работы в просмотренном занятии, в занятии из пособия Коротковой Э.П «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»

в занятии на тему «Пересказ сказки «Заюшкина избушка» (в поурочных папках)

- Обсудим получившиеся результа

ты.

Анализ конспекта занятия, выделение, выделение структуры.

 

 

 

 

 

 

Анализ занятий, выделение приёмов работы. Представление результатов работы.

Самоконтроль с опорой на текст презентации. Заполнение соответствующей графы Памятки

5. Рефлексия

Осмысление обучающимися своей деятельности. Обеспечение самоконтроля

- Подводя итог занятия, давайте вернемся к вопросам, которые вы перед собой поставили. Все ли ответы вы получили? Достигли мы цели, поставленной вначале урока?

Были ли реализованы поставленные нами в ходе урока задачи? Что еще предстоит узнать? Чего не хватает в нашей Памятке? (методических источников, где можно найти информацию по данной теме)

-Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего урока?

У каждого из вас останется «Памятка молодому воспитателю» по изучаемой сегодня теме.

- Подумайте, насколько продуктивно вы сегодня работали на уроке?

-Какие моменты в уроке позволяли вам поддерживать внимание, не отвлекаться от темы?

-Заполните лист самооценки

 

 

да

нет

1

Я активно участвовала в уроке

 

 

2

Мне было интересно

 

 

3

Мои ответы были аргументированы

 

 

4

Я  была невнимательна. отвлекалась

 

 

5

Самооценка за урок

 

6

На уроке формировались следующие компетенции

 

 

Самооценка достижения целей занятия и продуктивности собственной деятельности. Заполнение листа самооценки                                           

6. Домашнее задание

Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Установление логических связей с содержанием следующего урока.

- Возможно,  на некоторые вопросы, которые остались недостаточно проработаны вами в ходе урока, вы получите ответы, выполняя домашнее задание. Выберите уровень сложности, на котором вы, на ваш взгляд, можете работать и запишите соответствующее домашнее задание.(слайд презентации)

Самостоятельный выбор вида задания на основе оценки собственных возможностей. Уточнение способа выполнения домашнего задания.

7. Оценивание

Качественная оценка индивидуальной и групповой работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр...

Выявление особенностей планирования комплексных мероприятий экологического содержания в разных возрастных группах

практическое занятие для студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

Контрольная работа "Методика рисования человека в разных возрастных группах"

Контрольная работа "Рисование человека в разных возрастных группах"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 0301ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, М...

Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»

Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...