Авторская программа тренинговых занятий для работы со школьниками старшего подросткового возраста. "Формула решения школьных конфликтов".
рабочая программа

Манаенкова Марина Анатольевна

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что ученики  и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Психолого  - педагогическая разработка,  представленная   вашему вниманию, посвящёна  проблеме решения возникающих в школьной  среде конфликтов, анализу причин их возникновения, способам  разрешения конфликтов и мерам  по дальнейшему предотвращению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формула решения школьных конфликтов

 Авторская программа тренинговых занятий

 для работы со школьниками

 старшего подросткового возраста

                                                                     Составитель:                                                                                                           

                                                            Манаенкова М.А.        

                                                   педагог – психолог                        

                                                            1 категории

2010 г.

Введение

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что ученики  и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.

Психолого  - педагогическая разработка,  представленная   вашему вниманию, посвящёна  проблеме решения возникающих в школьной  среде конфликтов, анализу причин их возникновения, способам  разрешения конфликтов и мерам  по дальнейшему предотвращению.

Конфликт между  учительницей и ученицей, возник на основе расхождения определённых  мотивов. Елена Ивановна педагог  с большим стажем  работы в школе, считалась строгим  учителем по русскому  языку. Когда   в начале учебного  года  она пришла  к ученикам 9 класса на урок, школьники   встретили её насторожено. Педагог всмотрелась в юные лица и тяжело вздохнула. Молодое поколение явно не отвечало  её представлениям  о классическом положительном школьнике. Одеты, особенно девушки, вызывающе, самоуверенные и наглые. Начался  урок. Внимание Елены Ивановны  привлекла одна из учениц. Она была одета  по последней моде, шепталась с соседкой, и  посматривала на педагога насмешливо и агрессивно. Учительница задала  классу  вопрос и, показав рукой, вызвала непонравившуюся ей девушку. Та встала и с улыбкой  сказала, что не знает  ответа. Елене Ивановне показалось, что ученица издевается над ней, нервы её не выдержали, и, отчитав девушку  Семёнову   Катю  за безобразное поведение на уроке, педагог  удалила её из класса. На следующем уроке, войдя в класс, Елена Ивановна  увидела злой взгляд «неприятной» ученицы. Прошлые эмоции вспыхнули  в душе   педагога  с новой силой,  но она сдержала себя и провела урок. На перерыве в учительской   Елена Ивановна «навела справки» и с некоторым удивлением обнаружила, что мнение  других учителей о «неприятной»  девушке положительное. Её считают в меру старательной, способной и спокойной ученицей. Ни агрессии, ни наглости до сих пор за ней не замечали. На следующем уроке Катя  опять вела себя вызывающе, материал не отвечала и получила двойку. Её поведение спровоцировало  новые замечания со стороны педагога. И так повторялось на каждом уроке  русского  языка. Конфликты между педагогом и ученицей  вспыхивали один за другим. Жизнь в классе  для ребёнка и взрослого стала невыносимой. И школьница приняла решение не посещать  уроки Елены Ивановны. Но она понимала, что это неминуемо повлечёт за собой необратимые последствия. Уходить из школы Катя не хотела, ей нравились её  одноклассники, да и учительский   состав в целом. Не находя самостоятельно выхода из сложившейся ситуации, обратилась за помощью к педагогу -  психологу. В течение двух месяцев шаг за шагом, привлекая родителей, педагогов и одноклассников, они совместно искали способ  выхода из конфликтной ситуации. На зачёт по русскому языку  девушка   пришла в  обычной одежде и хорошо подготовленной. Педагог  очень удивилась её появлению и вызвала отвечать. Девушка  в присутствии комиссии ответила блестяще и Елена Ивановна не стала заваливать ученицу  дополнительными вопросами,   а вынуждена была поставить ей хорошую оценку. В результате конфликт был разрешен.

Личные особенности ученицы: особенность самосознания, проявляющиеся в степени напряжённости,   завышенная самооценка. Психологическое состояние конфликтного взаимодействия проявляется в ощущении несправедливого отношения, основанного нетерпимости ко всем, кто не разделяет твоих позиций. Нарушение эмоциональной сферы у девушки  – «застревание» на неприятных переживаниях, когда девушка  не может переключиться на другие жизненные события, а думает только о том неприятном событии, которое с ней произошло.

