ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
проект
Исследовательская работа " Организация проектно-творческой деятельности студентов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_studentov.zip | 395.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы проектно-творческой деятельности 7
1.1. Проектная деятельность, метод проектов 7
1.2. Преимущество метода проектов 18
1.3 Проектно-творческая деятельность и ее роль в образовательном процессе 21
Глава 2. Проектно-творческая деятельность студентов 27
2.1 Организация проектно-творческой деятельности в организациях СПО 27
2.2. Проектно-творческая деятельность студентов 37
Список использованных источников 48
Введение
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя
Элберт Хаббарт.
Современное содержание образования коренным образом отличается от предшествующего своими целями, компонентами и заданными результатами. Одновременно осуществлен процесс его усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Устранить это противоречие возможно внедрением в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами.
Общепризнанно, что производственные технологии быстро развиваются, а каждые 3-5 лет происходят значительные изменения, как в технологиях, так и в требованиях к специалистам.
Дефицит кадров в сфере производства велик, но требования к сотрудникам работодатели практически не снижают, слишком высока ответственность и цена ошибки этих специалистов. Спрос на специалистов со средне профессиональным образованием в среднем превышает предложение на 25 % .
Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Ключевыми компетенциями будущего специалиста в области производства являются:
- академические компетенции, включающие способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;
- профессиональные компетенции, включающие знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции будущего специалиста в области производства развиваются за счет включения в различные виды деятельности:
- · в аналитическую деятельность
- · в производственно-технологическую деятельность
- · в проектно-конструкторскую деятельность
- · в учебно-исследовательскую деятельность
- · в консалтинговую деятельность
- · в организационно-управленческую деятельность
- · в инновационную деятельность.
Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход – очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.
Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.
Академик Международной педагогической академии, д.п.н. А. В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования.
Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.
Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии».
Технология проектно-исследовательской деятельности впервые была предложена в 1998 году американским психологом, педагогом К.Патриком, который считал метод проектов одним из эффективных методов обучения. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели, которые многие годы работали по традиционной методике, не решились сразу перейти на новые образовательные технологии.
Актуальность темы «Организация проектно-творческой деятельности студентов» выражается в доказательстве значимости данной технологии в развитии личности обучающегося, способности побудить его к раскрытию своего интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счёте, к саморазвитию.
Гипотеза. Предполагаю, что метод проектной деятельности как современная педагогическая технология способен приучить подрастающее поколение к мысли о необходимости самостоятельной исследовательской активности, иначе развитие личности может приостановиться при прекращении руководства извне.
Цель выпускной работы – обосновать значимость проектной методики и обобщить опыт собственной работы по использованию в преподавании курса по профессии 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства метода проектов как одной из современных педагогических технологий.
Задачи:
- ознакомить с историей разработки метода проектов и внедрение его в учебную и практическую деятельности СПО;
- раскрыть преимущества проектной методики;
Глава 1. Теоретические основы проектно-творческой деятельности
1.1. Проектная деятельность, метод проектов
Прежде чем рассматривать сущность проектной деятельности нужно рассмотреть само понятие деятельности, и выяснить её компоненты.
И.Д. Чечель считает что, деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
В свою очередь проектная деятельность это деятельность направленная на осуществление каких либо конкретных проектов.
Проектная деятельность содержит:
-анализ проблемы;
-постановка цели;
-выбор средств её достижения;
-поиск и обработка информации, её значение и синтез;
-оценка полученных результатов и выводов.[1]
Проектная деятельность учащихся также является одним из методов развивающего обучения, она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является познание и применение учащимися навыков, умений и знаний, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачами проектной деятельности являются:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает рефлексию- соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- Если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между педагом и учащимся..[2]
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за того, что н в проектной деятельности присутствует ключевой признак - самостоятельный выбор.
Развитие творческих способностей и переход акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости обдуманного выбора и планирования деятельности для достижения наилучшего результата. Подсознательно формируется чувство ответственности: учащийся пытается доказать, самому себе, что он сделал верный выбор. Также нам следует отметить, что стремление самоутвердиться является одним из главных факторов эффективности проектной деятельности. Во время решении практических задач естественным образом формируются отношения сотрудничества с преподавателем, так как для каждого из них задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно интенсивно это проявляется именно на задачах, сформулированных самим обучающимися.
