Методическая разработка по теме : "Стратегии поведения в конфликтах"
методическая разработка
Данное занятие поможет нам найти выход, находясь в конфликтной ситуации. Актуальность занятия, обусловлено формированием развития гармоничной личности, а также укрепление профессиональных позиций.
Занятие поможет найти решение для эффективного выхода из проблемы, сознательно выбирать правильную стратегию поведения в конфликтных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka_strategiya_povedeniya_v_konfliktnyh_situatsiyah.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме:
«СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ»
Автор: Педагог отделения дополнительного образования
Бодрова Алена Викторовна
Санкт-Петербург
2019
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Цели
- Задачи урока:
- Оборудование
- Ход проведения занятия
- Библиографический список.
1.Пояснительная записка
Конфликты, неотъемлемая часть нашей жизни. Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество. Выбор часто происходит на основе прошлого опыта, опыта из детства. Но опыт решения конфликтов в детстве не всегда подходит к новым ситуациям.
Многим из нас в детстве, чтобы родители прислушивались к нашему мнению, приходилось кричать или топать ногами, то вряд ли это подойдет при споре с одногруппниками, коллегами по работе. А когда Вас ругали, Вы обиженно уходили в свою комнату или вступали в жаркий спор? При встрече с раздраженным, агрессивно настроенным пациентом может сработать стереотип.
Данное занятие поможет нам найти выход, находясь в конфликтной ситуации. Актуальность занятия, обусловлено формированием развития гармоничной личности, а также укрепление профессиональных позиций.
Занятие поможет найти решение для эффективного выхода из проблемы, сознательно выбирать правильную стратегию поведения в конфликтных ситуациях. При этом, конечно, следует учитывать свой собственный стиль, стратегию других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. Оттачивая мастерство, обладая опытом и знаниями – все это помогает нам правильно взаимодействовать и обойти неприятные ситуации.
2. Цель:
1. Знакомство обучающихся со стратегиями поведения в конфликтной
ситуации;
2.Формирование у обучающихся умение правильно оценивать конфликтные
ситуации и способы решения конфликтов;
3.Развитие коммуникативных навыков общения.
3. Задачи урока:
- Личностная - воспитание у толерантной модели поведения.
- Метапредметная - развитие умения анализа производственных ситуаций и выбора рациональных стилей поведения в конфликте.
- Предметная - формирование критического анализа конфликтных ситуаций на основе полученных знаний, знания принципов разрешения конфликтов, организация практической работы по определению способов реагирования в конфликте, умение определять стратегию поведения в конфликте.
4. Оборудование:
- бланки анкеты «Конфликтная ли вы личность»,
- чистые полоски бумаги размером приблизительно 25х4см.
- авторучки.
5. Ход проведения занятия:
5.1. Организационный момент.
Приветствие. Знакомство с темой и целями практического занятия.
Сегодня наше занятие будет проходить в необычном режиме.
5.2. Вводное слово.
Вы наверняка замечали, что иногда даже незнакомые люди способны
вызвать симпатию или, наоборот, неприязнь. Соответственно будет
строиться и общение с ними. А иногда желаемое общение между партнерами
почему–то не складывается. И причиной тому является конфликт.
«Конфликт» в переводе с латинского означает столкновение.
Почему возникают конфликты?
Часто причиной конфликта выступает несовместимость характеров.
Порой фразой «Не сошлись характерами» объясняется драка в школе,
решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и
сослуживцев. В каких случаях характеры «отталкиваются, а в каких
«притягиваются»? Как показал известный психиатр Карл Леонгард, у 20-50%
людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены, что
это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам
и «нервным срывам». Но ни в коем случае не стоит забывать, что у каждого
есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками
нельзя.
В основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются
противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по
общению. Социальная значимость конфликта различна и зависит от того,
какие ценности лежат в основе межличностных отношений.
Имеет ли конфликт определенные временные рамки?
Конфликт не может развиваться бесконечно. Каким бы бурным и
кратковременным конфликт ни был – это процесс, имеющий свои
закономерности.
Обычно можно отчетливо выделить пять основных стадий конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта,
проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его
разрешение.
5.3. Основная часть.
А) Диагностика. Анкета «Конфликтная ли вы личность»
1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
1) не принимаю участия;
2) кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую
считаю правильной;
3) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
1) нет;
2) только если имею для этого веские основания;
3) критикую всегда и по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
1) только в шутку и то если это люди необидчивые;
2) лишь по принципиальным вопросам;
3) споры - моя стихия.
4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
1) я возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
2) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
3) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция?
