Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе
методическая разработка по теме
Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдельным этапам такого развития, видам соответствующей учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе | 216.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКОЕ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе
преподавателя
Волковой В.В.
Обсуждена на заседании отдельной дисциплины
(музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано)
рекомендована к использованию в учебном процессе
протокол № ___ от «___ » ____ 20___ г.
Москва
2014
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | стр. 2 |
1.Цели и задачи гармонического анализа | стр. 3 |
2. Гармонический анализ мелодического отрывка | стр. 4 |
3. Подбор аккомпанемента к заданной мелодии | стр. 6 |
4. Сочинение мелодии по заданным функциям | стр. 7 |
5. Подбор педагогической технологии для ведения образовательного процесса в разделе гармонического анализа | стр. 8 |
6. Мониторинг первокурсников в области гармонического анализа | стр. 9 |
Заключение | стр. 10 |
Список используемой литературы | стр. 10 |
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа
на I курсе
Введение
Гармония – одно из важнейших средств музыкальной выразительности. В единстве с мелодикой, метроритмом, фактурой, темпом, динамикой она создаёт не только определённый колорит музыкального произведения, но и ярко выявляет его особые стилистические признаки. Известный педагог, профессор Московской консерватории Т. Ф. Мюллер во вступительной статье к авторскому учебнику гармонии подчёркивает важную мысль: «Понятие гармонии в наше время значительно расширилось. Оно не отождествляется теперь только с понятием аккордов (или созвучий) и последовательностей, а включает целую область средств выразительности, в которой названные явления рассматриваются в их музыкально осмысленном значении в процессе развития и становления музыки в целом (1, стр.3)
Композиторы различных эпох, стилей, направлений по-разному используют выразительность гармонических средств. Поэтому именно гармонический анализ произведения (его части, отрывка) призван обратить внимание молодого музыканта на то, как развитие музыкального произведения связано с изменением его функциональной стороны, помочь определить значение отдельных аккордов и созвучий, выявить средства достижения кульминации, подчеркнуть заложенные в произведении стилистические особенности, характерные для каждой определённой эпохи. Безусловно, для понимания специфики определённого стиля следует анализировать произведения, относящиеся к наиболее ярким, высокохудожественным образцам данной музыкальной эпохи, используя, в том числе и произведения учебного репертуара учащихся по специальности и фортепиано. В этом случае гармонический анализ будет способствовать как более глубокому пониманию учащимися исполняемых ими музыкальных произведений, так и осмыслению исторического развития музыкального искусства в целом.
На выпускном экзамене по гармонии одному из суворовцев, бойко ответившему гармонический анализ II части Сонаты №3 Бетховена, экзаменатором был задан вопрос: «Просмотрите внимательно первые четыре такта. Почему Бетховен переносит через тактовую черту, со слабой доли 2-го такта на сильную долю 3-го такта, одну и ту же доминантовую функцию?»
Такой вопрос экзаменатора предполагал умение выпускника музыкального училища ориентироваться не только в анализируемых аккордах, но и в стилистических особенностях венских классиков.
Таким образом, становится понятно, почему гармонический анализ является важной составляющей профессионального образования суворовцев МВМУ – будущих музыкальных педагогов и артистов оркестра.
На духовых отделениях музыкальных училищ гармонический анализ не изучается как отдельный предмет. Он является составной частью ряда музыкально-теоретических учебных дисциплин: элементарной теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализа музыкальных произведений. Обычно, практические задания по гармоническому анализу суворовцы МВМУ начинают выполнять в начале II курса, после полного изучения темы элементарной теории музыки «Аккорды». Но подготовительная работа по этому виду деятельности может и должна вестись преподавателем уже с первых занятий в училище по сольфеджио, что позволит суворовцам лучше подготовиться к итоговому экзамену по теории музыки и заложит фундаментальную основу для развития соответствующих профессиональных компетенций.
Вопросам начального развития навыков гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдельным этапам такого развития, видам соответствующей учебной деятельности посвящена данная работа.
- Цели и задачи гармонического анализа
Гармонический анализ, как составная часть музыкально-теоретического цикла образовательных дисциплин, ставит главной своей целью формирование у суворовцев МВМУ соответствующих профессиональных компетенций. Будущие музыканты-профессионалы должны знать системные подходы к гармоническому анализу и свободно владеть всеми его видами.
