Консультация педагогов по адаптации и снижение школьной тревожности.
презентация урока для интерактивной доски
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных, как психологических, так и педагогических проблем, а адаптация в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Через 5-6 недель после начала учебного года у пятиклассников обычно повышается уровень тревожности. Сам по себе этот возрастной период не несет в себе какой-либо психологической или педагогической опасности. Его “ проблемность ” связана с тем, что на рубеже четвертого и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения: появляются новые учителя, новые разнообразные требования, новые одноклассники, новые предметы и т.д.
Состояние детей в этот период характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью , недисциплинированностью, снижением самооценки , повышением школьной тревожности.
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками). Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности, которая представляет собой основную характеристику нарушения школьной адаптации . Что способствует формированию школьной тревожности? - Учебные перегрузки , - Неспособность учащегося справиться со школьной программой, - Неадекватные ожидания со стороны родителей, - Неблагоприятные отношения с педагогами, - Смена школьного коллектива или непринятие детским коллективом.
Признаки школьной тревожности : Тревожный ребенок Не может долго работать, не уставая. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. Смущается чаще других. Часто говорит о напряженных ситуациях. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Жалуется, что ему снятся страшные сны. Руки у него обычно холодные и влажные. Сильно потеет, когда волнуется. Не обладает хорошим аппетитом. Спит беспокойно, засыпает с трудом. Пуглив, многое вызывает у него страх. Обычно беспокоен, легко расстраивается. Часто не может сдержать слезы. Плохо переносит ожидание. Не любит браться за новое дело. Не уверен в себе, в своих силах. Боится сталкиваться с трудностями.
Исследования уровня школьной тревожности 5 класс А ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 А КЛАССА ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА 07 окт. 2019 г. № Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе 1 Орлакис Валерия 4 36% 7 54% 5 83% 6 100% 2 40% 3 60% 5 63% 12 55% 2 Санрави Алла 10 91% 7 54% 5 83% 5 83% 0 0% 1 20% 5 63% 10 45% 3 Фомин Федор 5 45% 3 23% 2 33% 5 83% 2 40% 1 20% 3 38% 15 68% 4 Шевякова Диана 4 36% 3 23% 5 83% 4 67% 1 20% 2 40% 1 13% 9 41% 5 Чугаев Глеб 2 18% 2 15% 2 33% 1 17% 1 20% 1 20% 2 25% 3 14% 6 Шидакова Диана 5 45% 5 38% 1 17% 2 33% 2 40% 2 40% 3 38% 4 18% 7 Яремчук Анна 2 18% 2 15% 4 67% 3 50% 1 20% 3 60% 2 25% 8 36% 8 Гаврютенкова Елизавета 4 36% 4 31% 3 50% 2 33% 1 20% 1 20% 3 38% 3 14% 9 Зайцев Егор 3 27% 7 54% 5 83% 6 100% 5 100% 3 60% 4 50% 19 86% 10 Ефимова В. 2 18% 5 38% 4 67% 5 83% 4 80% 0 0% 4 50% 13 59% 11 Куликова Ульяна 5 45% 8 62% 5 83% 4 67% 3 60% 3 60% 3 38% 13 59% 12 Овчинников Семен 2 18% 1 8% 2 33% 3 50% 3 60% 0 0% 3 38% 11 50% 13 Сивьюк Полина 2 18% 1 8% 2 33% 3 50% 3 60% 0 0% 3 38% 10 45% 14 Малый Даниил 2 18% 2 15% 3 50% 4 67% 2 40% 0 0% 3 38% 11 50% 15 Сигал София 4 36% 5 38% 4 67% 1 17% 1 20% 0 0% 5 63% 8 36% 16 Згурский Никита 4 36% 8 62% 2 33% 5 83% 3 60% 1 20% 5 63% 14 64% 17 Агаджанян Янина 3 27% 1 8% 5 83% 4 67% 1 20% 3 60% 1 13% 12 55% 18 Кармова Ангелина 4 36% 5 38% 3 50% 3 50% 3 60% 1 20% 3 38% 8 36% 19 Букин Андрей 5 45% 7 54% 6 100% 6 100% 4 80% 5 100% 4 50% 22 100% 20 Никитина Настя 9 82% 11 85% 6 100% 5 83% 4 80% 4 80% 8 100% 20 91% 21 Бикматова Дарья 