Для студента проект – это шанс максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это занятие, позволяющее проявить себя персонально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, внести большую пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение важной проблемы, которую сформулировали сами студенты. Результатом этой деятельности является обнаруженный способ решения проблемы – носит практический характер и является значимым для самих открывателей. А для преподавателя учебный проект – это объединяющее дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самореализация, исследовательская и творческая деятельность
Большинство авторов, которые дают определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей проекта как метода обучения. Изначально, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Притом эта проблема должна иметь немаловажный для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект непременно должен иметь четко выраженную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение первоначальной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, воплощение которое не повторяется. Этим воплощением является конечный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Выяснение исходной проблемы, формулировка цели и создание образа проектного продукта – важные характерные особенности проекта.
Еще одно отличие проекта – предварительное планирование предстоящей работы. Весь путь от исходной проблемы до осуществления цели проекта следует разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого; а также определить способы решения этих задач и найти ресурсы; разработать подробный график работы с указанием сроков выполнения каждого из этапов.
Осуществление плана работы над проектом связано со следующими действиями:
- изучением литературы и других источников информации, отбора информации;
- проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов;
- анализом и обобщением полученных данных;
- формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта необходимо создать проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными свойствами потребителей, т.е. удовлетворять потребности любого человека, который столкнулся с данной проблемой, для решение которой и был осуществлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. [2]
Одним из важнейших условий проекта является публичная защита, предъявление результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о порядке работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Этап самопрезентации – важнейшая часть работы над проектом, которая предполагает рефлексивный анализ автором всей проделанной им работыа также опыта,который он преобрел.
Проектный метод обучения близок к проблемному обучению, который предполагает логичное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, после решения которых под руководством преподавателя у них происходит динамичное восприятие новых знаний.
Проблемное обучение координирует стабильность знаний и их творческое употребление в практической деятельности студента. Проектный метод имеет аналогию с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный метод обучения, при нем происходит целенаправленная учебная деятельность. Студент, являясь субъектом этой деятельности, осознано ставит цели и задачи самореализации и самоопределения творчески, их достигает. [11]
Mетод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в новом столетии в США. Его называли методом проектов и он интегрировался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи рекомендовал развивать обучение на активной основе, через целесообразную работу ученика, совместно с его личным интересом в этом знании. При этом чрезвычайно принципиально было показать учащимся их личную заинтересованность в получаемых знаниях, которые могут и обязаны пригодиться им в дальнейшей жизни. Для этого необходима проблема, которую взяли из реальной жизни, знакомая и ценная для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить все приобретенные знания, новые знания, которые еще предстоит получить. Преподаватель имеет право подсказать источники информации, или может склонить мысль учеников на нужную ориентацию для самостоятельного выискивания. Но в конечном результате обучающиеся обязаны самостоятельно и в совместном труде решить проблему, применив надлежащие знания из различных областей, получить реальный и весомый результат. Вся работа над данной проблемой, перестраивается в проектную деятельность. Со временем концепция метода проектов претерпела эволюцию. Происходя из идеи независимого воспитания, в нынешнее время она становится объединенным компонентом вполне отработанной и организованной системы образования. Но её суть остается неизменной- стимулировать внимание учащихся к разнообразным проблемам, предполагающим владение определенными знаниями и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Смысл рефлекторного мышления - долговременный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для обнаружения выхода из сомнения, развития уверенности, основанной на обоснованном рассуждении. Метод проектов заинтересовал русских педагогов уже в начале двадцатого века. Идеи проектной подготовки возникли в России фактически параллельно с исследованием американских профессоров Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была собрана небольшая группа сотрудников, которые пытались энергично использовать проектные методы в практике преподавания. В то же время в зарубежной школе.он имел активное и весьма успешное развитие В таких странах как:США, Великобритании, Италии, Финляндии, Бельгии, Израиль Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли широкое применение и приобрели огромную популярность в виду рационального совмещения теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - это основной тезис теперешнего понимания метода проектов, который и притягивает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумное равновесие между академическими знаниями и прагматическими умениями. В самой сущности метода проектов находится процесс развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно распределять свои знания, умений ориентироваться в информационном потоке, развитие критического и изобретательного мышления.
