Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики
статья на тему
Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Новикова Ольга Павловна,
преподаватель физики
ГБОУ СПО СО «Алапаевский
индустриальный техникум», г. Алапаевск
Организация учебно-исследовательской деятельности студентов на занятиях физики
Концепцией модернизации российского образования определена цель профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда. Научно-исследовательская работа студентов – одно из направлений формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных учреждений СПО. Включение студентов в многообразные виды деятельности способствует формированию у них активной жизненной позиции, нравственных ценностей и идеалов, учит продуктивному взаимодействию с другими людьми, предоставляет возможность для самореализации.
Физика располагает достаточными возможностями для формирования профессионально важных качеств студентов, а именно: учебно-познавательных, навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы. Этому способствует, например, разнообразие видов учебно–познавательной деятельности студентов на уроках, политехническая направленность содержания учебного материала, возможность широкого применения полученных знаний и умений на практике. В ходе изучения физики студент вовлекается во все этапы научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ и обобщение результатов), обеспечивающего развитие научного мышления и творческих способностей.[1, с.19].
В практике преподавания физики в техникуме применяется проектно – исследовательская технология, стимулирующая студентов к творческой деятельности. При формулировке темы проекта, учитываются индивидуальные интересы и возможности студента. Проектно – исследовательские технологии применяются при работе с хорошо подготовленными студентами, которые могут переработать большой объём информации. Проекты выполняются как индивидуально, так и коллективно, в зависимости от объема работы. В процессе совместной деятельности обучающиеся обсуждают варианты поиска, последовательность ее размещения в данном творческом проекте. На занятиях физики студенты 1 курса выполняют такие проекты: «Виды теплопередач», «Двигатель внутреннего сгорания», «Дизельный двигатель», «Источники электрического тока» и т. д. Созданные к проектам презентации используются в дальнейшем при проведении уроков. Разработка проектов и презентаций к ним придаёт обучению творческий, проблемный характер, способствует развитию самостоятельной деятельности студентов.
Физика — наука экспериментальная, её преподавание сопровождается демонстрационным экспериментом, что способствует развитию навыков продуктивного взаимодействия, активизации мыслительной деятельности студентов. Например, на занятии по теме «Испарение и конденсация» обучающиеся получают задание экспериментально проверить гипотезу: «испаряющаяся жидкость охлаждается», на опыте выяснить, от каких факторов зависит скорость испарения.
В ходе проведения декады общеобразовательных дисциплин студенты готовятся к экспериментальному уроку «Магическая физика», где демонстрируют несложные опыты, различные фокусы и объясняют эксперименты на основании физических законов. Такие уроки-эксперименты позволяют повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной.
Проектно-исследовательская технология широко применяется при организации и проведении интегрированных уроков: «Экологические проблемы энергосбережения», «Влияние радиации на организм человека», «Атомная энергетика: за и против». Готовясь к таким занятиям, студенты включаются в исследовательскую работу: собирают материал, анализируют, обобщают, проводят эксперимент, делают собственные выводы, готовят научные сообщения. Интегрированные уроки требуют больших усилий от педагога в организации самостоятельной работы студентов, но с их помощью происходит индивидуализация обучения, студенты осваивают основы исследовательской деятельности.
Для успешной деятельности на лабораторной работе необходимо выработать у студентов элементарные навыки проведения эксперимента. Важно научить обучающихся ставить цель, составлять план исследований, подбирать необходимые приборы и материалы, собирать установки, проводить исследования и формулировать выводы. На лабораторной работе обучающиеся выступают в роли исследователя. Они сами подтверждают законы или справедливость физической теории при выполнении работ: «Изучение электрических свойств полупроводников», «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на её зажимах». Некоторые лабораторные работы проводятся непосредственно при изучении новой темы. Это работы: «Определение абсолютной и относительной влажности воздуха», «Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы», «Проверка законов последовательного соединения проводников». Студентам интересно на занятии, они анализируют, предлагают разные способы измерения, делают правильные выводы. В результате развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание сосредоточенность. Познавательный интерес определяет положительное отношение к учению в целом.
Развитие у студентов навыков измерений является также одним из важных условий формирования профессиональных компетенций. Это психологическая и практическая подготовка к трудовой деятельности. В любой области: промышленности, науке, медицине или на транспорте – человек сталкивается с необходимостью измерять. Таким образом, на уроках физики закладывается фундамент профессиональной компетенции, которая предполагает высокий уровень знаний техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, результативность творческой деятельности.
В техникуме создано студенческое научное общество, и студенты с 1 курса могут заниматься исследовательской деятельностью. При выборе темы исследовательской работы учитывается будущая специальность студентов. Студентам 1 курса, обучающимся по специальности «Технология машиностроения», была предложена научно – исследовательская работа «Эффективность использование лазерных технологий в машиностроении». Студенты, обучающиеся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», защитили такие исследовательские работы: «Использование энергии земли в тепловом насосе», «Пассивный дом как средство применения энергоэффективных технологий на Урале», «Перспективы использования солнечной энергии на Урале».
Исследовательская деятельность максимально социализирует студентов, готовит их к жизни в трудовом коллективе. Она позволяет максимально активизировать интерес обучающихся к предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы. При работе над темой «Мониторинг радиоактивного излучения в Алапаевске и Алапаевском районе» были проведены измерения мощности дозы гамма- излучения окружающей среды и жилых помещений города Алапаевска и Алапаевского района, эквивалентная равновесная объемная активность изотопов радона в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Данная работа позволила интегрировать такие дисциплины, как ОБЖ, Экологические основы природопользования.
Таким образом, внедрение проектно – исследовательской технологии на занятиях по физике стимулирует познавательную активность студентов, развивает творческое мышление, формирует умение и желание самосовершенствоваться. Исследовательская работа – это путь к профессиональной карьере, которая формирует профессиональную самостоятельность и мобильность выпускников, а задача преподавателей правильно ее организовать.
Список литературы:
1.Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.для студ. сред. пед. учеб. Заведений/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: ИЦ Академия, 2004. – 128с.
2.Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –2005. - №6.
3.Вершловский, В.Г. Методы и методики социально-педагогического исследования / В.Г. Вершловский. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1999 – 123с
4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры студента на занятиях физики.
Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, произв...
Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности
Обучение и воспитание требуют от преподавателя организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов в части освоения основного вида профессиональной деятельности двух взаимосвязанны...
Методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа»
В методической разработке рассмотрены основные положения по организации учебно-исследовательской деятельности в колледже, проанализированы основные методы и алгоритм проведения исследования. Кроме тог...
Статья «Основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся колледжа при подготовке к участию в студенческой конференции»
Научно-исследовательская работа обучающегося колледжа является одним из ключевых факторов развития и активного формирования профессиональных качеств специалиста, способного самостоятельно приобретать ...
Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности студентов СПО"
Презентация содержит описание различных моделей УИД, подходы к определению темы исследования, постановке целей и задач, циклограмму организации УИД....
Круглый стол "Организация учебно- исследовательской работы студентов"
Выпускная квалификационная работа...