Программа Для логопедов по курсу «Развитие речи в условиях логопедического кабинета отделения восстановительного лечения для детей ГАУЗ АО ДГКБ»
рабочая программа
Эта программа рассчитана для логопедов работающих в дошкольных и школьных учреждениях, а также в медицинских учрежденях,где есть логопедический кабинет. Здесь все подробно расписано, этапы работы с детьми, структура заняти,формы работы с родителями детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения АО
Детская городская клиническая больница
Отделение восстановительного лечения детей
Программа
Для логопедов по курсу «Развитие речи в условиях логопедического кабинета отделения восстановительного лечения для детей ГАУЗ АО ДГКБ»
Составители:
Уварова Е.В, логопед
Попова А.Л, логопед
г.Благовешенск, 2022
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач ГАУЗ АО «Детской ГКБ»
М П __________________Молчанова И.Н.
«____»__________202___г.
Рабочая программа для логопедов по курсу «Развитие речи в условиях логопедического кабинета отделения восстановительного лечения для детей ГАУЗ АО ДГКБ»
Пояснительная записка.
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз как « общее недоразвитие речи, не резко выраженное недоразвитие речи» уже достаточно достоверно ставят детям с 4-5-летнего возраста. Количество таких детей неуклонно растет, и как правило, они не посещают логопедический детский сад, а находятся в массовых группах, что заметно усугубляет их психологическое состояние и речевое развитие.
Дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) — это дети с системным речевым нарушением, характеризующимся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.
По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 4-5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку».
Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начинать его с 4,5 -летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы. «Только, то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» (Л. С. Выготский).
Таким образом, на сегодняшний день особенно актуальной становится проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении единых целей и задач.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы «Развитие речи», интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
- Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Колесниковой Е.В.
- Программа «Развитие речи дошкольников». Ушаковой О.С.
- Программа «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Филичева Т.В., Чиркина Г.В.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с различным уровнем речевого развития приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель программы.
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста с различным уровнем речевого развития в условиях логопункта;
- осуществление своевременного и полноценного личностного развития;
- обеспечение эмоционального благополучия;
- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
- инновационные подходы, направленные на решение поставленных задач;
- содержание, объем, порядок изучения программного материала с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
Содержание программы:
Учет возрастных и психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста: работоспособность, специфический характер наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.
Программа основывается на содержании «Типовой программы воспитания и обучения», предусматривающей аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б.Элькониным и доработанный Л.Е.Журовой.
Вместе с тем в неё включены более сложные задачи.
Это ознакомление детей с моделированием, со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения, включение в каждое занятие заданий по развитию мелкой моторики и графических навыков.
В программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение. Необходимо применять средства наглядности и ИКТ.
Направления коррекционно-развивающей работы, этапы программы:
- Диагностический этап
В начале проводится диагностическое обследование:
1) уровня развития речи (понимания речи, обращенной речи, состояние связной речи (например, пересказ текста из нескольких предложений);
2) поведения и эмоциональной сферы (например, сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт);
3) слухового восприятия (например, узнавание и различение контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов);
4) зрительного восприятия (например, узнавание и различение ребенком цветов),
5) восприятия пространственных представлений (например, выявление навыков ориентировки в пространстве - показ предметов, которые находятся внизу, вверху, впереди и сзади по отношению к нему);
6) общей моторики (например, как ребенок прыгает на двух ногах);
7) мелкой моторики (например, умение держать карандаш).
В качестве диагностического материала используется:
- Б.Иншакова. Альбом для логопеда
- Т.А. Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников
- Альбом индивидуального обследования дошкольников, Т.А.Ткаченко
- Основной этап
- Ознакомление детей с задачами и формами работы, создание доброжелательной атмосферы.
- Целенаправленное развитие и обогащение словарного запаса (работа над накоплением пассивного и активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы, понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий, расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, формирование понимания простых предлогов, формирование понятие слово и умение оперировать им. Обучение умению группировать предметы по признакам)
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи (учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже, формировать умение понимать вопросы падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать и использовать в речи глаголы в настоящем и прошедшем времени, различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода, согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода, составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами, обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемым. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными, составлять предложения.
- Развитие и совершенствование связной речи и речевого общения (развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении. Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого. Формировать навыки пересказа. Учить составлять рассказы-описания.)
- Сенсорное развитие (Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние. Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера). Развивать слуховое восприятие в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей. Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, предметов, окрашенных в разные цвета. Учить сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку).
- Развитие высших психических функций. Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительное внимание и память при работе с разрезными картинками, мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов)
- Развитие общей и мелкой моторики Выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
- Ознакомление с окружающей действительностью Формирование представлений о мире явлений, событий, живых существ. Формирование представлений о предметах, их назначении, частях, из которых они состоят, материалах, из которых они сделаны.
