Программа. Фитнес. 1-4 класс.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2.
Г.ТОМАРИ, САХАЛИНСКОЙ ОБЛ.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Фитнес - аэробика»
ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ 7-11 лет /1-4 классы
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 4 года
Составитель: Кузнецова Г.Г.
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной составляющей государственной социально- экономической политики является развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики является развитие физической культуры и спорта- эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодёжи, формировании здорового образа жизни населения. По мнению известного психолога В. Н. Никитина, преподавание в детских учебных заведениях курса физической культуры, как правило, построено на формировании неосознаваемых навыков управления телом при движениях, в которых участвуют в основном крупные группы мышц. Психологический аспект- необходимая составляющая процесса формирования целостного представления человека о своём теле и его функциях- в рамках современного образования остаётся вне должного внимания специалистов по физической культуре. Следует отметить необходимость реорганизации системы физического воспитания детей и подростков в учебных заведениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни, и всё своё свободное время проводят за компьютером. Это ведёт к ухудшению здоровья учащихся и физической, нравственной деградации. В связи с большой популярностью и востребованностью инновационных направлений в области физической культуры, в школе всё больше значения приобретает углубленный ретроспективный анализ гимнастических, ритмико- пластических и танцевальных форм, применяемых в современном фитнесе.
Фитнес во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребёнка, общему оздоровлению его организма. Укреплению физических и духовных сил, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
При составлении программы занятий фитнесом с детьми 7-11 лет, необходимо учитывать следующие теоретические предпосылки.
1.Подбирать для занятий физические упражнения учитывая анатомо- физиологические и психолого- педагогические особенности детей.
2.Внедрять в практику физической культуры средства и методы современного фитнеса. С детьми 7-11 лет — это классическая аэробика с использованием игр.
3.Учитывать психическую структуру телесности, которая полноценно функционирует у детей младшего школьного возраста.
4.Развивать навыки общения, у ребёнка используя игры, развивающие выразительность невербальных средств общения: жестов,
пантомимы, мимики, интонации.
5.Учитывать и подбирать правильно музыкальный материал к занятиям с детьми. Музыка, слитая с движением, выступает как основа становления личности здоровой в физическом, психическом духовном смыслах.
6. Использовать на занятиях танцы - игры, упражнения в парах, группах построенные на тактильных ощущениях. Ребёнок с заниженной самооценкой на таких занятиях чувствует себя полноправным членом коллектива, а лидер, привыкший относиться к таким детям пренебрежительно, открывает для себя, что они такие же, как все.
7.Организовывать занятие так, чтобы побуждать ребёнка к двигательному заполнению всего пространства зала. Это очень важно для того, чтобы он мог в нём ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения.
8.Подхот к занятиям с детьми должен быть креативным. Нужно учитывать основные законы тренинга креативности, разработанные специалистами в этой области.
9.Внедрять оздоровительные и соревновательные формы аэробики, таких видов массовых спортивных направлений, как фитнес - аэробика, спортивная аэробика, черлидинг. Современная стилистика указанных направлений и их спортивная направленность повышают мотивацию детей к регулярным занятиям, умение адаптироваться к социуму, общаться со своими ровесниками, воспитывает чувство товарищества.
Концептуальный подход к реализации программы - оздоровление учащихся, пропаганда здорового образа жизни.
Цель программы: формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии.
С помощью средств предмета – «Фитнес - аэробики», программа решает следующие задачи:
1. Обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранных фитнес – занятий, использования их в качестве средств укрепления здоровья.
2. Всестороннее гармоническое развитие тела.
3. Формирование музыкально- двигательных умений и навыков.
4.Воспитание волевых качеств.
5.Совершенгствование функциональных возможностей организма.
6. Повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств.
Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях «Фитнес - аэробики» решается три основных типа педагогических задач:
1. Воспитательные - развитие позитивного отношения к движению, привлечение учащихся к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни.
- Оздоровительные - укрепление здоровья, нормальное физическое и психическое развитие; формирование ценностного отношения к своему здоровью;
- Образовательные - формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных способностей.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы – 7-11 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы - 4 года.
Учебная программа и учебный план рассчитаны на 34 недели в год, по 1 часа наделю.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия не должна превышать 1 академического часа.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- тестирование;
- участие в соревнованиях;
На конец учебного года проводятся контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке с анализом результатов тестов.
Ожидаемый результат:
Программа предусматривает формирование у учащихся знаний, умений и навыков, ключевых компетенций.
1.Учащиеся должны знать и помнить:
- правила безопасного поведения;
- правила выполнения базовых движений;
- смысл спортивной терминологии;
- основные понятия музыкальной грамоты;
2.Учащиеся должны уметь:
- контролировать в процессе занятий свое тело положение, осанку.
-выполнять аэробные, силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей;
- соблюдать правила безопасности и принципы оздоровительной тренировки;
3.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- для повышения работоспособности, укреплении здоровья;
- для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств;
- для включения занятий фитнесом в активный отдых и досуг.
Итогами реализации дополнительной образовательной программы являются: участие учащихся в спартакиаде по игровым видам спорта, активное участие в показательных выступлениях «Чирлидинг», открытых уроках, мастер-классах школы, творческих отчётах с ранее изученными комплексами упражнений. В ходе всего курса учащиеся создают графики своих достижений.
