Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором
методическая разработка по теме

Костарева Надежда Федоровна

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навыки пения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУДОД «Детская школа искусств»

Мотовилихинского района г. Перми

Некоторые аспекты работы с подготовительным хором.

Из опыта работы

методическое сообщение

Составитель: педагог дополнительного образования Н.Ф. Костарева

Пермь

2012

В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навыки пения.

Известный американский музыкант и педагог Дж. Бетс верно сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».

А.Д.Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».

«Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства».

Однако в очень редких случаях готовый певческий голос можно получить готовым. В практике ангельская чистота голосов детей, их неповторимый серебристый тембр достигается путем огромной кропотливой работы педагога.

Обычно при первоначальном индивидуальном прослушивании у детей выявляются различные голосовые дефекты, в т.ч:

- не могут интонировать мелодию в примарной зоне (ми первой октавы – си первой октавы);

- у многих наблюдается охриплость голоса, носовой призвук вследствие хронических лор заболеваний;

- испытывают сложности с четким и ясным произношением.

Кроме этого, многие не в состоянии вспомнить слова ранее выученных песен, стихов, что объясняется плохой памятью и неразвитой мотивацией к обучению.

Итогом первого прослушивания является собеседование с родителями проблемных детей, где в ходе разъяснительной работы выявляются причины возникших проблем и определяются совместные действия по устранению дефектов:

 – участие родителей в разучивании детьми текстов песен, устранении сформировавшейся охриплости и гортанной манеры произношения;

- расширение домашней фонотеки разноплановым детским репертуаром;

- в крайних случаях посещение фониатра, в случае выявления патологии работа с учащимся ведется индивидуально.

На этапе подготовительного обучения моей задачей является формирование у ребенка представления о певческом звуке, который ему предстоит воспроизвести. Образные определения этого звука связаны не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и вкусовыми ощущениями. Дети знакомятся с такими качествами звука, как «глухой», «звонкий», «яркий», «светлый», «темный», «мягкий», «вялый», «жесткий», «вкусный», «близкий», «далекий» и т.п.

Для формирования певческих навыков используются различные формы работы: прослушивание звукозаписей, показ изображений природы и животных, просмотр видеозаписей концертов. На уроках применяются артикуляционные и пальчиковые игры, которые развивают внимание и координацию движений у обучаемых, а также упражнения «Хоровой игротеки» Н.В.Зуевой, фонопедические комплексы В.Емельянова. Огромное разнообразие ассоциативных связей упражнений с различными образами, близкими детям, помогает в игровой и комфортной для ребенка форме объяснить основные певческие понятия, дать основные вокальные навыки, расширить словарный запас и наладить взаимопонимание учителя и ребенка.

В репертуар подготовительного хора входят народные песни, классические произведения, современные песни, доступные их пониманию и певческим возможностям. Для эффективного обучения применяются собственные аранжировки и тексты детских песен (изменение тональности, жанра, темпа, аккомпанемента, устранения вокальных сложностей  в пропевании сложных фонем.).

Особенностью работы с подготовительным хором является использование при обучении и исполнении песен жестов, хлопков, танцевальных движений, инсценировок песен, что помогает детям в самовыражении и обеспечивает комфортный психологический климат. В результате применения методик и форм работы у детей появляется мотивация к пению и желание участвовать в концертах.

Подготовительный хор «Звоночек» ДШИ Мотовилихинского района города Перми успешно выступает на концертах различного уровня (классных, школьных, районных, городских).

Успешная деятельность хора, желание детей заниматься в хоре вызывает понимание и поддержку родителей в организации выездных мероприятий и подготовке концертных костюмов, что помогает сформировать ответственное отношение к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"

Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?...

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...

Некоторые аспекты исследовательской работы студентов в Муромском медицинском колледже

Важной составляющей современных образовательных технологий является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Исследовательская деятельность студентов  нашего колледжа на дисциплинах специа...

"Некоторые аспекты работы над музыкальным произведение в процессе подготовки к публичному высткплению!

Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музы...

Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников

В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе хореографии»

Обучение в хореографическом классе традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется два варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудио...

Открытый урок по сольфеджио "Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом в 1 классе ДМШ"

Открытый урок по сольфеджио с учащимися 1 класса.Тема: «Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом, как самыми проблемными моментами в ходе освоения материала курса сольфеджио в 1 классе п...