Тренинговое занятие «Семья – как много в этом слове…»
план-конспект занятия
Тренинговое занятие «Семья – как много в этом слове…» по профилактике насилия и жестокого обращения в семье (для родителей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
manaenkova_m.a.docx | 706.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
Тренинговое занятие
«Семья – как много в этом слове…»
по профилактике насилия и жестокого обращения в семье
(для родителей)
Автор-составитель:
педагог-психолог
Манаенкова М.А.
2022 г
Тренинговое занятие «Семья - как много в этом слове…» по профилактике насилия и жестокого обращения в семье (для родителей)
Цель: профилактика жестокого обращения с детьми, ознакомление с приемами оказания психолого-педагогической помощи детям.
Задачи:
1.Изучить, обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме жестокого обращения с детьми.
2.Обучить родителей методам ненасильственной педагогики и оказать психолого-педагогическую помощь семьям, нуждающимся в этом.
3 Обсудить опыт профилактики и пресечения насилия в отношении детей.
4.Создать в группе доброжелательную, доверительную атмосферу.
Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: мультимедийный проектор, видео ролик, плакат (приложение 1), стаканчик, листы с заданиями для групп, листы белой и цветной бумаги, клубок ниток, ножницы, буклет для родителей «Дети не для насилия!»
Ожидаемые результаты:
-Приобретение теоретического и практического материала по проблеме жестокого обращения с детьми.
- Овладение родителями методам ненасильственной педагогики.
-Формирование у родителей представлений об истинном родительском авторитете.
Ход занятия
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинговом занятии мы рассмотрим актуальную проблему, это защита наших детей от жестокости.
1.Упражнение «Знакомство». Каждому участнику предлагается вырезать из бумаги выбранного цвета силуэт человечка, написать на нем свое имя и сообщить его присутствующим, род занятий, важнейшие семейные ценности. Знакомство проводится по кругу. Начинает педагог-психолог.
2.Упражнение «Правила работы».
Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время занятия.
- Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам запомнить определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи.
В нашей работе, мы будем придерживаться следующих правил:
Созрел вопрос - задавай.
Право на собственное мнение.
Правило «стоп» (Я ввожу правило «стоп», мы в это больше не играем, об этом больше не говорим).
3.Упражнение «Наши ожидания от встречи». Первичная рефлексия. Участники выбирают смайлики с настроением, соответствующим собственному.
На доске ватман с картинками, где изображено: 1) скамейка у дома 2) пруд с мостиком 3) качели 4) шезлонг 5) дом.
Присутствующим предлагается разместить свой смайлик на картинке и провести логическую цепочку от выбора места до ожидания от занятия. Обсуждение проводится по цепочке. Начинает и замыкает (инициирует выводы, обсуждение) педагог-психолог.
4.Упражнение «Психологическая зарядка».
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” – поднимите руку.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - похлопайте в ладоши.
Если вы считаете себя хорошим родителем – положите руку на грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком – топните ногой.
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - дотроньтесь до носа.
-Предлагаю посмотреть видео ролик для определения темы нашей беседы.
3.Просмотр социального ролика о насилии в семье.
- Итак, тема нашего разговора…(жестокое обращение с детьми).
4.Мини-лекция.
- Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Однако факты ставят это утверждение под сомнение.
Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально - дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
Научными исследованиями установлено, что:
насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2,5 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Тема жестокого обращения с детьми на сегодняшний день, к сожалению, является очень актуальной. Это во многом связано с недостаточной осведомленностью родителей с основными видами жестокого обращения. Практика показывает, что чаще всего жестокость ассоциируется с нанесением телесных, видимых повреждений. Только в ходе беседы, с рассмотрением конкретных примеров, родители приходят к выводу, что некоторые стороны детско-родительских отношений могут оказывать негативное влияние на психическое здоровье ребенка, что в свою очередь входит в понятие жестокого обращения с детьми.
5.Упражнение «Стаканчик».
Цель: вызвать эмоциональную реакцию у всех присутствующие. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали родители.
- Обратите внимание. У меня в руках стаканчик. Представьте, что это стаканчик, в который вы можете поместить ваши самые сокровенные чувства, желания, мысли (пустить стаканчик по кругу). В него вы можете мысленно положить то, что для вас действительно важно и ценно, это и есть то, что вы любите и чем очень дорожите.
На протяжении нескольких минут царит молчание, затем неожиданно стакан сминается.
Что вы почувствовали?
Как вы считаете, можно ли сказать, что в отношении вас я применила
эмоциональное насилие?
Так и наши дети испытывают такие чувства.
6.Работа в группах.
Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.
I группа – отвечает на вопросы «Что такое насилие? Что такое наказание?»
II группа – перечислить виды насилия.
III группа – перечислить последствия насилия.
Вывод: насилие – это вид отношений между людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб, травму, унижение или иногда, к сожалению смерть. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность, возникающая как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
В последнее время выделяют 3 основных вида насилия:
1.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
7.Упражнение «Паутина».
Цель: способствовать развитию хороших отношений между родителями.
- Жестокое обращение с ребенком это – симптом нарушения детско - родительских отношений. И в этих отношениях мы вязнем, как в паутине. Выпутаться из этого очень сложно.
Давайте попробуем прочувствовать это. Нам нужен один доброволец.
Вы будете играть роль ребенка. Остальных я попрошу встать в круг.
- Как часто мы произносим фразы:
«Сейчас же иди отсюда!»
«Чтобы я не видел, что ты это делаешь!»
«Ты что, дурак? Я тебе миллион раз говорила!»
