Методическая разработка по профилактике антикоррупционного поведения
методическая разработка
Представлен цикл мероприятий-кейс заданий по профилактике антикоррупционного поведения у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_antikorruptsionnogo_povedeniya_u_obuchayushchihsya.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы противодействия коррупции в РФ»
Авторский коллектив:
Преподаватели
ГБПОУ «ПППК»
Баглай Н.Н.,
Рубахина Е.А.
г.Пермь
2022
Цели: формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.
Задачи:
1. Образовательная: дать характеристику понятию «коррупция», познакомить с формами проявления коррупции, мерами по профилактике коррупции, юридической ответственностью за коррупционную деятельность;
2. Развивающая: формирование у обучающихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях, развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы.
3. Воспитательная: воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность обучающихся.
План мероприятий:
Внеаудиторные мероприятия по теме «Основы противодействия коррупции в РФ» проводятся в течении месяца.
- Из истории коррупции.
- Литературный кейс.
- Проблемных ситуаций.
- Видеомастерская.
Структура мероприятия:
- Мотивационная беседа.
- Кейс-блиц
- Кейс согласно плану мероприятий.
- Рефлексия
- Творческое задание для самостоятельной работы.
Вопросы для
Кейс блица:
Группа делиться на команды.
Учащимся предлагаются вопросы на ранее рассмотренные темы. Время ответа 1 минута.
Ответ на вопросы 5 и 6 в свободной форме.
- Считается ли коррупцией принятие подарка за содействие обучающемуся в переводе с платной формы обучения на бюджетную?
(Ответ: да).
- Подкуп избирателей – это коррупция? (Ответ: исходя из доктринального и международного подходов к пониманию коррупции, подкуп избирателей – это коррупция. Исходя из законодательного определения коррупции – нет).
- За каждое ли коррупционное деяние установлена ответственность? (Ответ: Нет, не за каждое. В российском праве ответственность наступает только в случае совершения лицом правонарушения или преступления, закрепленного в нормативном правовом акте (например в УК РФ, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и др.).
- Коррупция – это только подкуп-продажность (сделка)? ( Ответ: Нет. Коррупция -злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное пре- доставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
- Почему важно массовое антикоррупционное просвещение российских граждан?
- Почему коррупция является угрозой национальной безопасности?
- Назовите нормативные правовые акты, тем или иным образом регламентирующие институт предупреждения коррупции, а также содержащие положения об организации данной деятельности в рамках государственной антикоррупционной политики. (Ответ: Нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции:
- Указ Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы»
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
- Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
- Указ Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
- Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»
- Локальные акты учреждения
- Создание комиссии по противодействию коррупции
- Приказ об утверждении порядка уведомления представителя работодателя, о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
- Приказ о внесении в состав Комиссии по противодействии коррупции).
Кейс исторический:
- В 320-е годы до н. э. Клеомен, греческий наместник Египта, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию.
Что он предпринял? Чем ему грозило бы подобное решение в современное время? Укажите нормативные документы.
- Развитие коррупции начали осознавать еще в III веке до н. э. Римское общество встало на путь разработки мер, направленных на ее предотвращение. Как пример можно привести следующую меру: сенаторам было запрещено заниматься морской торговлей, финансовыми операциями и казенными подрядами. Но и торговля, как это было в Греции, была часто сферой коррупции. Каким способом сенаторы обходили данный запрет? Определите подобный вид нарушения и меру ответственности и наказания характерного для наших дней.
- Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. В 1550 году его внук, Иван IV Васильевич Грозный, ввел Судебник, в первой же статье которого вводится запрет на получение судьями взяток. В качестве мер ответственности предусматривалось наказание в виде штрафа или торговой казни (публичное наказание кнутом или плетью). Как вы считаете эффективны эти меры для времён Ивана Грозного? И соотнесите с наказанием в наше время, укажите нормативный документ и статью (и).
- В ноябре 1862 года император Александр II издал Указ «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы». Указ содержал перечень вопросов, подлежащих исследованию в целях более эффективной борьбы с коррупцией. Ответьте на такие вопросы:
- В чем заключаются причины, по силе коих пагубное лихоимство или взятки в Империи не только существуют, но даже распространяются между теми самыми, которые бы гнушаться ими и всемерно пресекать их долженствовали?
- Достаточны ли существующие доселе законы о лихоимстве <...> и не служат ли даже покровом лихоимцам, когда как приниматель и дающий равному подвергаются наказанию?
Кейс литературный:
- Чем обусловлено появление «Мертвых душ» в произведении Н.В. Гоголя и мог бы Чичиков подобную аферу провернуть в наши дни?
- Все чиновники и купцы небольшого городка, куда заявился Хлестаков, несут ему взятки под видом денег взаймы. Первым успевает городничий: «Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул». В итоге собирается внушительная сумма: «Это от судьи триста; это от почтмейстера триста, шестьсот, семьсот, восемьсот… Какая замасленная бумажка! Восемьсот, девятьсот… Ого! За тысячу перевалило…» Уже после этого подсчета городничий дает еще, а его дочь жалует персидский ковер, чтобы герою было удобнее ехать дальше. Старательно пытаются увернуться от взяток лишь помещики Бобчинский и Добчинский, у этих на двоих нашлось «взаймы» всего 65 руб. Может, потому что их не в чем было обвинить? Возможно ли появление подобного ревизора в современном обществе? Определите развитие событий в наши дни.