Структура занятий
Существует типовая структура занятия. Но не следует относиться к ней как к незыблемому постулату. Типовая структура это лишь ориентир, которым следует руководствоваться при решении поставленных задач.
Подготовительная часть.
Вводит детей в работу, которая запланирована, организует их, устанавливает контакт между детьми и преподавателем. Детский организм подготавливается к выполнению предстоящей физической нагрузке, т. е к выполнению более сложных упражнений основной части урока. Для содержания первой части урока характерны строевые и порядковые упражнения, быстрая ходьба, легкий бег. прыжки на месте и в продвижении, упражнения на быстроту и точность реакции, на внимание и другие Главная задача этой части урока - четкая организация детей, приобретение ими навыков коллективного действия; эти упражнения воспитывают дисциплину, повышают внимание. Не стоит в один урок включать много строевых упражнений и нельзя давать все время одни и те же движения.
Основная часть.
Задача основной части урока — овладение главными, жизненно необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению спортивного вида «фитнес аэробика» Также предусматривает развитие, и совершенствование ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, устойчивости, самостоятельности и других психофизических качеств. Наиболее характерны для этой части урока не только такие традиционные упражнения как ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, упражнения для развития быстроты и точности, дыхательные упражнения, но и специальные упражнения, характеризующие такие виды как классическая аэробика, хореография, хип-хоп - аэробика, и др. Обязательно используются упражнения у хореографического станка, у гимнастической стенки, с гимнастической скамейкой, с фитболом, степ - платформой и другим фитнесс – инвентарем. Кроме упражнений для развития общей выносливости, мышечной памяти, музыкальности, применяются упражнения, развивающие творческое мышление. Не следует перегружать урок большим количеством нового учебного материала. Это быстро утомляет детей, рассеивает их внимание. Так как программа рассчитана на детей 7-ти летнего возраста, смена деятельности должна быть каждые 20 - 30 минут. Заканчивать эту часть урока целесообразно эмоциональными играми, главным образом спортивно-соревновательного характера.
Заключительная часть.
Ее продолжительность 5-10 минут Задачи этой части урока завершить работу постепенным снижением нагрузки на организм, привести детей в более спокойное состояние Основные средства медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Данная программа включает в себя следующие разделы:
1.Программу «Классики»;
2.Аэробику с игрушками;
3. Общую физическую подготовку;
4.Специальную физическую подготовку;
5. Фитнес-гимнастику и акробатику;
6.Фореографическую подготовку;
7.Общие упражнения хип-хоп хореографии;
8.Йога
ПРОГРАММА «КЛАССИКИ».
Объяснения некоторых шагов и комбинаций даже с показом учителя у детей младших классов вызывают затруднения в понимание. Для реализации данной программы дети рисуют мелом на полу классики и номеруют клеточки. С помощью игры «классики» можно объяснять, называя номер клеточки, можно легко обучать детей основным шагам, скачкам, подскокам классической аэробики, а именно:
- ви-степу;
- кросс-степу;
- мамбо;
- стрэдл;
- степ-тач;
- пуш-тач;
- хил-тач;
- сквот;
- шаг с поворотом кругом;
- сайд-ту-сайд;
- грейпвайн;
- ланж;
- Ча-ча-ча;
- чэссэ;
- джампинг-джек;
Следующим этапом программы «классики» нужно уже знакомыми шагами и прыжками пройти все клеточки классиков от 1 до 10. Провести игру: кто быстрее пройдёт классики выученными шагами. Контролировать выполнение задания — это будет стимулировать активность и ответственность детей.
Помимо вышеуказанной методики, классики используются в рамках традиционной игры – это воспитывает выносливость, точность движений, ловкость, развивает равновесие. В традиционной игре использовать шайбу.
Описание выполняемых упражнений.
Аэробика на классиках:
- ви-степ (Шаг ноги врозь – ноги вместе): выполняется на 4 счета. И.п. – ноги вместе, колени слегка согнуты.
1 – шаг правой (левой) вперед-в сторону;
2 – шаг левой (правой) вперед-в сторону;
3 – шаг правой (левой) назад – в и.п.;
4 – то же, что счет 3, но левой (правой) ногой.
- джампинг-джек (прыжки, ноги врозь): выполняются из и. п. ноги вместе, в положении ноги врозь в широкую стойку. Голени перпендикулярно полу, стопы и бедра слегка развернуты наружу, колени над носками. Приземление осуществляется перекатом с носков на пятки. Колени слегка согнуты. Выполняется на 2 счета.
- кросс-степ (Скрестный шаг): выполняется на 4 счета и состоит из четырех шагов. Первый или второй шаг выполняется скрестно впереди опорной ноги.
1 – правая нога ставится скрестно левой ноге;
2 – шаг назад левой ногой;
3 – шаг вправо правой ногой;
4 – шаг вперед левой.
То же с другой ноги.
Скрестный шаг с шага является еще одним подвидом данного элемента:
1 – шаг левой вперед;
2 – правая ставится скрестно левой впереди;
3 – шаг левой назад;
4 – шаг правой в сторону.
