Технологии организации обучения математике в группах сменного состава
статья
Организация обучения в группах сменного состава – хорошо зарекомендовавшая себя технология позволяющая усваивать материал ученикам с разным уровнем подготовки, при условии деления класса на группы и формирования посильного для группы задания. Таким образом, дети сообща решают проблему, свободно общаются, делятся идеями – урок превращается в увлекательную дискуссию, а не в нудное изложение материала, с последующим «бенефисом» сильных учеников и публичным унижением отстающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_organizatsii_obucheniya_v_gruppah_smennogo_sostava.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии организации обучения математике в группах сменного состава
При формировании классов в общеобразовательных школах недостаточно учитывается начальная подготовка учеников. На это есть объективные причины:
- отсутствует тестирование при зачислении в первый класс;
- доминирует принцип равенства;
- выявление персональных способностей ребёнка не является первоочередной задачей.
В результате, в один класс попадают дети с разными стартовыми знаниями, способностями, интересами. Как следствие, изучение различных дисциплин ученикам даётся по-разному. Одни стараются слушать учителя и выполнять домашнее задание. Другие напротив – считают, что знания им не нужны и открыто игнорируют требования педагога. Несмотря на то, что внимание акцентировано на пограничных явлениях, середнячки также различаются по способности в усвоении предметов.
Если гуманитарные дисциплины даются всем примерно одинаково, то изучение математики требует особой концентрации и мыслительной деятельности. Ученики без начальной, дошкольной подготовки начинают быстро отставать, из-за невозможности догнать успевающих у них появляется ощущения безисходности. Результат - безразличие к математике.
Организация обучения в группах сменного состава – хорошо зарекомендовавшая себя технология позволяющая усваивать материал ученикам с разным уровнем подготовки, при условии деления класса на группы и формирования посильного для группы задания. Таким образом, дети сообща решают проблему, свободно общаются, делятся идеями – урок превращается в увлекательную дискуссию, а не в нудное изложение материала, с последующим «бенефисом» сильных учеников и публичным унижением отстающих.
Хотя метод был разработан ещё в первой половине ХХ века и подробно описан такими известными педагогами, как: Г.А.Цукерман, А.Г. Ривин, Ш.А. Амонашвили, А.Г.Границкая, М.А.Мкртчян, В.К.Дьяченко и Г.К.Селевко – в реальных условиях среднестатистической общеобразовательной школы он требует постоянной адаптации.
Что необходимо учесть и как подготовиться к использованию технологии обучения в группах сменного состава?
Во-первых – в основе технологии лежит наблюдательность учителя, его знание индивидуальных способностей детей, как в классе, так и на потоке. Стереотипы и стандартные решения работать не будут.
Во-вторых – профессионализм учителя должен позволять ему разбить привычный учебный материал на блоки, исходя из уровня сложности. Каждый блок должен представлять из себя задачу с вопросами, решением и выводами.
В третьих – техническое обеспечение класса должно позволять формировать учебное пространство адаптированное к работе детей в группах. Возможно придётся переставлять парты, наглядные пособия размещать в центре комнаты, применять интеракивные метод в старших классах.
В четвёртых – при внедрении групповой технологи в начальных классах перейти на традиционную будет достаточно сложно, т.к. ученики научатся решать задачу коллективно, помогая друг другу. Индивидуализм уходит на второй план.
Формировать группы можно несколькими способами:
- по инициативе учителя - лучше всего подходит для начальных классов, когда ученики малознакомы и стесняются друг друга;
- по инициативе учеников – способ применим для средних классов, когда сформировались группы и их состав изменяется исходя из сложности поставленной задачи;
- в результате коллективного обсуждения, исходя из сложности изучаемого материала – хорошо зарекомендовал себя в старших классах, при решении проектных задач, рассчитанных на распределение обязанностей между группами для решения комплексного задания.
Как организовать эффективное обучение?
Чем лучше педагог будет учитывать способность учеников к освоению материала с первых дней посещения школы, тем результативнее будет процесс обучения и более прочные знания будут у выпускников, при этом к последнему году обучения не останется различий в уровне подготовки.
Никуда не деться от лекционной деятельности, когда классу необходимо дать новую тему, объяснить закономерности, привести примеры. Поэтому теоретические занятия не целесообразно переводить в групповой формат.
Для практических занятий целесообразно дифференцировать задания исходя из сложности учитывая следующие особенности детей:
- часть учеников хорошо подготовлены к школе и хорошо умеют считать;
- часть неподготовлены к школе ни по какому предмету, ввиду недостаточного внимания со стороны родителей;
- часть не любят математику по причине отсутствия интереса к предмету, хотя общий уровень знаний хороший;
Сложность задания необходимо подбирать исходя из способности группы усвоить материал и решить задачу.
В процессе обучения, педагог меняет состав групп, чтобы сильные ученики помогали отстающим. Таким образом, к средним классам, естественным путём, формируются группы способные решать задачи различного уровня сложности. При постановке очередного задания ученики самостоятельно собираются в группы зная способности друг друга.
В старших классах, знания математики применяют для решения прикладных задач при моделировании ситуации в бизнесе или инженерных расчётах. При этом, целесообразно представить задание в виде проекта, а для его реализации сформировать несколько групп, выделив для каждой индивидуальную задачу. Таким образом ученики не только получают навыки математического моделирования, но и чувствуют полезность своего труда, как части общего дела. Несомненно, такой подход разовьёт у старшеклассников чувство взаимовыручки и коллективизма - это пригодится в будущей профессии.
Обучение математике в смешанных группах – перспективная педагогическая технология требующая большего внимания со стороны преподавателей на местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема использования информационно-коммуникационных технологий при обучении математике
В статье раскрывается проблема подготовки студентов , способных работать в условиях требований нового образовательного стандарта...
Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме
Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....
Лекция "Организация обучения математике в начальных классах"
Тема. Организация обучения математике в начальных классах.Тип занятия – лекция (сообщение новых знаний), 2 часа. Лекция носит ознакомительный характер.Задачи: обучающие должны знать:- содержание...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...
Технологии организации обучения в группе
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:взаимное обогащение учащихся в группе;организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;распределен...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
В данной статье приведены понятия и виды информационных технологий. Раскрыты возможности применения информационных технологий при изучении математики...
Современные технологии в обучении математике
Современный урок математики должен стать результатом творчества не только преподавателя, но и студентов.Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических те...