АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
учебно-методический материал
"Лучший кейс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку (кейс) по профилактике антикоррупционного поведения обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
«Лучший кейс»
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Карпенко Наталья Викторовна
Преподаватель
ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина»
Россия,
г.Рыльск, Курская область
2022 год
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Областного многопрофильного колледжа имени Даниила Гранина Курской области.
«Лучший кейс» – 19 стр.
При формировании методических рекомендаций использовались материалы обучающих методических семинаров для педагогических работников ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени «Даниила Гранина» по вопросам антикоррупционного просвещения «Антикоррупционное просвещение. Реализация антикоррупционной политики в системе среднего профессионального образования», проводимые в течении 2021 и 2022 гг. отделом программно-методического сопровождения профессионального образования колледжа.
Рекомендации адресованы педагогическим работникам среднего профессионального образования, специалистам, осуществляющим антикоррупционное просвещение и воспитание в образовательном процессе, а также лицам, заинтересованным в создании антикоррупционной среды в средних профессиональных организациях .
Автор-составитель:
Карпенко Н.В. преподаватель спецдисциплин ОБПОУ «Областной многопрофильный колледж имени Даниила Гранина» г.Рыльск Курской области.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Практические ситуации коррупционной направленности, алгоритм их решения на основе справочной информации 2.Технологическая карта занятия по теме «Коррупция и методы борьбы с ней» 3. Исследование мнений обучающихся среднего высшего профессионального образования по вопросам «бытовой коррупции» 4.Источники литературы: Взгляд-инфо. [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.vzsar.ru/news/2013/04/09/godovoi-obem-korrypcii-v-rf-dostig-300-milliardov- dollarov.html | 4 11 20 25 |
1. ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, АЛГОРИТМ ИХ РЕШЕНИЯ.
На методическом семинаре педагогических работников профессионального образовательного учреждения «ОМК имени Даниила Гранина» по вопросам антикоррупционного просвещения «Реализация антикоррупционной политики в системе среднего профессионального образования колледжа», проводимом 16.09.2022 года ОБПОУ «ОМК имени Даниила Гранина» Курской области, были рассмотрены следующие практические ситуации по антикоррупционной направленности.
Практические ситуации (кейс)
- Сотрудник Бюро специальных технических мероприятий МВД России, предложил разрешить возврат изъятой компьютерной техники и финансовой документации, а также прекратить проверки коммерческой организации, если на указанный им счет будет перечислено 200 тыс. долларов США.
Задания:
- определите наличие признаков коррупционного поведения;
- квалифицируйте деяние по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ.
- За отказ одного из коммерсантов от ежемесячной передачи денежного вознаграждения, руководитель инициировал его задержание подчиненными сотрудниками полиции, при этом потерпевшему было подброшено 9 граммов героина.
Задания:
- определите наличие признаков коррупционного поведения;
- квалифицируйте деяние по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ.
- Родители обратились с заявлением о приеме в коррекционный детский сад по месту постоянной регистрации, а заведующая ответила, что есть места только в платной группе.
Задания:
- определите наличие признаков коррупционного поведения;
- квалифицируйте деяние по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ или Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Алгоритм решения
- Ознакомиться с точным содержанием и определениями, данными в нормативных актах, таких как:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции»
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018)
- Определить наличие признаков коррупционного поведения, учитывая, что:
- не всякое должностное преступление может быть отнесено к коррупционным (сюда входят только те, которые совершены человеком, наделенным организационно- распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, связанными с незаконным получением материальной выгоды для себя или третьих лиц);
- для поиска коррупционных составов необходимо исходить из наличия элементов подкупа; использования служебного положения; нарушения норм, установленных для обеспечения законности порядка государственного управления и в числе прочего в целях предупреждения коррупции.
- деянием причиняется вред законным интересам общества и государства в целях получения выгоды.
- Проанализировать наличие указанных признаков в деяниях участников соответствующих ситуаций.
Ответы:
Ситуация 1
Статья 290. Получение взятки УК РФ
- Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
- Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет
со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
- Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
- Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
- Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и
- настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ,
ПРОВОДИМЫЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБПОУ «ОМК ИМЕНИ ДАНИИЛА ГРАНИНА» Курской области
Технологическая карта занятия
«Коррупция и методы борьбы с ней»
Группа: специальность 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
Курс: 3
Преподаватель: Карпенко Наталья Викторовна
Тема занятия: «Коррупция и методы борьбы с ней»
Цель занятия: Сформировать представление о том, что из себя представляет коррупция в современном мире, а, так же о методах профилактики и борьбы с ней.
Задачи занятия:
- Обучающие:
- Сформулировать определение понятия коррупция;
- Определить причины коррупции в современном мире;
- Научиться отличать коррупцию от других форм правонарушений;
- Научиться применять знания при выполнении кейсов;
- Выразить свое мнение о проблеме коррупции через творческую работу.