То же с другой ноги.
- мамбо: выполняется на 4 счета:
1 – шаг правой вперед;
2 – переступить на левую;
3 – шаг правой назад;
4 – приставить левую к правой.
То же с другой ноги. Этот элемент заимствован из латинских танцев, отчего и получил название «мамбо».
- стрэдл (ходьба ноги врозь- ноги вместе): из и.п. – о.с. шаг одной ногой в сторону, затем другой на слегка согнутых ногах или с полуприседом (стойка ноги врозь). Вернуться в и.п. Выполняется на 4 счета.
-степ-тач (приставной шаг): Выполняется на 2 счета. Работающая нога ставится на пол с перекатом от носка к пятке, другая приставляется на полупальцы или всю стопу.
-пуш-тач (выставление ноги на носок): выполняется на 2 счета вперед, в сторону-назад или по диагонали с касанием носком пола, без переноса тяжести тела. Колени слегка согнуты, зафиксированы, исключается пружинное движение пятки опорной ноги.
- хил-тач (выставление ноги на пятку): выполняется на 2 счета вперед, в сторону, назад по диагонали. Варианты те же, что и в предыдущем упражнении.
- сквот (приставной шаг с полуприседом): выполняется с полуприседом на 2 счета:
1 – широкий шаг правой (левой) в сторону выполняется одновременно с полуприседом на обеих ногах;
2 – приставить левую к правой в и.п., ноги вместе, колени слегка согнуты. В полуприседе пятки не отрываются от пола.
- шаг с поворотом кругом: представляет собой разновидность марша (обычной ходьбы) с поворотом кругом, который выполняется на двух ногах. Затем движение повторяется. Полный цикл выполняется на 4 счета. Туловище прямо, колени слегка согнуты. Следует обратить внимание на четкий поворот туловища; плечи не должны отставать от движения всего тела.
- сайд-ту-сайд (переход с одной ноги на другую в стойке ноги врозь): выполняется на 2 счета. Тяжесть тела переносится с ноги на ногу, свободная нога касается пола полупальцами. Туловище и таз находятся строго во фронтальной плоскости на протяжении всего движения, пятка опорной ноги на полу. И.п. – широкая стойка ноги врозь, ступни слегка развернуты наружу, небольшой полуприсед.
-грейпвайн (переменные скрестные шаги в сторону): представляет собой сочетание скрестного и приставного шага. Выполняется на 4 счета. Первый шаг правой (левой) ногой выполняется в сторону – с пятки перекатом на всю стопу, второй левой (правой) – скрестно сзади правой (левой). Затем – приставной шаг вправо (влево). При этом туловище и таз сохраняют фронтальную плоскость, туловище прямо, колени слегка согнуты.
-ланж (выпад): Данная разновидность движений представляет собой знакомые нам выпады, которые могут выполняться вперед, назад, в сторону, по диагонали. Нога, на которую выполняется падающий шаг, может быть слегка согнута или находиться в явно согнутом положении. Шаг должен быть достаточно широким, чтобы свободная нога и туловище были на одной линии. Пятка свободной ноги отрывается от пола, колено опорной ноги расположено над носком.
-чэссэ (скачок с одной ноги на две): Движение аналогично приставному шагу, но выполняется скачком: шаг в сторону – вперед, назад, в сторону или по диагонали – с последующим приземлением на две ноги, стопы вместе. Выполняется на 2 счета.
АЭРОБИКА С ИГРУШКАМИ.
Следующий этап в освоении упражнений классической аэробики, это выполнение её элементов в сочетании с общеразвивающими гимнастическими и простейшими акробатическими упражнениями используя мягкие игрушки. При выполнении элементов игрушки удерживают двумя руками, выполняя при этом простейшие движения:
- сгибание-разгибание рук вперёд;
-сгибание-разгибание рук вверх;
-сгибание-разгибание рук вниз;
-поднимание рук вперёд;
-поднимание рук дугами вперёд-вверх;
-из положения руки вверх, наклоны влево, право;
-из положения руки, вытянутые вперёд, повороты корпуса влево, право;
Выполнение движений двумя руками облегчают их разучивание. Так же используются элементы, развивающие ловкость и координацию движений:
-подбрасывание вверх игрушки;
-передача игрушки из одной руки в другую;
-передача детьми игрушки друг другу лицом;
-передача друг другу игрушки с поворотом;
-передача игрушки друг другу боком;
Элементы объединяются в небольшие комбинации, выполняемые под музыку. Это помогает развивать чувство ритма, музыкальность, формирует умение выполнять упражнения синхронно. На уроках использовать элементы креативности. Дети сами выбирают игрушки и выполняют движения, изображая их поведение.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые упражнения.
Понятия «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция» и их практическая реализация.
Предварительная и исполнительная команды Повороты направо, налево, кругом. Расчет. Построение в одну шеренгу; перестроение в две шеренги: построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении с движения вперед обозначение шага на месте. Остановка. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками.
Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении (налево, направо). Смена направления движения, захождение плечом.
Освоение границ площадки, углов, середины, центра Движение в обход. Противоходом налево, направо Движение по диагонали, змейкой.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения без предмета.