Метод проектов – это термин из области дидактической науки, частных методик, в том случае если он используется в рамках определенного предмета. Метод – представляет собой дидактическую категорию. Это комплекс приемов, операций приобретения определенной области практического и теоретического знания, того или иного вида деятельности. Это этап познания, способ организации истинного познания. Следовательно, если мы говорим о методе проектов, то понимаем под ним именно способ достижения поучительной цели через подробную разработку проблемы (технологию), которая предполагает завершение реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Для решения своих дидактических задач педагоги обращались к этому методу. В принцип метода проектов была заложена идея, которая составляет суть понятия проекта его прагматическая ориентация на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. Полученный результат можно осмыслить, увидеть, а также применить в существующей практической деятельности. Для того чтобы получить такой результат, необходимо научить детей или студентов не только самостоятельно мыслить, но и выявлять и решать проблемы, применяя для этой цели знания из разнообразных областей, умения прогнозировать итог и возможный исход разных вариантов решения, умения найти причинно-следственные связи.[11]
Метод проектов направлен на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение некоторого отрезка времени. Этот метод неотделимо сочетается с групповыми методами. Метод проектов предусматривает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предполагает, использование комплекс, разнообразных методов, средств обучения, а также необходимость интегрирования знаний, умений использовать знания из различных областей науки, технологии, техники, творческих областей. Метод проектов как педагогическая отрасль предполагает общность исследовательских, поисковых, разносторонних, проблемных методов и задач творческих по всей своей сути. [4]
Теперь мы рассмотрим несколько основных требований к использованию самого метода проектов:
Во первых. должно присутствовать наличие значимой и реализуемой в исследовательском, плане проблемы или задачи, требующей обобщенного знания, исследовательского расширенного поиска для ее возможного решения
Во вторых практическая, познавательная, теоретическая, значимость результатов, которые мы предположили (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
В третьих самостоятельная (парная, групповая, индивидуальная,) деятельность всех учащихся.
И наконец в четвертых структурирование основной содержательной части проекта (с обязательным указанием последовательных результатов).
В использование исследовательских методов, должна быть предусмотрена определенная последовательность действий:
изначальное определение проблемы с вытекающими из нее задачами исследования (использование в ходе обобщенного исследования метода «мозговой атаки» либо «круглого стола»);
последующее выдвижение гипотез а также их решения;
незамедлительное обсуждение методов конкретного исследования (как статистических методов, так и экспериментальных наблюдений, пр.);
обсуждение различных способов оформления конечных итогов (презентаций, докладов, защиты, творческих отчетов, обсуждений просмотров, пр.).
итоговый сбор, систематизация и обсуждение полученных данных;
предварительное подведение итогов, обработка результатов, их презентация;
завершающие выводы, выдвижение непрозвучавших новых проблем в исследовании.
Преподавателям приходится перенаправлять свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.
Зависимость характера этой оценки выражается в условиях проведения проекта, его типа или содержания. В случае, когда рассматривается исследовательский проект, то обязательно наличие этапности проведения. Следует помнить, что успех проекта обеспечивается правильностью организованной работы на отдельных участках. Остановимся и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует безусловно с выбора темы проекта, его типа и соответственно его типа и количества участников.
2. Затем преподавателю нужно продумать все возможные варианты существующих проблем, которые необходимо исследовать в рамках данной намеченной тематики. Сами проблемы высказываются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь также уместна «мозговая атака» с её последующим коллективной дискуссией.
3. Следующим шагом будет распределение задач по группам, также обсуждение методов исследования, поиска информации, креативных решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуально-деятельностным групповым- исследовательским, подходам..
5. Также ведутся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях, в научном обществе, медиатеке, впрочем и в библиотеке и тд.).
6. Защита проектов и их оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, экспертиза, и несомненно выводы.[ 4]
Таким образом, проектная деятельность или метод проектирования является новым, научно обоснованным методом учебно-воспитательной работы, в которой обучающийся является организатором, мотиватором, исполнителем и контролером своей образовательной деятельности, что отвечает требованиям концепции модернизации динамически развивающегося Российского образования.
«Всё, что я познаю, знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В настоящее время метод проектов является наиболее адекватным среди разнообразных направлений современных педагогических методик и технологий.