- Развивающие:
- Способствовать развитию навыков групповой работы;
- Способствовать развитию визуальной памяти и вниманию;
- Развивать навыки критического мышления по средствам дискуссии;
- Развить умения применять полученные знания на практике.
- Воспитательная:
- Воспитание правовой культуры, а также негативного отношения к коррупции.
Учебно-методический комплекс занятия:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О противодействии коррупции" (25 декабря 2008 г.)
- Методическая разработка учебного занятия, мультимедийная презентация, дидактический материал (карточки с заданиями для групповой работы).
Оборудование:
- Интерактивная доска;
- Мультимедийный проектор.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, интерактивный, групповая работа.
Ход занятия
Организационный этап:
- приветствие, дежурные называют отсутствующих
Подготовка студентов к занятию
Ход занятия
1.Организационный этап:
- приветствие, дежурные называют отсутствующих
2.Подготовка студентов к занятию
-студенты разбиваются на группы по 4 человека.
3.Актуализация знаний студентов
На предыдущих занятиях мы с вами знакомились с таким понятием, как «правонарушение». Давайте вспомним, что мы понимаем под данным термином и какие виды правонарушений вы знаете? Ответ принимаю только по поднятой руке.
Студенты предлагают свои определения и виды.
Сегодня мы с вами поговорим о проблеме, о которой каждый из вас имеет представление и наверняка слышал.
Действительно, сегодня мы поговорим о коррупции.
Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас. Сегодня мы рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции.
Сегодня работа организована в малых группах. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения. Я попрошу выбрать в команде капитана, который в конце урока даст оценку работе каждого ее члена.
И прежде чем мы с вами определим какую цель и задачи мы ставим перед сегодняшним уроком, я бы хотела рассказать вам небольшую сказку.
«Сказка о серьёзном».
Очень давно на земле, когда не было ещё ни государства, ни армии, ни тюрем, ни даже денег жили первые люди. Жили они в гармонии с природой, которая давала им пищу, одежду, жильё. Все люди были равны, среди ни не было ни богатых, ни бедных. Мужчины трудились на поле, ходили на охоту, а женщины хлопотали возле очага, готовили пищу, одежду, смотрели за детьми. И вот однажды прознала о такой жизни людей рыжая, коварная и завистливая Коррупция. И решила она погубить людей, но как это сделать она не знала. И тогда она решила проникнуть тайно к людям в дом и даже в их сердца, чтобы изнутри растлевать, разъедать их мысли, чувства, желания.
Выбрала она среди людей того, кого больше уважали за знания, силу и проникла в дом. «Разве ты не хочешь жить лучше своего соседа, занимать лучшую должность и управлять другими людьми?» - внушала зловещим шёпотом Коррупция. Человек потерял покой. Стала мучить его жажда наживы, стремление возвыситься. «Рыжая ржавчина» стала медленно разъедать его душу и сердце.
Человек стал нарушать моральные правила поведения, которые были приняты среди людей. Он за свои знания, силу уже требует себе больше зерна, рыбы, а иногда и тайно от всех берёт лучшую вещь.
Но Коррупция не унимается, она подкупает ещё человека и ещё. И чем больше людей попадает в её льстивые и коварные сети, чем больше среди людей становиться беспорядка, обмана, тем сильнее она становиться.
Стремясь к наживе, личной выгоде, люди убивают своё сердце, свою душу, свободу.
Кто и как сможет остановить это зло?
Итак, вы внимательно послушали сказку, а теперь ответе на мои вопросы: 1.Как описана коррупция?
- Как давно люди узнали о коррупции? 3.Что делает коррупция с людьми?
За каждый ответ команда получает 1 балл. Команды ответили на вопросы.
3.Формулировка цели и задач
А теперь я бы хотела, чтобы каждый из вас подумал и написал на стикерах свой вопрос, на который он бы хотел получить ответ на сегодняшнем уроке и приклейте на дерево, которое находится на доске. Я вам даю на это 3 минуты.
На доске изображено «дерево целей».
Вопрос 1: История появления коррупции.
Великий философ Томас Гоббс сказал: Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и
усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина —шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Вопрос 2: Понятие коррупция.
Давайте сформулируем, что же мы с вами сегодня понимаем под понятием
«коррупция»?
После ответов студентов открываю слайд, они записывают себе в тетрадь определение.
Преподаватель дополняет материал: коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально- этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Разлагаться морально, не быть «чистым» нравственно – достойно ли это уважающей себя личности? Как ответить на этот вопрос – решать вам. Этот ответ и определит вашу жизненную позицию.
Вопрос 3: Причины коррупции.
Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина
- 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.
По окончании времени капитан команды сдает листок с причинами, которые удалось сформулировать команде.