Для рук. поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад, в стороны, движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в сагиттальной, фронтальной, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные): сгибание и разгибание рук из различных исходных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления партнера: сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре на стенке, на гимнастической скамейке), в упоре лежа; в упоре лежа, но с отведением ноги (поочередно правой и левой) назад при сгибании рук; то же, но с опорой носками о гимнастическую скамейку или рейку гимнастической стенки, и в висах (подтягивание в висе лежа, в различных хватах, в висе).
Круги руками из различных исходных положений в сагиттальной и фронтальной плоскостях (одновременные, поочередные, последовательные) без отягощения и с отягощениями.
Для шеи и туловища: повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем в основной стойке, стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) с различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды движений. Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперед, в сторону.
Наклоны с поворотами, наклоны вперед, назад, с поворотом туловища в различных стойках, в седе на полу, гимнастической скамейке.
Поднимание туловища из исходного положения лежа на животе (спине) на полу (скамейке) без отягощения и с отягощениями, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются партнером. Удержание туловища в наклонах, в упорах, в селах с закрепленными ногами.
Для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону; круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперед или в сторону (с опорой и без опоры).
Выпады вперед, назад, в сторону. Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями слитно, толчком обеими ногами или одной).
Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры. Движения ногой в горизонтальной плоскости (из и.п. стойка на одной, другая вперед к низу) в сторону - назад в сторону - вперед (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90° и более).
Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа, в висах, упорах; то же с отягощениями, преодолевая сопротивление амортизатора или партнера Удержание ног в различных положениях (вперед, в сторону и назад). Встряхивание расслабленными ногами. Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками (на месте ив движении).
Упражнения в парах: из различных исходных положений сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением, с помощью партнера).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Упражнения для увеличения амплитуды и гибкости.
Отведение рук и ног, наклоны, прогибы, повороты, выкруты до ощущения легких болевых ощущений; то же с небольшими отягощениями, гимнастической палкой, мячом.
Наклоны вперед, назад, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений — сидя, стоя, без опоры и с опорой). Шпагат, шпагат с различными наклонами вперед, назад, в сторону и с различными движениями руками. Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленные движения ногами и с фиксацией положения Поочередное поднимание ног; то же с использованием резинового амортизатора.
Сед с глубоким наклоном вперед, голова опущена (удержание 20 - 40 с).
Упражнения на увеличение пассивной гибкости с помощью партнера.
Упражнения на формирование осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве.
Различные виды ходьбы (с носка, на носках, с поворотом кругом, высоким, острым, перекатным, пружинными шагами) и бега в чередовании с остановками на носках; упражнения на сохранение статического и динамического равновесия на рейке гимнастической скамейки; выполнение упражнений с ограничением зрительного анализатора; прыжки толчком двумя с поворотом на 180° (сериями; 10 раз с открытыми глазами, 10 раз с закрытыми глазами).
Относительно сложные координационные упражнения с разноименными движениями рук и ног. Упражнения и игровые задания, требующие быстрого ориентирования в пространстве.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
Различные виды прыжков со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков (20 прыжков за 10 сек, за 8 сек, и т.д.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки и др. предметы.
Из сомкнутой стойки на рейке гимнастической стенки, лицом к опоре, хватом руками на уровне груди подъем на носки (на время: за 10 сек 15 раз, повторить серию 3 - 4 раза с интервалом отдыха 1 - 3 мин), то же в стойке ноги вместе, носки врозь.
Пружинный шаг (10 - 15 сек), пружинный бег (20 - 45 сек). Приседания с отягощениями, с партнером, поднимание на носки (в одном подходе не более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1 мин). Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах (с постепенным увеличением высоты прыжка), то же через препятствие (высоту препятствия постепенно увеличивать) Прыжки в высоту с места толчком двумя ногами и с разбега с доставанием предмета (подвешенные кольца, мячи). Прыжки с предметами в руках.
Прыжки из глубокого приседа. Прыжки толчком двумя на гимнастическую скамейку и со скамейки (лицом, боком к скамейке).
Прыжки толчком двумя ногами, одной ногой, с одной ноги на другую через несколько скамеек Прыжки в глубину с высоты 30 - 40см в темпе, отскок вперед, вверх, в стороны на жесткую опору и на поролон (в одной серии 3 - 4 прыжка, 5 - 6 серий, отдых 1 мин).
Выполнение небольших комбинаций (без музыкального сопровождения и с ним), включающих базовые шаги и различные перемещения фитнес-аэробики в сочетании с различными движениями руками.
Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).
ФИТНЕС – ГИМНАСТИКА И АКРОБАТИКА.