3 27% 2 15% 1 17% 0 0% 0 0% 0 0% 1 13% 0 0% 22 Михайлова Кристина 5 45% 5 38% 4 67% 5 83% 3 60% 3 60% 4 50% 11 50% 23 Смирнов Иван 7 64% 5 38% 4 67% 5 83% 4 80% 3 60% 4 50% 16 73% 24 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 25 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 26 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 27 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 28 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 29 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 30 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 31 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% СРЕДНЕЕ 4,2 38% 4,6 35% 3,6 60% 3,8 63% 2,4 48% 1,9 38% 4,6 58% 11,0 50% Интерпретация: >75% - Высокая тревожность >50% и< M 75% Повышенная тревожность
ПРОТОКОЛ № 1 ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА Фамилия, имя уч-ся 0 Класс 5 А Дата обследования 07 окт. 2019 г. № Шкалы теста Балл испытуемого % Средний % по классу Уровень школьной тревожности 1 Переживание социального стресса 0 0% 38% Низкий 2 Фрустрация потребности в достижении успеха 0 0% 35% Низкий 3 Страх самовыражения 0 0% 59% Низкий 4 Страх ситуации проверки знаний 0 0% 61% Низкий 5 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 0 0% 49% Низкий 6 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 0 0% 37% Низкий 7 Проблемы и страхи в отношении с учителями 0 0% 58% Низкий 8 Общая тревожность в школе 0 0% 50% Низкий
Исследования уровня школьной тревожности 5 класс Б ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 Б КЛАССА ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА 07 окт. 2019 г. № Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе 1 Самидинова Саша 4 36% 7 54% 5 83% 6 100% 2 40% 3 60% 5 63% 12 55% 2 Леченя Арсений 10 91% 7 54% 5 83% 5 83% 0 0% 1 20% 5 63% 10 45% 3 Марейра Дима 5 45% 3 23% 2 33% 5 83% 2 40% 1 20% 3 38% 15 68% 4 Михайлова Виктория 4 36% 3 23% 5 83% 4 67% 1 20% 2 40% 1 13% 9 41% 5 Хиюпина Елизавета 2 18% 2 15% 2 33% 1 17% 1 20% 1 20% 2 25% 3 14% 6 Шкарбань Василий 5 45% 5 38% 1 17% 2 33% 2 40% 2 40% 3 38% 4 18% 7 Лашов Никита 2 18% 2 15% 4 67% 3 50% 1 20% 3 60% 2 25% 8 36% 8 Лепикова Ульяна 4 36% 4 31% 3 50% 2 33% 1 20% 1 20% 3 38% 3 14% 9 Богданов Александр 3 27% 7 54% 5 83% 6 100% 5 100% 3 60% 4 50% 19 86% 10 Данилов Матвей 2 18% 5 38% 4 67% 5 83% 4 80% 0 0% 4 50% 13 59% 11 Копырев Илья 5 45% 8 62% 5 83% 4 67% 3 60% 3 60% 3 38% 13 59% 12 Абылгазнева Медина 2 18% 1 8% 2 33% 3 50% 3 60% 0 0% 3 38% 11 50% 13 Михеева Полина 2 18% 1 8% 2 33% 3 50% 3 60% 0 0% 3 38% 10 45% 14 Шевченко Матвей 2 18% 2 15% 3 50% 4 67% 2 40% 0 0% 3 38% 11 50% 15 Демчев Алексей 4 36% 5 38% 4 67% 1 17% 1 20% 0 0% 5 63% 8 36% 16 Мундузбаев Бекбол 4 36% 8 62% 2 33% 5 83% 3 60% 1 20% 5 63% 14 64% 17 Ткачев Алексей 3 27% 1 8% 5 83% 4 67% 1 20% 3 60% 1 13% 12 55% 18 Кандрущенкова Валерия 4 36% 5 38% 3 50% 3 50% 3 60% 1 20% 3 38% 8 36% 19 Мельник Михаил 5 45% 7 54% 6 100% 6 100% 4 80% 5 100% 4 50% 22 100% 20 Кузьменко Александр 9 82% 11 85% 6 100% 5 83% 4 80% 4 80% 8 100% 20 91% 21 Чимпоеш В. 3 27% 2 15% 1 17% 0 0% 0 0% 0 0% 1 13% 0 0% 22 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 23 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 24 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 25 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 26 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 27 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 28 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 29 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 30 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 31 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% СРЕДНЕЕ 4,0 36% 4,6 35% 3,6 60% 3,7 61% 2,3 46% 1,8 36% 4,7 59% 10,7 49% Интерпретация: >75% - Высокая тревожность >50% и< M 75% Повышенная тревожность
