Статья. Здоровье педагога: некоторые аспекты здоровьесбережения
статья
Статья посвящена проблеме сохранения здоровья современного педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove_pedagoga_nekotorye_aspekty_zdorovesberezheniya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА:
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Е.Ю.Каменева
ГБПОУ Педагогический колледж №8
Санкт-Петербурга
В настоящее время в образовании одной из приоритетных задач является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» существенно вырастают нагрузки на учителя.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий обычно рассматривается только в аспекте охраны здоровья детей и подростков. А вот проблеме сохранения здоровья педагогов уделяется недостаточное внимание. Материалов, посвященных здоровью учителя, опубликовано крайне мало.
Между тем, по данным статистики в последние годы состояние здоровья современного педагога вызывает тревогу. Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих болезней. Установлено, что труд учителя является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Это приводит к возникновению невротических и психосоматических заболеваний.
На сегодняшний день констатируется низкий уровень здоровья педагогов и его негативная зависимость от профессионального труда.
Проведенные исследования состояния здоровья педагогов показывают, что расстройства здоровья отмечаются у 85% педагогов, причем у 44% имеются хронические заболевания.
Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:
после 10-ти лет работы более 35% педагогов,
после 15-ти лет стажа – 40%,
после 20-ти лет – более 50 % педагогов.
Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет. Чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится.
Каковы же причины заболеваний педагога? Основными являются следующие:
- отсутствие стабильного режима труда и отдыха: из-за большого объема различной деятельности, повышенной продолжительности рабочего дня, ненормированного рабочего дня, продолжения рабочего дня дома. ежедневная «сверхурочная» работа и работа в выходные. Ненормированный график способствует возникновению резких головных болей, хронической усталости, недомоганий, и, наконец, появлению педагогических кризов, выражающихся в неудовлетворенности своим трудом.
- высокая нервно-психическая напряженность и эмоциональная перегруженность, неблагоприятная психологическая обстановка (стресс, перегрузка). Это один из наиболее губительных болезнеобразующих факторов. Один из наиболее губительных факторов – повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля, внимания, эмоционального возбуждения. Оно трансформируется в психосоматические заболевания или в неврозоподобные состояния, первыми признаками которых являются нарушение сна, частые головные боли, повышение артериального давления. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к «эмоциональному выгоранию»,эмоциональная изношенность.
- огромная информационная и интеллектуальная нагрузка;
- снижение общей двигательной активности, что на фоне неправильной позы при сидении приводит к развитию остеохондроза позвоночника;
- значительная голосовая нагрузка, колоссальная нагрузка на зрение, память, внимание и нервную систему. Следующим отрицательным фактором является большой объём интенсивной зрительной работы. Для педагога, зрительный канал – своеобразное «орудие труда», с помощью которого он может проверять письменные работы учащихся, читать методическую литературу, писать конспекты занятий и т. д. Не всегда благоприятные условия освещения заставляют педагогов напрягать органы зрения, что не только ведет и к снижению работоспособности, и к возникновению различных нарушений.
Постоянное перенапряжение, переутомление проявляется в ухудшении самочувствия, быстрой утомляемости, снижении объема внимания, снижении переносимости физических и психических нагрузок, а в дальнейшем не только к невротическим, но и к ряду соматических заболеваний.
Основными нарушениями здоровья у педагогов являются следующие:
- Нервные расстройства.
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (по статистике их имеют 70% педагогов). Одной из самых серьезных является проблема остеохондроза позвоночника.
- Сердечно-сосудистые заболевания. Среди них на первом месте гипертония и болезни сердца.
- Расстройства пищеварительной системы и нарушение обмена веществ.
- Заболевания органов дыхания.
- Ухудшение зрения.
Как же педагогу сохранить и поддержать своё здоровье?
Если для учащихся проблему сохранения здоровья пытаются решить введением здоровьесберегающих технологий, то о сохранении здоровья педагогов должны позаботиться сами педагоги. На сегодняшний день не определены пути эффективного повышения и сохранения здоровья педагогов. Педагог поставлен в ситуацию «Помоги себе сам». И чаще это уже не здоровьесбережение, а здоровьевосстановление.
Возникает необходимость обучения педагогов сохранению собственного здоровья: здоровьесберегающему поведению, обучению здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни самих педагогов.
Пока же в образовательных учреждениях сами педагоги активно ищут пути, способы, средства и методы для решения данного вопроса. Чаще всего это ознакомление с оздоровительными методиками, практические рекомендации по сохранению здоровья и профилактике нарушений, лечебно-оздоровительные упражнения и т.д.
Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья педагога необходимы следующие составляющие:
- чтобы педагог хотел быть здоровым - формировать у педагогов желание сохранять и укреплять своё здоровье и выполнять простые и элементарные правила;
- чтобы педагог умел быть здоровым – а для этого обучать педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья;
- чтобы педагог владел и использовал оздоровительные методики, при выполнении которых можно в короткий срок укрепить здоровье, восстановить работоспособность.
Совершенно очевидно, что начинать решать проблему надо еще на этапе подготовки молодых специалистов: в педагогическом колледже и университете. Между тем сегодня профессиональная подготовка педагогов в педколледже не учитывает высокий риск развития у этой группы специалистов возможных нарушений здоровья, связанных с профессиональной деятельностью.
В ФГОСах среднего профессионального образования задача формирования у будущего педагога компетенции сохранения своего здоровья, а тем более обучения здоровьесберегающим технологиям не стоит.
Студенты по специальности «Дошкольное образование» получают определенные знания о здоровье и здоровом образе жизни при изучении таких дисциплин профессиональной подготовки, как возрастная анатомия, физиология и гигиена, психология, профессионального модуля «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие». Но содержание этих дисциплин в основном ориентировано на изучение вопросов укрепления здоровья детей. Большую часть здоровьесберегающих знаний о своем здоровье, методах его сохранении и укрепления, профилактике нарушений здоровья студенты получают главным образом путем самообразования.
Таким образом, очевидно, что проблеме сохранения и укрепления здоровья педагогов необходимо особое внимание уделить.
В работе по здоровьесбережению педагога можно выделить два направления:
- подготовка будущих педагогов к сохранению своего здоровья;
- работа по здоровьесбережению работающих педагогов.
Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что:
- настало время создания и внедрения программы поддержки здоровья педагога, создания условий для охраны здоровья учителя;
- назрела необходимость нового направления - профилактики и восстановления здоровья педагога;
- встает вопрос создания системы оздоровительно-просветительской работы для педагогов;
- необходимо внесение изменений в подготовку будущих педагогов: введение программ обучения, имеющих здоровьесберегающую направленность деятельности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...
Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором
В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Материал представляет собой тезисы обучающейся 1 курса БУ СПО Нижневартовский строительный колледж Савич В.О. по вышеобозначенной проблеме.Тезисы проверены программ...
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе
Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе
Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...
Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников
В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...
Статья. Некоторые аспекты стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов студентами медицинского колледжа
В статье представлены результаты изучения проявлений стигматизации ВИЧ-позитивных людей студентами медицинского колледжа, прослеживается своеобразие ситуативной оценки возможного события (встречи ВИЧ-...