В фитнес программах широко используются традиционные гимнастические и акробатические средства в отдельном блоке урока или в сочетании с выполнением базовых движений аэробики. Они способствуют развитию физических качеств, позволяют гармонизировать содержание программы. Основными средствами данного раздела программы являются:
-различные виды ходьбы и передвижений:
-ходьба на носках;
-ходьба на пятках;
-ходьба на внутреннем и внешнем сводах стопы;
-ходьба с высоким подниманием колена;
-ходьба на прямых ногах с вытянутой стопой;
-ходьба с перекатыванием стопы с пятки на носок;
-подскоки;
-разновидности бега:
-бег с прямыми ногами- вперёд;
-бег с высоко поднятыми коленями;
-бег стопы высоко назад;
-прыжки:
-прыжки на двух ногах;
-прыжки на одной ноге;
-прыжки одна нога вперёд, другая назад;
-наклоны головы вперёд, назад, в сторону;
-повороты головы влево, вправо;
-круговые движения головы;
-поднимание и опускание плеч вместе и поочерёдно;
-круговые движения плеч вперёд, назад вместе и поочерёдно;
-наклоны:
-наклоны корпуса вперёд, назад;
-наклоны корпуса влево, вправо;
-повороты корпуса влево, право;
-выпады: -выпады вперёд на правую ногу, на левую ногу;
-выпады в сторону на правую ногу, на левую ногу;
-перекаты в группировке боком;
-кувырки через плечо;
-упражнения для мышц брюшного пресса, спины в положении лёжа на полу:
-лёжа на спине «велосипед», круговые движения ногами;
-лёжа на спине «ножницы», скрещивание вытянутых ног вверх;
-лёжа на животе, поднимание головы и плечевого пояса вверх;
-лёжа на животе, поднимание ног и рук вверх;
Метод креативности применяется при самостоятельном составлении детьми комбинации из 4 упражнений.
Гимнастические и акробатические упражнения во втором полугодии:
-бег спиной;
- «галоп»-приставной шаг с прыжком боком;
-прыжки, сгибая ноги (при прыжке сгибаем ноги в воздухе, как у лягушки);
-прыжки в упоре присев;
-прыжки из упора присев- выпрыгивание вверх;
-прыжки с поворотом;
-наклоны корпуса вперёд- вниз, достаём кистями рук пол;
-выпады с шагами вперёд, в сторону, назад (на1,2,3, шаг, на 4- выпад);
-кувырки вперёд;
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Элементы классического танца:
• Rе1еvе — подъем на полупальцы. Развивает ахиллово сухожилие, икроножные мышцы, силу стопы, выворотность, устойчивость. Разновидности, по всем позициям ног; на одной ноге (вторая может находится в любом, характерном для классики положении).
Характерные ошибки: отсутствие выворотности стоп в момент подъема на полупальцы; опора на большие пальцы ног; резкое опускание с полупальцев.
• Рliе — приседание. Развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, внутренние мышцы бедра, а также выворотность, эластичность связок Разновидности. ёеггп рНе — полуприседание; grand plie — полное приседание.
Характерные ошибки отрыв пяток от пола; отсутствие выворотности в тазобедренных суставах, «завал» на большие пальцы ног.
• Battemtnt teudu — движение натянутой ноги из позиции «на точку» и в позицию. Развивает силу ног, выворотность.
Разновидности: по I, V позиции; вперед, в сторону, назад.
Характерные ошибки: перенос тяжести тела за рабочей ногой; оседание на бедре опорной ноги сгибание колена при возвращении рабочей ноги в и п.; «завал» опорной стопы на большой палец.
• Battemtnt teudu jete — бросковое движение натянутой ногой на 25 - 45° от пола развивает силу, резкость движения ног, выворотность в тазобедренном суставе.
Разновидности: по 1, V позиции; вперед, в сторону, назад.
Характерные ошибки: отсутствие фиксированной точки в воздухе; оседание на бедре опорной ноги, расслабленное колено рабочей ноги; отсутствие выворотности в тазобедренном суставе; отсутствие скольжения рабочей ноги по полу перед jete и после него; «раскачивание» корпуса.
• Rood de jam be par terre — движение рабочей ноги по кругу по полу. Основная работа происходит в тазобедренном суставе. Развивает выворотность в тазобедренном суставе. Разновидности: на рliе; на 45°, на 90°.
Характерные ошибки: перенос центра тяжести за рабочей ногой; оседание на бедре опорной ноги; разворот бедер за рабочей ногой.
• Battement fond — сгибание рабочей ноги на сои-о'е-р1ео! с одновременным йеггп рПе на опорной ноге и открывание рабочей ноги в любом направлении с одновременным выпрямлением опорной ноги из demi plie. Развивает силу и эластичность мышц ног, коленные и голеностопные связки, икроножные мышцы, ахиллово сухожилие, выворотность.
Разновидности: на 45°, на 90°, double b.f. — двойной батман фондю.
Характерные ошибки: отсутствие выворотности в тазобедренном суставе; оседание на бедре опорной ноги; резкое исполнение движения.
• Battement frappe — «удар» рабочей ногой о щиколотку опорной с последующим резким открыванием рабочей ноги Акцент движения — от себя развивает силу ног, резкость движения ног.
Разновидности: на пол, на 25°, на 45°; с подъемом на полупальцы; с опусканием в demi plie; battement double frappe.
Характерные ошибки: исполнение движения не от колена, а от бедра; невыворотность; оседание на бедре опорной ноги; «раскачивание» корпуса; недостаточная резкость движения.