1.2. Преимущество метода проектов
В чем преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает, развивает коммуникативность.
В проектном обучении ценны не результаты, а сам процесс.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
Позволяет учиться на собственном опыте и опыте других людей в конкретном деле.
Позволяет совместить акцент процесса пассивного накопления учащимся сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способных решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Проекты можно разделить на следующие типы:
Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментально, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры.
Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая, приключенческая.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каким-либо объекте, явлении; предполагает ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта - предмет информационного поиска - поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов – аналитическая работа над собранными фактами – выводы.
Практико-ориентировочные проекты. Результат чётко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чёткие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Так же важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте.
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача – научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, своё видение, свои эмоции, свой вкус.
Таким образом, освоение студентами знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности в их проектно-творческой деятельности.
Следовательно, метод проектной деятельности является одним их актуальных направлений организации учебной и внеучебной работы студентов средних профессиональных учебных заведений и позволяет:
- привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию.
- формировать у студентов навыки и умения проектной работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;
- развивать гибкое интегрированное мышление;
- выработать творческий подход к профессиональной деятельности.
Проектный метод позволяет дифференцированно подходить к обучению студентов.
Происходит развитие навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных. (работа в группе – не подвести товарища, соперничество – кто лучше?).
Умения непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
1.3 Проектно-творческая деятельность и ее роль в образовательном процессе
Проектно-творческая деятельность – это образовательная технология, которая предполагает решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Познакомимся с основными задачами проектно-творческой деятельности.
Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Создать условия для формирования у студентов навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Общие учебные умения и навыки, которые формируются: 1) Рефлексивные, 2) Поисковые (исследовательские), 3) Умения и навыки работы в сотрудничестве, 4) Менеджерские (управленческие), 5) Коммуникативные, 6) Презентационные, 7) Умение найти ответ на незапланированный вопрос.
Проектно-творческая деятельность осуществляется самостоятельно студентами под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом проделанной работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Защита проекта частично соответствует уровню экзамена. На итоговой конференции, в конце работы над исследованием, представляются лучшие проекты по предметам.
Также необходимо отметить, что процесс учебного исследования не всегда начинается с определения темы, а нередко приводит к ней. Поиск учащимися главного предмета исследования ведется из постановки проблемно-поисковых вопросов о неизвестных школьнику вещах (явлениях, отношениях, связях и т.п.) в интересной ему познавательной области.
Рассмотрим цели применения на занятиях исследовательской и проектной деятельности:
познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,
вовлечь каждого студента в активный познавательный, творческий процесс,
вовлечь каждого студента в активный познавательный, творческий процесс,
научить формировать универсальные учебные действия, и представлять творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов. Воспитывать у студентов интерес к творческому взаимодействию при совместной работе, ориентироваться в мире информации.
Задачами проектно-творческой деятельности являются:
активизация и актуализация полученных знаний при изучении конкретных тем, систематизация этих знаний, знакомство с комплексом различных материалов, преднамеренно выходящих за основные пределы программы,
развивать умения размышлять в контексте данной изучаемой темы, а также анализировать и сравнивать,
делать собственные обобщенные выводы, отбирать и систематизировать полученный материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении итоговых результатов проведенного исследования, публично представлять все достигнутые результаты исследования,
создание продукта,который будет востребован другими людьми.
Существуют два плана, на подобии двух плоскостей описания учебного проекта, проектной деятельности студентов – видимый и не видимый для студентов (см. таблица 1).
В проекте наблюдается проблема, интрига и ситуация. Ее студенты распознают вместе с преподавателем, чтобы понять важность, актуальность, острую необходимость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач студентов становится максимально наглядный показ найденного решения. Изначально, ничего общего с прохождением (изучением) данного программного материала по какому-либо определенному учебному предмету.