Со стороны педагога  возрастные отличия сыграли свою роль в конфликте, а также нарушение педагогической этики.  У различных поколений не совпали смысложизненные представления.

Поведенческая особенность ученицы – это негативное отношение к требованию старших (педагога), попытка любой ценой продемонстрировать свою взрослость, проявить независимость.

Эмоциональное проявление участников конфликта – это  эмоциональное напряжение, вызванное  у школьницы  и учительницы  началом занятий. Оно и   спровоцировало локальный конфликт,  девушка затаила обиду. Свойственной  подросткам  эмоциональностью  ученица   демонстрировала  педагогу свою неприязнь, прекратила готовиться к занятиям, провоцировала  всё новые и новые конфликты, истиной причиной которых был первичный  конфликт в начале учебного года.

Модель  поведения в конфликте педагога  – деструктивная, характерная для личностей, которые проявляют подозрительность и недоверие к партнёру, нарушают этику  общения, постоянно принижают партнёра и стремятся к обострению и расширению конфликта.

Защитная форма поведения ученицы  и учительницы  - агрессия (провокация на грубость).

Основная причина конфликта в  отношении между учительницей  и ученицей  – разногласия подростка и взрослого во взглядах на развивающуюся личность ученицы,    а также ошибка в учебно - воспитательной деятельности педагога:  в отсутствие умений учитывать в работе с подростками  их индивидуальные особенности.

          Этапы развития конфликта:

1) предконфликтная ситуация (первое занятие в начале учебного года);

2) собственно конфликтное столкновение (на каждом занятии);

     3) разрешение конфликта.

 

                       Основные методы для разрешения конфликта:

  • индивидуально – личностные: перестройка поведения самой ученицы  с учётом точки зрения педагога;
  • организационные: обращение за помощью к педагогу - психологу,  обсуждение конфликта, изучение  конфликтности девушки с помощью психодиагностических методик, создание эмоционального равновесия в конфликте, сдерживание ученицы  при дальнейших встречах с педагогом, убеждение её в  необходимости отказа от деструктивного поведения.

 

Деятельность   по разрешению данного конфликта

педагогом – психологом:

1.Изучена  конфликтная  ситуация: выяснены причины конфликта, определены  цели и особенности поведения педагога  и ученицы 9 класса, выявлены сближения точек зрения конфликтующих сторон.

2.Установлены участники конфликтной ситуации.

3.Изучены в ходе беседы с учительницей  и ученицей  мотивы, цели, эмоции, позиции и личностные проблемы всех участников конфликта;

4.Определён  объективный фактор возникновения конфликта.

5.Изучены представления и намерения  всех сторон (педагога  и школьницы о способах разрешения конфликтной ситуации).

6.Выявлено отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных  в его позитивном  разрешении (мнение  классного руководителя, родителей, одноклассников).

7. Диагностическая работа с ученицей   с помощью  психодиагностического  теста:  самооценка конфликтности {1}.  Результаты исследования   показали, что конфликтность у девушки выражена.

8. Определена стратегия поведения ученицы  в конфликтной ситуации. Т.к. педагог, обвинив девушку  в возникновении данного конфликта, отказалась от помощи  педагога - психолога и была не согласна идти на компромисс, стратегия  приспособления,   т.е. сглаживание противоречий, поступаясь интересами ученицы, являлась единственной для разрешения конфликта.  Напряжённость стала слишком велика и явно появилась необходимость ослабления накала.

 9 Психологические занятия с ученицей,  с целью восстановления  у девушки  эмоционального равновесия с помощью методов  саморегуляции:  самоубеждение, самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций, дыхательные упражнения, концентрация и вуализация, а также  проведение  сеансов аутогенной тренировки {4}.

10. Индивидуальная работа с педагогическим  составом и лекторий на тему  

« Возрастные особенности подростков».

11.Организована  встреча за круглым столом с учениками 9 класса на тему:

« Конфликты между учителем  и учениками».

12.Родительское собрание на тему: « Конфликт: сущность, последствия, стадии»

13.Психологический тренинг для школьников 9 класса  « Конфликты в общении» (программа, занятие 2).

Для снижения остроты подобных явлений  и более продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия необходимо психологическое сопровождение подростков. Указанные причины побудили разработать программу тренинговых занятий для работы со школьниками старшего подросткового возраста.