• Rond de jambe en Pair — рабочая нога на высоте 45°. при неподвижном бедре, сгибаясь в колене, продвигается по дугообразной линии к опорной ноге, подводится носком к голени и, продолжая движение по дуге, вытягивается в сторону. Направление дуги сзади - вперед (наружу) rond de jambe en l’air en dehors; спереди - назад (вовнутрь) rond de jambe en l’air en dedans. Развивает силу, выворотность в тазобедеренном суставе. Характерные ошибки: исполнение движения не от колена, а от паха; отсутствие выворотности в тазобедренном суставе; оседание на бедре опорной ноги.
• Petits battements sur le cou-de-pied — перенос рабочей ноги с cou-de-pied на соиёе-р1ес1 сзади и обратно путем разгибания ноги в сторону на половину расстояния до II позиции. Вырабатывает четкость и резкость движения ног, выворотность.
Характерные ошибки: оседание на бедре опорной ноги; «раскачивание» корпуса; тазобедренный сустав и бедро должны быть «закреплены».
• Battement relevelent — медленный подъем ноги развивает силу ног, выворотность в тазобедренном суставе.
Разновидности: на 45°; на 90°; выше 90°.
Характерные ошибки: смещение центра тяжести с опорной ноги; оседание на бедре опорной ноги; резкий подъем и опускание рабочей ноги.
• Battement developpe — медленное поднимание ноги через passe. Развивает силу ног, выворотность в тазобедренном суставе, вырабатывает танцевальность и чувство позы. Разновидности: на 90°; выше 90°; по всем направлениям.
Характерные ошибки: оседание на бедре опорной ноги; резкий подъем и опускание ноги.
• Grand battement jete — мах ногой. Развивает легкость и силу ног, резкость движения ног. Разновидности на 90° и выше; по всем направлениям; рабочая нога опускается на носок и из этого положения движение повторяется: G.b.j. balance grand battement вперед и назад, нога проходит через I позицию.
Характерные ошибки, оседание на бедре опорной ноги; согнутое колено; разворот тазобедренного сустава.
ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ХИП-ХОП ХОРЕОГРАФИИ
Разминка:
• вращения головы (по кругу лицом вперед, по квадрату, наклоны вправо-влево, вперед-назад, движение головой вправо - влево (плечи на месте!) изолированно от всего тела);
• плечевой пояс движение вправо - влево, изолированно от головы и нижней части тела, движение по квадрату одновременно обоими плечами вместе и в противоход правым и левым плечом;
• грудная клетка: движение по квадрату вперед - влево - назад - вправо, затем в обратную сторону; движение вперед - центр - назад - центр изолированно от плеч;
• наклоны корпуса по квадрату (влево - назад - вправо - вперед) и вращения по кругу;
• вращения тазом (круговые в правую и левую стороны);
• вращения нижних конечностей от бедра (колено поднято до уровня пояса) внутрь и наружу;
• вращение коленей стоя (внутрь и наружу) при помощи рук;
• вращения ног от колен с удержанием на весу на уровне пояса (внутрь и наружу);
• вращение ступней с удержанием ноги на весу по кругу и с опорой носком ступни на полу"
• ноги шире плеч, ступни на полу: перекаты с пятки на носок, причем одна нога на носке, другая на пятке (движение вправо - влево);
• вращения рук в плечах по кругу (обеими вперёд - назад и в разноименные стороны);
• вращения рук в локтевых суставах (в одну сторону, в разные стороны, внутрь и наружу с держанием локтей на уровне плеч;
• вращение кистей рук внутрь и наружу.
Растяжка:
• в полуприседы (вправо - влево);
• шпагат сагиттальный;
• шпагат фронтальный;
• наклоны корпуса к ногам сидя и в положении стоя;
• наклоны корпуса назад («мостик») с опорой на одну и две руки, с удержанием туловища навесу; с переносом веса с одной руки на другую опорой на полу.
Прыжки:
• на одной и двух ногах вверх;
• ноги вместе - врозь, вперед - назад;
• из полного и полуприседа;
• через препятствие и т.п.
ЙОГА.
Йога полезна при стрессах, помогает сохранить высокую работоспособность нервной системы, применяется при заболеваниях опорно- двигательного аппарата, улучшает осанку. Задачи учителя, использующего йогу, заключается в следующем:
-развитие мышечно- двигательных ощущений;
-развитие физических качеств: гибкости, быстроты, силовой выносливости, силы, ловкости;
- оздоровление организма;
- улучшение психоэмоционального состояния детей.
Для детей 7 лет на уроках педагоги используют асаны хатха- йоги:
-«кошечка»;
-«лев»;
-«собака»;
-«дерево»;
Йога.
-асана хатха- йоги-«кошечка»:
Положение с согнутой спиной: становимся на четвереньки так, чтобы колени были чуть разведены, колени должны располагаться прямо под тазобедренным суставом. Бёдра перпендикулярны полу. Ставим прямые руки перпендикулярно полу, кисти и колени должны быть на одной линии. Максимально сгибаемся и округляем спину. Голова опускается вниз, взгляд направлен на свои колени. Бёдра должны остаться перпендикулярно поверхности.
Положение с прогнутой спиной: И.п. тоже. Максимально разгибаемся, Областью живота тянемся вниз, грудной клеткой и головой вверх. Следим за перпендикуляром бёдер (улучшается работа желудочно- кишечного тракта).
