Технологии организации обучения в группе
статья

Карауш Валерий Анатольевич

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карауш Валерий Анатольевич,

Мастер производственного обучения вождению автомобиля,

ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж – Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» (СПб ПСК-ЦПС)

Технологии организации обучения в группе

(из опыта работы мастера производственного обучения вождению автомобиля)

1.Теоретические аспекты профессионального обучения вождению автомобиля.

1.1. Психофизиологические основы деятельности водителя

1.1.1. Профессиональная надежность водителя

Современный уровень развития машин, которые обеспечивают производство потребительской продукции, предполагает наличие человека-оператора. Человек, управляющий техникой, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия «система-человек–машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Водителя автомобиля рассматривают как оператора сложной системы. Однако следует отметить особенности его операторской деятельности. Так, например, летчик в полете до 90% информации получает в закодированном виде от различных приборов. Водитель большую часть информации (до 95%) получает от автомобиля, дороги, окружающей среды движения и лишь небольшую часть от контрольно-измерительных приборов. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим внимания.

Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания даже на 1-2 с, как правило, приводит к возникновению аварийной ситуации. Эффективность работы системы зависит от надежности оператора, в нашем случае - водителя.

Различают психологическую и физиологическую надежность.

Психологическая надежность – соответствие психологических качеств (свойств) личности требованиям выполняемой деятельности.

Физиологическая надежность - соответствие физических данных и состояния здоровья.

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Человек легко отвлекается, быстро утомляется и проявляет эмоции. Поэтому частота отказов по вине человека составляет от 20 – 95 %, что влечет за собой большую угрозу безопасности движения. Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять транспортным средством в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. Надежность водителя оценивается профессиональной пригодностью, подготовленностью, высокой работоспособностью, а также состоянием транспортного средства, дороги, среды.

Профессиональная пригодность водителя включает: пригодность по состоянию здоровья и психическую пригодность. Психическая пригодность характеризуется особенностью протекания познавательных и эмоционально-волевых психических процессов, физиологической основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителя – уровень его профессиональных знаний, умений и

навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка предполагает широкий диапазон умений, доведенных до автоматизма, что обеспечивает правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Кроме того, профессионализм определяется и степенью сформированности психофизиологических свойств, которые обеспечат надежность работы в любых

условиях (воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции и т.д.) Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок в управлении. Поэтому задачей педагога является совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства в течение всего периода их работы. Высокая работоспособность – состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и с высокими качественными показателями в течение определенного времени.

Высокая работоспособность – необходимое условие безопасности движения, а ее снижение ведет к грубым ошибкам и ДТП.

1.1.2. Эмоциональное состояние водителя

Человек не только воспринимает окружающие предметы и явления, но и воздействует на них. У него всегда возникает определенное отношение к ним, выражающееся в тех или иных чувствах и переживаниях.

Эмоции – переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе. Эмоции играют большую роль в деятельности человека. Они регулируют уровень работоспособности, обеспечивают мобилизацию резервов и в значительной степени определяют эффективность и надежность труда.

1.1.3. Алкоголь, наркотики и надежность управления транспортным средством

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения является наиболее частым и особенно опасным нарушением Правил дорожного движения и Требований по технике безопасности труда. Суровая и печальная статистика свидетельствует о том, что по вине пьяных водителей совершаются 20% ДТП. Согласно статистическим данным до 41% водителей, погибших в автокатастрофах, находились в нетрезвом состоянии.

В последнее время опасность на дорогах увеличилась за счет водителей-наркоманов.

На дороге их отличают неуверенное движение в потоке, резкое торможение перед светофором, слабая реакция на опасные моменты и т.д. Исследования показали, что реакция и координация у водителя-наркомана примерно в 2 раза хуже, чем у пьяного.

Не только наркотики, но и психотропные и снотворные медикаменты, из-за которых нарушается внимание водителей, могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

2. Технология группового обучения

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;
  • обмен способами действия для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповых форм обучения.

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством мастера производственного обучения;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Инструктаж по Охране труда

2. Групповая работа.

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3. Заключительная часть.

  • Сообщение о результатах работы в группах.
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи, дополнительная информация учителя на группу.

Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех учащихся. Совместная работа развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня.

Факторы успешной работы малых групп

  • Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга.
  • Индивидуальная отчетность и персональная ответственность за общую работу.
  • Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешной работы в группе.
  • Постоянный анализ того, как организуется работа в группе.

Кроме соблюдения этих условий для успешной организации работы микрогрупп желательно, чтобы мастер производственного обучения сам демонстрировал умение слушать, задавать вопросы, давать конструктивную «обратную связь».

2. Технология индивидуального обучения

2.1. Индивидуальное обучение

Это форма, модель организации учебного процесса, при которой: мастер производственного обучения взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебный автомобиль, элементы разметки, дорога и т.п.).

Главные достоинства индивидуального обучения:

  • позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач;
  • позволяет следить за продвижением учащегося от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и мастера производственного обучения, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны мастера производственного обучения и со стороны ученика.

Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом виде» применяется в массовой школе ограниченно, но при обучении вождению автомобиля индивидуальное обучение имеет приоритет.

Индивидуальный подход - это:

  • принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой мастер производственного обучения взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
  • ориентация на индивидуальные особенности учащегося в общении с ним;
  • учет индивидуальных особенностей учащегося в процессе обучения;
  • создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения  это:

  • организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
  • различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

2.2. Технология индивидуализированного обучения 

Технология индивидуализированного обучения это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

2.3. Основные цели индивидуализированного обучения.

Основными целями индивидуализированного обучения являются:

  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности учащегося, его потенциальных возможностей (способностей);
  • содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;
  • формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;
  • улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
  • формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

2.4. Общие принципы индивидуализации обучения:

Общими принципами индивидуализации обучения являются:

  • индивидуализация есть стратегия процесса обучения;
  • индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности;
  • использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам;
  • интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;
  • учение в индивидуальном темпе, стиле;
  • предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений, знаний и практических навыков от мастера производственного обучения.

Литература

  1. В.Ф. Глазков, С.А. Евтюков и др. Надёжный водитель: уверенность и безопасность. СПб, Институт БДД, 2014.
  2. В.С. Зайцев. Современные педагогические технологии: учебное пособие. Челябинск, ЧГПУ, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр

Планирование работы по МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группа на семестр...

Технологическая карта урока по МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»

Технологическая карта урока по МДК 03.01.«Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах». Тема "Теоретические основы сенсорного воспитания" ...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМСОТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК 0301 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации разработаны в помощь студентам в освоении основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО МДК 0301ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Методические рекомендации по практическим занятиям, являющиеся частью учебно-методического комплекса по ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, М...

Технологии организации обучения математике в группах сменного состава

Организация обучения в группах сменного состава – хорошо зарекомендовавшая себя технология позволяющая усваивать материал ученикам с разным уровнем подготовки, при условии деления класса на груп...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...