Аннотация

Конфликт как социально – психологический феномен является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. Однако в настоящее время наблюдается рост конфликтности во всех сферах социального взаимодействия. В связи с этим актуально обучение подрастающего поколения способам разрешения конфликтов, особенно в подростковом возрасте, который является переломным в становлении способов межличностного взаимодействия.

        Подростковый  возраст представляет собой  переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех сложившихся ранее психофизиологических  характеристик организма. Одной из сложных проблем этого возраста является проблема межличностных конфликтов, при разрешении которых, как правило, преобладают деструктивные тенденции, ведущие к обострению ситуации конфликта.

Конфликтность подростка выступает в качестве существенной особенности данного возраста, накладывающей отпечаток на широкий спектр его отношений к окружающему миру и самому себе. Конфликты этого периода оказывают значительное влияние на формирование личности и её социальной компетентности. Социальная компетентность, являясь  одним из условий  социального самоопределения, характеризуется развитием целого спектра стратегий поведения в различных жизненных ситуациях, а также способностью реализовать адекватную стратегию в ситуации конфликтного взаимодействия.

Данная программа,  адресованная  работникам воспитательной сферы общеобразовательного учреждения  (школьным психологам, педагогам, классным руководителям), предлагает практико – ориентированные  материалы  для обучения  школьников в возрасте 15 – 17 лет конструктивному  решению конфликтов и повышения  их коммуникативной  и социально – психологической компетентности.

                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                       

Содержание

 Авторская программа  тренинговых занятий для работы со школьниками старшего

подросткового возраста

Пояснительная записка……………………………………………………… 8 – 9

Особенность программы……………………………………………………..10 - 11

Содержание Программы……………………………………………………  12 - 14

Тематический план занятий………………………………………………… 15 - 16

Заключение……………………………………………………………………17-18

Список   литературы ....................................................................................... 19

Пояснительная записка

Программа тренинга  разработана для   школьников  9 – 11 классов  образовательного  учреждения, решает основные задачи развития, характерные младшего подросткового возраста.

Количественный  состав  группы  10 – 15 человек.

Общее количество часов – 14.

Целесообразно проводить занятия 1 раз в неделю по 2  часа. Программа включает   14 отдельных тематических занятий.  

Возрастной диапазон участников тренинга 15 – 17 лет

Актуальность программы

        Подростковый возраст традиционно определяется как один из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности. Глобальная перестройка организма ведёт к общей нестабильности, обусловливает многочисленные противоречия и конфликты. Обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Трудности подросткового кризиса обусловлены также недостатком знаний, умений и навыков взаимодействия с окружающими, что приводит подростка к ощущению невозможности решения его индивидуальных проблем. Отмечается повышенный фон конфликтности складывающейся личностной позиции. Это обуславливает недовольство подростка собой  и обществом, формируя внутреннее противоречие.

        Подростковый возраст является переломным периодом в формировании способов взаимодействия с окружающими. Заметно увеличивается количество сложных ситуаций общения, которые часто приобретают конфликтный характер. Противоречия во взаимодействии подростка со средой социального развития личности возникает в трёх сферах  межличностных отношений: в семье, в классе и среде неформального общения сверстников. В каждой из этих микрогрупп подросток занимает  определённую позицию, которая определяет его коммуникативные интересы, социальные диспозиции, отношение к самому себе.

        Потребность подростков в причастности к обществу  сталкивается, с одной стороны, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает самостоятельность, общественную ценность растущего человека, а с другой  отсутствием условий для реального осуществления подростком общественных дел. Потребность признания собственной взрослости, с одной стороны, и отношение  взрослого к подростку как к ребёнку – с другой, является источником противоречия, способного породить конфликт.

        Ведущая потребность подросткового возраста – потребность в общении со сверстниками. Для подростка характерны, значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определённый статус, престиж. В процессе  социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, что является источником конфликта.

        Таким образом, подростковый возраст характеризуется повышенной конфликтностью во всех сферах. Однако конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным.

        Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и болезненно переживают своё одиночество.

        Несомненно, усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное  влияние на развитие личности подростка. Преобладание деструктивных способов поведения, которые не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья ребёнка. Преобладание конструктивных способов, наоборот, повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности собственной ценности, ведёт к становлению важных волевых качеств.

