Статья. Здоровье педагога: некоторые аспекты здоровьесбережения
статья

Каменева Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме сохранения здоровья современного педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Е.Ю.Каменева

ГБПОУ Педагогический колледж №8

Санкт-Петербурга

В  настоящее время в образовании одной из приоритетных задач  является сохранение и  укрепление  здоровья подрастающего поколения. В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» существенно вырастают нагрузки на учителя. 

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий обычно  рассматривается только в аспекте охраны здоровья детей и подростков.  А вот проблеме сохранения здоровья  педагогов уделяется недостаточное внимание. Материалов, посвященных здоровью учителя,  опубликовано  крайне  мало.

Между тем, по данным статистики в последние годы  состояние здоровья современного педагога вызывает тревогу. Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьёзности протекающих болезней. Установлено, что труд учителя является одним из наиболее напряженных  видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим числом стресс-факторов. Это приводит  к  возникновению невротических и психосоматических заболеваний.

На сегодняшний день констатируется низкий уровень здоровья педагогов  и  его негативная  зависимость  от  профессионального  труда.

Проведенные исследования состояния здоровья педагогов показывают, что расстройства здоровья отмечаются у 85% педагогов, причем у 44% имеются хронические заболевания.

Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:  

после 10-ти лет работы более 35% педагогов,  

после 15-ти лет стажа – 40%,  

после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Здоровых педагогов больше среди тех, чей возраст 30-40 лет и стаж работы до 10 лет. Чем старше педагог по возрасту и стажу работы, тем большая доля заболеваний на него приходится.

Каковы же причины заболеваний педагога? Основными являются следующие:

  • отсутствие стабильного режима труда и отдыха: из-за большого объема различной деятельности, повышенной продолжительности рабочего дня, ненормированного рабочего дня, продолжения рабочего дня дома. ежедневная «сверхурочная» работа и работа в выходные. Ненормированный график способствует возникновению резких головных болей, хронической усталости, недомоганий, и, наконец, появлению педагогических кризов, выражающихся в неудовлетворенности своим трудом.
  • высокая нервно-психическая напряженность и эмоциональная перегруженность, неблагоприятная психологическая обстановка (стресс, перегрузка). Это один из наиболее губительных болезнеобразующих факторов. Один из наиболее губительных факторов – повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля, внимания, эмоционального возбуждения. Оно трансформируется в психосоматические заболевания или в неврозоподобные состояния, первыми признаками которых являются нарушение сна, частые головные боли, повышение артериального давления. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к «эмоциональному выгоранию»,эмоциональная изношенность.
  • огромная информационная и интеллектуальная нагрузка;
  • снижение общей двигательной активности, что на фоне неправильной позы при сидении приводит к  развитию остеохондроза позвоночника;
  • значительная голосовая нагрузка, колоссальная нагрузка на зрение,  память, внимание и нервную систему. Следующим отрицательным фактором является большой объём интенсивной зрительной работы. Для педагога, зрительный канал – своеобразное «орудие труда», с помощью которого он может проверять письменные работы учащихся, читать методическую литературу, писать конспекты занятий и т. д. Не всегда благоприятные условия освещения заставляют педагогов напрягать органы зрения, что не только ведет и к снижению работоспособности, и к возникновению различных нарушений.

Постоянное перенапряжение, переутомление проявляется в ухудшении самочувствия, быстрой утомляемости, снижении объема внимания, снижении переносимости физических и психических нагрузок, а в дальнейшем не только к  невротическим, но и к  ряду соматических заболеваний.

Основными нарушениями здоровья у педагогов являются следующие:

  1. Нервные расстройства.
  2. Нарушения опорно-двигательного аппарата (по статистике их имеют 70% педагогов). Одной из самых серьезных является проблема остеохондроза позвоночника.
  3. Сердечно-сосудистые заболевания. Среди них на первом месте гипертония и болезни сердца.
  4. Расстройства пищеварительной системы и нарушение обмена веществ.  
  5. Заболевания органов дыхания.
  6. Ухудшение зрения.

