Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»
классный час на тему

Устименко Наталья Юрьевна

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»

 

Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.


Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
 

Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.

 

Технологическая карта занятия

Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».

Этап

Воспитательная задача

Методы и приемы организации совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Формируемые компетенции

1. Мотивация и целеполагание

Вызвать интерес к теме.  Развивать мышление.

Аналитическая беседа.

Обсуждение

Коммуникативные

2. Определение темы

 Развивать мышление.

Аналитическая беседа.

Обсуждение

Коммуникативные

3. Определение понятия «ответственность»

 Осмысление лексического значения слова «ответственность»

Морфемный разбор слова,

анализ терминологического аппарата.

Работа с понятием.

Информационная

Умение работать с понятиями, выделять главное,

4. Анализ притчи

Формировать  умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.

Работа в группах.

Технология «аквариума».

Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

5.Дискуссия

Формировать умение отстаивать свою точку зрения

 

Технология «аквариума».

Защита выбранной позиции

Коммуникативные

Умение заинтересовать аудиторию.

6.Обобщение

Выделить  качества ответственного человека.

 

Аналитическая беседа

Актуализация личного опыта.

Профессионально-коммуникативная.

умение правильно оценить себя

7. Просмотр мультфильма

Рефлексия.

Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».

Имитация ситуации «озарения».

Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.

Рефлексивная компетенция

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час.256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?»

Устименко Н.Ю.- преподаватель технических дисциплин.


Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности; содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Задачи: развивать умение сравнивать и на основе различных точек зрения делать выводы и обобщения;

- формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

- развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Оснащение и оборудование: мультимедиа проектор, текст притчи, карточки с основными понятиями.

Технологическая карта занятия

Классный час «Ответственность и безответственность. Что скрывается за этими словами?» является первым в серии классных часов «Лестница успеха».

Этап

Воспитательная задача

Методы и приемы организации совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Формируемые компетенции

1. Мотивация и целеполагание

Вызвать интерес к теме.  Развивать мышление.

Аналитическая беседа.

Обсуждение

Коммуникативные

2. Определение темы

 Развивать мышление.

Аналитическая беседа.

Обсуждение

Коммуникативные

3. Определение понятия «ответственность»

 Осмысление лексического значения слова «ответственность»

Морфемный разбор слова,

анализ терминологического аппарата.

Работа с понятием.

Информационная

Умение работать с понятиями, выделять главное,

4. Анализ притчи

Формировать  умение анализировать; формировать навыки решение задач в коллективе.

Работа в группах.

Технология «аквариума».

Работа с раздаточным материалом, выбор аргументов в пользу своего тезиса.

Коммуникативные

Умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.

5.Дискуссия

Формировать умение отстаивать свою точку зрения

 

Технология «аквариума».

Защита выбранной позиции

Коммуникативные

Умение заинтересовать аудиторию.

6.Обобщение

Выделить  качества ответственного человека.

 

Аналитическая беседа

Актуализация личного опыта.

Профессионально-коммуникативная.

умение правильно оценить себя

7. Просмотр мультфильма

Рефлексия.

Способствовать осмыслению мультфильма «О человеческой ответственности».

Имитация ситуации «озарения».

Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне.

Рефлексивная компетенция

 

Ход занятия.

1. Мотивация и целеполагание.

- Доброе утро! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание?  Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).

- Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Давайте попробуем сегодня начать этот путь. Наша задача сегодня познакомиться с первой ступенькой нашей лестницы.

2. Определение темы.

-Я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Обыкновенное чудо» и подумать о теме нашего занятия.(А я здесь при чем? Это дядя виноват.)

- Как вы считаете, прав ли король? Почему?

- Похожи ли мы на него, часто ли перекладываем свою вину на других или оправдываемся, обвиняя обстоятельства?

-Чего не хватает королю? Продолжите предложение: Король не берет на себя… (ответственность).

- Тема нашего занятия  - ответственность. Это первая ступенька.

 - Что такое ответственность? Как вы понимаете это слово?

2.1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

Предлагается ученикам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать «Заповедь ответственного человека».

1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова?(легкомыслие)

2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)

3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет?(глупость).

При этом классный руководитель и ученики обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

В результате ребята вместе с учителем сформировали «Заповедь ответственного человека».

Ответственный человек не должен быть:

  • легкомысленным;
  • болтливым;
  • жадным;
  • непослушным;
  • глупым.

Ответственный человек должен быть:

  • честным;
  • обязательным;
  • исполнительным;
  • надёжным;
  • совестливым;
  • с хорошо развитым чувством долга.

Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

Учитель просит учеников разделиться на две  группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «Разум», «Министерство последствий», «Совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у ребят уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

3. Анализ притчи.

Студенты делятся на 2 группы. На столе у каждой группы текст притчи «Мальчик и звезда» и листочек с заданием:

Задача 1 группы -  доказать, что мальчик прав, аргументировать свой ответ.

Задача 2 группы -  доказать, что прав мужчина, аргументировать свой ответ.

Студенты работают в группах,  рассуждают, спорят, доказывают, опираясь на собственный жизненный опыт.

Притча « Мальчик и звезда»

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую звезду: «Для этой звезды изменится всё!», - и бросил ее в море.

В группах идет обсуждение. По технологии «аквариум» каждая группа выбирает представителя, который выступает от имени группы. Ребята не могут помогать своему представителю с места, но могут передавать ему записки.

Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка.  Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

«Всё в наших руках!»

Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:

– А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются «пазлами» символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.

(Для презентации:

Мы в ответе за ................., которым дали жизнь. (детей)

Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)

Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе. (друзей и любимых)

Мы в ответе за ..............., которой занимаемся. (работу)

Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)

Мы .............. своей жизни. (авторы)

Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.

4. Просмотр мультфильма «О человеческой ответственности». Рефлексия.

- В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

- Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил(а) время.

- Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!

http://parnasse.ru/images/photos/medium/article258508.jpghttp://parnasse.ru/images/photos/medium/article258508.jpg

http://chipienet.de/images/test/feead852bf10fda8.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/9116/156241142.68/0_f765f_d3e734d7_L.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/9116/156241142.68/0_f765f_d3e734d7_L.jpg