Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
классный час на тему
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.
Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
Технологическая карта занятия
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».
Этап | Воспитательная задача | Методы и приемы организации совместной деятельности | Деятельность воспитанников | Формируемые компетенции |
1. Мотивация и целеполагание | Вызвать интерес к теме. Развивать мышление. | Аналитическая беседа. | Обсуждение | Коммуникативные |
2. Определение темы | Развивать мышление. | Аналитическая беседа. | Обсуждение | Коммуникативные |
3. Определение понятия «ответственность» | Осмысление лексического значения слова «ответственность» | Морфемный разбор слова, анализ терминологического аппарата. | Работа с понятием. | Информационная Умение работать с понятиями, выделять главное, |
4. Анализ притчи | Формировать умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе. | Работа в группах. Технология «аквариума». | Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса. | Коммуникативные Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения. |
5.Дискуссия | Формировать умение отстаивать свою точку зрения
| Технология «аквариума». | Защита выбранной позиции | Коммуникативные Умение заинтересовать аудиторию. |
6.Обобщение | Выделить качества ответственного человека. |
Аналитическая беседа | Актуализация личного опыта. | Профессионально-коммуникативная. умение правильно оценить себя |
7. Просмотр мультфильма Рефлексия. | Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности». | Имитация ситуации «озарения». | Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне. | Рефлексивная компетенция |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час. | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.
Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;
- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;
- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.
Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.
Технологическая карта занятия
Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».
Этап | Воспитательная задача | Методы и приемы организации совместной деятельности | Деятельность воспитанников | Формируемые компетенции |
1. Мотивация и целеполагание | Вызвать интерес к теме. Развивать мышление. | Аналитическая беседа. | Обсуждение | Коммуникативные |
2. Определение темы | Развивать мышление. | Аналитическая беседа. | Обсуждение | Коммуникативные |
3. Определение понятия «ответственность» | Осмысление лексического значения слова «ответственность» | Морфемный разбор слова, анализ терминологического аппарата. | Работа с понятием. | Информационная Умение работать с понятиями, выделять главное, |
4. Анализ притчи | Формировать умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе. | Работа в группах. Технология «аквариума». | Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса. | Коммуникативные Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения. |
5.Дискуссия | Формировать умение отстаивать свою точку зрения
| Технология «аквариума». | Защита выбранной позиции | Коммуникативные Умение заинтересовать аудиторию. |
6.Обобщение | Выделить качества ответственного человека. |
Аналитическая беседа | Актуализация личного опыта. | Профессионально-коммуникативная. умение правильно оценить себя |
7. Просмотр мультфильма Рефлексия. | Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности». | Имитация ситуации «озарения». | Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне. | Рефлексивная компетенция |
Ход занятия.
1. Мотивация и целеполагание.
- Доброе утро! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).
- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)
Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.
2. Определение темы.
-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)
- Как вы считаете, прав ли король? Почему?
- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?
-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).
- Тема нашего занятия - ответственность. Это первая ступенька.
- Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?
2.1. Разминка «Заповедь ответственного человека»
Предлагается ученикам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать «Заповедь ответственного человека».
1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова?(легкомыслие)
2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)
3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)
5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет?(глупость).
При этом классный руководитель и ученики обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.
В результате ребята вместе с учителем сформировали «Заповедь ответственного человека».
Ответственный человек не должен быть:
- легкомысленным;
- болтливым;
- жадным;
- непослушным;
- глупым.
Ответственный человек должен быть:
- честным;
- обязательным;
- исполнительным;
- надёжным;
- совестливым;
- с хорошо развитым чувством долга.
Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.
Учитель просит учеников разделиться на две группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «Разум», «Министерство последствий», «Совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у ребят уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».
3. Анализ притчи.
Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:
Задача 1 группы - доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.
Задача 2 группы - доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.
Студенты работают в группах, рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.
Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую звезду: «Для этой звезды изменится всё!», - и бросил ее в море.
В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.
Бабочка и мудрец
Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:
– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Всё в твоих руках.
Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».
Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка. Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.
«Всё в наших руках!»
Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:
– А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются «пазлами» символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.
(Для презентации:
Мы в ответе за ................., которым дали жизнь. (детей)
Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)
Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)
Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе. (друзей и любимых)
Мы в ответе за ..............., которой занимаемся. (работу)
Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)
Мы .............. своей жизни. (авторы)
Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.
4. Просмотр мультфильма «О человеческой ответственности». Рефлексия.
- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.
- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.
1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.
2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…
3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.
- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!