1) не буду поднимать бучу из-за пустяка;
2) молча возьму солонку;
3) не удержусь от едких замечаний, и, может быть, демонстративно
откажусь от еды.
6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу …
1) с возмущением посмотрю на обидчика;
2) сухо без эмоций сделаю замечание;
3) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
1) промолчу;
2) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
3) выскажу все, что я об этом думаю.
8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к
этому отнесетесь?
1) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда
больше не участвовать в этом безобразии;
2) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором,
пообещав взять реванш;
3) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить
обидчикам.
Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Подсчитать
очки. Класс разбивается на три психологических типа.
22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов,
избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина
дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют
приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют,
высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение.
Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства
исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это
отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите за
рамки, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите
критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес – можете
съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом.
Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность
отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь
обуздать свой характер.
Б) Рассказ психолога.
Считается, что не может конфликт возникнуть на «пустом месте» или,
иначе говоря, «нет дыма без огня». Но в любом конфликте всегда есть
инициатор, который высказывает необходимую, ортодоксальную мысль, и
оппонент, выразивший свое несогласие нет. Несогласие кого – то с кем – то
является первой искрой конфликта. В дальнейшем все будет зависеть от
поведения оппонента. Если он и дальше будет доказывать обратное –
инициатор вынужден искать доказательства своей правоты. Естественно, что
сами участники конфликта могут избрать самые различные стратегии
поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии
поведения в конфликтной ситуации.
Рассмотрим несколько стратегий в конфликтных ситуациях.
1. Сотрудничество, направленное на поиск решения, которое
удовлетворило бы интересы всех сторон;
2. Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;
3. Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной
ситуации, не решая еѐ, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
4. Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступать
своими интересами.
Рассмотренные многообразные исходы конфликтов: сотрудничество,
избегание, компромисс, приспособление, по разному влияют как на
самочувствие и настроение участников, так и на устойчивость их отношений.
- Какие исходы, по вашему мнению, наиболее продуктивны для
сохранения отношений с противоположной стороной?
Более благоприятны исходы «сотрудничества и компромисса.
Сглаживание снижает отрицательное переживание обоих участников
конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и,
следовательно, укрепляет межличностные отношения.
Ситуация.
Попытаемся применить каждый из исходов к одной ситуации.
Представим, что с утра в кабинете собирается группа. Две
подружки заходят в кабинет, и нечаянно их сбивает одногруппник. Одна из
девушек начинает кричать на него. Она продолжает кричать, хотя понимает,
что еѐ причитания неуместны, забывая, что последнее слово остается за
парнем. Парень решает, какую реакцию выбрать и ответить на поведение
девушки:
∙ Извини, ты конечно, права» (задабривание, умиротворение);
∙ «Сама дура» (ответное обвинение);
∙ Я догадывался, что ты начнешь кричать (просчет);
∙ Лена приходил Евгений Петрович и просил тебя зайти к нему в
кабинет после первого урока (отвлечение внимания);
∙ Извини, если я тебя сильно толкнул, давай не будем ругаться
(компромисс)
Любой из этих ответов может повлиять на развитие ситуации конфликта.
В) Упражнение «Метод групповой оценки»
Обсуждаем с группой, какие качества человека облегчают общение с окружающими (в результате записываются качества на доске).
Должны прийти примерно к такому их набору.
1.Умение слушать собеседника.
2.Способность сочувствовать и сопереживать.
3.Тактичность.
4.Деликатность.
5.Отзывчивость.
Друзья, сейчас вы сможете сами определить, в какой мере каждому из
вас присущи эти качества. Каждый получит чистые полоски бумаги размером приблизительно 25х4см.
Вы будете оценивать степень развития определяемых качеств как у
самих себя. Так и у остальных с помощью оценок. Критерии
оценок вы видите на доске.
Получив оценочный лист, вы должны написать в верхней его части
свою фамилию, а в нижней - поставить себе оценку по приведенным
критериям.
Критерии оценки:
5-определяемымые качества проявляются всегда, общение с этим человеком
приносит радость и удовлетворение;
4-эти качества проявляются часто;
3-трудно сказать, проявляются часто или редко;
2-определяемые качества проявляются очень редко, общение часто приносит
неудовольствие;
1-не проявляются никогда, общение грозит конфликтом.
Затем нижний край оценочного листа заворачивается таким образом,
чтобы проставленная оценка не была видна.
Далее лист передается соседу. Он оценивает степень развития качеств
общения у того, чья фамилия написана наверху. Оценка снова ставится
внизу, закрывается, и лист передается дальше.