При обучении принципам гармонического анализа преподаватель должен решать следующие задачи:
- формирование знаний и умений, изложенных в квалификационных требованиях выпускников средних специальных образовательных учреждений;
- приобщение суворовцев к миру музыкального искусства на основе эмоционального восприятия и глубокого осмысления музыкального материала;
- развитие музыкально-гармонического мышления, творческой активности, музыкального вкуса;
- расширение общего и профессионального кругозора;
- воспитание любви к музыке и будущей профессии.
Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач преподавателю музыкально-теоретических дисциплин необходимо проявить свой талант, выдумку и терпение для определения различных подходов к изучению принципов гармонического анализа, развития в суворовцах творческой активности, достижения планируемых результатов обучения.
- Гармонический анализ мелодического отрывка
Начальные опыты гармонического анализа должны присутствовать в училище уже с первых занятий по сольфеджио. Как правило, это анализ гармонической структуры отдельных тактов или мелодических оборотов музыкальных примеров, предназначенных для сольфеджирования. Такой анализ может быть как последующим, проведённым после пропевания примера, так и предварительным, что особенно важно при чтении музыкального примера с листа. Аналогичный структурный анализ необходимо проводить и при записи музыкального диктанта. Задачей такого гармонического анализа является привитие обучающимся умения синтезировать отдельные мелодические обороты в гармонические структуры.
Что лежит в основе этого тезиса? Отвечая на этот вопрос, процитируем высказывание профессора Т. Ф. Мюллера. Музыкантам хорошо известно, что «всякая мелодия таит в себе гармонию» (1, стр.3). «Основной принцип аккордообразования – терцовость – встречается в профессиональной музыке уже в XIII и XIV веках, а в народной, по-видимому, значительно раньше». «Терцовая основа аккордообразования является преобладающей и до настоящего времени». (1, стр.5)
Таким образом, умение собрать аккорд по терциям, определить по основному тону его функциональную принадлежность, а по местоположению кварты (в трезвучиях) и секунды (в септаккордах) его обращение и есть залог успешного овладения навыком гармонического анализа.
Последовательность простейшего анализа заключается в следующем: преподаватель выделяет отдельный мелодический оборот (такт) и предлагает обучающимся проанализировать его с гармонической точки зрения, привлекая к обсуждению всю учебную группу.
Приведём конкретный пример. Рассмотрим в g moll следующий мелодический отрывок.
Рис.1
Преподаватель просит суворовцев проанализировать последовательно гармонию, возникающую сначала в первом, а затем во втором такте. Обобщая мнение большинства группы, приходим к мнению, что в первом такте звучит в виде гармонической фигурации тонический квартсекстаккорд, а во втором – доминантовое трезвучие с разрешением в третьем такте в тоническую функцию.
Постепенно усложняя задачи гармонического анализа, вводим понятия проходящих и вспомогательных звуков, которые или заполняют промежуток между аккордовыми звуками, или подчёркивает аккордовый звук, и, в целом, способствуют развитию мелодической линии. На этом этапе работы необходимо по большинству звуков мелодического оборота (такта или тактов) определить его гармоническую основу.
Для примера, иллюстрирующего этот раздел работы, приведём один из номеров сборника Сольфеджио (одноголосие) составителей Б. Калмыкова и Г. Фридкина.
Рис.2
Из выше приведённого примера (F dur) видно, что проходящие звуки между примой, терцией и квинтой тонического трезвучия не влияют на осознание тонической функции в первых двух тактах. Звук «ре» во втором такте является вспомогательным звуком в тонической гармонии. Такой подход к анализу гармонической структуры мелодии даёт учащимся правильные ориентиры для успешного освоения гармонического анализа при подготовке к итоговому экзамену по элементарной теории музыки в конце III семестра.
Необходимо отдельно остановиться на том, что важно соблюдать преподавателю при проведении предложенного вида работы.
Прежде всего, учитывая начальный период обучения и наличие не менее 4-х главных разделов занятия по сольфеджио, нужно рационально использовать время, отведённое на гармонический анализ. В целом за урок оно не должно превышать 3-5 минут. Но возвращаться к этому вопросу необходимо систематически, лучше на каждом занятии в различных его разделах (например, при сольфеджировании номеров в разделе проверки домашнего задания, при записи музыкального диктанта, чтении с листа).
Проводить анализ гармонической структуры мелодии следует при активном обсуждении всей учебной группой с использованием проблемно-поискового метода.
