Статья. Некоторые аспекты стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов студентами медицинского колледжа
статья

В статье представлены результаты изучения проявлений стигматизации ВИЧ-позитивных людей студентами медицинского колледжа, прослеживается своеобразие ситуативной оценки возможного события (встречи ВИЧ-позитивного человека с медработником, обладающим знаниями, осознающим свое поведение и «беззащитным» ребенком), возникающих при этом переживаний, переработки возникшего интрапсихического конфликта, в котором просматриваются различные копинг-стратегии и психологические защиты, что может отражаться на качестве медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТИГМАТИЗАЦИИ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ ПАЦИЕНТОВ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Бакирова З.А.

ГБПОУ ДЗМ «МК №6», г. Москва

Для цитирования: Бакирова З.А. Некоторые аспекты стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов студентами медицинского колледжа // Журнал инфектологии. Том 7, № 2, 2015 с.121.

Целью нашего исследования явилось изучение некоторых аспектов стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом студентами медицинского колледжа.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 36 студентов 3 курса медицинского колледжа в возрасте 17-18 лет (7 юношей, 29 девушки) после изучения темы «Сестринская деятельность при ВИЧ – инфекции» согласно рабочей программе профессионального модуля ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном процессах. Применялась краткая шкала СПИД-ассоциированной стигмы (русский вариант) с последующим оформлением развернутых письменных комментариев к своим ответам и активным открытым обсуждением полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Крайне негативных чувств (отвращение, проклятие, потребность в наказании за постыдное поведение) люди, живущие с ВИЧ/СПИДом у опрошенных студентов не вызывали. Все респонденты были согласны с необходимостью продолжения пациентами профессиональной деятельности и категорически против их изоляции, но с определенными ограничениями. Обучающиеся согласились с необходимостью отстранения от профессиональной деятельности врачей, медсестр, сотрудников станций переливания и забора крови, научных деятелей, чья работа напрямую связана с изготовлением, разработкой иммунных препаратов в случае выявления у них положительного ВИЧ-статуса, с последующим обязательным рациональным трудоустройством, что свидетельствует о понимании риска возможного случайного инфицирования на рабочем месте. Однако были высказаны значительные сомнения в возможности работы в профессиях, связанных с гемотрансфузией,  медицинскими процедурами, такими как инъекции, диализ, катетеризация, участие в операциях, стоматологических процедурах, родах, а также осуществлении стрижки, бритья, пирсинга, маникюра, педикюра и татуажа.

Вместе с тем, ожидаемую негативную реакцию мы получили в вопросе, касающегося контакта с детьми. Большая часть студентов (83,3%) считали допустимым ограничить ВИЧ-позитивных людей в их праве работать с детьми школьного возраста. Работа в детских дошкольных организациях и в детских поликлиниках, по мнению студентов, возможна только в том случае, если она не связана с непосредственным уходом за детьми, а также участием в диагностических и лечебных процедурах. Причем большую несговорчивость проявили девушки. Основным чувством, заставившим студентов быть столь категоричными, оказался страх. Мы предложили оценить его по 10-балльной шкале: девушки набрали в среднем 8,4+0,6 баллов, юноши оказались менее подвержены страху (5,2+0,7 баллов). Среди причин подобного ответа был назван различный уровень контроля ситуации: взрослые способны осознавать свое и чужое поведение, дети ведут себя спонтанно, возможен детский травматизм, возрастает риск заражения. Более половины студентов (63,9%) не хотели бы иметь среди близких друзей людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, что проявилось бы в ограничении непосредственных контактов, при этом многие допустили продолжение общения в социальных сетях (88,9%). К сожалению, сохранение подобной позиции неизбежно приводит к самостигматизации  людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.

Таким образом, в результате представленного исследования выявлены проявления стигматизации ВИЧ-позитивных людей, прослеживается своеобразие ситуативной оценки возможного события (встречи ВИЧ-позитивного человека с медработником, обладающим знаниями, осознающим свое поведение и «беззащитным» ребенком), возникающих при этом переживаний, переработки возникшего интрапсихического конфликта, в котором просматриваются различные копинг-стратегии и психологические защиты, что может отражаться на качестве медицинской помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...

Статья. Формирование здоровьесберегающей направленности у студентов медицинского колледжа

В статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. Эта сфера деятельности требует от ни...

Статья 2018 РНПК, г. Улан-Удэ "Здоровьесберегающие технологии в подготовке студентов медицинского колледжа"

Статья 2018 РНПК, г. Улан-Удэ "Здоровьесберегающие технологии в  подготовке студентов медицинского колледжа"...

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК с международным участием г. Кяхта Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста

2019 Статья на НПК г. Улан-Удэ Специфика профессиональных личностных особенностей студентов медицинского колледжа как фактор качества подготовки специалиста...