Разработка мастер класса "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка
Разработка мастер класса для конкурса классный-классный . В раздел педмастерска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 19.78 КБ |
pedagogicheskaya_masterskaya_po_teme.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
- Слайд 1
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (Нет или да)
Деток вы любите? (Да или нет)
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (Нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начнем педагогическую мастерскую
Слайд 2 В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, основная цель образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с ОВЗ: проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха и зрения.
Слайд 3 В связи с этим, в последние годы широкое применение в работе с детьми с проблемами в развитии получила здоровьесберегающая практика (технологии)
Слайд 4 Нужно не забывать , что при составлении программы обязательно стоит учитывать принципы здоровьесберегающих технологий.
Слайд 5 В своей воспитательной деятельности в классе я использую 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая.
Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.
Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, развитие графомоторных навыков.
Слайд 6 Что происходит благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей вы можете увидеть на слайде:
И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми вышеизложенными методами, которые я использую в своей работе.
Слайд 7 нажать звук Прежде, чем начать свой мастер — класс, я предлагаю вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер — класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем пед. мастерскую «Здоровьесберегающие упражнения в работе с детьми с ОВЗ.
Слайд 8 Мне нужны добровольцы. 4 человека для фокус группы , на которых наглядно я буду демонстрировать упражнения.
Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для детей с ОВЗ , так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.
Некоторые упражнения я предлагаю вам сейчас опробовать нашим добровольцам. Кто сейчас сильно взволнован и хочет успокоиться , можете проделать это вместе с нами
Слайд 10«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
Слайд 11 «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
Слайд 12 Ну и лайфак для тех кто плохо засыпает. С закрытыми глазами делаем глубокий вдох через рот и медленный выдох через нос сосредотачиваем дыхание вниз. 3 раза
Слайд 13 Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую различные виды массажа и самомассажа
Давайте присядем с вами на стулья и представим, что мы пришли на весенний лужок.
Слайд 14 Массаж спины
Мы пришли на луг, светит солнышко.
Солнышко ласковое и приятное ( погладить плечики).
Ветерок ласкает наши щёчки ( погладить щёчки).
Сильнее и сильнее дует ветерок ( погладить спинку)
Вдруг закапал дождик ( пальцами ударять по спинке).
Гром и молния ( ребром ладони водить по спине).
Слайд 15 Теперь разобьемся по парам
Речевая игра с самомассажем «Дождик»
Кап-кап, надо нам расходиться по домам ( поглаживаем спинку друг другу.)
Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек (кулачками стучат по спинке)
Град-град, сыплет град, (пальчиками стучат по спинке)
Все под крышами сидят. (делают «Крышу» руками над головой).
Слайд 16 В своей работе использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.
Слайд 17 Я хочу познакомить вас с самомассажем ушных раковин. Он производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не должно превышает 2 минут и проводить такой массаж можно 1 – 2 раза в день. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.
Взяли ушки за макушки (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (Несильно потянуть вверх)
Пощипали… (Несильные нажимы пальцами)
Вниз до мочек добежали. (С постепенным продвижением вниз)
Мочки надо пощипать (Пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять... (Приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) И к макушкам вновь придём.
Слайд 18 Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.
Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.
Слайд 19 Гимнастика с мячом «Ежик»
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока. (катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Слайд 20 А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.
Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по — другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнения с элементами кинезиологии.
Упражнения «Как мы
себя любим», «Плечо — пояс», «Локотки»
Разводим руки в стороны, затем обнимаем себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.
Кинезиологическая физминутка «Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.
Слайд 21 Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое!
Слайд 21 включаем звук
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
4. правая рука указательный палец на нос, левая рука на правое ухо. Хлопок – поменяли положение рук.
«Перекрестные движения» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота (4-8 раз).
4. Итог. Рефлексия
Слайд 22 нажать звук, нажать на стрелку .
. Я думаю, каждый из вас на занятии испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение.
Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете. Как приятно видеть Вас в хорошем настроении.
Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!
А методы и приёмы можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. . Благодарю всех за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ « Главная задача - в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех без исключения лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей в их психофизического развития и состояния здоровья». Д.А. Медведев
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий: принцип «Не навреди!»; принцип сознательности и активности; принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности и индивидуализации; принцип всестороннего и гармонического развития личности; принцип системного чередования нагрузок и отдыха; принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий
Здоровьесберегающие технологии: дифференцированное обучение; рациональная организация урока; создание благоприятного психологического климата; нейрогимнастика; коммуникативные игры; арт - методы; развитие мелкой пальцевой моторики; когнитивные упражнения; кинезиологические упражнения; антистрессовая гимнастика; зрительная гимнастика; динамические паузы
- улучшение памяти, внимания, мышления; - повышение способности к произвольному контролю; - улучшение общего эмоционального состояния; - повышается работоспособность, уверенность в себе; - стимулируются двигательные функции; - снижает утомляемость; - улучшаются пространственные представления; - развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; - стимулируется речевая функция; - улучшается соматическое состояние.
Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке. Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек .
Упражнение «Аист»
Упражнение «Жук»
Массаж спины Мы пришли на луг, светит солнышко. Солнышко ласковое и приятное ( погладить плечики). Ветерок ласкает наши щёчки ( погладить щёчки). Сильнее и сильнее дует ветерок ( погладить спинку) Вдруг закапал дождик ( пальцами ударять по спинке). Гром и молния ( ребром ладони водить по спине).
Кап-кап, надо нам расходиться по домам (поглаживаем спинку друг другу.) Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек (кулачками стучим по спинке) Град-град, сыплет град, (пальчиками стучим по спинке) Все под крышами сидят. (делаем «Крышу» руками над головой). Массаж «Дождик»
Су- Джок терапия.
Гимнастика с мячом «Ежик» Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) Помассируем бока . (катаем между ладошек) «Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу . (подкидываем мяч) Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
Кинезиологические упражнения
Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга , способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. Движения, пересекающие среднюю линию тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и детьми
Данная презентация " Различные категории детей" будет полезна при подготовке к лекции " Семья и дети как объект социальной работы" по дисциплине МДК 02.03. Технология социальной работы с семьей и деть...
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ по адаптированной прогармме 8 вида
Содержа...
Социоигровые технологии в работе с детьми
Мастер–класс для педагогов МАУДО «Детский сад №2» на тему«Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» Се...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...
Традиционные и инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
Выступление на педагогическом совете...
Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие п...