Методическое сообщение - Некоторые аспекты работы с подготовительным хором
методическая разработка по теме
В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навыки пения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое сообщение из опыта работы с подготовительным хором | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУДОД «Детская школа искусств»
Мотовилихинского района г. Перми
Некоторые аспекты работы с подготовительным хором.
Из опыта работы
методическое сообщение
Составитель: педагог дополнительного образования Н.Ф. Костарева
Пермь
2012
В моей хоровой практике работе с начинающими хористами уделяется особое внимание. В первый год обучения у них формируются базовые знания об исполнительском искусстве и закладываются практические навыки пения.
Известный американский музыкант и педагог Дж. Бетс верно сказал, что «большая доля прелести детских голосов зависит от того, что за этими голосами чувствуются живые существа, и когда они поют не только правильно, но и разумно, то с этой музыкой никакая другая музыка на земле не может сравниться».
А.Д.Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение, где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».
«Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства».
Однако в очень редких случаях готовый певческий голос можно получить готовым. В практике ангельская чистота голосов детей, их неповторимый серебристый тембр достигается путем огромной кропотливой работы педагога.
Обычно при первоначальном индивидуальном прослушивании у детей выявляются различные голосовые дефекты, в т.ч:
- не могут интонировать мелодию в примарной зоне (ми первой октавы – си первой октавы);
- у многих наблюдается охриплость голоса, носовой призвук вследствие хронических лор заболеваний;
- испытывают сложности с четким и ясным произношением.
Кроме этого, многие не в состоянии вспомнить слова ранее выученных песен, стихов, что объясняется плохой памятью и неразвитой мотивацией к обучению.
Итогом первого прослушивания является собеседование с родителями проблемных детей, где в ходе разъяснительной работы выявляются причины возникших проблем и определяются совместные действия по устранению дефектов:
– участие родителей в разучивании детьми текстов песен, устранении сформировавшейся охриплости и гортанной манеры произношения;
- расширение домашней фонотеки разноплановым детским репертуаром;
- в крайних случаях посещение фониатра, в случае выявления патологии работа с учащимся ведется индивидуально.
На этапе подготовительного обучения моей задачей является формирование у ребенка представления о певческом звуке, который ему предстоит воспроизвести. Образные определения этого звука связаны не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и вкусовыми ощущениями. Дети знакомятся с такими качествами звука, как «глухой», «звонкий», «яркий», «светлый», «темный», «мягкий», «вялый», «жесткий», «вкусный», «близкий», «далекий» и т.п.
Для формирования певческих навыков используются различные формы работы: прослушивание звукозаписей, показ изображений природы и животных, просмотр видеозаписей концертов. На уроках применяются артикуляционные и пальчиковые игры, которые развивают внимание и координацию движений у обучаемых, а также упражнения «Хоровой игротеки» Н.В.Зуевой, фонопедические комплексы В.Емельянова. Огромное разнообразие ассоциативных связей упражнений с различными образами, близкими детям, помогает в игровой и комфортной для ребенка форме объяснить основные певческие понятия, дать основные вокальные навыки, расширить словарный запас и наладить взаимопонимание учителя и ребенка.
В репертуар подготовительного хора входят народные песни, классические произведения, современные песни, доступные их пониманию и певческим возможностям. Для эффективного обучения применяются собственные аранжировки и тексты детских песен (изменение тональности, жанра, темпа, аккомпанемента, устранения вокальных сложностей в пропевании сложных фонем.).
Особенностью работы с подготовительным хором является использование при обучении и исполнении песен жестов, хлопков, танцевальных движений, инсценировок песен, что помогает детям в самовыражении и обеспечивает комфортный психологический климат. В результате применения методик и форм работы у детей появляется мотивация к пению и желание участвовать в концертах.
Подготовительный хор «Звоночек» ДШИ Мотовилихинского района города Перми успешно выступает на концертах различного уровня (классных, школьных, районных, городских).
Успешная деятельность хора, желание детей заниматься в хоре вызывает понимание и поддержку родителей в организации выездных мероприятий и подготовке концертных костюмов, что помогает сформировать ответственное отношение к учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение "Некоторые приёмы правильного разбора музыкального произведения"
Как среди обилия решаемых задач сохранить любовь к музыке и интерес к музыкальным занятиям?...
«Некоторые аспекты работы концертмейстера в ансамбле»
Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмеря...
Некоторые аспекты исследовательской работы студентов в Муромском медицинском колледже
Важной составляющей современных образовательных технологий является самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Исследовательская деятельность студентов нашего колледжа на дисциплинах специа...
"Некоторые аспекты работы над музыкальным произведение в процессе подготовки к публичному высткплению!
Исполнение музыкального произведения перед слушателями является логическим завершением работы над музыкальным произведением. На качество исполнения программы оказывают влияние различные факторы – музы...
Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников
В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...
«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе хореографии»
Обучение в хореографическом классе традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется два варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудио...
Открытый урок по сольфеджио "Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом в 1 классе ДМШ"
Открытый урок по сольфеджио с учащимися 1 класса.Тема: «Некоторые аспекты работы над интонацией и ритмом, как самыми проблемными моментами в ходе освоения материала курса сольфеджио в 1 классе п...