Как же педагогу сохранить и поддержать своё здоровье?

        Если для учащихся проблему сохранения здоровья пытаются решить введением здоровьесберегающих технологий, то о сохранении здоровья педагогов должны позаботиться сами педагоги.  На сегодняшний день не определены пути эффективного повышения и сохранения здоровья педагогов. Педагог поставлен в ситуацию «Помоги себе сам». И чаще это уже не  здоровьесбережение,  а здоровьевосстановление.

Возникает необходимость обучения педагогов сохранению собственного здоровья: здоровьесберегающему поведению, обучению  здоровьесберегающим технологиям и здоровому образу жизни самих педагогов.

Пока же  в образовательных учреждениях  сами педагоги активно ищут пути, способы, средства и методы для  решения  данного вопроса. Чаще всего это  ознакомление с оздоровительными методиками, практические рекомендации по сохранению здоровья и  профилактике нарушений,  лечебно-оздоровительные упражнения и т.д.

Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья педагога необходимы следующие составляющие:

  1. чтобы педагог хотел быть  здоровым - формировать у педагогов  желание сохранять и укреплять своё здоровье и выполнять простые и элементарные правила;
  1. чтобы педагог умел быть  здоровым – а для этого  обучать педагогов здоровьесберегающим технологиям по укреплению и сохранению собственного здоровья;
  2. чтобы педагог владел и использовал  оздоровительные методики, при выполнении которых можно в короткий срок укрепить здоровье, восстановить работоспособность.

Совершенно очевидно, что начинать решать проблему надо еще на этапе подготовки молодых специалистов: в педагогическом колледже и университете. Между тем  сегодня профессиональная подготовка педагогов в педколледже  не учитывает высокий риск развития у этой группы специалистов возможных нарушений здоровья, связанных с профессиональной деятельностью.

В ФГОСах среднего профессионального образования  задача формирования  у будущего педагога компетенции сохранения  своего здоровья, а тем более обучения здоровьесберегающим технологиям  не стоит.

Студенты  по специальности «Дошкольное образование» получают определенные знания о здоровье и здоровом образе жизни при изучении таких дисциплин профессиональной подготовки, как возрастная анатомия, физиология и гигиена, психология, профессионального модуля «Организация мероприятий,  направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие». Но содержание этих дисциплин в основном ориентировано  на изучение  вопросов  укрепления здоровья детей. Большую часть здоровьесберегающих знаний  о своем здоровье, методах его сохранении  и укрепления, профилактике нарушений  здоровья студенты получают главным образом  путем самообразования.

Таким образом, очевидно, что проблеме сохранения и укрепления здоровья  педагогов необходимо особое внимание уделить.

В работе по здоровьесбережению педагога можно выделить  два направления:

  1. подготовка будущих  педагогов  к сохранению своего здоровья;
  2. работа по здоровьесбережению  работающих педагогов.

Проблема профессионального здоровья педагога в настоящее время настолько значима, что:

  • настало время создания  и внедрения  программы  поддержки здоровья педагога, создания  условий для охраны здоровья учителя;
  • назрела необходимость нового направления  - профилактики и восстановления здоровья педагога;
  • встает вопрос создания  системы оздоровительно-просветительской работы для педагогов;
  • необходимо внесение изменений в подготовку будущих педагогов: введение программ обучения, имеющих здоровьесберегающую направленность деятельности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...

Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навык...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Материал представляет собой  тезисы  обучающейся  1 курса  БУ СПО Нижневартовский строительный колледж Савич В.О.  по вышеобозначенной  проблеме.Тезисы проверены программ...

Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе

Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...

Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе

Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...

Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...

Статья. Некоторые аспекты стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов студентами медицинского колледжа

В статье представлены результаты изучения проявлений стигматизации ВИЧ-позитивных людей студентами медицинского колледжа, прослеживается своеобразие ситуативной оценки возможного события (встречи ВИЧ-...