Оценочные листы пройдут по кругу по всему классу, так, чтобы на
оценочном листе каждого были проставлены оценки всеми остальными
обучающимися.
После того как все оценочные листы обойдут полный круг. Они
возвращаются к своим владельцам. Развернув этот лист, каждый увидит, как
его оценивают одногруппники
.
Затем, подсчитываем среднюю оценку, выставленную
товарищами, и сравниваем ее с самооценкой (она самая первая, нижняя в
оценочном листе).
Обращает внимание, на следующий факт.
Психологи заметили, что человек при оценке других склонен приписывать
им свои черты и качества (если кто-то выставлял в основном «4» или «5», то
он сам с большей вероятностью обладает определяемыми качествами).
Г) Дискуссионная игра «Выбор пути»
Вспомним с вами сказку, в которой Иван Царевич на перекрестке трех
дорог делал выбор своего пути. Сам делал выбор и сам получал результат. И
оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводил к тому, чтобы
отношения с конфликтующей стороной остались благоприятными.
«А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на
перекрестке нескольких дорог и тут нас самих, от нашего выбора зависит, по
какой дороге мы пойдем, как гложутся наши отношения и наша жизнь».
(Рисуется на доске камень, на нем пишется слово «конфликт» от неѐ
идут 4 дороги. Одна из них ведет к «сотрудничеству», другая к
«компромиссу», третья к «избеганию», четвертая к «приспособлению».
Ребята размышляют над тем, какая дорога в будущем приведет к успеху. По
какой из дорог вы пойдете выбирать вам).
Более благоприятны исходы «сотрудничество и компромисса».
Сотрудничество снижает отрицательное переживание обоих участников
конфликта, а компромисс стимулирует равноправное сотрудничество и,
следовательно, укрепляет межличностные отношения.
5.4. Подведение итогов
Китайская поговорка гласит: «Чтобы сделать хлопок, нужны две
ладони». Это в полнее справедливо и в отношениях конфликта.
Но любой уважающий себя современный человек умеет не только
правильно без серьезных последствий выйти из конфликта, но и управлять
им в случае необходимости.
Алгоритм управления конфликтом, предложенный (Н.И.Шевандриным).
1. Взять под контроль собственные эмоции и выбрать, для начала, время
для разрешения конфликта, когда вы находитесь в более подходящем
эмоциональном состоянии;
2. Вскрыть за мнимыми причинами подлинные: для этого необходимо
более внимательно следить за партнером, его поведением и состоянием;
3. Локализовать конфликт: противодействовать инстинктивному
желанию перейти в тотальное наступление для победы любой ценой.
4. Бегство от конфликта при отсутствии шансов на победу.
5. Избегать чрезмерной концентрации внимания на защите;
6. Держать инициативу за собой, диктуя эмоции (в том числе и
спокойствие);
7. Не опровергать аргументы противника в том же порядке и в таких же
объемных пропорциях, в которых они изложены противником.
5.5. Заключительное упражнения «Я хочу тебе пожелать…»
Обучающимся предлагается передавать свечу из рук в руки продолжая
фразу: «Я хочу тебе пожелать…»
Я беру свечу в свои руки с фразой: «Я хочу всем вам
пожелать, чтобы в вашей жизни было поменьше конфликтов, а если они
возникали, затухали как эта свеча» (тушит свечу).
6.Библиографический список.
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 295с.
2. Дмитриев А. В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликта. - М., 1993. - 254с.3
3. Гусев, А.Н., Общая Психология- ИЦ Академия,2009.-152c.
4. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М., 2017-120с.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 2019-211с.
6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и практический нюанс. - М, 2007-180с.
7. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00415800_0.html
8. https://referatreferatovich.ru/referaty/psihologiya/konflikt-vidy-i-sposoby-razresheniya-konfliktov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»
Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...
Занятие по теме "Стратегия поведения в конфликтных ситуациях"
Каждому человеку необходимо уметь грамотно строить отношения с другими людьми, конфликтовать культурно, знать правила поведения в конфликтных ситуациях...
Методическая разработка на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»
Выпускная аттестационная работа на тему: Профилактика конфликтов с обучающимися преподавателя учебного центра профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»....
Методическая разработка на тему: «Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»
Методическая разработка на тему:«Проведение классных часов и групповых сборов, как средство воспитания патриотического духа и морального поведения подрастающего поколения»...
Методическая разработка по профилактике антикоррупционного поведения
Представлен цикл мероприятий-кейс заданий по профилактике антикоррупционного поведения у обучающихся....
Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах
В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...
Методическая разработка на тему Технологии управления конфликтами
Методическая разработка практического занятия...