РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам по организации работы с пятиклассниками
Процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако, если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому, очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Именно “ориентированность на ошибку”, которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам, как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Рекомендации учителям-предметникам по организации работы с пятиклассниками.
Учитывайте трудности адаптационного периода.
Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
На заседаниях МО выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый речевой режим).
Развивайте умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
Не используйте дневник для записи дисциплинарных замечаний (найдите индивидуальные формы работы с ребенком и семьей), контролируйте своевременность записей, ежедневно в конце урока проверяйте наличие задания на следующий день.
Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
Поддерживайте контактс классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
Не допускайте педагогического манипулирования.
В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте обучение без двоек.
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.
Социально-психологический статус учащегося 5 класса
10 лет – конец детства, период предшествующий подростковому возрасту.
Непосредственность, открытость, доверчивость отличают детей этого возраста. В основном, уравновешены и спокойны, признают авторитет взрослого, ждут от взрослых помощи и поддержки.
Переход в среднее звено – накладывает осложнения в отношении «учитель-ученик», так как появляются учителя – предметники и кабинетная система. Это шанс начать новую жизнь. Происходит рост самостоятельности, начало сознательного отношения к себе, сравнения себя с другими.
Высокий уровень активности, самостоятельности. На первое место – кодекс товарищества, важно быть такими же как все, проявляется желание выделиться, стремление заслужить авторитет, дружбу, уважение сверстников.
Расширение школьных знаний и умений, ощущение себя не малолеткой, формирование интересов (спад в учебе, но интерес к внеучебным делам), развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе, формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Идет овладение приемами понятийного мышления.
Устанавливают причинно-следственные связи между изучаемыми учебными понятиями.
Навыки логических операций: обобщения, классификации, аналогии, переноса и систематизации знаний более совершенны.
Начинается освоение методов теоретического мышления, творческого мышления. Склонность к фантазированию, собственный авторский замысел – самая яркая черта характеристики учащихся 10 – 12 лет.
Следует развивать творческие способности и переводить на более высокий уровень: создание собственных творческих работ, проектов, произведения.
Развивается исследовательская жилка, формируется способность к смене стратегии, гипотезы в процессе решения учебной проблемы.
Речь связная, грамотная со словарным богатым запасом.
Аккуратность оформления письменных работ. Сохраняют работоспособность и учебную активность в течение всего урока, предпочитают насыщенность и высокий темп проведения урока. Способны длительно подчинять поведение намеченной цели, умения сдерживать эмоции, моральная регуляция поведения.
Появляется способность принимать ответственные решения. Начинает развиваться мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами.
Устойчивое эмоциональное отношение, если нет противоречий между требованиями семьи и группы сверстников, между возможностями и желаниями.
Взрослые часто «овзросляют» пятиклассников и в то же время подчеркивают их «детскость». Это создает двойственность, противоречивость к выполнению требований. Дети учатся манипулировать другими людьми.
Период изучения детей, их индивидуальных психофизических особенностей. Важно обсуждать с детьми данные особенности. Объяснять, почему медлительность или импульсивность мешают усвоению знаний, робость и чрезмерная чувствительность отталкивают сверстников. Самостоятельность в управлении классным коллективом (выборность старосты, редколлегии, членов спортивного сектора и других).
Работа над юмором, воспитание доброго отношения к окружающим, на основе позитивного отношения к себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Трудности адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю»
Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания»Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в период адаптации данной категории детей....
Родительское собрание Адаптация пятиклассников
Материал для родительского собрания. Тема "Адаптация 5 класса"...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Рекомендации педагогам по адаптации первоклассников...
Программа деятельности социального педагога по адаптации обучающихся иностранных граждан в условиях образовательного учреждения
Программа разработана для иностранных граждан подросткового возраста, обучающихся в лицее. Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации обучающихся иностранных граждан, которая ...
ПРОГРАММА практических занятий педагога-психолога "Адаптация обучающихся первого курса"
Программа разработана с целью поддержки обучающихся первого курса в процессе интеграции в жизнь центра и группы....