Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики
статья на тему

Новикова О. П.

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Ольга  Павловна,

преподаватель физики  

ГБОУ СПО СО «Алапаевский

индустриальный техникум», г. Алапаевск

Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики

Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. Научно-исследовательская работа студентов – одно из направлений формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных учреждений СПО. Включение студентов в многообразные виды деятельности способствует формированию у них активной жизненной позиции, нравственных ценностей и идеалов, учит продуктивному взаимодействию с другими людьми, предоставляет  возможность для самореализации.

Физика располагает достаточными возможностями для формирования профессионально важных качеств студентов, а именно: учебно-познавательных,  навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно–познавательной  деятельности студентов на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе изучения физики студент вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.[1, с.19].

В практике преподавания физики в техникуме применяется проектно –  исследовательская технология, стимулирующая студентов к творческой деятельности.  При формулировке темы проекта, учитываются индивидуальные интересы и возможности студента. Проектно – исследовательские технологии применяются при работе  с хорошо подготовленными студентами, которые могут переработать большой объём информации. Проекты выполняются как индивидуально, так и коллективно, в зависимости от объема работы. В процессе совместной деятельности обучающиеся обсуждают варианты поиска, последовательность ее размещения в данном творческом проекте. На занятиях физики студенты  1 курса выполняют такие проекты: «Виды теплопередач», «Двигатель внутреннего сгорания», «Дизельный двигатель», «Источники электрического тока» и т. д. Созданные к проектам презентации используются в дальнейшем  при проведении уроков. Разработка  проектов и презентаций  к ним придаёт обучению творческий, проблемный характер, способствует развитию самостоятельной деятельности студентов.

Физика — наука экспериментальная, её  преподавание сопровождается демонстрационным экспериментом, что способствует развитию навыков продуктивного взаимодействия, активизации мыслительной деятельности студентов. Например, на занятии по теме «Испарение и конденсация» обучающиеся получают задание экспериментально проверить гипотезу: «испаряющаяся жидкость охлаждается», на опыте выяснить, от каких факторов  зависит скорость испарения.

В ходе проведения декады общеобразовательных  дисциплин студенты готовятся к экспериментальному уроку «Магическая физика», где демонстрируют несложные опыты, различные фокусы и объясняют эксперименты на основании физических законов. Такие уроки-эксперименты позволяют повысить интерес  к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной.

Проектно-исследовательская технология широко применяется при организации и проведении интегрированных уроков: «Экологические проблемы энергосбережения», «Влияние радиации на организм человека», «Атомная энергетика: за и против». Готовясь к таким занятиям, студенты включаются в исследовательскую работу: собирают материал, анализируют,  обобщают, проводят эксперимент, делают собственные выводы, готовят научные сообщения. Интегрированные уроки требуют больших усилий от педагога в организации самостоятельной работы студентов, но с их помощью происходит индивидуализация обучения, студенты осваивают основы  исследовательской деятельности.

Для успешной деятельности на лабораторной работе необходимо выработать у студентов элементарные навыки проведения эксперимента. Важно научить обучающихся  ставить цель, составлять план исследований,  подбирать необходимые приборы и материалы,  собирать установки,  проводить исследования и формулировать  выводы. На  лабораторной  работе обучающиеся выступают в роли  исследователя. Они сами подтверждают законы или справедливость физической теории при выполнении работ: «Изучение электрических свойств полупроводников», «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на её зажимах».  Некоторые лабораторные работы проводятся непосредственно при изучении новой темы. Это работы: «Определение абсолютной и относительной влажности воздуха»,  «Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы», «Проверка законов последовательного соединения проводников». Студентам интересно на занятии, они анализируют, предлагают разные способы измерения, делают правильные выводы. В результате  развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание сосредоточенность. Познавательный интерес определяет положительное отношение  к учению в целом.

Развитие у студентов навыков измерений является также одним из важных условий формирования профессиональных компетенций. Это психологическая и практическая подготовка к трудовой деятельности. В любой области: промышленности, науке, медицине или на транспорте – человек сталкивается с необходимостью измерять. Таким образом, на уроках физики закладывается фундамент профессиональной компетенции, которая предполагает высокий уровень знаний техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, результативность творческой деятельности.

В техникуме  создано студенческое научное общество, и студенты с 1 курса могут заниматься исследовательской  деятельностью. При  выборе темы исследовательской работы  учитывается будущая специальность студентов.  Студентам 1 курса, обучающимся по специальности «Технология машиностроения», была предложена научно – исследовательская работа «Эффективность использование лазерных технологий в машиностроении». Студенты, обучающиеся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», защитили такие исследовательские работы: «Использование энергии земли в тепловом насосе», «Пассивный дом как средство применения энергоэффективных технологий на Урале»,  «Перспективы использования солнечной энергии на Урале».

Исследовательская деятельность максимально социализирует студентов, готовит их к жизни в трудовом коллективе. Она позволяет максимально активизировать интерес  обучающихся к предмету,  развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы. При  работе над темой «Мониторинг радиоактивного излучения в Алапаевске и Алапаевском районе» были проведены измерения мощности дозы гамма- излучения окружающей среды и жилых помещений города Алапаевска и  Алапаевского  района,  эквивалентная равновесная  объемная активность изотопов радона  в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Данная работа позволила интегрировать такие дисциплины, как ОБЖ, Экологические основы природопользования.

Таким образом, внедрение проектно – исследовательской технологии на занятиях по физике  стимулирует познавательную активность студентов, развивает творческое мышление, формирует  умение и желание самосовершенствоваться. Исследовательская  работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей правильно ее организовать.

Список литературы:

1.Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 128с.

2.Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –2005. - №6.

3.Вершловский, В.Г. Методы и методики социально-педагогического исследования / В.Г. Вершловский. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1999 – 123с

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры студента на занятиях физики.

Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, произв...

Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена

Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности

Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...

Методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа»

В методической разработке рассмотрены основные положения по организации учебно-исследовательской деятельности в колледже, проанализированы основные методы и алгоритм проведения исследования. Кроме тог...

Статья «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа при подготовке к участию в студенческой конференции»

Научно-исследовательская работа обучающегося колледжа является одним из ключевых факторов развития и активного формирования профессиональных качеств специалиста, способного самостоятельно приобретать ...

Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности студентов СПО"

Презентация содержит описание различных моделей УИД, подходы к определению темы исследования, постановке целей и задач, циклограмму организации УИД....