- Ознакомление с художественной литературой. Приобщить ребят к языковому богатству произведений русской художественной литературы и устного народного творчества. Учить слушать рассказы, стихи и с помощью педагога правильно понимать их содержание, эмоционально реагировать на прочитанное, задавать простые вопросы, формировать навык пересказа.
Критерием перехода с одного этапа к другому является успешное выполнение детей большинства предложенных заданий.
Организация занятий
Основной формой организации учебной работы по программе является индивидуальное занятие. Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность занятий может варьироваться: от 20-25 мин. на начальном этапе обучения (в период адаптации) и впоследствии доходит до 30 мин.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие словарного запаса, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи, речевого общения. Параллельно с работой над речью идет работа над высшими психическими функциями (память, внимание, восприятие, речь, эмоциональная сфера), идет ознакомление с окружающей ребенка действительностью (например, расширение представлений о предметах ближайшего окружения, их назначении), а также ознакомление с художественной литературой. Занятия включают в себя и задания на развитие мелкой моторики рук , и общей моторики.
Для обеспечения комплексного подхода необходимо, чтобы на занятии решалось несколько задач и использовались различные виды упражнений.
Ниже приводятся таблицы, в которой определены типы заданий, имеющих коррекционно-развивающую направленность ( табл.№1)
Таблица №1
№ п/п | Цели заданий | Задания в устной форме | Задания на рабочих листах |
1. | Расширение и активизация словаря | - тематический словарь - что лишнее? - скажи наоборот - подбери признак/действие - подбери обобщающее слово - Что не так? - Закончи предложение - Отгадай загадки | - Что лишнее? - Дифференциация предметных картинок по заданным признакам |
2. | Формирование и развитие грамматического строя речи | - Какое слово не подходит? -Сосчитай до пяти - Закончи предложение - Назови ласково - Исправь ошибку - Подбери признак/действие | Систематизация по признаку; Определение пространственных отношений; Определение временных отношений. |
3. | Развитие связной речи | - Что не так? - Чем похожи и чем отличаются друг от друга? - Закончи предложение - Выучи стихотворение. | Последовательные картинки; Определение пространственных отношений; Определение временных отношений. |
4 | Развитие восприятия | - Какое слово отличается от других? - Какое слово самое длинное/короткое? - Доскажи словечко | Нахождение сходств/различий; Нахождение соотношений, дифференциация по заданному признаку; |
5 | Развитие зрительно-моторной координации | - | Обводка; штриховка; копирование по точкам; работа с клеткой; лабиринты; выкладывание из палочек по образцу; рисование силуэтов |
6 | Развитие мышления | - Отгадай загадки -Что общего и чем отличаются друг от друга? - Что не так? - Скажи наоборот -Подбери признак/действие - Закончи предложение | Что лишнее? Дифференциация или классификация предметных картинок; Систематизация по признаку; Последовательные картинки; Определение пространственных/временных отношений |
7 | Развитие внимания | - Какое слово отличается от других? - Отгадай загадки - Что общего и чем отличаются друг от друга? | Нахождение сходств/различий; лабиринты; выкладывание из палочек; систематизация по заданному признаку |
8 Развитие памяти | Развитие памяти | -Выкладывание палочек по памяти; - Выучи стихотворение | Что изменилось? |
Таблица №2
№п/п | Название задания | Содержание задания |
1 | Закончи предложение | Подбор слова по лексической теме в контексте предложения |
2 | Исправь ошибку | Нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении |
3 | Какое слово не подходит? | Работа с использованием однокоренных слов |
4 | Какое слово отличается от других? | Сравнение слов по звучанию |
5 | Какое слово самое короткое / длинное? | Сравнение слоговой структуры слов |
6 | Назови ласково | Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных |
7 | Отгадай загадки | Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме |
8 | Подбери признак/действие | Подбор прилагательных и глаголов к существительным |
9 | Подскажи словечко | Добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии |
10 | Скажи наоборот | Подбор антонимов |
11 | Сосчитай до пяти | Согласование числительного и существительного |
12 | Узнай по признаку/действию | Определение предмета или явления по его существенным признакам |
13 | Что лишнее? | Классификация по заданным признакам |
14 | Что не так? | Нахождение смысловой ошибки в предложениях |
15 | Что общего и чем отличаются друг от друга? | Нахождение и объяснение сходств и различий предметов и явлений с опорой на представления. |
Важно отметить, что программа составлена так, чтобы предоставлять детям как можно больше самостоятельности при выполнении заданий. Педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно нужно обсуждать ответы и вовлекать в это обсуждение ребенка. При этом общая атмосфера занятий должна создавать положительный эмоциональный фон: раскованность, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Для усвоения ребенком данного комплекса занятий необходимо создание адекватной мотивации. Наиболее удачной является мотивация, ориентирующая ребенка на сам процесс обучения.
Структура занятий
- Организационный момент - это начальная часть занятия. На ней создается эмоциональный фон. Педагог здоровается ребенком, пришедшем в кабинет. Далее идет краткое повторение предыдущей темы, и введение в новую тему.