        Вышесказанное свидетельствует о необходимости оказания помощи подросткам в овладении способами управления конфликтом, предотвращении его деструктивной направленности. Умение конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях предполагает понимание причин возникновения конфликтов, психологических механизмов их действия и динамики развития, что позволяет выработать адекватный способ поведения в конфликтных ситуациях, находить оптимальные пути выхода из конфликта. Эффективным методом оказания  помощи такого рода является   психологические  тренинговые занятия.

При разработке содержания тренинговых занятий  использовались  методические рекомендации Б.М. Мастерова, И.В. Вачкова, Т.Г. Грирорьевой, Н.Н. Васильева и других.

Направленность программы

        Цель Программы –  создание условий для повышения коммуникативной и социально – психологической  компетентности подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов.

        Программа позволяет решать следующие задачи:

  • формировать знания о конфликте, стадиях его развития и последствиях;
  • обучить способам продуктивного поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия;
  • формировать  способности к конструктивному разрешению конфликта;
  • обеспечить  стабилизацию и интеграцию внутригрупповых отношений,_
  • снизить  социальное напряжение;
  • создать  благоприятный  социально – психологический  климат в классе;
  • развивать  навыки  саморегуляции и самоконтроля.

Особенности   программы

Данный курс,   строился и использовался в основном для групп с высоким и средним уровнем психологического развития. Работа  психолога (педагога,  классного руководителя)  направлена  на  профилактику негативных явлений, в частности деструктивной направленности конфликтов.

В ходе занятий подросткам даётся  информационный материал о сущности конфликта, его причинах и последствиях, роли эмоций в конфликтном взаимодействии, динамике развития, различных моделях и стратегиях реагирования конфликтной ситуации, даётся  алгоритм  конструктивного  решения проблемы.

Требования к материально – технической оснащённости учреждения для реализации программы

Требование к помещению, в котором  проводятся тренинговые занятия, выглядит  следующим образом. Это должна быть просторная комната, обеспечивающая участникам возможности свободного передвижения, расположения по кругу, объединения в микро – группы (по 3 -5 человек). Размер помещения должен позволять поставить стулья в круг и проводить подвижные игры, то есть допускать быструю перестановку мебели, содержать рабочую зону, и чистую зону (для обсуждения). Стулья должны передвигаться свободно, и их должно быть достаточное количество. В помещении должны отсутствовать препятствия, отгораживающие  участников друг от друга (столы, парты, лишние стулья). Столы нужны только для размещения изобразительных, раздаточных материалов, технических средств. Если тренинг проходит в классе, необходимо вынести лишние столы и стулья или расставить их по периметру. Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемость.

Материальное сопровождение занятий

Ведущим тренинговых занятий   психологу или педагогу (классному руководителю) потребуется бумага для письма и рисования (разного формата), доска, мяч, видео- и аудиоаппаратура, аудиокассеты с различной музыкой, принадлежности для рисования, карточки для имён (с булавкой).

Требования к информационной обеспеченности учреждения

для реализации программы

Для  реализации программы в учреждении должен быть Интернет,  библиотека.

Критерии ограничения и противопоказания на участие

в освоении программы

К участию в освоении  программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания.

Ресурсы, необходимые  для эффективной реализации программы:

Требования к специалистам, реализующим программу

1. Специалистам, реализующим  программу,  необходимо  знать психологические законы развития возрастной психологии и  иметь опыт тренинговой работы в подростковых группах.
2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия (есть ли контакт подростков в процессе работы, все ли вовлечены в процесс обсуждения, нет ли тех, кто занимает выжидательную позицию, отсиживается).
3. Помогать подросткам  принимать  себя и сверстников такими,  какие они  есть на самом деле.
4. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
5. Наблюдать за стилем поведения и творческим самовыражением подростков.

 Данная  программа  может проводиться как психологом, так и педагогом (классным руководителем), придерживающихся основных принципов проведения тренинга.

