Лекции для педагогов "Конфликты с обучающимися подросткового возраста"
методическая разработка

Романовская Галина Васильевна

Опубликованые материалы содержат текс двух лекций. Предоставляемая педагогам информация позволит улучшить понимание закономерностей развития подростков, повысить конфликтную компетентность педагогов и, главное - способствует изменению восприятия участников конфликта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_prepodavatelyami.docx80.35 КБ

Предварительный просмотр:

Лекции для преподавателей

«КОНФЛИКЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ  ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА».

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

Цели:

- улучшить понимание закономерностей развития подростков;

- повысить конфликтную компетентность педагогов;

- способствовать изменению восприятия участников конфликта.

 

Лекция №1

Вопрос аудитории :

Часто ли у вас возникают конфликты со студентами?

Для того чтобы стало понятно, каковы основные причины их возникновения необходимо вспомнить об особенностях подросткового возраста.

     Подростковый возраст является одним из важнейших и самых сложных этапов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки, то есть происходит становление личности.

      Специфичным для подросткового возраста является то, что быстрый темп физического и умственного развития совпадают с недостаточной социальной зрелостью, из-за чего кризис подросткового возраста выражен намного сильнее, чем кризисы других возрастов.

     Подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе, эффективно регулировать сбои психические состояния, что отражается на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими.      Подросток пытается ограничить права взрослых, а свои расширяет, претендуя на уважение его личности, доверие, самостоятельность, то есть признание его равноправным со взрослыми. Так как всё это подкрепляется обостренным у подростков чувством собственного достоинства, то их поведение может быть очень бурным: обиды, протесты, упрямство и т.д.

     Найти удовлетворяющее подростка место в системе отношений со взрослыми у большинства не получается. Этому мешают стереотипы воспитания, заключающиеся в привычке контролировать и управлять ребенком, как со стороны родителей, так и со стороны преподавателей, полная материальная зависимость от родителей, неизменность общественного положения подростка, сохранение у него детских черт в поведении. В результате между взрослым и подростком растёт психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения. У них возникают различные виды протестов таких, как неподчинение, непослушание, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом негативизме. Результаты тестирования подтверждают наличие высокого уровня агрессии, направленной на вышестоящих взрослых, контролирующих их поведение.

       Если взрослый осознаёт причину протеста со стороны подростка, то он берёт на себя инициативу в перестройке взаимоотношений и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьёзный внешний и внутренний конфликт. Конфликты между подростком и взрослым возникают по причине расхождения их мнения о правах и обязанностях взрослых и детей.

        Важное условие предупреждения и преодоления конфликта – это переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к взрослому. Снятию межличностного конфликта с подростком способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений.

 

Практически любой конфликт между педагогом и обучающимся значим не только для двух его непосредственных участников, но и для всего учебно-воспитательного коллектива в целом. Конфликт между педагогом и студентом оказывает серьезное влияние на жизнедеятельность как ученического, так и педагогического коллектива. 

     Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом общении рассматривались как нежелательные явления, как ошибки в деятельности педагога или учащихся. Но сейчас всё больше говорят о продуктивных функциях конфликтов. Поэтому необходимо изменить отношение к конфликту как  к отрицательному явлению. Конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Проблема состоит в том, чтобы определить реальные причины конфликта и найти наиболее оптимальные пути его разрешения.

Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному. 

      В виду того, что педагогические конфликты воспринимаются конфликтующими сторонами совершенно по-разному, в первую очередь из-за разницы в возрасте и в общественном положении, особенно остро в этих конфликтах стоит проблема взаимопонимания. Приведу цитату Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Не умея проникать во внутреннее содержание действий и поступков ребёнка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по существу, работает в слепую» 

Так же конфликт – это сигнал к изменению, который даёт шанс что-либо изменить в себе или окружающих до возникновения реального столкновения, которое может привести к неблагоприятным последствиям.  Профилактике конфликтов служит способность педагога не воспринимать поведение подростка как удар по своему самолюбию, умение признать в себе наличие отрицательных черт характера, а не проецировать их на подростка.   Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников.

При разговоре с подростком надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к студенту речи, при ком сказать и зачем сказать.

- Часто ли вы используете в общении с подростком выражения типа: «Ты должен хорошо учиться!»,«Ты должен уважать старших!»?

     

Типичная фраза:                                              Как необходимо говорить:  

«Ты должен хорошо учиться!» -   «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен уважать старших!» - «Ты знаешь: уважение - элемент культуры»

- Чувствуете ли вы разницу? Какую?

     В общении  со студентами большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи. Подросток удивительно точно узнает по интонации отношение к нему взрослых.