Студенты по цепочке вслух читают причины коррупции.
Вопрос 4: Признаки и виды коррупции.
Задание: Командам раздаются бланки с таблицей, которую они заполняют в течение 5 минут. Необходимо определить, что относится к правонарушениям, а что нет.
Признате льность, благодар ность | Обычная плата за услугу, работу | Злоупотреблени е служебным положением | Взяточнич ество | Подку п | |
Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался. | |||||
Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие. | |||||
Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги. | |||||
Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от |
подарка не отказывается. | |||||
Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего. | |||||
Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж. |
По истечению времени, таблицы сдаются капитанами команд (они будут выданы обратно с правильными ответами в конце занятия).
Преподаватель сообщает дополнительную информацию о видах и формах
коррупции:
В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах: Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из
корыстных убеждений.
Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.
Преподаватель предлагает вниманию студентов диаграмму «Распространенность коррупции» и просит прокомментировать ее желающим.
Преподаватель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:
- Обоюдное согласие участников действия.
- Наличие взаимных обязательств.
- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.
- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.
- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.
- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.
Вопрос 5. Профилактика коррупции.
Преподаватель задает вопрос: Как вы думаете кто должен осуществлять профилактику коррупции? Студенты предлагают свои варианты ответов. Далее преподаватель выводит слайд, где обозначены меры профилактики коррупции в России.
Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!" Изображение и представление рекламы на листах формата А4 в течение 5 минут.
По истечению времени представитель от каждой команды презентует свою рекламу. Остальные команды задают уточняющие вопросы.
Подведение итогов.
Рефлексия: А теперь, хотелось бы, чтобы вы оценили наш сегодняшний урок по 5- ти бальной шкале, напишите пожалуйста на ваших стикерах оценку и наклейте ее на доску. Выставление оценок: капитаны команд выставляют оценки участникам. Преподаватель отмечает оценками тех, кто активно работал, но не был отмечен капитанами.
Преподаватель предлагает студентам сделать самостоятельно вывод урока.
Выслушивает ответы учащихся и подводит итог.
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы,депутаты.
3. Исследование мнений обучающихся среднего и высшего
профессионального образования по вопросам «бытовой коррупции»
По данным Национального антикоррупционного комитета объём рынка коррупции в России составляет 300 млрд. долларов в год. 90% связано с госсектором и 10 % приходится на бытовую коррупцию. [1] В этом заключается актуальность данной темы.
Исследовать явление «коррупция» очень сложно, так как никто не признается, что брал взятку. Вряд ли и участники опроса, дающие взятки, готовы признаваться в этом, ведь речь идёт о серьёзном, уголовно наказуемом правонарушении. При этом, абсолютно все против коррупции. Борьба с коррупцией, это деятельность по устранению причин, порождающих данное социальное явление. Вот почему их выявление и анализ представляются важными для разработки государственной антикоррупционной политики.
Из бытовой коррупции нам ближе всего сфера образования. В 2018 году мы провели исследование по выявлению причин коррупции в сфере образования, и предложили пути решения. В онлайн-анкетировании приняли участие 100 студентов среднего профессионального образования города Рыльска. Нам стало интересно, есть ли изменения за 4 года? Мы снова провели онлайн-анкетирование 100 студентов.
Ответы на вопрос, какой вариант экзамена вы предпочли бы, практически не изменились и представлены в таблице 1.
Таблица 1. Предпочтения студентов сдачи экзамена
Варианты ответов | ВО, % | СПО, % | ||
2014 | 2018 | 2014 | 2018 | |
Учили бы материал и сдавали | 53 | 56 | 79 | 80 |
Обратились бы за помощью к знакомым | 28 | 15 | 11 | 8 |
Дали бы взятку преподавателю, зная, что он возьмет | 19 | 14 | 10 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 4 |
Каждый пятый опрошенный не собирается работать по специальности, поэтому считает, что нет смысла тратить время и силы на подготовку к экзамену.
В таблице 2 представлены ответы респондентов на вопрос, изменилась ли ваша ситуация после дачи взятки.
Таблица 2. Изменение ситуации после дачи взятки
Варианты ответов | ВО,% | СПО, % | ||
2014 | 2018 | 2014 | 2018 | |
Значительно улучшилось | 24 | 10 | 28 | 11 |
Не сильно улучшилось | 22 | 10 | 12 | 12 |
Совсем не улучшилось | 19 | 3 | 10 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 35 | – | 50 | – |
Не давал (-а) взяток | 77 | 70 |
Просматривается тенденция увеличения количества людей, которые не сталкивались с ситуацией «дать взятку».
Среди респондентов, по-прежнему, преобладает мнение, что преподаватели берут взятки из-за маленькой заработной платы (таблица 3).
