«Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников»
консультация

Потапова Марина Анатольевна

Дошкольники с развитым интеллектом  легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание  при   организации образовательной деятельности в детском саду уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2_1.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад  №66

                 

«Использование развивающих игр и пособий в сенсорном   развитии младших дошкольников»

                                                                                                        Методист

                                                                                                        М.А.Потапова

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                 

                                                   п.Гарь-Покровское

2021г.

       Наше время – это время перемен. Каждая из программ, используемых сегодня в детских садах, ставит перед собой именно эту цель – воспитать творческую личность с высоким уровнем интеллекта.

      Дошкольники с развитым интеллектом  легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. По этой причине наибольшее внимание  при   организации образовательной деятельности в детском саду уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Такую возможность предоставляют не только построение самой образовательной работы, но и развивающие игры которые в первую очередь направлены на интеллектуально-творческое развитие ребенка.

       Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных  занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Использование таких игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес заниматься.

      Одним из необходимых условий создания для ребенка-дошкольника комфортной обстановки в учреждении  является  положительное, эмоционально окрашенное общение со взрослыми. Совместные игры, выполнение интересных  игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным.

      У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя последовательно несколько стадий. Прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен обязательно овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. В дошкольном возрасте ребенок в состоянии освоить такие психологические качества, как четкое и ясное представление образов предметов, способность мысленно сопоставлять два предмета  и более – сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей, способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. Хорошая зрительная и слуховая память способствует формированию у детей, начиная с младшего возраста, способностей к творческой фантазии и творческому мышлению, что является основой творческих способностей.

      Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога - использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых.

      Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой  микроклимат, где появляется возможность для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются  развивающие игры, которые служат «пищей» для детей,  разнообразны  по содержанию, очень динамичны, способны  удовлетворять потребности ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.

      Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В процессе работы воспитатель должен создавать  условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию  инициативы и самостоятельности, активности в реализации поставленных задач.

         Основное правило работы с развивающими играми – никогда не отказывать в помощи, если у ребенка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.

      Как и в любой работе, прежде чем начать, необходимо поставить перед собой основные задачи.

  1. Развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;
  2. Формирование геометрического мышления, графических навыков;
  3. Совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;
  4. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  5. Овладение детьми разнообразными способами действия;
  6. Развитие математического мышления;
  7. Формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых;
  8. Воспитание аккуратности, бережного отношения к играм.

Для успешного решения этих задач в группах должна быть соответствующая     предметно-развивающая среда.

         Игровой материал состоит из пособий как для одного ребенка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу – это многообразие игр от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей.

        Педагогу  необходимо  строить  свою  работу  на  основе  следующих  принципов:

  •  От  простого  к сложному – предполагает постепенное  возрастание  трудностей заданий в играх.
  • Индивидуальность – предполагает учет индивидуальных и психофизиологических особенностей детей.
  • Безоценочность: при проведении всех  игр  необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять  каждого ребенка.
  • Сотворчество детей и взрослого.
  • Соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес к соревнованиям  (начинать следует с детьми старшего возраста, но осторожно; учитывая индивидуальные особенности ребенка).

      Дидактическая игра занимает особое место в обучении и воспитании дошкольников,   потому что является самой доступной для них формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит к началу учебы в школе. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Заключение

       Дошкольный возраст - важный период в развитии человека, следовательно  важно правильно организовать жизнь и развитие ребёнка.

В дошкольном возрасте интенсивно идёт ознакомление с окружающим миром и происходит социализация ребёнка в человеческом обществе.

Без хорошего уровня сенсорного развития нельзя обеспечить высокого результата в умственном, эстетическом и трудовом развитии ребёнка и человека вообще.

        Сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развития). Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешении красок получаются новые цвета или оттенки.

         Наиболее интересным и доступным средством сенсорного развития младших дошкольников является дидактическая игра. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации развивающей среды как средства развития речи дошкольников

Статья поможет воспитателям и будущим педагогам правильно и грамотно, с пользой для детей, организовать правильную развивающую среду для развития речевой деятельности детей: это книжный уголок,...

Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»

Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...

Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»

Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...

Собственное учебно-методическое пособие "Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте"

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой...

Педагогическая идея на тему: "Игровые технологии по развитию речи у младших дошкольников"

Педагогическая идея воспитателя младшей группы, по развитию речи у младших дошкольников....

Конспект по сенсорному-развитию во второй младшей группе по теме «Большой-маленький»

Программное содержаниеТема: «Большой - маленький».Цель: Умение группировать предметы разных величин (большой, маленький) путём добавления предмета к предмету.Задачи:-ра...