Сейчас мы с вами попробуем выполнить упражнение, которое  способствует  готовности к преодолению неожиданных трудностей и решению непредвиденных педагогических задач. Кроме того, эти упражнения развивают воображение, интуицию, тренируют умение выражать педагогически целесообразное чувство. Для этого мы сейчас будем разыгрывать разные ситуации, прокачивая свой эмоциональный этикет.

Возможные задания:

— вызовите студента спокойно;

— вызовите студента весело;

— вызовите студента равнодушно;

— вызовите студента доброжелательно;

— вызовите студента с юмором;

— вызовите студента с иронией.

     Много зависит от настроения преподавателя. Добрый, уверенный, энергичный настрой преподавателя на общение со студентами способствует уменьшению возникновения числа конфликтов и наиболее лёгкому, быстрому и безболезненному разрешению. Обучающиеся ценят хорошие отношения с теми преподавателями, которые могут разделить их радости. При таких отношениях бывают и конфликты, но разрешать их значительно проще.

      Важно, чтобы преподаватель общался со своими воспитанниками после занятий,  на переменах. Это общение позволяет им лучше понять друг друга и успешнее взаимодействовать. 

 «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы». Педагогу важно сформировать у себя установку на «педагогическую зоркость» — внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со студентами и вдумчивый анализ случившегося.

Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя. Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

 «Задержка реакции». Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих.  Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него, а следовательно — соответственно обесценивается и позиция «нарушителя».  

Необходимым является формирование психологической культуры у обучающихся. Студентам нужно давать информацию, стимулирующую их размышлять об особенностях человеческого общения, личности человека, взаимооценок.. Для решения данного вопроса учителю необходимо находиться в тесном сотрудничестве с психологом, который сможет помочь правильно организовать и провести такие занятия. Важно проводить мероприятия по передаче студентам знаний и практических навыков по конструктивному общению и развитию рефлексии, эмоциональной саморегуляции и грамотному поведению в конфликтах.

   

Лекция № 2

Вопрос аудитории :

Конфликт поколений – что это такое и как он проявляется?

Пожалуй, самым распространенным конфликтом в подростковом периоде является конфликт поколений. А если его рассматривать с позиции студенческой жизни, то к возрастным различиям прибавляются еще и статусные – преподаватель-студент. Различное понимание событий и их причин тем и объясняется, что конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному.

В общении между преподавателем и студентом ролевые отношения значительно преобладают над личностными. За несколько лет работы в колледже интерес и новизна в работе заменяются опытом: преподавателя меньше удивляет неожиданность поступков учеников, чаще раздражает оригинальность их поведения, а поиск контактов через «душевные» разговоры с ним заменяется отработанными профессиональными мерами воздействия, вырабатываются определенные стереотипы в отношениях с учащимися. Эти «ролевые» противоречия являются постоянным источником конфликтов в отношениях преподаватель-студент.

Личностные отношения с преподавателем побуждают у студента надежду на внимание, когда он из «студента» в глазах преподавателя становится «индивидуальностью», что в какой-то мере обеспечивает адекватное разрешение конфликтов в образовательном процессе.

Конфликт в педагогической деятельности в большинстве случаев проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против неправильной оценки его деятельности или несправедливого наказания.

Важнейшей задачей преподавателя является способность вставать на сторону студента, принимать его точку зрения, стараться имитировать его рассуждения, попытаться понять, как ученик воспринял ту или иную ситуацию и почему он поступил именно так.

При разрешении педагогических ситуаций действия преподавателя часто определяются его личной обидой на студентов. Тогда у преподавателя появляется стремление выйти победителем в конфликте со студентом, не заботясь о том, как студент выйдет из сложившейся ситуации, какой урок усвоит из общения с преподавателем и как изменит свое отношение к себе и взрослым.

Студенту трудно каждый день выполнять строгие правила поведения в учебном заведении, и правила требуемые преподавателем на своем уроке, поэтому вполне естественно наблюдать незначительные нарушения в поведении со стороны студента. При правильном реагировании на его поведение, преподаватель должен взять сложившуюся ситуацию под свой контроль и восстановить порядок, избегая конфликтных ситуаций. Так конфликтная ситуация может возникнуть при поспешности в оценке поступка студента и принятию неправильного решения, что вызовет возмущение у студента на несправедливость со стороны преподавателя.

Конфликтные ситуации, участниками которых являются преподаватель и студент, характеризуется несовпадением или прямой противоположностью их мнений и позиций в отношении образовательного процесса и правил поведения в образовательном учреждении.

 Несерьезное отношение к учебе, отсутствие дисциплины со стороны студента и нетерпимость и повешенная авторитарность преподавателя, наиболее частые причины межличностных конфликтов. Однако своевременный пересмотр своих позиций может помочь избежать возникновения конфликта.