Таблица 1
Планы анализа научно-исследовательской деятельности студентов
Проектно-исследовательская деятельность студентов | |
С точки зрения учащихся | С точки зрения преподавателя |
Видимый план проекта | Невидимый план проекта |
— тема проекта; — название проекта; — проблема проекта; — задача проекта; — планирование — осуществление; — презентация. | — тема учебного курса, урока; — цели и задачи обучения, развития, воспитания; — необходимый уровень ЗУН; — необходимые специфические умения и навыки; — новое содержание и обобщение; — обеспечение проекта; — организационные формы осуществления проекта |
В то же время преподаватель, когда замышляет свой проект, разрабатывает его обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем процессе. Он ясно понимает, как и с каким материалом иметь подход (предметного содержания или дополнительной информацией) и предстоит обучающимся поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить и приобрести. Но перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для обучающихся главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний. Итак, учащимся не объявляется, что сейчас они будут изучать такую-то тему. Им сообщается только название или тема проекта, и через несколько минут уже идет время погружения в проблему проекта и они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, и это занятное работа становится для них интересной.
Учебный проект дает возможность учащимся, погрузится в проблему, мысленно прожить вполне реальные жизненные моменты ее возникновения, процветания развития и разрешения. Проектировать это значит видеть умозрительно, как могла бы развиваться ситуация при добавлении в нее тех или иных изменений, принятии кардинальных нестандартных решений, действий со стороны всех участников или индивидов извне. Безусловно, этот процесс может быть прерван, небольшая игровая условность, наполненная реальным смыслом, готовая превратиться в объективную реальность, может быть необратимо разрушена, если мы вмешаемся и привнесем в нее моменты традиционного учебного процесса, который протекает в отрыве от реальной жизни, когда процессы и сами ситуации рассматриваются будто со стороны, а не просто проживаются «изнутри».
Ненарушению процеcса проектирования обучающимися способствует наличие второго плана, в котором все, что они делают, объясняется, истолковывается преподавателем с позиции педагога, с точки зрения их обучения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана достаточно важно для преподавателя. И именно в этом плане дается описание учебного проекта как целенаправленного педагогического инструмента, как дидактического средства в образовательном процессе.
В педагогическом описании конструирования проекта мы указываем цели и задачи преподавателя, темы из программного материала и актуализируемые знания, умения и навыки, вводимое новое содержание или тематическое обобщение, используемые приобретенные умения, навыки и знание технологий, уровень владения специфическими умениями проектной деятельности и, наконец, возраст учащихся, требуемое время, оснащение и формы реализации.
На основании полученной информации об учебном проекте преподавателю становиться намного легче понять, насколько данный реализуемый проект вообще пригоден пригоден для решения его конкретных задач, что нужно предусмотреть, прежде чем начинать следующий проект. Вполне возможно, проект потребует некоторого изменения, некой адаптации, приспосабливания к присутствующим условиям. Есть возможность воспользоваться при публикации схемой, под названием «Методическим паспорт проекта».
Глава 2. Проектно-творческая деятельность студентов
2.1 Организация проектно-творческой деятельности в организациях СПО
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом [6;с 108]
Рассмотрим подробнее методику осуществления учебного проекта – то есть попытаемся выяснить: 1) как преподаватель должен организовать работу над проектом; 2) что происходит с учащимися во время осуществления проекта; какова роль преподавателя в этой работе.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить 4 основных этапа (схема 1.)
Схема 1. Этапы проектно-исследовательской деятельности обучающихся [16]
Деятельность, которую осуществляет каждый участник проектно-исследовательской работы можно представить в виде таблицы.
Таблица 2
Роль участников проектно-исследовательской работы на разных этапах осуществления проекта
Преподаватель | Обучающийся |
1-Й ЭТАП — ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ | |
Формулирует: (формулирование учебного проекта производится с учетом возраста учащихся) | Осуществляют: |
1) проблему проекта; | 1) личностное присвоение проблемы; |
2) сюжетную ситуацию; | 2) вживание в ситуацию; |
3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-Й ЭТАП — ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Организует деятельность – предлагает (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы): | Осуществляют: |
4) организовать группы; | 4) разбивку на группы; |
5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
7) возможные формы презентации результатов | 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов |
3-Й ЭТАП — ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; |
10) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; |
11) репетирует с обучающимися предстоящую презентацию | 11) подготавливают презентацию результатов |
4-Й ЭТАП — ПРЕЗЕНТАЦИЯ | |
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели и задач |
13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу; |
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; | 14) найденный способ решения проблемы; |
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата; |
16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
Степень активности учащихся и педагогов на разных этапах имеет отличия. В учебном проекте учащиеся должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Тем не менее каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить схематично (схема 2):
Схема 2. Распределение степени активности преподавателя и обучающегося на различных этапах проектно-исследовательской деятельности
Как видно из схемы, роль преподавателя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как преподаватель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль педагога велика, поскольку учащимся не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать преподаватель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. При обучении элементам проектирования (специфическим умениям), в рамках ли работы над проектом или вне проектной деятельности, степень включенности педагога в деятельность детей может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений [3].