«Уйди! Мне надоело на тебя смотреть!»
- Сейчас мы будем произносить ребенку обвинительные фразы. Ребенок будет принимать клубок, а затем возвращать на выбор любому участнику, стоящему в кругу (образование паутины).
Давайте выслушаем ребенка: Что вы чувствуете?
Легко ли вам было бросать в ребенка обвинительные фразы?
Нелегко!!! Мы с вами понимаем, что это плохо, но ведь очень часто мы произносим их по отношению к детям.
Как вы думаете, можем ли мы помочь ребенку выпутаться из этой паутины? Как? Давайте поможем ребенку выпутаться из нашей паутины.
Как вы себя чувствовали? (обращаемся к ребенку).
Какие чувства возникли у вас, когда вы произносили положительные фразы? (обращаемся к родителям)
Для положительных отношений с ребенком необходимо, безусловно, принимать ребенка, таким, какой он есть. Причем необходимо помнить: проступки ребенка – не он сам. Он сам – это только его чувства и переживания. Мы можем не любить, отрицать, осуждать только поступки ребенка, но не его самого.
8.Упражнение «Круг идей» - «Как избежать ситуации насилия».
Цель: снятие эмоциональной напряженности, заявление о себе как о потенциальном участнике контакта.
-Давайте подумаем и продолжим фразу «Избежать ситуацию насилия над детьми можно …», предлагая свое продолжение по кругу. Ваши ответы я буду фиксировать на доске.
Быть оптимистом по жизни.
Уменьшить стресс в своей жизни.
Любить своих детей.
Менять свое поведение.
Быть защитником для своих детей.
Никогда не сравнивать своего ребенка с другими.
Не быть слишком требовательным к своим детям.
Помогать ребенку быть самостоятельным.
Помнить, что ребенок такой же человек, как и вы.
9.Послушайте притчу «Насилие – это не выход».
Жена священника родила ребёнка. Она не верила в побои, хотя наказание детей розгами было тогда очень распространённым.
Но один раз, когда сыну было 4 или 5 лет, он сотворил такую шалость, что жена священника решила, несмотря на свои принципы, всыпать сыну розгами — впервые в жизни. Она сказала сыну, чтобы он пошёл во двор и сам нашёл для себя прут.
Мальчика долго не было, а когда он вернулся, лицо его было мокрым от слез. Он сказал:
— Мама, я не нашёл прут, но нашёл камень, которым ты можешь в меня бросить.
В этот момент мать внезапно поняла, как выглядела ситуация с точки зрения ребёнка: если моя мама хочет сделать мне больно, то нет никакой разницы, как она это сделает, она может с таким же успехом сделать это камнем.
Мама посадила сына к себе на колени, и они вместе поплакали. Она положила камень на кухонную полку как напоминание, что насилие — это не выход.
- Притча нас учит тому, что насилие – это не выход. А это - тупик.
10.Итог занятия. Упражнение «Загибаем лист».
- Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. На каждое слово загибайте часть листка. А теперь начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.
Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.
- Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие, которые крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. И пусть это будет вашим постоянным домашним заданием.
И хотелось бы закончить нашу встречу словами Льва Кассиля: «Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
11.Заключительная рефлексия (ватман с картинками, где изображено: 1) скамейка у дома 2) пруд с мостиком 3) качели 4) шезлонг 5) дом, используемый при первичной рефлексии. Участникам предлагается переместить свой смайлик на новое место. Разрешается оставить на прежнем. Обсуждение причин перемещения.
- Чем полезна именно для вас данная встреча?
- Что значит семья без насилия?
- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?
- Ваши пожелания.
«Дарите радость людям!» - хороший секрет счастливой жизни любого человека.
- Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!
12.Список использованной литературы:
Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.
Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации /авт.-сост. Я.К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009.
Помощь родителям в воспитании детей /Общая ред. и предисл. В. Я. Пиллиповского. - М.: 1992. 9.Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И., Олиференко Л. Я., Иванова Н. А., Демьяненко И. И. Жестокое обращение с детьми. - М.: 1993. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. - М.:1992
Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе авт.-сост. Л.И. Прикуль. - Волгоград: Учитель, 2009.
С любовью к детям: материалы к родительским собраниям: 5-8 классы /сост. Л.Е. Пахомова.- Волгоград: Учитель, 2008.
Приложение 1 (плакат)
Приложение 2 (буклет «Воспитание без насилия»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол по проблемам толерантности "Нас много - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"
Мероприятие, посвящено всемирному дню толерантности 16 ноября...
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.Амурский колледж строительства и ж...
Методическая разработка на проведение открытого мероприятия « Любовь, как много в этом слове»
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия содержит методику проведения и сценарий внеклассного мероприятия «Любовь .как много в этом слове».Может быть использован...
Выставка-квилт "Москва! Как много в этом звуке."
Что такое квилт?» – спросите Вы. В современном мире это слово имеет несколько значений. Изначально квилт – это стеганое полотно, выполненное в технике лоскутного шитья, америк...
«Патриотизм! Как много в этом слове!»
Разработка внеурочного мероприятия по патриотическому воспитанию...
«Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!»
Повторение понятия “толерантность”, знакомство с основными чертами толерантной личности...
Открытая межрегиональная онлайн-олимпиада «Москва, как много в этом звуке...» 01.04. по 05.04.2022
В открытой межрегиональной онлайн-олимпиаде "Москва, как много в этом звуке..." участвовали Игнатьева Полина и Евдокимова Мария из группы С013-3. Студентки получили дипломы 1 степени, ответи...