- Подбор аккомпанемента к заданной мелодии
В конце 3-4 месяца занятий обучающимся можно предложить, на основе полученных навыков анализа гармонической структуры мелодии, самостоятельно подобрать аккомпанемент к простейшим мелодическим примерам, имеющим ясную функционально-метрическую основу. Это могут быть мелодии, взятые из сборников по сольфеджио или сочинённые преподавателем.
Для примера можно привести № 206 из одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина.
Рис.3
Суворовцу следует записать аккомпанемент в нотной тетради под заданной мелодией на одном или 2-х нотоносцах (в зависимости от задания) и уметь просольфеджировать мелодию, одновременно аккомпанируя себе на фортепиано.
При первых опытах подбора гармонического сопровождения необходимо предварительно, при активном участии всей группы, обсудить не только функциональное движение аккомпанемента, но и его ритмическую и фактурную основу, которая должна соответствовать характеру мелодии и наиболее полно раскрывать её образный стиль.
При проведении предложенного вида творческой деятельности первокурсников, преподавателю следует руководствоваться следующими моментами:
- Предоставлять достаточное время для творческой деятельности обучающихся, записи и выучивания аккомпанемента и его исполнения совместно с сольфеджированием. Такое время может варьироваться в зависимости от трудности мелодии, но не должно быть меньше учебной недели.
- Неукоснительно следить за логикой функционального движения, взаимосвязью каденций, взаимообусловленностью мелодической линии и гармонии, воспитывая у суворовцев гармоническую культуру.
- Следить за соответствием подобранного фортепианного сопровождения и его фактурного изложения стилистическим особенностям данной мелодии, её образному строю, всемерно способствуя развитию музыкального вкуса обучающихся.
- При проверке творческих работ ограничиться зачётной оценкой. В случаях высококачественного исполнения и наиболее яркого по выразительности аккомпанемента выставлять оценки не ниже 5 (отлично).
- Сочинение мелодии по заданным функциям
На разных этапах развития навыков гармонического анализа можно использовать творческие задания сочинения мелодии по заданным функциональным схемам.
Суть работы заключается в следующем. Преподаватель предлагает сочинить мелодию в заданной тональности и определённом размере с использованием звуков указанных функций. Например: в тональности F dur сочинить мелодию по следующей гармонической схеме
Рис.4
Вариантов сочинения может быть множество, приведём один из возможных.
Рис.5
Постепенно схема усложняется, количество тактов увеличивается до 8, добавляются походящие и вспомогательные звуки. Завершающим этапом такого вида творческой работы первокурсника является сочинение мелодии по собственной схеме, которую он предварительно представляет преподавателю.
При проведении такого вида творческих работ преподаватель должен обратить внимание на следующее:
- При сочинении первых 2-3-х примеров активно задействовать всех суворовцев учебной группы в обсуждении каждого такта мелодии, используя проблемно-поисковый метод обучения.
- При групповом сочинении мелодии по указанным функциям и проверке самостоятельной работы по этой теме подробно объяснять закономерности мелодического развития, воспитывая у суворовцев общемузыкальную культуру.
- Предлагать для работы логические функциональные схемы, учитывая взаимосвязь серединной и заключительной каденций периода.
- При проверке творческих работ ограничиться зачётной оценкой. В случаях создания наиболее яркой по выразительности мелодии выставлять оценки не ниже 5 (отлично).
- Подбор педагогической технологии для ведения образовательного процесса
в разделе гармонического анализа
Обратимся к высказываниям ведущих теоретиков. Вот что пишет наш современник, известный музыковед, кандидат искусствоведения, профессор Д. И. Шульгин в своей работе «Теоретические основы современной гармонии», подчёркивая проблемность в процессе гармонического анализа: «Методика анализа основывается на круге теоретических представлений, терминов, определений, на вытекающей из данной теории сумме вопросов, ответом на которые является анализ, то есть методика связана и с проблематикой».
Учитывая проблемные моменты гармонического анализа, особенно на начальной стадии его освоения, в настоящей работе неоднократно указывалось на использование отдельных видов проблемно-поисковых технологий в процессе привития первокурсникам начальных навыков гармонического анализа. Цель таких технологий – развитие логического и креативного мышления, самостоятельности, умения объяснить и защитить свою точку зрения, сотрудничать в группе, формирование общенаучных компетенций.