Проследим весь ход осуществления учебного проекта от момента его предъявления учащимся до завершения самоанализа проделанной работы учащимися и подведения итогов преподавателем.
1-й этап – погружение в проект. Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии. На этом этапе преподаватель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем, ее уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.
Погружение в проект требует от преподавателя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
2-й этап – организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать учащихся в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы преподаватель может поручить учащимся — им лучше известны все симпатии и антипатии в ученическом коллективе.
На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Безусловно, необходимо понимать, что, когда планируется проектная деятельность, может возникнуть нетривиальная ситуация, поскольку проекты весьма разнообразны. Они бывают очень и не очень продолжительными, могут предполагать разнородную деятельность. Например, сначала учащимся необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные исследования. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно – в разных группах своя.
3-й этап – осуществление деятельности. После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь преподаватель вообще может «потеряться», т.е. стать «наблюдателем». Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как они подготовлены.
4-й этап – презентация. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения учащегося, и с точки зрения преподавателя бесспорно обязательна. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, учащиеся относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании [16].
Для учащихся момент презентации — предъявление роста своей компетентности, самоанализа. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Результатом работы над проектом будет ход мыслительной деятельности учащихся, собранная ими информация, приобретении по ходу работы знания, порожденные и отвергнутые по тем или иным причинам варианты решения проблемы и, наконец, найденный конструктивный замысел. Об этом замысле необходимо доходчиво и наглядно рассказать, предъявляя результат своей работы.
В студенческой среде, а особенно на начальных курсах обучения в средних и высших учебных заведениях практикуются такие виды проектно-исследовательской деятельности как рефераты, доклады, курсовые проекты, участие в различного рода мероприятиях, требующих предварительной самостоятельной работы (семинарах, практических занятиях, конкурсах, круглых столах и др.).
Рассмотрим проектно-исследовательскую деятельность студентов на примере реферата.
Реферат (от лат. - доношу, сообщаю, излагаю) - краткое изложение содержания научной работы, книги или учения, оформленное в виде письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов, литературы по теме). Реферат является адекватным по смыслу изложением содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию первоисточника. Реферат должен быть информативным, объективно передавать информацию, отличаться полнотой изложения, а также корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
Виды рефератов можно представить схематично:
Схема 3. Виды реферативной работы
Итак, различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста. Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника. Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме. Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщенном виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения. Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.
В продуктивных рефератах выделяются реферат-доклад и реферат-обзор. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развернутый характер.
Реферат имеет определенную композицию.
Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, раскрывается проблематика выбранной темы.
Основная часть. Содержание реферируемого текста, приводятся основные тезисы, они аргументируются.
Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.
В педагогической практике реферат часто используется для структуризации знаний учащихся по итогам курса в форме отчётности.
Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.
В соответствии с заданной темой составляется «проект реферата» для студентов (таблица 3) и по завершении проекта заполняется его методический паспорт (приложение 1).
Таблица 3
Примерный план учебного проекта «реферат»
Проблема проекта | «Зачем?» (мы делаем проект) | Актуальность проблемы мотивация |
Цель проекта | «Что?» (для этого мы делаем) | Целеполагание |
Задачи проекта | «Как?» (мы это можем делать) | Постановка задач |
Методы и способы | «Что получится?» (как решение проблемы) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | «Почему?» (это важно для меня лично) | Ожидаемый результат |
Таким образом, учебный проект с точки зрения преподавателя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед предъявлением проекта преподавателем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление [18].
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность учащихся в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а студенты нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы (схема 4)
Схема 4. Анализ соответствия результата проекта поставленным целям.
Важно не только, чтобы студент мог осуществлять самостоятельную реферативную (и любую другую исследовательскую деятельность) деятельность, а имел возможность презентовать её результаты. Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обусловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, таблица, схема и др. Каким способом будет предъявлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно — важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает! наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта.
