ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО.
статья
в материалах статьи рассмотрен один из методов применения компетентностной модели образовательных программ подготовки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений — социальное партнерство и производственная практика, результатом которых является профессиональное самоопределение личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СПО.
Сторублевцева Галина Николаевна,преподаватель
Сторублевцев Вадим Владимирович, мастер производственного обучения
ГБПОУ ВО«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум».
г.Борисоглебск, ул.Советская 13
Аннотация: в материалах статьи рассмотрен один из методов применения компетентностной модели образовательных программ подготовки обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений — социальное партнерство и производственная практика, результатом которых является профессиональное самоопределение личности.
Профессиональное самоопределение обучающихся в процессе профильного обучения является целостным и долговременным процессом определения личностных позиций в профессиональной деятельности.
В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда и конкретных запросов работодателей. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики является поиск и установление прочных взаимовыгодных связей с предприятиями и организациями, разработка эффективной системы подготовки кадров.
Производственная практика в профессиональном образовании - это определенная ступень для выработки умений распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять ее составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Социальное партнерство несет в себе как теоретическую значимость системы в целом, так и практическую, а это — получение адресной помощи в вопросах профессионального самоопределения и построения карьеры.
Производственная практика играет важную роль в обеспечении практического обучения студентов, развитие в помощь процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных сотрудников, адаптирующихся к быстрым переменам рынка труда.
Формирование системы социального партнерства в современных условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда причин: состояния экономики, социальной обстановки, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений. Принципиально расценить личный потенциал, понять потребности региона в специалистах, что требует анализа реальных и потенциальных партнеров и их интересов.
Необходимо мотивировать весь коллектив учебного заведения для выполнения сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров, наладить устойчивые связи с социальными партнерами, сформировать элементы системы социального партнерства, т. е подготавливаются договоры о сотрудничестве; отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров; определяются формы социального партнерства; формируется база социальных партнеров учебного заведения; анализируется рынок труда.
Для развития нашего образовательного учреждения проблема социального партнерства приобретает актуальность, так как нам, как и любому другому учебному заведению, важно создать эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями. Подготовка современного специалиста невозможна в отрыве от реального производства, без обеспечения возможности знакомиться и начинать осваивать то оборудование и технологии, с которыми они встретятся, придя на предприятие по окончании образовательного учреждения.
В нашем учебном заведении создана система социального партнерства, которая является составной частью образовательной программы развития техникума. Цель социального партнерства для техникума заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения - подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Чем качественнее учебное заведение проведет профессиональную подготовку, тем меньше будет конфликтов с работодателями, снизится социальная напряженность, увеличится прибыль предприятия.
Активно применяются современные технологии, точное земледелие, что позволяет получать высокие урожаи и бережно относиться к плодородию почв. Команда Большое внимание уделяется повышению квалификации сотрудников и привлечению молодых специалистов. Регулярные стажировки, обучение за границей, создание благоприятных условий работы и эффективной системы мотивации позволяет говорить о высоком кадровом потенциале команды сотрудников.
При добросовестном отношении к производственной практике обучающимся работодатель платит заработок, а иногда и премию, что стимулирует ребят к более серьезной подготовке и на теоретических занятиях специальной подготовки.
Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что обучение проводится большей частью не в учебном заведении, а на предприятии.
За время сотрудничества партнерские отношения открывают для техникума дополнительные возможности:
- повышение качества профессиональной подготовки выпускников;
- практическое обучение студентов на реальных рабочих местах;
- переход на современные технологии труда;
- получения новых возможностей для организации производственной практики студентов и стажировки педагогов и мастеров производственного обучения;
- расширения возможности трудоустройства выпускников;
- участие работодателей в аттестации обучающихся, в разработке и рецензировании учебно-программной документации;
- работодатели активно участвуют в оценке качества выпускников колледжа, представители предприятий входят в состав ГАК, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников.
Выстроенная система социального партнерства постоянно совершенствуется и коллектив колледжа постоянно ищет новые пути совместной работы. Стороны социального партнерства обязаны воспринимать, что эффективность работы, выживаемость и конкурентоспособность фирмы находятся в зависимости от заслуги согласия сотрудников с целями и политикой работодателя, от действенного применения профессионализма и навыка сотрудников, от их довольства собственной работой и качеством трудовой жизни.
Список литературы
1 Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999. - 224 с.
2 Антипьев А.Г. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе / А.Г. Антипьев // Человек и труд. - 2014. - №5. - С. 25 - 29.
3 Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие / [под ред. Е.Л. Солдатовой]. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...
Особенности организации производственной практики в условиях реализации ФГОС.
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в Федеральных государственных образовательных стандартах выделяется требование к подготовке компетентного специалиста, конкурентоспо...
методическая разработка "Производственная практика - в рамках реализации образовательных программ по профессии “Повар, кондитер”"
Общение и работа в трудовом коллективе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.04 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИГОТОВЛЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ ДЕСЕРТОВ, НАПИТКОВ СЛОЖНОГО АССОРТИМЕНТА С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Рабочая программа производственной практики ПП. 04 Приготовление, оформление и подготовка к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента является частью основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ В СТРАХОВАНИИ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.01 Реализация агротехнологий различной интенсивности...