РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
методическая разработка

Ефимов Владимир Геннадьевич

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Шелаболихинского района Алтайского края

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

МБОУ «Новообинцевская СОШ»

Протокол № 14  от  29.08.2022г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №  102/1  от  30.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предметная область: обществознание и естествознание

Предмет: обществознание

Средний уровень обучения (СОО)

 для учащихся  10 класса

на 2022-2023 учебный год.

Составил

Ефимов Владимир Геннадьевич

с. Новообинцево,

2022 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе ООП МБОУ «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа», авторской программы по обществознанию, пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л. Н.  Боголюбов и  др.].  —  М. : Просвещение, 2020., Положение о рабочей программе  учебного предмета, курса муниципального общеобразовательного учреждения «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа», годового календарного учебного графика МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2022-2023 учебный год.

В 10 классе на уроки обществознания отводится  68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).  По авторской программе предусмотрено 105 часов (тематическое пособие рассчитано на изучение предмета в объёме 105 часов. Если учитель располагает меньшим количеством часов, он может по своему усмотрению уменьшить время на изучение отдельных тем), сокращение произошло за счет уроков повторения. В теме I -20 уроков, в теме II-16 уроков, в теме III-32 урока.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

обществознания

Личностными результатами изучения курса обществознания в 10 классе являются:

— умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;

— умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

— умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их примерами;

— умение различать абсолютную и относительную истины;

— умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;

— умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

 — умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

— умение искать и использовать в повседневной жизни информа-
цию о правилах приёма в образовательные организации профес-
сионального и высшего образования;
— умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов
правовыми способами.

Метапредметные результаты изучения обществознания включают следующие умения и навыки:

 — умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

 — выявление особенностей научного познания;

— выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

 — выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и самообразования в жизни человека;

 — умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;

— раскрытие связи между мышлением и деятельностью;

— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;

— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социальных и правовых знаний.

Предметные результаты изучения обществознания включают:

— выделение черт социальной сущности человека;

— определение роли духовных ценностей в обществе;

— умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

— умение различать виды искусства;

— выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;

 — выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

— умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

— выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития;

 — умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

— формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;

— сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;

— выделение основных элементов системы права;

— выстраивание иерархии нормативных актов;

— выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;

— умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

 — аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика способов защиты экологических прав;

— раскрытие содержания гражданских правоотношений;

 — умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

— умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

— способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения; — извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ). 

Содержание курса «Обществознание» в 10 классе

 Тема I  — Человек в обществе.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Особенности социальной системы. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности. Сознание и деятельность. Общественное и индивидуальное сознание. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Особенности социального познания. Возможна ли абсолютная свобода. Свобода как осознанная необходимость. Свобода и ответственность. Основания свободного выбора. Что такое свободное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Тема II  — Общество как мир культуры. Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Наука и её функции в обществе. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры. Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.

Тема III  — Правовое регулирование общественных отношений. Нормативный подход к праву. Естественно-правовой подход к праву. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Что такое правоотношение. Правомерное поведение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав. Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Открытие своего дела. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Профессиональное образование. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданский процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Основные стадии конституционного судопроизводства. Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.  Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Заключение. 

Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. Человек и ценности современного общества.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Тема I.  Человек в обществе (20 ч)

1

Что такое общество

1

2

Что такое общество

1

3

Что такое общество

1

4

 Общество как сложная система

1

5

Общество как сложная система

1

6

Динамика общественного развития

1

7

Динамика общественного развития

1

8

Динамика общественного развития

1

9

Социальная сущность человека

1

10

Деятельность  — способ существования людей

1

11

Познавательная деятельность

1

12

Познавательная деятельность

1

13

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

14

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

15

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

16

Современное общество

1

17

Современное общество

1

18

Глобальная угроза международного терроризма

1

19

Глобальная угроза международного терроризма

1

20

Глобальная угроза международного терроризма

1

                             Тема II. Общество как мир культуры (16 ч)

21

Духовная культура общества

1

22

Духовная культура общества

1

23

Духовная культура общества

1

24

Духовный мир личности

1

25

Духовный мир личности

1

26

Мораль

1

27

Мораль

1

28

Наука и образование

1

29

Наука и образование

1

30

Наука и образование

1

31

Религия и религиозные организации

1

32

Религия и религиозные организации

1

33

Искусство

1

34

Искусство

1

35

Массовая культура

1

36

Массовая культура

1

Тема III. Правовое регулирование общественных отношений (32 ч)

37

Современные подходы к пониманию права

1

38

Современные подходы к пониманию права

1

39

Право в системе социальных норм

1

40

Право в системе социальных норм

1

41

Право в системе социальных норм

1

42

Источники права

1

43

Источники права

1

44

Правоотношения. Правомерное поведение

1

45

Правоотношения. Правомерное поведение

1

46

Правоотношения. Правомерное поведение

1

47

Гражданин Российской Федерации

1

48

Гражданин Российской Федерации

1

49

Гражданское право

1

50

Гражданское право

1

51

Гражданское право

1

52

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

1

53

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

1

54

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

55

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

56

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

57

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

58

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

59

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

60

Семейное право

1

61

Семейное право

1

62

Экологическое право

1

63

Экологическое право

1

64

Процессуальные отрасли права

1

65

Процессуальные отрасли права

1

66

Международная защита прав человека

1

67

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

1

68

Урок представления результатов проектной деятельности

1

  1. Обществознание. Рабочая программа.

 

Литература:

 

 1)Поурочные разработки. 10  класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н.  Боголюбов и  др.].  —  М.: Просвещение, 2020. 

  1. Учебник по обществознанию, 10 класс, Москва, Просвещение, 2013 г.

Лист внесения изменений

Дата непроведённого урока

Тема  непроведённого урока

Способ

восстановления

Дата проведения

Учитель,

подпись

Администратор,

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Рабочая программа по обществознанию

Программа учебной дисциплины «Обществознание »  предназначена  для  изучения обществознания   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих об...

Рабочая программа дисциплины «Обществознание»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов

Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов...

Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год

Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11 КЛАСС...