Формула решения конфликта
план-конспект занятия

формирование умения решать конфликты с учетом интересов всех сторон, формировать толерантное и уважительное отношение к членам своей семьи; умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_resheniya_konflikta.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Формула решения конфликта

Форма проведения: семейное собрание

Составитель: Хороброва Т.Н.

Цель:  формирование умения решать конфликты с учетом интересов всех сторон, формировать толерантное и уважительное отношение к членам своей семьи; умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.

Оборудование: 

Возраст: 8 – 16 лет

                                              Ход мероприятия

Воспитатель: Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами.  А как правильно выйти из него, как не начинать конфликта, как сделать конфликт положительным? Какое качество человека может помочь ему в решении конфликта? Возможно, ли вообще разрешить конфликт? Сегодня мы будем разговаривать, как  быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. 
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Воспитанник, который  хочет жить в мире с окружающими, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже  начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

На доске:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. 
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам 
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность. 
kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. 
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». 

http://libozersk.ru/pics/pages/id_425/image001.jpg16 ноября – Международный День толерантности


1 http://libozersk.ru/pics/pages/id_425/image003.jpg

Воспитатель:  Нарисуйте символ толерантности. Защита символа: что символизирует и к чему призывает знак толерантности?

(символы вывешивают на доску, к которым вернутся через некоторое время)

Воспитатель:  Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Вывод: Да, нужно проявлять уважение к окружающим, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. 
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
Воспитатель:  Какие нормы поведения вы считаете толерантными?

1. Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
2. Не делай другому того, от чего больно тебе. 

3. В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе. 
4. Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе. 
5. Как ты думаешь о себе, так думай и о других. 
6. Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
7. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. 
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете?

Предрассудки, войны, конфликты.
Проблема конфликта являлась актуальной на протяжении всей истории человечества.

Её острота особенно ощущается в переломные периоды общественного развития. Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов. Давайте все – таки подумаем, какие плюсы и какие минусы может иметь конфликт.

Для начала давайте разделимся на группы.  Каждый берет лист определенной фигуры, которые окрашены в два цвета. Ребята выбирают формы фигур и не догадываются, что группа создается по цвету. Каждой группе достается по листу бумаги, на одном листе стоит плюс, на другом минус.

Итак, конфликтная ситуация.

В группе произошел конфликт, двое ребят не  пошли убирать территорию вместе со всем. Слова  воспитателя проигнорировали. И, конечно, на следующий день состоялся разговор с этими ребятами и ребята ответили, что они не обязаны работать. Этот конфликт решили обсудить на  групповом собрании.

Ребята, давайте представим, что это у нас с вами произошел конфликт. Сможем ли мы в данном случае решить конфликт.

Из предложенных утверждений выбирайте в соответствии со своим знаком положительные и отрицательные стороны конфликта.

5 минут вам хватит. Начали  (из данных вперемежку листов-ответов выбирают одна группа плюсы, а вторая  минусы)

Воспитатель: Давайте зачитаем сначала плюсы конфликта.

- Происходит утверждение личности

- В конфликте выясняется истина

- Конфликт признак деятельности коллектива

- Выявляется мнение каждого воспитанника.  Открываются вещи, которые раньше не замечали

- В ситуации конфликта человек раскрывается

- Может быть,  достигнут положительный результат

- Человек в конфликте может самосовершенствоваться

Воспитатель: Совсем неплохо. Давайте послушаем отрицательные стороны конфликта.

- Падает настроение, отчего падает и трудоспособность

- Конфликт может отрицательно сказаться на здоровье

- Возникает желание не учиться в данном коллективе, что приводит и к внутреннему разладу

- Мысли направлены не на дело, а на конфликт

- Появляется раздражительность, отчего возникают проблемы в общении

с другими людьми

- Плохое настроение может передаваться на семью

Воспитатель: И эта группа абсолютно правильно все сказала. Давайте же все- таки согласимся, что конфликт несет и хорошее. Кто-то выносит из конфликта урок на будущее. Но всё- же лучше уметь безболезненно из него выйти. Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, то он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить конфликт, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное  противопожарное  правило - "Шесть шагов к миру".

Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. Попробуем погасить конфликт с помощью этого правила.

Приглашаются стороны, у которых возник конфликт. (от каждой группы по одному человеку) Мы вам предлагаем сделать шесть шагов к примирению.

Чтобы сделать эти шаги вам нужно честно и чётко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг:

А теперь дайте честный и чёткий ответ на вопросы:

"Какое моё желание привело к конфликту?"

Теперь нужно сделать второй шаг:

Из-за чего возник конфликт?

Третий шаг:

Спросите себя: "Могу ли я придумать решение, при котором  мы оба получим то, чего хотим?»