Продуктивное разрешение конфликта возможно только тогда, когда педагог провел тщательный анализ причин и мотивов приведших к создавшейся ситуации, целей и вероятных исходов конкретного межличностного столкновения. Показателем профессионализма преподавателя является его способность быть объективным.

Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции.

Вопрос аудитории:

Какие стратегии чаще используете Вы? (педагогам предлагается пройти тест Томаса для определения ведущих стратегий поведения в конфликтных ситуациях, см.Приложение 1.)

Графическую информацию следует визуально воспроизвести.

Пять способов урегулирования конфликтов.

тест Томаса: конфликт

Соответственно этим двум способам измерения К. Томас выделял следующие способы регулирования конфликтов:

  1. Соперничество (конкуренция) или административный тип, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Приспособление (приспосабливание), означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.
  3. Компромисс или экономический тип.
  4. Избегание или традиционный тип, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество или корпоративный тип, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Если ваш результат отличен от оптимального, то одни тактики выражены слабо - имеют значения ниже 5 баллов, другие - сильно - выше 7 баллов.

Следует отметить, что конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают взаимоотношения между преподавателем и студентам, что вызывает у преподавателя стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой.

Причинами возникновения конфликтов могут послужить действия и манера общения преподавателя, особенности личности студента и общая обстановка в группе.

Причины конфликтов:

-педагог, как правило, оценивает не отдельный поступок учащегося, а его личность, такая оценка определяет отношение педагога к ученику;

-личностные качества педагога так же могут послужить причиной конфликта (раздражительность, грубость, беспомощность, самодовольство, мстительность и др.);

-неопытность педагога, неумение прогнозировать поведение студента на уроке, неожиданность их поступков часто нарушает ход урока, вызывает у преподавателя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»; недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;

-свидетелями ситуации становятся другие студенты, поэтому преподаватель стремиться сохранить свой социальный статус любыми возможными средствами, тем самым доводит ситуацию до конфликтной;

-педагог не в состоянии провести анализ сложившейся ситуации, торопится строго наказать студента, считая, что лишняя строгость не повредит;

Так же факторами возникновения конфликта могу выступать – настроение преподавателя при взаимодействии с учащимися, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие. Необходимо помнить, что любая ошибка преподавателя, в разрешении конфликтной ситуации, сохраняется в памяти студента и долго влияет на характер взаимоотношении.

Контролируя конфликтную ситуацию перед педагогом встает задача, снизить эмоциональное напряжение между конфликтующими сторонами. Для этого можно использовать такие приемы:

-дать возможность оппоненту высказаться;

-не отвечать агрессией на агрессию;

-не унижать и не оскорблять противоположную сторону;

-не делать скоропостижных выводов;

-стараться выразить свое понимание и участие.

Приложение 1.

Тест-опросник  К.Томаса

 «Поведение в конфликтной ситуации»

Текст опросника

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

В. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые спорные вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет навстречу мне.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы и их совместному решению.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.

Бланк опросника

http://www.psychologos.ru/images/e299abda4fe2153570517cd89c3497bc.png

Ключ к опроснику

1. Соперничество: ЗА, 6В, 8А, 9В, 10А, 13В, 14В, 16В, 17А, 22В, 25А, 28А.

2. Сотрудничество: 2В, 5А, 8В,11А, 14А, 19А, 20А, 21В, 23В, 26В, 28В, ЗОВ.

3. Компромисс: 2А, 4А, 7В, 10В, 12В, 13А, 18В, 22А, 23А, 24В, 26А, 29А.

4. Избегание: 1А, 5В, 6А, 7А, 9А, 12А, 15В, 17В, 19В, 20В, 27А, 29В.

5. Приспособление: 1В, ЗВ, 4В, 11В, 15А, 16А, 18А, 21 А, 24А, 25В, 27В, 30А.

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о пом...

Проблемы подросткового возраста

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Важным новообразованием этого возраста является формирование своеобразного чувства взрослости, выраж...

Анализ теории социальной адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте в образовательном учреждении

В предоставленной статье теория адаптации и дезадаптации отклоняющегося поведения подростков; целостно раскрыта сущность отклонений сознания и поведения подростков; разработаны критерии проявления дев...

Тема: «Агрессия подросткового возраста».

Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение  родителей о причинах и особенностях  агрессивного поведения детей подросткового возраста...

Тема: «Агрессия подросткового возраста».

Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение  родителей о причинах и особенностях  агрессивного поведения детей подросткового возраста...

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ 15 – 16 ЛЕТ

Статья предназначена для педагогов и мастеров работающих с подростками 15-16 лет, 1 и 2 курсы. Подробно описаны особенности данного подросткового возраста. При изучении и анализе представленного матер...

лекция 11 - Период подросткового возраста

лекция 11 - Период подросткового возраста...