Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования
статья

Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования ИСЛ.

Педагог дополнительного образования Крымова Алена Евгеньевна.

     В Википедии указано,что фитнес (англ.fitness от глагола "to fit" -соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - общая физическая подготовленность организма человека. В свою очередь, физическая подготовленность состоит из следующих элементов: подготовленность сердечно-сосудистой системы, гибкость, мышечная выносливость, сила, мощность, развитость чувства равновесия, хорошая координация движений, реакция, быстрота, соотношение мышечной и жировой тканей в организме. Но вопрос, на мой взгляд, гораздо глубже. Я в своей работе использую знания и навыки, полученные из опыта ведения тренингов, групповых программ, индивидуальных психотерапевтических сессий в различных техниках телесно-ориентированной терапии.

     Наше тело помнит все: чувства, переживания, важные события, причем с самого момента появления на свет. Поэтому, работая с телом, мы имеем доступ к глубинным уровням бессознательного,  представленным в теле, что позволяет выйти на истинные причины проблем, как телесных, так и психологических. Недаром "исцелить" - суть "сделать целым", то есть человек рассматривается как триединство - душа, тело, разум. Вильгельм Райх создал теорию, в которой описал семь мышечных зажимов, характерных для тех или иных нарушений. Эта теория легла в основу целого направления в психотерапии, в которой коррекция имеющихся психических, физиологических, психологических отклонений производится с помощью движений, дыхания, физического воздействия.

     В отличии от спорта, во многих фитнес-направлениях отсутствует соревновательный элемент.  И хотя направленность занятий на результат сохраняется,  не менее важен и сам процесс. Рассмотрим эту особенность на примере все более популярной сейчас йоги. Занятия йогой в фитнесе - это синтез древних учений и современных представлений об устройстве и функционировании тела. Благодаря комплексному процессуальному подходу  к выполнению комплексов упражнений получаем интегральное воздействие не только на физическом но и на психическом уровне .  Как сказали бы наши предки, эти занятия несомненно воздействует на тело, разум, душу.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnik_1.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование техник, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, в программе "Фитнес" педагога дополнительного образования ИСЛ.

Педагог дополнительного образования Крымова Алена Евгеньевна.

     В Википедии указано,что фитнес (англ.fitness от глагола "to fit" -соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - общая физическая подготовленность организма человека. В свою очередь, физическая подготовленность состоит из следующих элементов: подготовленность сердечно-сосудистой системы, гибкость, мышечная выносливость, сила, мощность, развитость чувства равновесия, хорошая координация движений, реакция, быстрота, соотношение мышечной и жировой тканей в организме. Но вопрос, на мой взгляд, гораздо глубже. Я в своей работе использую знания и навыки, полученные из опыта ведения тренингов, групповых программ, индивидуальных психотерапевтических сессий в различных техниках телесно-ориентированной терапии.

     Наше тело помнит все: чувства, переживания, важные события, причем с самого момента появления на свет. Поэтому, работая с телом, мы имеем доступ к глубинным уровням бессознательного,  представленным в теле, что позволяет выйти на истинные причины проблем, как телесных, так и психологических. Недаром "исцелить" - суть "сделать целым", то есть человек рассматривается как триединство - душа, тело, разум. Вильгельм Райх создал теорию, в которой описал семь мышечных зажимов, характерных для тех или иных нарушений. Эта теория легла в основу целого направления в психотерапии, в которой коррекция имеющихся психических, физиологических, психологических отклонений производится с помощью движений, дыхания, физического воздействия.

     В отличии от спорта, во многих фитнес-направлениях отсутствует соревновательный элемент.  И хотя направленность занятий на результат сохраняется,  не менее важен и сам процесс. Рассмотрим эту особенность на примере все более популярной сейчас йоги. Занятия йогой в фитнесе - это синтез древних учений и современных представлений об устройстве и функционировании тела. Благодаря комплексному процессуальному подходу  к выполнению комплексов упражнений получаем интегральное воздействие не только на физическом но и на психическом уровне .  Как сказали бы наши предки, эти занятия несомненно воздействует на тело, разум, душу.