- Основная часть
Основная часть содержит задания на развитие речи и психических процессов, мелкой моторики, также на ознакомление с окружающей действительностью и художественной литературой.
А) Задания, направленные на развитие речи. При прохождении определенной лексической темы задания постепенно усложняются, также в ходе занятий происходит периодическое повторение и закрепление изученного материала. Занятия распределены по определенным лексическим темам (например, тема «Осень», или «Одежда»), на которых формируются представления о данной группе предметов, уточняется и расширяется словарь (например, дети рассматривают картину «Ранняя осень» и организуется беседа по ней). Также происходит совершенствование и формирование грамматического строя речи (например, игра «Разноцветные листья»-логопед читает детям стихотворение, далее задает по нему вопросы). Таким образом, происходит совершенствование согласования существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе. На занятиях формируется навык связной речи (например, описание сюжетной картины), а также речевого общения (дети совместно выполняют задания, обращаются к логопеду и друг к другу).
Б) Задания, направленные на сенсорное развитие, например, объединение предметов по цвету и по форме. Параллельно с работой над речевым развитием происходит развитие таких психических функций, как память, внимание, восприятие, мышление.
Постепенно идет расширение и уточнение словарного запаса по теме, и параллельно идет работа над грамматическим строем речи – таким образом происходит усложнение заданий и закрепление пройденного материала. Для достижения эффективности работы необходимо неоднократное выполнение заданий. Чтобы предотвратить снижение интереса учащихся к заданиям, потребуется их разнообразие
В) На занятиях дети выполняют задания по развитию мелкой моторики
Г) Дети также знакомятся с окружающей действительностью. Например, при прохождении лексической темы «Профессии» педагог расширяет представления детей о профессиях, трудовых действиях взрослых, формирует представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике. Параллельно с прохождением лексических тем происходит ознакомление с художественной литературой. На занятиях педагог развивает интерес к художественной литературе, навык слушанья художественных произведений. У детей формируется эмоциональное отношение к прочитанному. Например, при прохождении темы «Дикие животные» ребята знакомятся с творчеством М.И.Пришвина, И.Соколова-Микитова, Е. Чарушина.
3) Заключительная часть
В этой части педагог вместе с детьми подводит итог занятия. Дети обсуждают с педагогом результаты работы и те трудности, которые возникли при выполнении заданий. Логопед может задавать вопросы: «Что понравилось? Что было для вас самым сложным? Что нового вы узнали на занятии?» Также необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.
На протяжении учебного года учитель-логопед оформляет три вида документации:
- речевую карту на каждого ребенка;
- индивидуальный план работы на каждого ребенка;
- индивидуальные тетради на каждого ребенка;
Итак, функции деятельности учителя-логопеда:
- информационная (сбор информации о детях);
- диагностическая (проведение мероприятий по диагностике речевого развития ребёнка, определение перспективных путей развития и их решения);
- коррекционная (проведение намеченных мероприятий по решению логопедических проблем воспитанников);
- консультативная (проведение консультаций с родителями по обозначенным проблемам, проведение индивидуальных занятий с родителями и детьми, стендовое консультирование);
- координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, ведение отчётной документации);
- методическая (консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ).
На протяжении учебного года учитель-логопед оформляет следующие виды документации:
- речевую карту на каждого ребенка;
- годовой план работы
- перспективный план работы
- календарный план работы;
- индивидуальные тетради на каждого ребенка;
- годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Формы работы логопеда с родителями
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с детьми является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если логопед и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. В нашем отделении используются следующие формы работы с семьей:
Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания).
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время:"На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми).
Данные формы работы позволяют родителям активно участвовать в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
Содержание работы родителей с детьми дома.
1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
а) правильного звукопроизношения;
б) фонематического восприятия;
в) грамматического строя речи;
г) речевого общения и связной речи.
2.Совместная деятельность родителей с детьми:
а) чтение художественных произведений;
б) познавательный рассказ взрослого;
в) наблюдения в природе;
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
3.Самостоятельная деятельность:
а)игра;
б) рассказ из личного опыта;
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т.д.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- информационные стенды;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Критерии эффективности программы
После завершения коррекционно - развивающей программы проводится повторное диагностическое обследование. Обогащение словарного запаса, улучшение грамматического строя речи и связной речи, а также развитие психических процессов (память, мышление, внимание и восприятие) является критерием эффективности программы.
Заключение
Таким образом, использование рабочей программы «Развитие речи»:
- позволяет насытить логопедические занятия общеразвивающим материалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);
- дает возможность обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому при работе с дошкольниками, (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей);
- будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника.
Комплексность педагогического воздействия данной программы будет прежде всего направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов...
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей
2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»
Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...
Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....
Паспорт логопедичесекого кабинета Отделения восстановительного лечения для детей
Здесь можно посмотреть образец паспорта логопедического кабинета Отделения восстановительного лечения для детей ....