Принципы организации психологического тренинга:

  • 1.Принцип добровольного  участия, как  во всех   занятиях, так и в отдельных упражнениях и занятиях.
  • 2.Принцип  мотивационной готовности предполагает ориентацию психолога на то, что значимо для группы  в данный момент.
  • 3.Принцип целостности материала – методический принцип проведения занятий. Под  целостностью материала курса  понимается единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, т.е. органическая  взаимосвязь информации, которая предлагается  участнику  группы, с эмоциями и чувствами, вызванными  этой информацией, а также с обусловленным ею  поведением.
  • 4.Принцип учёта возрастных особенностей учеников  реализуется в том, что принимается во внимание следующие характеристики подросткового  возраста:
  • преимущественная ориентация на процесс общения;
  • переживания, связанные с чувством наступающей взрослости, половой идентификацией и формированием образа
  • « Я»;
  • активное формирование самосознания и рефлексия.
  •  5.Принцип   соответствия методам познания. Изложение

материала в соответствии с методами познания – анализом и синтезом – выражается в структуре занятий и всего курса.

  • 6.Принцип  постоянной обратной связи, т.е. непрерывное     получение  участником  информации  от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинговых занятий..
  • 7.Принцип  гармонизации интеллектуальной и эмоциональной  сфер. С одной  стороны, для тренинговых занятий  характерен высокий эмоциональный  накал, с другой – занятия  активизируют   и  интеллектуальные аналитические процессы – обсуждение событий.

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы

1.Мухина В.С. Возрастная психология, - М, 2003.

2.Немов Р.С. Общая психология, - М, Центр:  ВЛАДОС- 2003.

3.Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности подростков.  – М, 1967.

    Содержание программы

Описание используемых методик и технологий, инструментария

                 Основные методы работы на тренинговых занятиях таковы:

 групповая дискуссия  (анализ ситуаций, «мозговой штурм» и т.д.);

 игровой метод (психотехнические игры,  игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.);

 обсуждение заданий и упражнений;

 беседа; наблюдение и др.

 Можно выделить следующие формы работы на тренинге:

 индивидуальная работа;

 работа в парах;

 работа в микро – группе;

 групповая работа;

 поведенческий тренинг и др.

Этапы реализации программы

    Этапы реализации программы делится на два этапа.

    На первом этапе происходит понимание  сущности, последствий и стадий развития конфликта, обучение навыкам саморегуляции, способам контроля  своего поведения и анализ типов реагирования в ситуации конфликтного взаимодействия.

   На втором этапе рассматриваются модели и стратегии поведения в конфликте, различные варианты его разрешения, выбираются оптимальные способы продуктивного реагирования в определённой конфликтной ситуации на основе её анализа, выстраивается и реализуется на практике алгоритм конструктивного решения проблемы.

  Каждое занятие включает три блока.

1.Информационный блок: выполняет образовательную функцию – сообщает участникам  определённые теоретические знания:

  • специфические (о психологии общения; о конфликте, т.е. его сущности, последствиях, стадиях; о стрессе и возможных способах его снижения; о стратегиях, типах и моделях поведения в конфликте и др.);
  • неспецифические (знания школьников  о себе, собственных  возможностях; понимание своих чувств, эмоций, знания о способах работы с ним и др.).

2.Эмоциональный блок:  создаёт благоприятный психологический климат в группе, мотивированность участников, интерес, доверительный стиль общения,  обеспечивает психологическую поддержку подростков, работу с их коммуникативными и личностными проблемами на уровне чувств.

3. Поведенческий блок: формирует способности конструктивно взаимодействовать в ситуации конфликта.

Структура занятий состоит из следующих основных компонентов:

  • вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);
  • основная  часть (сообщение участникам определённых теоретических знаний);
  • заключение (рефлексия).

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные:

* профилактика негативных явлений, в частности деструктивной направленности конфликтов;

* развитие общеинтеллектуальных  навыков;

* создание благоприятных условий для тренировки способности к анализу,  обобщению, синтезу;

* развитие и закрепление навыков самоанализа и самодиагностики;

* углубление процессов самораскрытия.

Итоговые:

* расширение  диапазона используемых подростками стратегий поведения в   конфликте  и более гибкое их применение;

* выработка оптимальных для конкретной ситуации стратегий и способов   разрешения проблемы;

    * перенос полученных знаний и изменений в реальную обстановку.