-асана хатхи- йоги- «собака»:
Лечь прямо на живот, ладони рук под плечами. Вдохнуть и поднять прямое тело на прямых руках, затем прогнуться в пояснице, таким образом, чтобы ноги были прямыми в коленях, руки, туловище и голову выровнять в одну линию (улучшает циркуляцию крови, вырабатывается выносливость).
-асана хатхи-йоги-«лев»: встать на четвереньки. Дыхание равномерное.
Изгибаем язык дугой назад, создавая давление кончиком языка на небе, затем наклоняем голову вперёд, дотрагиваясь подбородком до груди, и высовываем язык как можно дальше. Затем убираем язык, ставим с давлением кончик языка на нёбо, повторить (даёт иммунитет против болезней горла).
-асана хатхи- йоги-«дерево»: встать прямо, ноги вместе руки расслаблены. Вытягиваемся макушкой вверх. Переносим вес тела на левую ногу, правую ногу поднимаем и сгибаем так, чтобы ступня касалась внутренней поверхности левой ноги, пятка чуть впереди носок чуть сзади. Контролируем, чтобы колено правой ноги смотрело чётко в сторону. Руки держим возле груди ладонь к ладони. Взгляд вперёд. Фиксируем 30 секунд, меняем ногу (устраняет плоскостопие, укрепляет мышцы ног, выпрямляет осанку).
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА.
Правильный подбор музыки очень важен для успешного проведения занятий. Музыка должна соответствовать возрасту учащихся, а также быть удобной для выполнения естественных движений. Важно учитывать темп, ритм, настроение, квадратность. Для детской классической аэробики лучше использовать темп 120-132 уд. мин. При проведении урока с детьми 7-11 лет, следует чередовать кардиочасти- блок А (элементы, соединения, комбинации аэробики на классиках, с игрушками, мячами) – с частями фитнес- гимнастики- блок Б(упражнения выполняемые стоя, сидя, лёжа, а также простейших гимнастических упражнений, содействующих укреплению мышц, развитию гибкости. Таких частей может быть от 4 до 5. Таким образом урок строится по следующей схеме: разминка- основная часть: А-Б-А-Б-А- заключительная часть. При этом последняя кардиочасть должна проводиться с более низкой интенсивностью, чем предыдущая. Нагрузка постепенно снижается, и осуществляется мягкий переход к заключительной части урока, причём блок А перед заключительной частью можно выполнять без музыки- только под счёт, чтобы, используя метод комментария, разучить упражнения, «поставить» правильную технику. При планирование занятий на первое полугодие следует отдавать предпочтение общей физической подготовке, аэробике на классиках, гимнастическим и акробатическим упражнениям, хореографической подготовки в партере, элементам йоги, на второе полугодие для детей 7-11 лет- аэробика с игрушками, гимнастические и акробатические упражнения, элементы йоги в парах, хореографической подготовке на середине, хип-хоп аэробике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения 2 часа в неделю.
Изучаемые темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего часов | |
Вводный урок | 1 | 1 | |
Фитнес- гимнастика и акробатика1 полугодие | 12 | ||
-ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем сводах стопы; | 2 | ||
-ходьба с высоким подниманием колена; на прямых ногах с вытянутой стопой; с перекатыванием стоп с пятки на носок; подскоки; | 2 | ||
-бег с прямыми ногами вперёд; с высоко поднятыми коленями; стопы высоко назад; | 2 | ||
-прыжки на двух ногах; на одной ноге; одна нога вперёд, другая назад; | 2 | ||
-наклоны головы вперёд, назад, в сторону; повороты головы влево, вправо; круговые движения; | 2 | ||
-поднимание и опускание плеч вместе и поочерёдно; круговые движения плеч вперёд, назад вместе и поочерёдно; | 2 | ||
-наклоны корпуса вперёд, назад; влево, право; повороты корпуса влево, право; | 2 | ||
-выпады вперёд на правую ногу, на левую; в сторону на правую ногу, на левую; | 2 | ||
-перекаты в группировки боком; | 2 | ||
-лёжа на спине «велосипед»; «ножницы»; | 2 | ||
-лёжа на животе, поднимание головы и плечевого пояса вверх; поднимание ног и рук вверх; | 2 | ||
Йога | 0.5 | 8.5 | |
«кошечка» | 2 | ||
«собака» | 2 | ||
«лев» | 2 | ||
«волна» | 2 | ||
Аэробика с предметом | 10 | ||
-сгибание и разгибание рук вперёд; вверх; вниз; | 2 | ||
-поднимание рук вперёд; рук дугами вперёд-вверх; | 2 | ||
-из положения руки вверх, наклоны влево, право; из положения руки, вытянутые вперёд, повороты корпуса влево, право; | 2 | ||
-подбрасывание вверх игрушки; передача игрушки из одной руки в другую; | 2 | ||
-передача игрушки друг другу лицом; с поворотом; боком; | 2 | ||
Гимнастические и акробатические упражнения на 2 полугодие. | 12 | ||
-бег спиной; «галоп»; | 2 |
| |
-прыжки, сгибая ноги; в упоре присев; из упора присев- выпрыгивание вверх; | 2 | ||
-прыжки с поворотом; | 2 | ||
-наклоны корпуса вперёд- вниз, касаясь руками пола; | 2 | ||
-выпады с шагами вперёд, в сторону, назад; | 2 | ||
- кувырки вперёд через плечо; | 2 | ||
Общие упражнения хип-хоп хореографии | 0.5 | 12.5 | |
-движения головой; | 2 | ||
-движения плечевого пояса; | 2 | ||
-движения грудной клеткой; | 2 | ||
- наклоны корпуса по квадрату и вращение по кругу; | 2 | ||
- вращения пелвисом; | 2 | ||
- вращения ног; | 2 | ||
-вращения рук; | 2 | ||
- растяжка | 2 | ||
-полу присед; | 2 | ||
-шпагат сагиттальный; | 2 | ||
-шпагат фронтальный; | 2 | ||
-прыжки | 2 | ||
--хореографическая подготовка в партере |
|
| 8 |
-releve |
| 2 |
|
Demi-plie | 2 | ||
-batment-tandu; | 2 | ||
-demi rond de jamb parter; | 2 | ||
-Общая физическая подготовка |
| 3 | |
- Строевые упражнения; | 2 | ||
-Общеразвивающие упражнения; | 1 | ||
Заключительный урок. | 1 | 1 |
68часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения 1 час в неделю.
