Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
статья
Статья "Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_v_sisteme_spo.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. В. Золотых
ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное образование, которое реализуется за счет самообразования современного человека.
Это связано с повсеместным развитием и использованием новой техники и технологий, а также с развитием информационного общества, в котором основная ценность – это информация и, как следствие, уметь ее использовать и работать с ней.
Основной целью образовательного учреждения любого уровня является создание условий для выявления и развития способностей каждого обучающегося и формирования личности, имеющей определенный багаж знаний и способной адаптироваться к условиям современной жизни.
А условия современной жизни как раз и диктуют нам необходимость использования в образовательном процессе современных технологий.
Актуальным становится вопрос о необходимости поиска альтернативных способов обучения. Одним из таких способов организации образовательного процесса является дистанционное обучение.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе, он лишен мобильности в способах общения, возможностей создавать иное образовательное пространство – организовывать виртуальную среду для взаимодействия с обучающимися.
Дистанционное обучение теперь воспринимается как нечто естественное, активно используется в системе СПО. В свою очередь, и многие обучающиеся предпочитают такую форму обучения. В настоящее время в системе отечественного образования дистанционная форма обучения находится в стадии разработки и модернизации.
Кроме того, не прекращается не менее активное обсуждение целесообразности массового использования элементов дистанционного образования. В работах современных практикующих педагогов перечислены положительные и отрицательные аргументы.
Положительной стороной дистанционного обучения является, во-первых, возможность осуществлять обучение в удобном месте в удобное время; во-вторых, возможность получать образование без отрыва от трудовой деятельности; в-третьих, появляется возможность получать образование и у тех, кто по состоянию здоровья не может находиться в учебной аудитории. Кроме того, для обучающихся предоставляется возможность участвовать в организации своего учебного процесса и рационально распределять время и силы.
В нашей стране используется система инклюзивного образования. Она ставит перед педагогами задачу обеспечения условий равного доступа всех обучающихся к образованию, вне зависимости от физических возможностей каждого ученика.
Практическое внедрение дистанционного обучения показало, что значительно расширяются возможности для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ, появляются различные варианты организации процесса обучения, составления индивидуального расписания.
Дистанционное обучение помогает обучающимся с ограниченными возможностями получить навыки коллективной работы и позволяет каждому из них найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Профессиональные образовательные организации активно применяют элементы дистанционного образования на очной и заочной формах обучения, курсах повышения квалификации. Обучающиеся СПО при дистанционном обучении приобретают ИКТ компетентность: учатся искать, анализировать и оценивать информацию; развивать навыки и способности критического мышления и профессионального общения; учатся взвешивать и принимать обоснованные решения.
Однако, серьезной проблемой дистанционного образования является недостаточность эмоционального взаимодействия, как между педагогом и обучающимся, так и между обучающимися. Это влияет на мотивацию - многие студенты теряют интерес к обучению, испытывают трудности в продолжении образовательного процесса. Именно поэтому преподавателю необходимо использовать различные приемы, которые позволяют сохранять и усиливать интерес обучающихся к предмету. Также минусами дистанционного образования являются:
- нехватка практических занятий, очень важных для обучающихся СПО;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации (к сожалению, есть студенты, желающие обучаться дистанционно, но не имеющие выхода в Интернет);
Дистанционные методы имеют огромный образовательный потенциал не только у обучающихся с ОВЗ, но и в стандартном образовательном процессе. Несмотря на то, что обеспеченность техникой у студентов невысокая, большинство студентов пользуется средствами мобильной связи, которые так же могут обеспечивать доступ к образовательным материалам и курсам.
Таким образом, дистанционное обучение это хорошее дополнение к очному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Техникум – это место живого общения. А дистанционное обучение должно способствовать развитию обучающегося и его стремлению приобретать знания.
Важнейшая задача образования в России как традиционного, так и дистанционного обучения в учреждениях СПО одна и та же: научить будущего специалиста учиться, идти в ногу со временем, чтобы стать настоящим профессионалом.
Литература:
- Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для Издательство Юрайт, – 2017.
- Ратнер Ф.Л, Юсупова А.Ю., Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2016.
- Верхотин Д.Г. Дистанционное обучение в системе Moodle как средство обучения школьников // Вестник науки и образования. 2019. №2-2
- Сарафанова О. В. Дистанционное обучение как ориентир развития инклюзивного профессионального образования: материалы IV Региональной научно-практической конференции «Опыт лучших педагогических практик по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена», 18 мая 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи при обучении биологии в системе среднего профессионального образования
В данной статье рассматриваются вопросы актуализации применения межпредметных связей биологии со специальными дисциплинами....
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
"Применение дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования"
Данное методическое пособие рассматривает методы организации отдельных дистанционныз занятий, модулей, а также принципы организации дистанционного курса для дополнительного профессионального образован...
Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования
В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...
Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования
Статья посвящена дистанционному обучению в системе среднего профессионального образования. Дано определение "дистанционное обучение". Выделены плюсы и минусы данного формата обучения....
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
quot;Лучший кейс...
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования позволяет повысить качество образования и подготовить будущих специалистов к современным требованиям рын...