Презентуя продукт своей деятельности, учащиеся должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как — это так называемая «рефлексия деятельности».
Таким образом, мы рассмотрели сущность процесса организации проектно-исследовательской деятельности в образовательной структуре вообще, а также познакомились с особенностями реализации проектной работы с студенческой среде на примере реферата.
2.2. Проектно-творческая деятельность студентов
Важнейшим фактором совершенствования подготовки студентов в системе СПО была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.
В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений.
Проектно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре учебно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.
Исследовательская работа студентов «Энгельсского политехникума» достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам.
Цель исследовательской работы студентов техникума состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации проектно - исследовательской работы студентов используется принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследования.
Можно выделить следующие основные виды проектно-исследовательской работы студентов лицея:
- учебная, в рамках учебного времени;
- учебная, выполняемая во внеурочное время.
Основными формами проектно-творческой деятельности студентов являются участие в семинарах, студенческих конференциях.
В процессе проектно-творческой деятельности студентов решается целый комплекс педагогических задач:
-обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;
-формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;
- воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;
- развитие коммуникативных навыков.
Проектно-творческая деятельность студентов включает:
- использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;
- составление рецензий и аннотаций;
- работы с архивом, интернет источниками;
- создание презентаций;
- оформление наглядных пособий, буклетов;
- работа над продуктом проекта, расчёт его себестоимости.
В процессе выполнения проектно-творческого продукта у студентов формируются общие компетенции, такие как:
- Осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач.
- Использовать ИК технологии.
- Работать в коллективе, в команде.
- Ставить цели и принимать на себя ответственность зарезультат выполнения заданий.
- Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции:
- Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач.
- Способность обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверки их корректности и эффективности.
- Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки архивного материала.
- Разрабатывать и внедрять продукт проекта.
- Составлять маршрутные и технологические карты.
- Проектировать технологические операции на основе конструкторской документации.
Навыки проектно-творческой деятельности студентов применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.
Обучение студентов проектной деятельности проводиться посредством включения всех обучаемых в учебно-практическую работу с её постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.
Проектно-творческая работы студентов – это наиболее значимый и сложный по содержанию вид деятельности. Она дополняет образовательный процесс, создаёт условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги своей работы.
Завершающим этапом проектно-творческой деятельности студентов является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.
Подготовка к защите проекта начинается с учебного занятия, где студент формулирует проблему, выдвигает гипотезу исследования. Работа над проектом плавно перетекает во внеурочную деятельность, происходит формирование группы студентов, увлечённых проектом. Тем интересней работа, когда видишь её результат. Дипломы победителей и призёров вдохновляют студентов к новым идеям.
В ходе производственной практики студенты также осуществляют проектно-творческую деятельность.
Производственная практика – один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.
Выполнение проектов повышает качество знаний студентов, что отражается при прохождении итоговой государственной аттестации, в положительных отзывах руководителей практического обучения.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- Тематика проекта должна быть актуальной;
- Проблема, предлагаемая студентам, формулируется так, чтобы ориентировать их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- Необходимо вовлечь в работу всех студентов группы, предложив каждому задания с учетом уровня его общеразвивающих компетенций.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания курса. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.
Новизна подхода в том, что студентам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В своей практической деятельности использую метод проектов более 10 лет. Наиболее полно и широко он применим для групп, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.
В преподавании курса метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Осуществляя эту работу, студенты могут, например, высказывать собственное мнение, создавать собственные продукты реализации проекта, и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на занятиях можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор обучающихся, закрепить изученный материал, создать на занятии атмосферу творчества и созидания.
Овладение знаниями в области профессии мастера с/х производства в процессе проектной работы доставляет студентам уверенность в познаниях, повышает их уровень культуры и социальной значимости. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать обучающихся, желательно поощрять их самостоятельность;
• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть занятия, на другие - целый семестр.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого студента;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности студентов к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются обучающиеся разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта. Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны педагога, создаются в группе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одногруппникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на одно занятие или его часть.
Проект, который выполняют студенты, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке педагога или других людей, обучающиеся должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Активизировать познавательный интерес студентов помогает разработанный дидактический материал: раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями обучающихся.
