РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 "Анатомия и физиология человека", Специальность 31.02.01. "Лечебное дело"
рабочая программа
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины ОП. 03 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного обучения по программам профессиональных модулей в дальнейшем.
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rp_op.03_anatomiya_i_fiziologiya_cheloveka.docx | 123.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Анатомия и физиология человека
Специальность 31.02.01. Лечебное дело
На базе среднего общего образования
Форма обучения очная
Курс 1 семестр 1 - 2
Год начала подготовки 2022
Форма промежуточной аттестации комплексный экзамен
2022 г.
РАССМОТРЕНА Протокол заседания предметно- цикловой комиссии №___ от «____» _________________ 20___ г. Председатель предметно-цикловой комиссии №___ __________________/________________/ | Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (код, наименование специальности) 31.02.01 Лечебное дело и учебного плана. |
ОДОБРЕНА Методическим советом ГБПОУ ДЗМ «МК № ___» Протокол № ___ от «____» _________________ 20___ г. | |
СОГЛАСОВАНА Заведующий библиотекой __________________/________________/ Начальник методического отдела / старший методист __________________/________________/ |
Состав рабочей группы
по разработке рабочей программы дисциплины ОП.03 Анатомия и физиология человека
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Ученая степень, звание | Занимаемая должность | Место работы | Подпись |
Доброва Анна Валерьевна | кандидат медицинских наук | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 7» | ||
Лебедева Татьяна Николаевна | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 2» | |||
Поликарпова Оксана Александровна | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 1» | |||
Стешин Игорь Анатольевич | Преподаватель | ГБПОУ ДЗМ «МК № 5» |
Рецензенты:
- Байрамкулов Казбич Магомедович, преподаватель, ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 7»
- Балян Нана Сейрановна, преподаватель, ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 5»
- Заболоцкая Валерия Михайловна, к.м.н., преподаватель, ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 2»
- Менжуренкова Дарина Николаевна, преподаватель, ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 23
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 25
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина ОП.03 Анатомия и физиология человека является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01. Лечебное дело
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины ОП. 03 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умений в области анатомии и физиологии человека для успешного обучения по программам профессиональных модулей в дальнейшем.
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 1 - 13 | использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; | знать анатомию и физиологию человека |
ПК 1.1 – 1.5 | использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; | знать анатомию и физиологию человека |
ПК 2.1 – 2.6 | использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; | знать анатомию и физиологию человека |
ПК 3.1 – 3.6 | использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; | знать анатомию и физиологию человека |
ПК 4.1, 4.4, 4.5, 4.8 | использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; | знать анатомию и физиологию человека |
ПК 5.1 – 5.5 | использовать знания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза; | знать анатомию и физиологию человека |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Рекомендуемое количество часов на освоение дисциплины
Вид учебной работы | Количество ак.час. |
Максимальная учебная нагрузка | 315 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 210 |
- теоретические занятия | 106 |
- практические занятия | 104 |
Курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа | 105 |
Рабочая программа для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается индивидуально с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в ак.час. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
РАЗДЕЛ 1. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ КАК НАУКИ | ||||
Тема 1. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии человека | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии. Положение человека в природе. Анатомия и физиология как медицинские науки. Методы изучения организма человека. Части тела человека. Конституция. Морфологические типы конституции. Орган. Классификация на полые и паренхиматозные. Система органов. | ||||
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ | ||||
Тема 1. Основы цитологии. Клетка | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Определение клетки: строение и функции. Строение клетки: плазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органеллы, включения, функции, специализированные органеллы. Химический состав клетки – неорганические и органические вещества и их функции. Обмен веществ и энергии в клетке. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 1 Изучение строения клетки. | ||||
Тема 2. Основы гистологии. Эпителиальная и соединительная ткани | Содержание учебного материала | 2 | ||
