Сборник методических материалов по лепке для реализации дополнительного образования детей
методическая разработка

Ермаков Никита Владимирович

В методическом издании раскрываются основные термины и принципы организации деятельности в кружках по лепке из пластилина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

СБОРНИК

методических материалов

для реализации дополнительного образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

В методическом издании раскрываются основные термины и принципы организации деятельности в кружках по лепке из пластилина. Сборник содержит теоретические материалы и рекомендации для подготовки и проведения занятий по лепке, информацию, которую можно использовать для оформления учебного кабинета.

Издание будет полезно педагогам дополнительного образования


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1     БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА………………………5

2  ИНСТРУМЕНТЫ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ……………………...7

3 КАРТА СМЕШИВАНИЯ ЦВЕТОВ ПЛАСТИЛИНА……………………….10

4 БАЗОВЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ И СЛОЖНЫЕ ФИГУРЫ……………………11

5 ВИДЫ ЛЕПКИ…………………………………………………………………14

6 СПОСОБЫ ЛЕПКИ……………………………………………………………14

7 ПРИЕМЫ ЛЕПКИ……………………………………………………………..15

8 СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ: ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА……………...…….16

9 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДА…………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Это одно из полезнейших занятий для ребенка, средство эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мышление, руки, пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, фантазии.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации, или размером кубиков, как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности. Трудно сказать, как влияет на ребёнка то, что он творит своими руками, по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление, воображение) сразу отражается в лепке.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на некоторое время. Это глина, пластилин, пластик, тесто, влажный песок, бумажная масса для папье-маше. Чем разнообразнее ассортимент материалов, тем шире экспериментальное поле.

Из одного комка пластилина, глины или теста можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы его преобразования. Тесто, пластилин, глина – универсальные материалы, которые дают возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат.

 

1        БЕСЕДА ОБ ИСТОРИИ ЛЕПКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА

 

Давным-давно пластилин был только одного цвета - белый. А еще раньше его вообще не было. Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.). 

 Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал, который не высыхал  при создании скульптур студентами. Первоначально пластилин использовался в образовательных целях, но после того, как шестеро детей Харбурта заполнили дом пластилиновыми поделками, родилось верное решение. В 1900 году Харбурт открыл свою фабрику, где началось промышленное производство пластилина, пока только серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов.

Пластилин Франца Колба можно и сейчас встретить на прилавках как “Мюнхенский художественный пластилин”.

Но подлинным героем, настоящим изобретателем пластилина считается Джо Маквикер из Цинцинати. Он, собственно, и не собирался ничего изобретать, а выпустил простую оконную замазку. К счастью для Маквикера, его сестра, работавшая в детском саду, стала использовать его для лепки вместо глины. Факт остается фактом, задолго до получения патента Харбуртом, на занятиях по лепке из глины появилась альтернатива.

  

Позже совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать «нетоксичное чистящее средство для обоев» на занятиях. А в 1955 году на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги. Светлая масса была более пластичной, не высыхала,  и вскоре прародитель современного пластилина сметался с полок подчистую.

Маквикер в 27 лет стал миллионером, а мы получили возможность творить в цвете.

Сегодня пластилин состоит из порошка глины и веществ, которые не дают ей высыхать: воска, животного сала, озокерита (минерала, похожего на пчелиный воск), церезина (это вещество получают из озокерита), вазелина.

Современные материалы для лепки

 

Сегодня материалов для лепки очень много, полет фантазии не обязательно ограничивать свойствами глины, теста или пластилина. Новые технологии дают возможность с удовольствием лепить из пластики, шарикового пластилина, «холодного фарфора», пластилина воскового или флуоресцентного. Разнообразие материалов открывает новые грани талантов, дает множество новых возможностей и решений.

 

2 ИНСТРУМЕНТЫ И РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ

 

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и детей, хранения оборудования, незаконченных работ обучающихся, учебных пособий и  выставки.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются доской для лепки. Обучающиеся лепят на столах  с горизонтальными крышками. Педагогу надо предусмотреть, чтобы поверхность его рабочего места была видна каждому ребенку.

Основное оборудование: пластилин,  набор стеков, одежда.

Дополнительное оборудование: зубочистки, куски картона, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий (в ёмкости изделия должны свободно размещаться), мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стека по окончании занятий).

Демонстрационные пособия: предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); предметы, содержащие эти формы, а также предметы, имеющие формы, отличные от шара, цилиндра, конуса. Это мячики и шарики; катушки для ниток разных пропорций и размеров; деревянные яйца, желуди, плоды каштана и т.п.

Главную базовую фигуру – шар – дети должны особенно хорошо изучить, знать ее визуально (глазами) и на ощупь (руками). Для этого хорошо иметь комплект шариков для пинг-понга как раздаточный материал (достаточно нескольких шариков, чтобы дать их в руки тем, кто трудно осмысливает эту правильную форму).