Таблица 3. Мотивы преподавателей брать взятки
Варианты ответов | ВО, % | СПО, % | ||
2014 | 2018 | 2014 | 2018 | |
Небольшая заработная плата | 40 | 45 | 69 | 54 |
Нет желания сидеть с двоечниками | 21 | 29 | 9 | 26 |
Все равно студент ничего не выучит | 21 | 7 | 16 | 7 |
Преподаватель уверен, что его предмет студенту не пригодиться | 18 | 10 | 6 | 13 |
Затрудняюсь ответить | 9 | - |
Ответ на вопрос, считают ли студенты, что своими действиями, предлагая взятку, сами способствуют желанию преподавателей получить её, практически не изменился (таблица 4)
Таблица 4. Желание студентов дать взятку
Варианты ответов | ВО, % | СПО, % | ||
2014 | 2018 | 2014 | 2018 | |
Способствуют желанию преподавателей получить взятку | 59 | 59 | 54 | 49 |
Радует тот факт, что формируется убеждение, что взятки давать и брать не надо, это противозаконно (42-44 % не планирую давать взятку). Такое убеждение может быть в том случае, если они не сталкиваются с таким явлением. И это радует. Ответы представлены в таблице 5.
Таблица 5. Готовность студента заплатить за экзамен
Варианты ответов | ВО, % | СПО, % | ||
2014 | 2018 | 2014 | 2018 | |
Некогда учить, Вы работаете | 16 | 6 | 38 | 15 |
Не можете учить, Вы болеете | 19 | 15 | 7 | 6 |
Считаете, что этот предмет Вам никогда не пригодиться | 14 | 6 | 18 | 11 |
Мне все равно никогда не выучить, так как слабая база знаний | 17 | 14 | 8 | 5 |
Уверены, что преподаватель будет «валить» | 34 | 16 | 29 | 21 |
Не планирую давать взятку за сдачу экзамена в любом случае | 44 | 42 |
Растет число студентов СПО, считающих, что коррупции в сфере образования за последние 4 года стало меньше (таблица 6).
Таблица 6. Изменение коррупционной ситуации в сфере образования
Варианты ответов | ВО, % | СПО, % | ||
2014 | 2018 | 2014 | 2018 | |
Стало меньше | 22 | 6 | 7 | 16 |
Стало больше | 20 | 18 | 30 | 17 |
Не изменилось | 26 | 32 | 24 | 27 |
Затрудняюсь ответить | 32 | 44 | 39 | 40 |
В обществе было распространено мнение о бесполезности и незначительности антикоррупционных шагов со стороны государства. В последнее время в этом направлении ведется большая разъяснительная работа, как федеральными властями, так и региональными. Принято много нормативных документов. Антикоррупционное просвещение студентов СПО проходит в рамках дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Образовательные организации совместно с ТОГИРРО проводят студенческие правовые лекции «Мы и Закон», конкурс плакатов и социальной рекламы «Чистые руки», тематические мероприятия ко Дню борьбы с коррупцией. И, на наш взгляд, результат государственной антикоррупционной политики уже есть. Об этом свидетельствуют ответы на вопросы.
Считаем, что одной из причин коррупции в сфере образования является то, что многие студенты не собираются работать по специальности. К выбору профессии подходят не обдуманно, руководствуясь желанием получить диплом, особенно о высшем образовании, и не важно, по какой специальности. В результате, нет желания учиться и тратить время на изучение ненужных предметов. Отсюда, готовность дать взятку. Особенно, это касается юношей, так как студентов в армию не призывают.
Предлагаем усилить работу по профориентации в школе, тщательнее изучать склонности школьников. Организовывать Дни открытых дверей не только в учебных заведениях, но и на производстве.
Каждый студент должен знать учебный план, своевременно получать задание на курсовую и дипломную работы (проекты), вопросы для подготовки к экзаменам и зачетам. По мнению студентов, основной причиной взяточничества в сфере образования является маленькая заработная плата. Это никак не оправдывает преподавателей. В то же время, чтобы получать достойную заработную плату, преподаватель берет по две ставки, и
тогда у него действительно нет сил и времени заниматься с двоечниками.
Преподаватели не должны поддаваться на провокации студентов и вымогать взятки, ведь преподаватель является примером. Ни государству, ни обществу не нужны полуграмотные врачи и инженера. Борьба с коррупцией имеет высокую эффективность там, где высока активность общества.
Список литературы:
1. Взгляд-инфо. [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.vzsar.ru/news/2013/04/09/godovoi-obem-korrypcii-v-rf-dostig-300-milliardov- dollarov.html (Дата обращения 11.12.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...
Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования
В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...
Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
Статья посвящена дистанционному обучению в системе среднего профессионального образования. Дано определение "дистанционное обучение". Выделены плюсы и минусы данного формата обучения....
Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
Статья "Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования"...
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования позволяет повысить качество образования и подготовить будущих специалистов к современным требованиям рын...