Четвертый шаг:

Какое это может быть решение?

Пятый шаг:

Буду ли я доволен этим решением? Будет ли доволен мой противник?

Какие решения устроят нас  обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?

Шестой шаг:  Нужно дать ответ на последний вопрос -

С чего начать наше перемирие? (нужно пожать друг другу руки)

Вот мы и погасили ваш конфликт - перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами  взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга. Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто до сегодняшнего дня ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет  себе, что такое конфликт. Никто из нас не встал.

Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом?  Ребята по очереди подходят к доске и пишут. Ответы могут быть примерно такие:

- гнев - страх - конфуз

- ощущение крушения надежд - обида

- угнетенное состояние - раздражение

- нервное состояние

Воспитатель: Делаем вывод. Всё, что вы назвали, - чувства, и эти чувства называются эмоциями.

Эмоции – это ощущение, которые испытывает человек, сталкиваясь с той или иной ситуацией. Каждый человек когда-нибудь испытал гнев- это нормально, но умению контролировать его и управлять им – надо учиться. Если это удается, то вы сможете избегать конфликтов.

-Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково.

Давайте посмотрим, как люди по - разному смотрят на один вопрос.

Приглашаются воспитанники, которым завязывают глаза, затем дают им в руки по предмету. Отвечают на вопрос: на что он похож?

Воспитатель: Вы живете в маленьком городе и вы слепые. К вам привезли часы. Вам предстоит сказать « что собой представляют часы?» Для этого вы подошли к данному предмету и стали его щупать. Каждый из вас сравнивает часы с тем предметом, который у вас в руках и настаиваете на своем мнении, спорите.

- Итак, ваше мнение. Каждый называет предмет в своих руках и говорит, на что он похож,  доказывает и отстаивает свое мнение.

-Почему мнения разошлись?  Никто не хотел слушать, что говорят другие.

-Один из главных причин конфликтов – неумение слушать другого человека.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и рассуждают о нем по-разному.

Вывод: надо уметь прислушиваться к мнению другого и найти то, что их объединяет.

Сейчас я раздам карточки с ситуациями. Вы должны найти плюс в этих неприятных ситуациях. Вспомним поговорку «Нет худа без добра».
1. Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег…
2. Вы поругались с любимым человеком…
3. Вы опоздали на самолет…
4. Вы сегодня не ели, а ужина не предвидится…
5. Вы сломали ногу, тьфу-тьфу-тьфу…
6. Вас вызвали «на ковер» к директору…
7. Ваш старший брат вас часто «достает»…
8. У вас сломался компьютер…
9. У вас украли сотовый телефон… / 
Ответы./
Вывод: Есть только три горя: болезнь, смерть, катастрофы. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, близких. Радость начинается только с вас, с вашего позитивного отношения к жизни. Мы сегодня с вами поговорили о толерантности, о толерантной личности. В конце мне хотелось бы сказать, что наше общежитие – это большая семья. И хотелось бы пожелать, чтобы в нашей семье всегда царила толерантность! 

Тренинг-упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ

Прошу ребят, чтобы каждый нашел в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми и записал на темном листке (поиск темного пятна). Затем ребята комкают эти листочки и выбрасывают в «коробку-урну».

Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”

Предлагаю ребятам отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Ребята записывают на ярких листиках и бережно складывают в «коробочку тайн и исполнений желаний.

Пожелание: Будьте если не жемчужинами, то хотя бы светлыми лучиками в этой жизни, чтобы свет вашей души нес тепло всем окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа. Решение задач на нахождение М.Ф. (Молекулярной формулы)

В помещаемом материале приведены задачи разного уровня сложности. Алгоритм решения задач разбирается на уроке. Задание выложено для домашней тренировке и подготовке к итоговой контрольной работе....

Решение задач на нахождение молекулярной формулы по продуктам сгорания

Приведены примеры задач для самостоятельного решения дома. Цель: подготовка к итоговой контрольной работе за 2 семестр....

Презентация Мастер-класс на тему: "Формула решения конфликтных ситуаций"

Цель создания презентации: апробировать модель  Мастер-класса «Формула решения  конфликтных ситуаций».Моё предположение  состоит в следующем: атмосфера в колледжах улуч...

Презентация "Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателям и студентом"

В презентации представлено понятие конфликта, какие виды конфликтов существуют, причины возникновения и специфика урегулирования конфликтов...

Авторская программа тренинговых занятий для работы со школьниками старшего подросткового возраста. "Формула решения школьных конфликтов".

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованны...

Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и студентом

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Конфликтные ситуации, участниками которых являются преподаватель и студент, харак...