- И наконец, 1820-е. Хилое имение батюшки отнял богатый сосед-самодур. Без всяких на то юридических оснований, но суд берет взятки и решает в пользу сильного и богатого. Отец умирает с горя. Сын, лишенный состояния, подается в разбойники. Грабит и убивает людей. Вспомнили школьную программу? Сколько было убито, Пушкин не сообщает, пишет лишь, что, когда банду Дубровского окружили 150 солдат, разбойники отстреливались и победили. Коррупция порождает целую цепочку бед. Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело? Рассмотрите все варианты событий с самого начала произведения.
Кейс-проблемных ситуаций.
Учащимся предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции:
- Командующий воинской частью строит себе дачу за счет учреждения, но он действует не один (военнослужащие, техника, материал). При этом использует свою власть для незаконного получения материальных благ и расплачивается за это с «подельниками» премиями, незаконным продвижением их по службе или другими способами.
Ответ: да, так как в этой ситуации участвует целая группа должностных лиц, коллективно извлекая выгоду из нарушения законов и норм.
- Чиновник создает искусственные незаконные преграды — отказывает в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.
Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки — по-старому это называется мздоимством.
- Чиновника вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.
Ответ: да, чиновник связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение. Педагог поясняет, что ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 трилл. долларов. Самая коррумпированная страна — Сомали и Мьянма, а самые благополучные — Финляндия, Новая Зеландия и Дания (по данным международной организации Трансперенси Интернэшнл).
Работа в группах. Группам студентов предлагается решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества. Каждая из четырех групп получает описание одной конкретной ситуации и должна ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением, а также выделить признаки преступления.
Ситуации:
1. Оператор отделения почтовой связи Петрова за вознаграждение, полученное от бизнесмена Ковалева, систематически вскрывала корреспонденцию, поступающую на имя Волкова, знакомилась с ее содержанием, которое затем пересказывала Ковалеву. Последний использовал полученные сведения в целях недобросовестной конкуренции.
2. Чулков обратился с просьбой к Ивановой сдать ему квартиру. Иванова не согласилась из-за разногласий в цене. Через несколько дней Чулков подложил под дверь квартиры взрывное устройство, которое привело к сильному пожару в этой квартире.
3. Предприниматель Галактионов создал и зарегистрировал предприятие по изготовлению железобетонных изделий. Используя поддельные документы, он получил большой кредит в коммерческом банке и объявил о ликвидации своего предприятия. Галактионов скрылся.
4. Директор предприятия Бобков дал указание вывезти на городскую свалку около 20 т забракованной продукции и вредных отходов, упакованных в бумажные мешки. В это время начались длительные обильные дожди, вследствие чего вредные 43 химические соединения проникли на близлежащую к свалке территорию, и произошло заражение земли площадью 50 га на глубину 0,5 м.
Помощь группам в работе окажут заранее подготовленные на доске таблицы 1- 2: «Виды юридической ответственности» и «Освобождение от юридической ответственности», а также схема «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».
Кейс-видео:
Определить можно ли в представленных видео увидит признаки коррупции? Какие?
Творческие задания для самостоятельной работы:
- Синквейн на тему «Коррупция».
- Антикоррупционная сказка.
- Буклет на тему «Вместе против коррупции!».
- Видео «Мы против коррупции».
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесен- ных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. No6- ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. No7-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2009. – No 4. – Ст. 445.
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 31 окт. 2003 г. No 58/4 // Бюллетень международных договоров. – 2006. – No 10. – С. 7–54.
- Основы законодательства об антикоррупционной политике : Модельный закон СНГ от 15 нояб. 2003 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30 дек. 2001 г. No195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – No1. – Ч. 1. – Ст. 1.
- О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25 дек. 2008г.No273-ФЗ //СЗРФ.–2008.–No52.–Ч.1.–Ст.6228.
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. No 273-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – No 53. – Ч. 1. – Ст. 7598.
- О Национальном плане противодействия коррупции на 2016– 2017 годы : Указ Президента РФ от 1 апр. 2016 г. No 147 // СЗ РФ. – 2016.
- О направлении методических рекомендаций по противодействию коррупции : письмо Министерства образования и науки РФ от 6 авг. 2013 г. No 12-925 //
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ
В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государствен...
Методическая разработка по профилактике ПАВ «Мой выбор - здоровье»
Мероприятие напрвленное на профилактику употребления ПАВ...
Методическая разработка по теме : "Стратегии поведения в конфликтах"
Данное занятие поможет нам найти выход, находясь в конфликтной ситуации. Актуальность занятия, обусловлено формированием развития гармоничной личности, а также укрепление профессиональных позиций.Заня...
Методическая разработка "Волонтерская деятельность как способ профилактики аддиктивного поведения подростка."
Аддиктивное поведение является многофакторным явлением, так как причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Это в первую очередь общее ухудшение социально-экономической обстановки...
Методическая разработка по профилактике наркомании, ПАВ, ВИЧ\СПИДа и пропаганде здорового образа жизни в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лицей сервиса и индустриальных технологий»...
Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах
В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...