Изучаемые темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего часов | |
Вводный урок | 1 | 1 | |
Фитнес- гимнастика и акробатика | 0.5 | 6.5 | |
-ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем сводах стопы; | 0.5 | ||
-ходьба с высоким подниманием колена; | 0.5 | ||
-бег с прямыми ногами вперёд; | 0.5 | ||
-прыжки на двух ногах; на одной ноге; | 0.5 | ||
-наклоны головы вперёд, назад, в сторону; | 0.5 | ||
-поднимание и опускание плеч вместе и поочерёдно; | 0.5 | ||
-наклоны корпуса вперёд, назад; | 0.5 | ||
-выпады вперёд на правую ногу, на левую; | 0.5 | ||
-перекаты в группировки боком; | 0.5 | ||
-кувырки через плечо; | 0.5 | ||
-лёжа на спине «велосипед»; «ножницы»; | 0.5 | ||
-лёжа на животе, поднимание головы и плечевого пояса вверх; | 0.5 | ||
Йога | 0.5 | 4.5 | |
«кошечка» | 1 | ||
«собака» | 1 | ||
«лев» | 1 | ||
«волна» | 1 | ||
Аэробика с игрушками | 2.5 | ||
-сгибание и разгибание рук вперёд; вверх; вниз; | 0.5 | ||
-поднимание рук вперёд; | 0.5 | ||
-из положения руки вверх, наклоны влево, право; | 0.5 | ||
-подбрасывание вверх игрушки; | 0.5 | ||
-передача игрушки друг другу лицом; | 0.5 | ||
Гимнастические и акробатические упражнения на 2 полугодие. | 3 | ||
-бег спиной; «галоп»; | 0.5 |
| |
-прыжки, сгибая ноги; в упоре присев; ю | 0.5 | ||
-прыжки с поворотом; | 0.5 | ||
-наклоны корпуса вперёд- вниз, касаясь руками пола; | 0.5 | ||
-выпады с шагами вперёд, в сторону, назад; | 0.5 | ||
- кувырки вперёд; | 0.5 | ||
Общие упражнения хип-хоп хореографии | 0.5 | 6 | |
-движения головой; | 0.5 | ||
-движения плечевого пояса; | 1 | ||
-движения грудной клеткой; | 1 | ||
- наклоны корпуса по квадрату и вращение по кругу; | 1 | ||
- вращения пелвисом; | 1 | ||
- вращения ног; | 0.5 | ||
-вращения рук; | 0.5 | ||
- растяжка |
| 3 | |
-полу присед; | 1 | ||
-шпагат сагиттальный; | 1 | ||
-шпагат фронтальный; | 1 | ||
хореографическая подготовка в партере | 0.5 |
| 4.5 |
-releve |
| 1 |
|
Demi-plie | 1 | ||
-batment-tandu; | 1 | ||
-demi rond de jamb parter; | 1 | ||
Общая физическая подготовка |
| 2 | |
- Строевые упражнения; | 1 | ||
-Общеразвивающие упражнения; | 1 | ||
Заключительный урок. | 1 | 1 |
34 часов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I. – М.: ФАР, 2002.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002.
3. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – М.: Спортакадемпресс, 2003.
4. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению 9 класс
Распределение учебных тем...
Рабочая программа по кубановедению 9 класс
Календарно-тематическое планирование по кубановедению 9 класс...
Рабочая программа по алгебре 7 класс
Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мордкович А. . По программе 4 час в неделю...
Рабочая программа по алгебре 7 класс
Рабочая программа по алгебре 7 класс к УМК Мордкович А. . По программе 4 час в неделю...
Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования
Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования ИСЛ.Педагог дополнительного образования Крымова Алена Евге...
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»
Рабочая программа учебного предмета Концертмейстерский класс является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкал...
Рабочая программа по ИЗО 6 класс по программе 8 вида (индивидуальное обучение)
Данная программа в помощь педагогам ,составляющим индивидуальные рабочие программы по программе 8 вида....