Исследования уровня школьной тревожности 5 класс В ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 В КЛАССА ПО ТЕСТУ ФИЛЛИПСА 07 окт. 2019 г. № Фамилия, Имя Переживание социального стресса Фрустрация потребности в достижении успеха Страх самовыражения Страх ситуации проверки знаний Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стресу Проблемы и страхи в отношениях с учителями Общая тревожность в школе 1 Никишин Филипп 4 36% 7 54% 1 17% 3 50% 3 60% 1 20% 4 50% 8 36% 2 Кузин Даня 9 82% 4 31% 2 33% 1 17% 1 20% 2 40% 4 50% 5 23% 3 Линьков Артем 6 55% 5 38% 0 0% 5 83% 2 40% 2 40% 5 63% 13 59% 4 Зухбая Кристина 7 64% 9 69% 4 67% 5 83% 4 80% 5 100% 7 88% 19 86% 5 Ступников Даниил 3 27% 3 23% 2 33% 1 17% 0 0% 0 0% 3 38% 3 14% 6 Александровская Карина 5 45% 6 46% 4 67% 3 50% 3 60% 0 0% 4 50% 6 27% 7 Царьков Артем 6 55% 4 31% 2 33% 2 33% 3 60% 1 20% 4 50% 7 32% 8 Фазулжанов Эмиль 3 27% 4 31% 3 50% 2 33% 1 20% 1 20% 5 63% 5 23% 9 Нематова Аиша 8 73% 11 85% 6 100% 6 100% 4 80% 3 60% 6 75% 21 95% 10 Волкова Полина 2 18% 6 46% 4 67% 5 83% 3 60% 0 0% 4 50% 13 59% 11 Малыгин Степан 5 45% 8 62% 5 83% 4 67% 3 60% 3 60% 3 38% 13 59% 12 Евдокимова Полина 2 18% 2 15% 4 67% 3 50% 1 20% 0 0% 3 38% 15 68% 13 Симонова Ксения 5 45% 6 46% 2 33% 5 83% 2 40% 1 20% 4 50% 12 55% 14 Лобикова Полина 4 36% 5 38% 1 17% 0 0% 1 20% 0 0% 3 38% 2 9% 15 Крят Александр 2 18% 3 23% 1 17% 0 0% 0 0% 1 20% 3 38% 3 14% 16 Короп Владимир 6 55% 6 46% 2 33% 3 50% 1 20% 2 40% 3 38% 10 45% 17 Матвеева Мария 4 36% 4 31% 4 67% 2 33% 2 40% 1 20% 7 88% 10 45% 18 Кулагин Вадим 2 18% 2 15% 2 33% 4 67% 1 20% 1 20% 4 50% 7 32% 19 Бедеккер Максим 3 27% 7 54% 4 67% 1 17% 4 80% 0 0% 2 25% 5 23% 20 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 21 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 22 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 23 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 24 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 25 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 26 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 27 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 28 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 29 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 30 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 31 0 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% 0 0% СРЕДНЕЕ 4,5 41% 5,4 41% 2,8 46% 3,1 51% 2,3 46% 1,4 28% 6,0 75% 9,3 42% Интерпретация: >75% - Высокая тревожность >50% и< M 75% Повышенная тревожность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению
Реферат «Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению»посвящен важной, актуальной проблеме современной педагогической теории и практики в обучении и воспитании первоклассн...
статья "Адаптация ребенка к школьной жизни"
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Не день и не неделю нужно для того, чтобы привыкнуть к школе по-настоящему....
Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ. Младший школьный возраст. Детские страхи.
Консультация педагога-психолога для родителей детей с ОВЗ.Младший школьный возраст. Детские страхи. Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проя...
Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...
консультация для родителей "Адаптация в детском саду"
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к...
"Консультация для родителей. Адаптация"
quot;Адаптация"...