Система организации внутреннего контроля   за реализацией программы

     Контроль  за реализацией программы осуществляет директор образовательного учреждения и заместитель директора по воспитательной работе. Программа утверждается директором образовательного учреждения. По завершении  занятий  школьный психолог составляет итоговый отчёт, в котором отражается качественные и количественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план  работы с учениками, исходя из особенностей классного коллектива.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Качественные:

* применение на практике групповой формы работы;

* увеличение информационного поля;

* сплочение классного коллектива;

* улучшение межличностных отношений подростков со сверстниками,  

родителями и педагогами;

* удовлетворённость психологической атмосферой в классе;

* создание условий для развития такой стороны человеческой целостности, как «Я и другие люди».

Количественные:

проведение   14  психологических занятий;

составление методических  рекомендаций по проведению занятий;

проведение родительских собраний по темам: «Психологические особенности подросткового возраста, «Конфликт: сущность, последствия, стадии».

Тематический план занятий

Тема занятия

Задачи занятия

Количество часов

1

Вводное занятие

Привлечь группу к работе, акцентировать  значимость поставленных задач тренинга, знакомство, принятие правил группового взаимодействия.

1

2

Конфликты в общении

Создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в  общении; актуализовать представления о конфликтных ситуациях, проанализировать типичные конфликты подростков.  

1

3

Конфликт: сущность, последствия, стадии

 Проанализировать конфликт с точки зрения стадий его развития и последствий.

1

4

Конфликты и стресс

Показать значимость стрессовых реакций организма человека и их влияние на поведение в конфликте; проанализировать собственные реакции организма в конфликтной ситуации; выделить способы снижения уровня стресса, выбрать наиболее эффективные из них.

1

5

Эмоции и поведение в конфликте

Понять характер собственных эмоциональных реакций в конфликтах, выделить способы их рационализации; определить свой тип реагирования в конфликтной  ситуации.

1

6

Причины конфликта

Проанализировать  типичные причины  и сфер возникновения конфликтов; проанализировать причины возникновения конфликтов  «Ученик – ученик», рассмотреть типы конфликтов.

1

7

Типы и модели поведения в конфликте

Рассмотреть возможные типы поведения в конфликтной ситуации; сопоставить собственную модель поведения в конфликте с реализуемыми действиями.

1

8

Стратегии поведения в конфликте

Сформировать понятие о стратегиях поведения в конфликте; показать основные факторы, их определяющие; актуализировать собственный опыт поведения в ситуациях конфликтного взаимодействия; научить узнавать и выбирать оптимальную стратегию поведения в конкретной конфликтной ситуации.

1

9

Стратегия  поведения в конфликте  - соперничество

Проанализировать сильные и слабые стороны стратегии соперничества  в различных конфликтных ситуациях.

1

10

Стратегия  поведения в конфликте  - компромисс

Проанализировать сильные и слабые стороны стратегии компромисса в различных конфликтных ситуациях.

1

11

Стратегии  поведения в конфликте – избегание  и приспособление

Проанализировать сильные и слабые стороны стратегий  избегания и приспособления в различных конфликтных ситуациях

1

12

Стратегия поведения в конфликте -  сотрудничество

Выявить основные подходы к разрешению проблем между людьми, ориентировать подростков на продуктивное поведение в ситуации межличностного  взаимодействия,  научить способам конструктивного разрешения конфликтов

1

13

Разрешение конфликтов

Выявить основные подходы к разрешению проблем между людьми, ориентировать подростков на продуктивное поведение в ситуации межличностного  взаимодействия,  научить способам конструктивного разрешения конфликтов

1

14

Заключительное занятие

Обсудить  впечатлений участников о работе  в тренинге; проработать варианты применения полученного опыта в реальной жизни.

1

Итого:

14 ч

Заключение

  Любой конфликт в этом мире начинается с человека и заканчивается опять на человеке, поэтому негативные тенденции конфликта необходимо  корректировать посредством работы с человеком.  Для этого важно реализовать систему мер по двум основным направлениям: психолого – педагогические меры, направленные на предупреждение возникновения  деструктивных тенденций жизнедеятельности человека и организационные меры по предупреждению негативных тенденций возникающих конфликтов.

Психолого – педагогические  профилактические меры по предупреждению деструктивных конфликтов {3}

  1. Психологическое прогнозирование   в конфликтах, которое включает:
  • Определение места и времени  возникновения  конфликта и выявление его содержательных характеристик посредством диагностических процедур.
  • Анализ временных, пространственных, социальных, психологических факторов, влияющих на возникновение напряжённости в коллективе.