     Процессуальный подход позволяет не только укрепить здоровье, но и лучше узнать себя, раздвинуть свои пределы. Более того, в силу своей универсальности, он показан в любом возрасте и с любым уровнем начальной подготовки.

     Например в занятиях с педагогами очень хорошо зарекомендовали себя:

- диагностика своего состояния по положению тела, привычным позам, осанке,

-двигательные практики (статика - асаны, динамика - виньясаны, дыхательные упражнения - пранаямы),

-приёмы самомассажа, гимнастика для глаз, основы акупунктуры,

-медитации, связи в мире, сева, теоретические понятия в психосоматике и т.д.

     Для подростков, особенно сирот, с фрустрациями, тактильной депривацией, сепарационной тревогой на первый план выходят следующие инструменты:

-командное взаимодействие,

-групповые игры на сплочение, доверие,

-акройога (парная йога),

-важно приветствовать и развивать любую инициативу, побуждать к действию.

     Поскольку в пубертате чаще всего нет возможности в социально приемлемой форме изучить свои потребности, а возросшее стремление к телесному контакту очень редко удовлетворяется, неизбежно возникает тактильная депривация. И один и главных вопросов, как расширить зоны приемлемости при искажённом отношении к телесности и половой безграмотности, в диапазоне  от полной скованности до распущенности в поведении.

     К счастью нередко сами подростки ищут и находят возможности взаимодействия при которых удовлетворяется потребность во всех видах взаимодействия оставаясь при этом в социально приемлемых рамках.

     Например, на занятиях молодые люди предложили научить девушек приёмам самообороны, попробовать себя в роли тренеров. Ценный опыт, если не попробовать, то никогда не узнать, как свои умения можно с пользой передать другим.

     Я поняла, что иногда на занятиях важно не быть в позиции "свысока", а дать возможность участникам самим справиться со своими страхами. Важно на равных все делать вместе, на одном уровне, и не бояться показать свои ограничения.

     В работе с телом часто возникают регрессивные состояния и техники телесно-ориентированной терапии позволяют «дорастить», а порой и развить личностные качества, дать утраченный или не полученный вовремя опыт проживания различных чувств и состояний.

     Ещё одно важное отличие - наши занятия все же организованный досуг и он должен быть веселым, приятным, главное добровольным!

     У сирот зачастую нет положительных примеров в опыте. Довербальные травмы могут быть исцелены  только на языке тела.  Это мягкая, кропотливая, долгая и трудная  работа, как для преподавателя, так и для подростка . Но при регулярном посещении результаты обычно превосходят ожидания. Изменения затрагивают не только тело, но и психику. Кроме явных улучшений физического состояния, повышается и общий культурный уровень, психологическая устойчивость и толерантность.

     Психотерапия не делает счастливее, она делает свободнее.  И эта обретённая внутренняя свобода позволяет полнее раскрыть личностный потенциал, которым несомненно обладает каждый.

Литература: В.А.Ананьев "Введение в психологию здоровья", Д.Шарп "Типы личности", Л.М.Щеглов "Мирная сексуальная революция".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»

Программа курса «Техники продаж »   поможет обучающимся  понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...

Педагогическая конференция на тему: "Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП)".

Современное поколение - это дети, которые практически не играют вместе - группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формиру...

«Разнообразие изобразительных техник и материалов, как средство развития художественной одарённости, в системе дополнительного образования»

В этой статье рассматриваются основные виды необычных техник изображения и материалов. Например: акварель по-сырому, с последующим отпечатком плёнкой или процарапыванием пластиковой картой, тра...

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Особенности телесно-ориентированной терапии, значение, роль в жизни человека...

Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»

Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13.  Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Введение  Актуальность.    Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка.Ни в каком д...