Материалы готовятся вместе со студентами. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-творческой деятельности обучающихся.
Опыт работы проектной методики позволяет провести предварительный анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение».
Подводя итоги работы по методу проектов, студентам было предложено принять участие в опросе.
Цель опроса: выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжить работу в этом направлении (приложение 2).
Вывод. Технология метода проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мной, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.
Заключение
Проектно-творческая деятельность является одним из способов формирования профессиональной, социальной, творческой личности студентов. Такая деятельность позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в команде.
Теоретический анализ литературы показал, что основной целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Отметим, что проектно-творческая деятельность, в первую очередь, – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
Подводя итог анализа феномена проектной деятельности, мы выяснили, что существуют два плана, две плоскости описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся – видимый и не видимый для учащихся. Это способствовало пониманию специфики организационного процесса проектно-исследовательской деятельности не только с точки зрения «задание педагога – решение задания учащимся», а с позиции понимания сущности проекта как деятельности преследующей одновременно воспитательные и обучающие цели.
Отметим, что организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении, при условии, что педагоги будут обладать определённым уровнем научно-методической подготовки, владением технологией проектирования и исследовательским методом.
В ходе проведения теоретического анализа нами были рассмотрены структурные и этапные особенности проектно-исследовательской деятельности, а также познакомились с особенностями реализации проектной работы в студенческой среде.
Результатом обучения являются личностные характеристики, которыми овладевает студент в процессе проекта и конкретная количественная оценка, получаемая от преподавателя, которая выступает итогом проведенной работы.
Оценка периодической литературы последних лет показала, что проектно-исследовательская деятельность является высоко эффективной педагогической технологией повышения результативности обучения студентов.
Таким образом, приоритетным направлением учебно-воспитательной работы в учебных заведениях на данном этапе развития образовательной системы России может стать проектно-исследовательская деятельность.
Использование в учебной и практической деятельности метода проектов позволяет по-новому получать и презентовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. позволяет проводить занятия на современном уровне. Он очень удобен не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала студентов, воспитания интереса к своей будущей профессии. Работа над разного вида проектами позволяет развивать разные стороны личности каждого студента, способствует его социализации и самовыражению.
Главное, в чем позволило убедиться использование проектной технологии и интерактивных методик, – повышается мотивация изучения профпредметов, формируются ключевые образовательные и профессиональные компетенции: ответственность, способность реагировать в изменяющейся ситуации, работать в группе, вести диалог, проектировать реальный производственный продукт.
Приложения
Приложение 1
Методический паспорт учебного проекта
Адресация
1 Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)
4. Возраст учащихся (класс)
5. Время работы над проектом
6. Режим работы
Обеспечение
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение
8. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
10'. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте
11. Мотивация к работе
Предполагаемые приращения
12. Новое содержание по каждой теме
13. Новые практические приемы
14. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта
15. Развитие навыков:
— самостоятельной работы с:
источниками информации,
инструментами,
технологиями;
— самостоятельного принятия решений;
— коммуникативности:
в информационном обмене,
в ролевом взаимодействии;
— мыслительной деятельности при:
проектировании планировании,
анализе,
синтезе,
структурировании,
другое;
— самоанализа и рефлексии
16. Воспитание толерантности
17. Расширение кругозора
Статус учебного проекта
— Автор-разработчик
— Опыт использования (апробация)
— Степень распространения
Приложение 2
Подводя итоги работы по методу проектов, я предложил своим студентам принять участие в опросе.
Цель опроса: выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжить работу в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в творческую деятельность и нацелить их на получение реального результата и, кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контрольно-оценочной деятельности студентов
Статья содержит описание создания партфолио на урок....
Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста
Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...
Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...
Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики
Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики...
Тезисы к конференции. Организация научно-исследовательской деятельности студентов при написании курсовых и ВКР терапевтической направленности. С.Я. Лущай, Г.А. Максимова, Л.С. Марач
Тезисы были подготовлены для Всероссийской научно-практической конференции"Инновационные направления развития среднего медицинского образования"г.Тюмень, декабрь 2016 г....
Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Исследовательская работа "Организация проектно-творческой деятельности студентов"...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности студентов СПО"
Презентация содержит описание различных моделей УИД, подходы к определению темы исследования, постановке целей и задач, циклограмму организации УИД....