Последняя  может быть выявлена на основе  следующих признаков: поведение носит агрессивный  неуправляемый характер, ярко выражена эмоциональная составляющая  жизнедеятельности, в речевых высказываниях  просматривается  стремление отомстить, наказать, ущемить интересы.

  1. Предупреждение  конфликтов, которому способствует:
  • Правильное, с позиций интересов группы и личности,  разрешение конфликтных ситуаций, возникающих ранее:  разбор и разъяснение их истоков, обоснованное доказательство степени вины конфликтующих; участие в ликвидации его последствий; побуждение к самоанализу и осознанию последствий конфликтного поведения инициаторов конфликт.
  • Cоздание благоприятных условий для жизнедеятельности человека и группы:  согласование интересов, расстановка  приоритетов, выявление, ревизия  непродуктивных способов взаимодействия и отказ от них.
  1. Предотвращение конфликта.
  • Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта.
  • Полное  предотвращение предполагает нейтрализацию действия всего комплекса причин,  обусловливающих возникновение деструктивного  конфликта, что позволяет  направлять взаимодействие субъектов в русло сотрудничества во  имя реализации совпадающих интересов.
  1. Предотвращение конфликта является возможным только на этапе  нарождающегося  противоречия, ещё не перешедшего в противоборство.

Организационные профилактические меры {3}

1.Создание благоприятных предпосылок для жизнедеятельности работников в организации: справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе; успокаивающая  среда, окружающая человека; конструктивные традиции коллектива, создающие положительный трудовой настрой и удовлетворённость сопричастностью данному коллективу и делу.

2.Периодическое приведение структуры организации и малых групп коллектива в соответствие с решаемыми задачами: психологический отбор специалистов, правильный подбор и расстановка кадров с учётом профессиональных и психологических качеств работников; своевременная  мотивация сотрудников на реализацию общественно важной цели, подведение итогов, использование системы поощрений.

3.Чёткое определение должностных обязанностей и компетенций, мер ответственности и полномочий.

4.Повышение квалификации руководящих работников, работа над личностным ростом в плане формирования терпеливости, реальности, открытости и откровенности, а также совершенствование стиля общения с подчинёнными.

5.Работа над расширением кругозора всех сотрудников и совершенствованием их умений здорового общения.

6.Оптимизация взаимосвязей между структурными элементами организации и работниками на основе снятия противоречий между формальной и неформальной структурами коллектива, обеспечение осознания единства стоящих перед ними задач.

Все профилактические мероприятия важно строго дифференцировать, проводить их как с группой в целом, так и по категориям, уделяя пристальное внимание индивидуальной работе с лицами – посетителями конфликтогеных  качеств (повышенная агрессивность, привычки к физическому давлению, стремление к неформальной власти и др.)

Деятельность по предупреждению  конфликтов могут  осуществлять сами участники социального взаимодействия, школьные психологи, педагоги, классные руководители. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их.

 Список   литературы

1.Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Питер, 2006.

2.Заиченко Н.У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. -  М, 2007.

3.Мириманова М.С. Конфликтология, - М, 2003.

 4.Рогов Е. И.Настольная книга  практического психолога книга 2. - М,

 2001  с 425)

5.Субботина Л.Ю. Конфликты – Ярославль, 2006.

 6.Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. - М:”Наука”, 1990.

 7.Чумиков А.Н. Управление конфликтом. – М., 1996.

 8.Шеламова Г. М. Деловая культура и психология общения. – М, 2007.

 9.Школьное образование. Победи конфликт! – М., 2008.

 10.Цукерман Г.А. Мастерков Б.М. Психология саморазвития. М, Интерпракс,  1995.


Литература для самостоятельного изучения:

1.Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день  /  3-е изд. перераб.  и доп. – М, АСТ – ПРЕСС, 1998.

2.Немов Р.С. Практическая психология: познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М,  Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3.Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. -  М,  Народное образование.2001.Серия «Совершенство личности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1   РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...

Формула решения конфликта

формирование умения решать конфликты с учетом интересов всех сторон, формировать толерантное и уважительное отношение к членам своей семьи; умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; р...

«Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения»

Данный материал предназначен для профилактики конфликтов (трудных ситуаций)  в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций....

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возрастаАвтор: Петракова Наталья ВикторовнаОрганизация: ЦССВ им. Россоли...