Ткань – определение, классификация. Эпителиальная ткань – расположение в организме, виды, функции строение. Классификация покровного эпителия. Железистый эпителий. Экзокринные и эндокринные железы. Соединительная ткань – расположение в организме, функции, классификация. Строение волокнистой соединительной ткани. Хрящевая ткань – строение, виды, расположение в организме. Костная ткань, расположение, строение, функции. | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 2 Изучение эпителиальной и соединительной ткани. | ||||
Тема 3. Мышечная и нервная ткани | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Свойства мышечной ткани. Классификация мышечной ткани. Характеристика гладкой, поперечнополосатой скелетной и поперечнополосатой сердечной мышечной ткани. Нервная ткань – расположение, строение. Строение нейрона. Виды нейронов по строению и функции. Нейроглия. Нервное волокно, строение, виды. Нервные окончания: рецепторы, эффекторы. Синапс: строение и виды. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 3 Изучение нервной и мышечной ткани. | ||||
РАЗДЕЛ 3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ | ||||
Тема 1. Внутренняя среда организма. Кровь | Содержание учебного материала | 2 | ||
Состав, функции, основные физиологические константы внутренней среды организма. Функции и состав крови. Плазма, состав, белки крови, функции. Эритроциты: функция, строение, количество. Состав, физиологические и патологические формы гемоглобина. СОЭ. Лейкоциты: строение, виды, количество, функции. Лейкограмма. Тромбоциты: количество, строение, функции. | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 4 Изучение состава крови, ее свойства, функции. | ||||
Тема 2. Группы крови, резус-фактор | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Фазы свертывания крови. Свертывающая, антисвертывающая, фибринолитическая системы. Гемолиз и его виды. Группы крови. Система АВ0. Резус-фактор. Резус-конфликт. Переливание крови. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 5 Изучение групп крови, резус фактора. | ||||
РАЗДЕЛ 4. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | ||||
Тема 1. Анатомическая номенклатура | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Анатомическая номенклатура, её значение. Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле. Основные физиологические термины. Части тела, системы органов, серозные полости и оболочки. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 6 Изучение анатомической номенклатуры. | ||||
Тема 2. Строение и соединения костей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Строение и классификация костей, химический состав кости, возрастные особенности. Кость как орган. Классификация соединений костей. Строение суставов, их виды и функции. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 7 Изучение строения и соединения костей. | ||||
Тема 3. Скелет туловища | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Скелет туловища, структуры, его составляющие. Позвоночный столб, отделы, количество позвонков в них и строение. Особенности строения позвонков различных отделов, физиологические изгибы. Строение грудины, ребра. Виды ребер. Грудная клетка, грудная полость, апертуры, реберные дуги, подгрудинный угол. Формы грудной клетки. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 8 Изучение строения скелета туловища. | ||||
Тема 4. Кости мозгового отдела черепа | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Кости мозгового отдела. Особенности их строения, функции. Швы. Череп новорождённого. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 9 Изучение костей мозгового отдела черепа. | ||||
Тема 5. Кости лицевого отдела черепа | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Кости лицевого отдела. Особенности их строения, функции. Черепные ямки, глазницы, полость носа, полость рта: строение, функции. Череп в целом – свод, внутреннее и наружное основание, кости их образующие, структуры костей. Череп новорожденного. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 10 Изучение костей лицевого черепа, череп в целом. | ||||
Тема 6. Скелет верхней конечности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Скелет верхней конечности, отделы. Скелет плечевого пояса. Строение лопатки и ключицы. Строение и соединения костей свободной верхней конечности. Движения в суставах верхней конечности. Типичные места переломов конечностей. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 11 Изучение костей верхних конечностей. | ||||
Тема 7. Скелет нижней конечности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Отделы скелета нижней конечности. Скелет тазового пояса. Половые различия таза, размеры женского таза. Скелет свободной нижней конечности – кости его образующие, их строение, соединения. Стопа как целое, своды стопы. Суставы свободной нижней конечности. Типичные места переломов конечностей. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 12 Изучение костей нижних конечностей. | ||||
Тема 8. Мышца как орган. Мышцы головы и шеи | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Мышца как орган, строение и виды мышц. Вспомогательный аппарат мышц: фасции. Свойства мышц - возбудимость, возбуждение, рефрактерность, лабильность, сократимость. Режимы сокращения - изотонический и изометрический. Виды мышечного сокращения: одиночное - зубчатый тетанус, гладкий тетанус. Вспомогательный аппарат мышц: фасции. Работа мышц. Утомление и отдых мышц. Мышцы головы, классификация, расположение и функции. Мышцы шеи - классификация, расположение и функции. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 13 Изучение мышц головы и шеи. | ||||
Тема 9. Мышцы и фасции туловища | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Мышцы спины: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции. Фасции спины, груди и живота. Мышцы груди: классификация, расположение, принципы начала и прикрепления, функции. Диафрагма – мышечная часть, сухожильный центр. Мышцы живота, слабые места. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 14 Изучение мышц и фасций туловища. | ||||
Тема 10. Мышцы верхних конечностей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Классификация и значение мышц верхней конечности: плечевого пояса и свободного отдела. Мышцы плечевого пояса: расположение, принципы начала и прикрепления, функции. Мышцы предплечья: расположение, принципы начала и прикрепления, функции. Мышцы кисти: расположение, функции. Фасции верхней конечности. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 15 Изучение мышц и фасций верхней конечности. | ||||
Тема 11. Мышцы нижних конечностей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Классификация и значение мышц нижней конечности: тазового пояса и свободного отдела. Мышцы тазового пояса: принцип начала и прикрепления, функции. Мышцы свободной нижней конечности: расположение, принципы начала и прикрепления, функции. Мышцы и фасции стопы: расположение, принципы начала и прикрепления, функции. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 16 Изучение мышц и фасций нижней конечности. | ||||
РАЗДЕЛ 5. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ | ||||
Тема 1. Анатомия сердца | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Процесс кровообращения - определение; структуры, осуществляющие процесс кровообращения. Круги кровообращения: функциональное значение, сосуды. Функциональные группы сосудов. Система микроциркуляции. Сердце: расположение, строение, проекция структур на поверхность грудной клетки. Камеры сердца, отверстия, расположение и строение клапанов, принцип работы, проекция. Строение стенки сердца: расположение, строение, функции слоев. Строение перикарда. Сосуды и нервы сердца. Значение коронарного кровообращения. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 17 Изучение строения сердца. | ||||
Тема 2. Физиология сердца | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Электрические явления в сердце, их регистрация. Электрокардиограмма – зубцы, интервалы. Физиологические свойства миокарда. Сердечный цикл, его фазы, продолжительность и характеристика. Внешние проявления сердечной деятельности: сердечный толчок, тоны сердца. Регуляция деятельности сердца: местные и центральные механизмы, сердечно-сосудистый центр | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 18 Изучение физиологии сердца. | ||||
Тема 3. Аорта, дуга, грудной отдел и их ветви | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Сосуды большого круга кровообращения. Аорта - отделы, артерии, от них отходящие. Артерии шеи и головы: области кровоснабжения. Грудной отдел аорты и ее ветви (пристеночные и внутренностные). Артерии верхних конечностей: расположение, области кровоснабжения. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 19 Изучение аорты, её дуги, грудного отдела и их ветвей. | ||||
Тема 4. Брюшной отдел аорты, артерии таза и нижних конечностей | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Брюшной отдел аорты и ее ветви (пристеночные и внутренностные). Артерии таза: расположение, области кровоснабжения. Артерии нижних конечностей: расположение, области кровоснабжения. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 20 Изучение брюшного отдела аорты, артерий таза и нижних конечностей. |
| |||
Тема 5. Система верхней полой вены | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Система верхней полой вены: образование, притоки, области оттока крови. Вены головы и шеи, грудной клетки, верхней конечности - области оттока крови в них. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 21 Изучение венозного оттока верхней полой вены. | ||||
Тема 6. Система нижней полой вены, воротная вена | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Система нижней полой вены: образование, притоки, области оттока крови. Вены брюшной полости, таза, нижних конечностей - области оттока крови в них. Система воротной вены. Кровоснабжение печени. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 22 Изучение венозного оттока нижней полой вены, воротной вены. | ||||
Тема 7. Основы гемодинамики | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Строение стенки сосудов. Линейная и объемная скорость кровотока. Показатели кровообращения: минутный и систолический объемы кровообращения. Систолическое, диастолическое давление, пульсовое давление. Факторы, влияющие на давление. Определение пульса. Характеристики пульса. Артериальный пульс: определение, сосуды. Места прижатия артерий для остановки кровотечений. Кровообращение плода. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 23 Изучение основ гемодинамики. | ||||
Тема 9. Лимфатическая система | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Строение лимфатической системы. Лимфоидная ткань. Состав лимфы, ее образование. Основные лимфатические сосуды, стволы и протоки. Строение стенки лимфатических сосудов. Функции лимфатической системы, связь лимфатической системы с иммунной системой. Строение и функции лимфатического узла. Группы лимфатических узлов Причины движения лимфы по лимфатическим сосудам. Регуляция системы лимфообращения. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 24 Изучение лимфатической системы. | ||||
РАЗДЕЛ 6. ИММУННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА | ||||
Тема 1. Иммунная система | Содержание учебного материала | 2 | ||
Иммунитет. Иммунная система, определение, функции, центральные и периферические органы. Красный костный мозг, лимфатические узлы, селезенка, миндалины, вилочковая железа – строение, расположение, роль в иммунном процессе. Лимфоидная ткань стенок органов пищеварительной и дыхательной систем. Виды иммунитета. Специфические и неспецифические факторы иммунитета. Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты. Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов. Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные. Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита. Нейрогуморальный механизм регуляции иммунитета. | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 25 Изучение иммунной системы и видов иммунитета. | ||||
РАЗДЕЛ 7. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
Тема 1. Анатомия органов пищеварения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Пищеварительная система, отделы и их функции. Полость рта – строение, отделы, органы ротовой полости, их строение и функции. Строение, функции, классификация зубов. Язык – строение и функции. Слюнные железы, состав слюны. Пищеварение в ротовой полости. Глотка – строение, топография и функции, акт глотания. Пищевод – строение, отделы, физиологические сужения, топография и функции. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 26 Изучение строения и функций органов ротовой полости, глотки и пищевода. | ||||
Тема 2. Строение и функции желудка, тонкой кишки | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Желудок – строение, отделы, топография и функции. Строение стенки желудка, проекция желудка на переднюю брюшную стенку, железы желудка. Состав желудочного сока, ферменты, пищеварение в желудке. Тонкая кишка – строение, отделы, расположение, функции. Строение стенки тонкой кишки, особенности строения слизистой оболочки, строение и функции кишечной ворсинки. Состав кишечного сока, пищеварение в тонкой кишке. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения в желудке и тонкой кишке. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 27 Изучение строения и функций желудка и тонкой кишки. | ||||
Тема 3. Строение и функции толстой кишки. Брюшина | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Толстая кишка – строение, отделы, расположение и функции. Особенности строения стенки толстой кишки, процессы, происходящие в толстой кишке. Акт дефекации. Брюшина – строение, положение органов по отношению к брюшине, брюшинная полость. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 28 Изучение строения и функций толстой кишки, брюшины. | ||||
Тема 4. Анатомия и физиология больших пищеварительных желёз | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Печень – расположение, границы, строение и функции. Структурно-функциональная единица печени (печеночная долька) – строение и функции. Состав и функции желчи. Строение желчного пузыря, его функции. Строение поджелудочной железы – расположение, строение, функции. Эндокринная и экзокринная части поджелудочной железы. Состав панкреатического сока и его роль в пищеварении. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 29 Изучение строения и функция печени и поджелудочной железы. | ||||
РАЗДЕЛ 8. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА | ||||
Тема 1. Обмен веществ и его виды | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Обмен веществ, определение. Обмен белков, жиров, углеводов: функции, суточная потребность, азотистый, липидный и углеводный баланс, конечные продукты обмена веществ. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 30 Изучение белкового, жирового и углеводного обмена веществ. | ||||
Тема 2. Водный и минеральный обмен. Витамины | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Водно-солевой обмен: содержание и количество воды в организме, потребность в воде. Продукты, содержащие минеральные вещества. Значение минеральных веществ в организме. Витамины - понятие, биологическая ценность, классификация витаминов. Источники витаминов. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 31 Изучение водно-минерального обмена. Витамины. | ||||
Тема 3. Процесс терморегуляции | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Общая характеристика терморегуляции. Температурная схема организма. Центры терморегуляции. Механизмы теплопродукции и теплоотдачи. Факторы, влияющие на теплопродукцию и теплоотдачу. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 32 Изучение процесса терморегуляции. | ||||
РАЗДЕЛ 9. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
Тема 1. Строение органов дыхательной системы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Структуры организма человека, обеспечивающие процесс дыхания. Дыхательный аппарат. Дыхательная система. Воздухоносные пути. Носовая полость: строение и функции. Гортань, топография, строение стенки, хрящи и мышцы гортани, отделы гортани. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация, трахеи, строение стенки, функции. Главные бронхи. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. Пневмоторакс. Границы легких и плевры. Строение, границы, отделы средостения. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 33 Изучение строения органов дыхательной системы. | ||||
Тема 2. Физиология дыхания | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Процесс дыхания, определения, этапы. Внешнее дыхание, транспорт газов кровью, тканевое дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Легочные объёмы. Механизм первого вдоха новорождённого. Нервная, гуморальная регуляция дыхания. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 34 Изучение физиология дыхания. | ||||
РАЗДЕЛ 10. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
Тема 1. Строение органов мочевыделительной системы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Почки – расположение, строение, проекция, фиксирующий аппарат почки. Корковое и мозговое вещество. Строение нефрона. Юкстагломерулярный аппарат почки. Кровоснабжение почки. Мочеточники, мочевой пузырь – расположение, строение, функции, отношение к брюшине. Строение мужской и женской уретры. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 35 Изучение строения почек и мочевыводящих органов. | ||||
Тема 2. Физиология выделения | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Механизмы образования мочи: фильтрация, реабсорбция, секреция. Состав первичной и вторичной мочи, количество. Нервная и гуморальная регуляция мочевыделения. Критерии оценки процесса выделения. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 36 Изучение физиологии выделения. | ||||
РАЗДЕЛ 11. РЕПРОДУКТИВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА | ||||
Тема 1. Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Внутренние и наружные мужские половые органы, расположение, строение и функции. Мужские половые гормоны. Регуляция функций мужской половой системы. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 37 Изучение строения и функций мужской репродуктивной системы. | ||||
Тема 2. Анатомия и физиология женской репродуктивной системы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Внутренние и наружные женские половые органы. Внутренние половые органы – расположение, строение, функции. Женские половые гормоны. Менструальный цикл – изменения в матке и яичнике. Молочная железа – строение и функции. Мужская и женская промежность. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 38 Изучение строения и функций женской репродуктивной системы. | ||||
РАЗДЕЛ 12. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА | ||||
Тема 1. Центральные эндокринные железы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Гипоталамо-гипофизарная система - структуры, ее образующие, связь между ними. Гипофиз - расположение, строение, доли. Гормоны: передней, средней, задней доли, их эффекты. Эпифиз - расположение, строение, гормоны, их физиологические эффекты. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 39 Изучение строения гипофиза, эпифиза и их гормонов. | ||||
Тема 2. Периферические эндокринные железы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Щитовидная железа - расположение, внешнее строение, внутреннее строение. Гормоны щитовидной железы (тиреоидные, тиреокальцитонин), их физиологические эффекты. Паращитовидные железы: количество, расположение, физиологические эффекты паратгормона. Надпочечники - расположение, строение. Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологические эффекты. Эндокринная часть поджелудочной железы и половых желез. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 40 Изучение периферических эндокринные желез их гормонов. | ||||
РАЗДЕЛ 13. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | ||||
Тема 1. Нервная система. Спинной мозг | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Центральная нервная система – определение, функции, строение рефлекторной дуги. Спинной мозг – расположение, оболочки, внешнее строение, полость, отделы, сегменты, латинские обозначения. Функции спинного мозга, проводящие пути. Рефлексы и центры спинного мозга. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 41 Изучение строения и функций спинного мозга. | ||||
Тема 2. Продолговатый, задний и средний мозг | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Головной мозг: расположение, отделы. Ствол мозга: отделы, структуры, их составляющие. Продолговатый мозг: расположение, строение, центры, функции. Средний мозг (ножки мозга, четверохолмие): расположение, строение, центры, функции. Задний мозг (мост и мозжечок): расположение, строение, центры, функции. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 42 Изучение строения продолговатого, среднего и заднего мозга. | ||||
Тема 3. Промежуточный мозг | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Промежуточный мозг – таламус, гипоталамус, III желудочек. Гипоталамическая область – строение, расположение, функции. Высшие центры вегетативных и эндокринных функций. Подкорковые центры обоняния, зрения и слуха – строение и функции. Ретикулярная формация, лимбическая система: строение, функции, структуры, функции. Обонятельный мозг - отделы, функции, роль в удовлетворении потребностей человека. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 43 Изучение строения и функций промежуточного мозга. | ||||
Тема 4. Конечный мозг | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Конечный мозг – внешнее строение, внутренне строение. Базальные ядра, их виды, расположение, функции. Проекционные зоны коры. Ассоциативные поля и их функции. Физиологические свойства коры голоного мозга. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 44 Изучение строения и функций конечного мозга. | ||||
Тема 5. Оболочки и полости головного мозга | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Головной мозг – расположение, отделы. Оболочки головного мозга – строение и функции. Полости головного мозга – расположение, строение, функции, сосудистые сплетения. Ликвор – состав и функции. Проводящие пути головного и спинного мозга. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие 45 Изучение строения оболочек, полостей и сосудов мозга. | ||||
Тема 6. Высшая нервная деятельность человека | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Понятие высшей нервной деятельности, структуры, её осуществляющие. Условные рефлексы, теории И.П.Павлова. Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Первая и вторая сигнальная система. Типы высшей нервной деятельности. Сон и его значение для организма. Контрольная работа по темам 1 – 6. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 46 Изучение высшей нервной деятельности человека. | ||||
Тема 7. Периферическая нервная система Спинномозговые нервы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Спинномозговые нервы. Образование спинномозгового нерва, виды нервных волокон, образующие нерв. Ветви спинномозговых нервов. Передние ветви спинномозговых нервов, сплетения спинномозговых нервов (шейное, плечевое, поясничное, крестцовое, копчиковое), области иннервации. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 47 Изучение строения и областей иннервации спинномозговых нервов. | ||||
Тема 8. Черепные нервы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Количество черепных нервов, номера и названия, латинские обозначения. Функциональные виды черепных нервов – чувствительные, двигательные, смешанные. Области иннервации черепных нервов. Места выхода из мозга и из черепа. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 48 Изучение строения и областей иннервации черепных нервов. | ||||
Тема 9. Вегетативная нервная система | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Симпатический и парасимпатический отдел вегетативной нервной системы – центральный и периферический отделы, нейромедиаторы. Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на органы и ткани. Принципы образования и расположение симпатических сплетений. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 49 Изучение строения и функций вегетативной нервной системы. | ||||
РАЗДЕЛ 14. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ | ||||
Тема 1. Сенсорная система. Зрительный анализатор | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Учение И.П. Павлова об анализаторах. Отделы сенсорной системы: периферический, проводниковый, центральный. Глаз, глазное яблоко, вспомогательный аппарат глаза. Оптическая система глаза – структуры к ней относящиеся. Аккомодация, аккомодационный аппарат. Рефракция, аномалии рефракции. Зрительная сенсорная система. Светочувствительные рецепторы, зрительный нерв, зрительный перекрест, зрительный тракт. Центральный отдел: подкорковые центры зрения (верхние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела, таламус), корковый центр зрения (затылочные доли коры конечного мозга), их функции. | 2 | |||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 50 Изучение строения и функции зрительного анализатора. | ||||
Тема 2. Слуховой и вестибулярный анализатор | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Отделы уха. Наружное ухо, внутреннее ухо, строение, функции. Костный лабиринт, перепончатый лабиринт; строение, функции. Слуховая сенсорная система. Рецепторы, локализация – кортиев орган улитки, проводниковый отдел; центральный отдел – подкорковые центры слуха (нижние бугры четверохолмия, медиальные коленчатые тела, таламус), корковый центр слуха (верхняя височная извилина коры), их функции. Вестибулярная сенсорная система. Рецепторы, локализация (отолитовый аппарат, ампулярные кристы), проводниковый отдел, центральный отдел – подкорковые центры (ядра ромбовидной ямки, мозжечка, таламуса), корковый центр (височная доля), их функции. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 51 Изучение строение и функции слухового и вестибулярного анализатора. | ||||
Тема 3. Кожный, обонятельный и вкусовой анализаторы | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-13, ПК 1.1. – 1.5, ПК 2.1. – 2.6, ПК 3.1 – 3.6, ПК 4.1, ПК 4.4, 4.5, 4.8, ПК 5.1 – 5.5. | |
Строение кожи – эпидермис, дерма; подкожный слой, сосудистые сети кожи, железы кожи, производные кожи: волосы, ногти; функции кожи. Соматическая сенсорная система, виды кожных рецепторов; тактильные тельца Мейснера, рецепторы давления – диски Меркеля, тельца Руффини, рецепторы вибрации – тельца Пачини, терморецепторы – холодовые и тепловые. Проприорецепторы: мышечные веретена и сухожильные органы Гольджи. Проводниковый отдел кожной и проприоцептивной сенсорных систем. Подкорковые и корковые центры кожной и проприоцептивной чувствительности, их функциональное значение. Обонятельная сенсорная система: вспомогательный аппарат, обонятельные рецепторы, проводниковый и центральный отделы. Вкусовая сенсорная система – вспомогательный аппарат, вкусовые рецепторы, локализация, строение вкусовой луковицы, проводниковый отдел, подкорковый и корковый центры вкуса. Ноцицептивные рецепторы. Проводящие пути ноцицептивного анализатора. Системы, блокирующие передачу ноцицептивных импульсов. | ||||
В том числе практических занятий | 2 | |||
Практическое занятие № 52 Изучение строения и функции кожного, обонятельного и вкусового анализаторов. | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 210 | |||
- теоретические занятия | 106 | |||
- практические занятия | 104 | |||
Самостоятельная работа | 105 | |||
Максимальная учебная нагрузка | 315 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены специальные помещения
Кабинет «Анатомии и физиологии человека», оснащённый оборудованием:
- Доска классная
- Стол преподавателя
- Стул для преподавателя
- Столы для студентов
- Стулья для студентов
- Шкафы для наглядных пособий.
Учебно-наглядные пособия:
- Схемы
- Таблицы
- Муляжи
- Микроскопы
- Анатомический атлас.
Технические средства обучения, необходимые для реализации программы:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
Основные печатные издания
- Смольянникова Н.В., Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 – 560 с.
- Гайворонский И.В., Анатомия и физиология человека / И.В. Гайворонский, Г.И. Нечипорук, А.И. Гайворонский. – М.: Академия, 2020.
- Самусев Р.П. Атлас анатомии и физиологии человека: учебное пособие / Р.П. Самусев, Н.Н. Сентябрев – 3-е изд. Москва: ГЭОТАР-Медиа: Мир и Образование, 2020, 768 с.
- Сапин М.Р., Анатомия человека. Атлас / М.Р. Сапин, С.В. Клочкова, З.Г. Брыскина – ГЭОТАр-Медиа, 2022 – 376
Электронные издания
- Смольянникова Н.В. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.В. Смольянникова, Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2020, 560 с. - Текст: электронный // Электронная библиотека медицинского колледжа Консультант студента. - URL: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970440957.html?SSr=3801343c5210748a704d568 – Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека: учебник / Гайворонский И. В. [и др.] - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 672 с. - ISBN 978-5-9704-4594-5. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970445945.html - Режим доступа : по подписке.
- Сапин М.Р. Анатомия человека: атлас / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, С.В. Чава - Москва: издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2019, 376 с. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL:http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970447604.html?SSr=3801343c5210748a704d568 - Режим доступа: по подписке.
Перечень ресурсов и информационных справочных систем информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
- www.studentlibrary.ru
- www.medcollegelib.ru
- https://anatomya.ru/ - Анатомия. Интерактивный атлас
- https://meduniver.com/Medical/Anatom/ - Анатомия человека
- http://anfiz.ru/about/ - Анатомия и физиология человека
Дополнительные источники
- Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология: учебник/ Е.А. Воробьева, А.В. Губарь.- изд. стер. - М. Альянс, 2018. - с.432
- Федюкович Н.И., Анатомия и физиология человека. / Н.И.Федюкович – Ростов н/Д: Феникс. 2020, 573
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Планируемые результаты освоения дисциплины
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать анатомию и физиологию человека. | Полнота ответа на поставленные вопросы, использование анатомической терминологии; последовательность ответа, выявление ошибок | - устный индивидуальный опрос; - фронтальный опрос; - письменный опрос; - тесты; - ситуационные задачи; - составление схем и таблиц; - составление словаря анатомических терминов. |
Умения: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь использовать зания анатомии и физиологии для обследования пациента, постановки предварительного диагноза. | Ориентация в топографии и строении органов и систем органов, выявление ошибок, последовательность действий при демонстрации умений, правильность действий. | - демонстрация на муляжах и таблицах органов и систем органов человека; - оценка выполнения практических работ. Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена, включающего в себя контроль усвоения теоретического и практического материала. |
4.2. Текущий контроль успеваемости
К формам текущего контроля относятся: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменная работа, задача (практическое задание), интерактивные тренажеры, собеседование, тест, деловая и/или ролевая игра, учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.), коллоквиум, контрольная работа, круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты, портфолио, учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.), рабочая тетрадь, разноуровневые задачи и задания, расчетно-графическая работа, построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.), эссе, реферат, доклад, сообщение и другие формы текущего контроля.
Примеры форм текущего контроля, и краткая характеристика оценочных средств представлены в Приложении 1.
4.3. Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена, после освоения программы ОП.03 Анатомия и физиология человека и ОП.08 Основы патологии. Место проведения экзамена: кабинет Анатомии и физиологии человека. Экзамен проводится устно по билетам, обучающийся в ходе экзамена выполняет три задания одного билета. Итоговая оценка выставляется на основании критериев ответа на все три задания. Итоги экзамена заносятся в экзаменационную ведомость. Оценка, полученная на экзамене, считается определяющей за данный семестр по дисциплине Анатомия и физиология человека и Основы патологии.
Приложение 1
Формы текущего контроля успеваемости и соответствующих оценочных средств
№ п/п | Наименование формы контроля (оценочного средства) | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
Устный опрос (индивидуальный, фронтальный) | Устный опрос предназначен для закрепления изученного материала. Устный опрос проводится как беседа преподавателя с обучающим(и)ся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной и рассчитанное на выяснение объема знаний, обучающего(их)ся по определенному разделу, теме, и т.п. | Вопросы для устного опроса (индивидуального, фронтального), эталоны ответов, критерии оценки | |
Письменная работа | Самостоятельная письменная работа, направленная на творческое освоение дисциплины и выработку соответствующих профессиональных компетенций. | Перечень вопросов, комплект заданий для письменной работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Задача (практическое задание) | Средство оценки умения применять полученные теоретические знания в практической ситуации. Задача (задание) должна быть направлена на оценивание тех компетенций, которые подлежат освоению в данной дисциплине, должна содержать четкую инструкцию по выполнению или алгоритм действий. | Комплект задач (практических заданий), эталоны ответов, критерии оценки | |
Интерактивные тренажеры | Техническое средство, которое может быть использовано для контроля приобретенных обучающимся профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом. | Комплект заданий для работы на тренажере, эталоны ответов, критерии оценки | |
Собеседование | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний, обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, представленные в привязке к компетенциям, предусмотренным рабочей программой, эталоны ответов, критерии оценки | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Деловая и/или ролевая игра | Совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. | Тема (проблема), концепция, сценарий, роли и ожидаемый результат по каждой игре, критерии оценки | |
Учебные кейсы (комплексные кейсы, мини-кейсы, исследовательские кейсы и др.) | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Комплект заданий для решения учебных кейсов, эталоны ответов, критерии оценки | |
Коллоквиум | Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися. | Вопросы по темам/ разделам дисциплины, эталоны ответов, критерии оценки | |
Контрольная работа | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу дисциплины. | Комплект контрольных заданий по вариантам, эталоны ответов, критерии оценки | |
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты | Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения. | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов, критерии оценки | |
Портфолио | Целевая подборка работ обучающихся, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких дисциплинах. | Структура портфолио, образец портфолио, критерии оценки | |
Учебный проект (информационный, практико-ориентированный, исследовательский, творческий и др.) | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных проектов, образец проекта, критерии оценки | |
Рабочая тетрадь | Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. | Образец рабочей тетради, критерии оценки | |
Разноуровневые задачи и задания | Различают задачи и задания: а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины; б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей; в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей. | Комплект разноуровневых задач и заданий, эталоны ответов, критерии оценки | |
Расчетно-графическая работа | Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по дисциплине. | Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы, эталоны ответов, критерии оценки | |
Построение и заполнение графических органайзеров (диаграмма Венна, диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), кластер, категориальная таблица, концептуальная таблица и др.) | Графический органайзер представляет собой средство наглядного представления мыслительных процессов. Диаграмма Венна используется для сравнения или сопоставления, или противопоставления 2-3-х аспектов и показа общих черт. Диаграмма Исикавы («рыбий скелет») позволяет описать целый круг (поле) проблемы и попытаться решить ее. Кластер – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого-либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции. Категория – признак (общий), отражающий существенные свойства и отношения. Категории оформляют в виде таблицы. Идеи/ информацию распределяют в таблице по соответствующим категориям. Концептуальная таблица обеспечивает сравнение изучаемых явлений, понятий, взглядов, тем и пр. по двум и более аспектам. | Комплект макетов тематических графических органайзеров, критерии оценки | |
Эссе | Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. | Темы эссе, образец эссе, критерии оценки | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов, образец реферата, критерии оценки | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы. | Темы докладов, сообщений образец доклада, сообщения, критерии оценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2012-2013г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государтсвенного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа по анатомии и физиологии человека для специальности 060101 "Лечебное дело" за 2013-2014г.
Содержание рабочей программы соответствует знаниям и умениям студентов по анатомии и физиологии человека по специальности 060101 "Лечебное дело" Федерального Государственного Образовательного Стандарт...
Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело и При...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.02. Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо учебной дисциплинеАнатомия и физиология человекаСпециальность 34.02.01 «Сестринское дело»...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА для текущего контроля знаний, умений обучающихся ОП. 02.Анатомия и физиология человека ОП.03. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» 31.02.01. «Лечебное дело»
Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. При этом акцент делается на установлении подробной, реальной кар...
Рабочая программа по ПМ.01 Диагностическая деятельность, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 01 Диагностическая деятельность по специальности 31.02.01 Лечебное дело составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. Психология общения Специальность 31.02.01 Лечебное дело
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05. Психология общения Специальность 31.02.01 Лечебное дело...