Традиционные и инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
материал
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnye_i_innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Автор: Сариева Д.С.
Тема: « Традиционные и инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
В любом обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них — лица с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту — ОВЗ).
Современный ребенок с ОВЗ – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.
Важно понимать, что ОВЗ представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.
Все ученики надомного обучения - это дети с тяжелыми и (или) множественными нарушениями физического и (или) психического развития.
Необходимым условием для развития ребенка является установление близких отношений по крайней мере с одним из ухаживающих за ним взрослых. Только в таких отношениях ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий мир. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка. Постоянно поддерживают связь с педагогом.
Долгое время дети с ОВЗ считались необучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ОВЗ, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае.
Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ мы используем такие технологии как:
• Технологии компенсирующего обучения;
• Игровые технологии;
• Личностно-ориентированные технологии;
• Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Здоровьесберегающие технологии.
Основная цель любого обучения – получение результата, который напрямую зависит от интереса к этому обучению. Именно на создание интересного для детей обучения и направлена наша педагогическая, коррекционная и творческая работа. Эта цель заставляет постоянно быть в поиске, саморазвиваться и самосовершенствоваться, искать более интересные пути в обучении и развитии учеников.
Наибольший интерес, на наш взгляд, при обучении детей с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.
Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы.
Представляем вашему вниманию структуру комбинированного урока по ФГОС и применение традиционных и инновационных технологий в работе с учениками надомного обучения.
1.Организационный этап (слайд 3).
Первым этапом коррекционной работы является рациональная психотерапия, цель которой – сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс совместной с педагогом деятельности. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом возраста, особенностей личности, структуры дефекта в целом. На этом этапе необходимо вселить ребенка уверенность в успех, доказать ему его значимость, возможности и способности. Методами одобрения, похвалы, восхищения, постановки цели, необходимо увлечь ребенка, заинтересовать, побудить мотив. Положительный эмоциональный настрой и мотивация – это первый шаг к успеху и для ребенка, и для взрослого.
При наличии аутистичного спектра, когда у ребенка наблюдаются выраженные проблемы в сенсорной интеграции, ребенок боится определенных цветов, изображений, прикосновений, звуков и т.п., следует внимательно следить за исключением раздражающих и пугающих факторов. Необходимо создать благоприятную для ребенка среду.
Мы используем игровые моменты (игровая технология) на организационном этапе. В связи с тем, что дидактический и игровой материал, который имеется в нашей школе, учителям надомного обучения нет возможности применять в работе, мы используем материал, изготовленный своими руками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд 4)
Цель этого этапа – подвести ребенка к самостоятельному пониманию того что и зачем должно быть достигнуто по окончанию урока. Нельзя давать ребенку сухую установку, часто ничего не говорящую ребенку, а значит и не стимулирующую его к действию.
На данном этапе урока используется ряд технологий. Главной технологией на этом этапе мы выделяем личностно-ориентированные технологии. Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
3) Актуализация знаний. (Слайд 5, видеосюжет 6)
На данном видеосюжете ученица с умеренной степенью умственной отсталости и аутизмом. У ученицы стремление к сохранению постоянства, стереотипные движения, ограниченные интересы и новые формы работы для нее волнительны и пугающие. Учитель, чтобы вовлечь, ученицы в работу на уроке, использует игровые моменты, направленные на актуализацию и усвоение знаний. Все новые формы работы проводятся «рука в руке».
На видеосюжете игровой момент «Сортер». Главная цель сортера – научить ребенка логически мыслить. Путем сортирования деталей дети не только мыслят, но и подключают аналитические умения, память, цветосочетание.
4) Первичное усвоение новых знаний. (Слайд 7, видеосюжет 8)
Технологии дифференциации материала и индивидуальной работы, постоянное повторение и закрепление, визуальные подсказки - основные постулаты успешного обучения детей с ОВЗ. Образовательный процесс должен проходить плавно, комфортно для ребенка и занимать столько времени, сколько ему нужно. Игра и практическая деятельность детей, являются ведущими технологиями.
5) Первичная проверка понимания (Слайд 9, видеосюжет 10)
На уроках мы используем многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие
В связи с тем, что дети быстро утомляются, часто отвлекаются, на занятиях используются разнообразные игровые моменты, связанные с любимыми игрушками, новыми куклами, озвучиваются персонажи с разной интонации.
6) Первичное закрепление (Слайд 10, видеосюжет 11)
При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(Слайд 13, видеосюжет 14)
Выявление остаточных затруднений и их корректировка.
8) (Слайд 15,16)
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Учителя надомного обучения используют на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий. Это: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, упражнения.
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) (Слайд 17)
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Таким образом, технологии, применяемые нами, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а, следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ по адаптированной прогармме 8 вида
Содержа...
Социоигровые технологии в работе с детьми
Мастер–класс для педагогов МАУДО «Детский сад №2» на тему«Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» Се...
Использование инновационных технологий в работе с неговорящими детьми.
Данный материал будет полезен логопедам, психологам, дефектологам, воспитателям и родителям, которые живут и общаются с неговорящими детьми. В этой статье приведена только малая часть игр,...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...
Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ.
Использование игровых и информационных технологий при работе с детьми с ОВЗ....
Разработка мастер класса "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ОВЗ"
Разработка мастер класса для конкурса классный-классный . В раздел педмастерска...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ-ДЕФЕКТОЛОГОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В последние годы выявляется устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим все более востребованными становятся такие п...