Одним из видов проблемно-поисковых технологий, наиболее тесно связанным с процессом освоения принципов гармонического анализа, является инновационная педагогическая технология решение проблемных задач. Указанная технология в значительной мере определяет деятельность преподавателя по организации и проведению группового метода исследования в разделе гармонического анализа. Она заметно интенсифицирует процесс освоения нового для первокурсников раздела музыкально-теоретических знаний, учит их умению выработать общий правильный вывод из различных мнений и вариантов, творческому и одновременно научному подходу к анализу музыкального материала и его оценке, владению профессиональной терминологией.
- Мониторинг первокурсников в области гармонического анализа
Понятие педагогического мониторинга подразумевает многоцелевую информационную комплексную систему наблюдений, оценки и анализа изменений состояния субъектов образовательного процесса, с целью выявления соответствия их творческого и музыкального развития желаемому (запланированному) результату.
В процессе освоения принципов гармонического анализа, для достижения большей эффективности в работе, преподавателю необходимо осуществлять постоянный контроль не только уровня освоения материала и привития практических навыков, но и выработки правильного направления и нужной последовательности аналитически-мыслительного процесса суворовцев при гармоническом анализе. На начальных занятиях по каждой запланированной теме преподаватель должен, прежде всего, добиваться от ученика не столько скорости ответа, сколько умения анализировать и исследовать пути решения поставленной перед ним гармонической задачи. Поэтому в наводящих вопросах педагога при индивидуальной и групповой работе должен прослеживаться тот системный подход, который определён им перед изучением данной темы. Если это положение будет полностью реализовано, то обучающиеся смогут не только самостоятельно использовать предложенные системные подходы при выполнении гармонического анализа, но и сумеют объяснить своим товарищам их смысл, значение и закономерную последовательность аналитических рассуждений.
При индивидуальных ответах (по домашнему заданию или чтению с листа) следует в течение нескольких занятий опросить всех учеников группы по различным компонентам гармонического анализа. Такой мониторинг даёт педагогу ясную картину уровня освоения материала и степени подготовленности перехода учащихся к следующим уровням изучения материала.
Стремясь к созданию в разделе занятий по гармоническому анализу «ситуации успеха», нельзя сразу предъявлять первокурсникам завышенные требования, что может привести к негативным психологическим последствиям - убеждённости ученика в неодолимой трудности изучаемого материала.
Заключение
В свете современных требований к среднему специальному музыкальному образованию преподавателю музыкально-теоретических дисциплин необходимо стремиться к поэтапному воспитанию профессиональных компетенций, которые формируются у обучающихся постепенно от занятия к занятию. Метод опережающего обучения гармоническому анализу на I курсе закладывает хороший фундамент для дальнейшего развития и закрепления у суворовцев навыков этого важного раздела музыкально-теоретического цикла предметов.
В конце II семестра, в процессе изучения темы «Аккорды» и перехода к полномерному гармоническому анализу музыкальных примеров, обучающиеся показывают свободное владение изучаемым материалом.
Список используемой литературы
- Морих И.Б. Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам. – Санкт-П.: Композитор, 2011.
- Мюллер Т. Гармония: Учебник. Вып.3 – М.: Музыка, 1982.
- Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М.: Владос, 2001.
- Сольфеджио. Часть I. Одноголосие. Учеб. пособие. Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. М.: Музыка, 2005.
- Шульгин Д. И. Теоретические основы современной гармонии. http://nashaucheba.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ СЛУХОВОГО ГАРМОНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Слуховой анализ в курсе сольфеджио музыкальной школы...
Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе
Методическая работа «Некоторые аспекты развития навыков гармонического анализа на I курсе» посвящена рассмотрению вопросов начального развития гармонического мышления и анализа на I курсе МВМУ, отдель...
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЗАИМСТВОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Это статья написана в соавторстве со студентами 3 курса и посвящена анализу психологических терминов, заимствованных в русский язык с их анг...
Концепция тональности в отечественном музыкознании: некоторые аспекты изучения в курсе теории музыки.
Предлагается методическое исследование концепции тональности в отечественном музыкознании, которое было проведено в связи с существенной разницей в определениях этого явления. Адресовано преподавателя...
Некоторые аспекты совместной работы педагогов ДОУ с семьей по развитию творческих способностей дошкольников
В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, высоким уровнем профессиональных компетенций, но и воспитать самостоятельную, творчески развитую личность. В ...
Cборник детских песен для разучивания и гармонического анализа на уроках сольфеджио
Данный сборник детских песен предназначен для разучивания и гармонического анализа на уроках сольфеджио. В сборник вошли популярные песни советских композиторов. В них можно найти периоды с прос...
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 г. НАДЫМА» МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАДНА ТЕМУ: «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТ...