ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО.
статья

Сторублевцева Галина Николаевна

в материалах статьи рассмотрен один из методов применения компетентностной модели образовательных программ подготовки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений — социальное партнерство и производственная практика, результатом которых является профессиональное самоопределение личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО.                                  

Сторублевцева Галина Николаевна,преподаватель

Сторублевцев Вадим Владимирович, мастер производственного обучения

ГБПОУ ВО«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум».

г.Борисоглебск, ул.Советская  13

    Аннотация:     в материалах статьи рассмотрен один из методов применения компетентностной модели образовательных программ  подготовки  обучающихся  средних профессиональных   образовательных учреждений — социальное партнерство и производственная практика, результатом которых является профессиональное самоопределение личности.

     Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе профильного обучения является целостным и долговременным процессом определения личностных позиций в профессиональной деятельности.

       В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является поиск и установление прочных взаимовыгодных связей с предприятиями и организациями, разработка эффективной системы подготовки кадров.

       Производственная практика в профессиональном образовании - это определенная ступень для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).   Социальное партнерство несет в себе как теоретическую значимость системы в целом, так и практическую, а это — получение адресной помощи в вопросах профессионального самоопределения и построения карьеры.

        Производственная практика  играет важную роль в обеспечении практического обучения студентов, развитие  в помощь процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных сотрудников, адаптирующихся к быстрым переменам рынка труда.

        Формирование системы социального партнерства в современных условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда причин: состояния экономики, социальной обстановки, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений. Принципиально расценить личный потенциал, понять потребности региона в специалистах, что требует анализа реальных и потенциальных партнеров и их интересов.

    Необходимо мотивировать весь коллектив учебного заведения для выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров, наладить устойчивые связи с социальными партнерами, сформировать элементы системы социального партнерства, т. е  подготавливаются договоры о сотрудничестве; отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров; определяются формы социального партнерства; формируется база социальных партнеров учебного заведения; анализируется рынок труда.

        Для развития нашего образовательного учреждения  проблема социального партнерства приобретает актуальность, так как нам, как и любому другому учебному заведению, важно создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями. Подготовка современного специалиста невозможна в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми они встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения.

           В нашем учебном заведении создана система социального партнерства, которая является составной частью  образовательной программы развития техникума. Цель социального партнерства для техникума заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения - подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятия.

  Активно применяются современные технологии, точное земледелие, что позволяет получать высокие урожаи и бережно относиться к плодородию почв. Команда Большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников и привлечению молодых специалистов. Регулярные стажировки, обучение за границей, создание благоприятных условий работы и эффективной системы мотивации позволяет говорить о высоком кадровом потенциале команды сотрудников.

    При добросовестном отношении к производственной практике обучающимся работодатель платит заработок, а иногда и премию, что стимулирует ребят к более серьезной подготовке и на теоретических занятиях специальной подготовки.

   Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.

  За время сотрудничества партнерские отношения открывают для техникума дополнительные возможности:

- повышение качества профессиональной подготовки выпускников;

- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;

-  переход на современные технологии труда;

-  получения новых возможностей для организации производственной  практики студентов и стажировки педагогов и мастеров производственного обучения;

- расширения возможности трудоустройства выпускников;

- участие работодателей в аттестации обучающихся, в разработке и рецензировании учебно-программной документации;

- работодатели активно участвуют в оценке качества выпускников колледжа, представители предприятий входят в состав ГАК, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников.

    Выстроенная система социального партнерства постоянно совершенствуется и коллектив колледжа постоянно ищет новые пути совместной работы. Стороны социального партнерства обязаны воспринимать, что эффективность работы, выживаемость и конкурентоспособность фирмы находятся в зависимости от заслуги согласия сотрудников с целями и политикой работодателя, от действенного применения профессионализма и навыка сотрудников, от их довольства собственной работой и качеством трудовой  жизни.

Список литературы

1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. - 224 с.

2 Антипьев А.Г. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе / А.Г. Антипьев // Человек и труд. - 2014. - №5. - С. 25 - 29.

3 Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

Особенности организации производственной практики в условиях реализации ФГОС.

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста,  конкурентоспо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.04 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ, НАПИТКОВ СЛОЖНОГО АССОРТИМЕНТА С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Рабочая программа производственной  практики ПП. 04 Приготовление, оформление и  подготовка к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента является частью основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...