Основным наглядным пособием педагога являются инструкционные карты, изображающие приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у педагога должны быть лепные программные изделия-образцы, которые демонстрируют объемные формы при анализе нового изделия, совмещаются с рисунком этой же формы на инструкционной карте, предъявляются при определении пропорций. Только при такой комплексной подаче информации формируются связи, позволяющие ребенку переносить объемное изображение на плоскость и, наоборот, формировать объемное видение плоского рисунка; активизируются образное мышление и фантазия. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия с их согласия. Постепенно лепных изделий накапливается довольно много, и часть из них разбирается  на рабочий материал. Итогом работы над изучаемой темой должно быть создание тематической композиции. Работы, получившие лучшую оценку,  в том числе и выполненные дома, достойны всеобщего обозрения. Такая выставка детям необходима, как и каждому художнику. Лучшие работы, находящиеся постоянно перед глазами, приучают к усвоению стандарта лепки, стимулируют стремление к лучшему.  Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом. Выставку детских работ должны видеть и родители, поскольку она наглядно отражает уровень усвоения программы, уровень развития образного мышления. Первое время, пока дети не привыкнут к существованию выставки в кабинете, изделия лучше держать под стеклом на полке шкафа, в доступном для обозрения месте.

При приобретении оборудования для лепки родители должны знать назначение предметов и требования, предъявляемые к их качеству. Для этого целесообразно проводить организационное родительское собрание в начале учебного года.

Рабочая одежда. Рабочий халат с длинными рукавами или фартуком с нарукавниками.

Рабочий материал. В магазинах канцтоваров и в художественных салонах продают много различных материалов для лепки. Прежде всего, это большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением, разные виды глины и пластики. Для лепки надо выбирать пластилин по его лепным качествам. Цвет должен играть второстепенную роль, хотя в готовом изделии яркие цвета смотрятся лучше. Обычно пластилин выпускают наборами с различным количеством цветов (минимально их должно быть 5–6). Для выполнения всей программы ребенку понадобится 8–10 таких наборов. Не все цвета расходуются одинаково – больше всего уходят в изделия белый, желтый, зеленый, красный и близкие к ним цвета, меньше всего – черный. Некоторые цвета можно перемешивать, получая промежуточные. Например, желтый + красный = оранжевый; красный + черный = коричневый; желтый + синий = зеленый и т.д. Процесс смешивания, переминания пластилина занимает довольно много времени. Поэтому лучше всего иметь набор, дополняемый брикетами. Не рекомендуется в одном изделии использовать пластилин разного качества.

Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. На доске раскатывают все исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Рабочий нож. Главный рабочий инструмент – стек. Он должен быть небольшим, легким, прямым, не складным, безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным, но не острым, концом. В некоторых наборах к пластилину прилагаются готовые пластмассовые стеки.

Картон для композиций. Для размещения предметов и композиций ребенку понадобится картон самых разных размеров и пропорций. Картон должен быть довольно жестким, чтобы не прогибаться под тяжестью пластилина.

Подсобный материал. Зубочистки используют для соединения деталей и выполнения декоративных элементов изделия. Зубочисток лучше иметь целую упаковку.

Уход за принадлежностями. Доску и пол чистят стеком, убирая с них пластилин. А стек и руки протирают тряпкой: мягкой, хлопчатобумажной, хорошо впитывающей. Пластилин легко входит в такую ткань, очищая руки и пластмассу. Остатки жира с рук нужно смыть водой с мылом, а тряпку заменять по мере загрязнения.

 

http://torbux.ru/uploads/posts/2014-07/1405013393_skanirovanie0006.jpg3 КАРТА СМЕШИВАНИЯ ЦВЕТОВ ПЛАСТИЛИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 БАЗОВЫЕ, ПРОИЗВОДНЫЕ И СЛОЖНЫЕ ФИГУРЫ


Базовые  фигуры

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image007.jpg

 

 


Шар

 

Из шара можно слепить: голову, туловище, уши, глаза, короткие лапы и др.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image008.jpg

 


Жгут

 

Жгут получают путем раскатывания шара, от большей толщины к меньшей. Когда жгут получится нужной толщины, раскатывание прекращают.

Из жгута можно слепить: лапы, хвост, перья, уши и др.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image009.jpg

 

 


Лепешка

 

Лепешку можно получить из шара, тогда она будет круглой или овальной, или из жгута, тогда она будет прямоугольной.

Из лепешки можно слепить: пятна другого цвета у животных, листья, базу для сложных фигур и др.

 

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image010.jpgПроизводные фигуры

 

Капля

 

Каплю получают из шара, прокатывая его усилением давления с одной стороны.

Из капли можно слепить: голову, туловище, крылья, клюв и др.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image011.jpg

 


Конус

 

Конус, как и каплю, получают из шара. Для этого шар нужно сделать плоским с одной из сторон. Можно просто прижать шар к рабочей поверхности, сохранив при этом округлую форму  оставшейся части.

Из конуса можно слепить: нос, голову, гриб и др.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image012.jpg 


Веретено

 

Веретено делается из шара, по тому же принципу, что и капля, только усиленное давление при прокатывании прилагается не с одной стороны, а с обеих. На середину же давить надо слабее, чтобы она получилась более толстой.

Веретено можно получить не только из шара, но и из валика. Веретено из валика будет более вытянутое.

Из веретена можно слепить: лапы, хвост, когти, уши, траву и др.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image013.jpg

 

 


Спираль

 

 

Для получения спирали сначала надо скатать шар, затем придать форму жгута. Чем длиннее жгут, тем больше оборотов будет в спирали. С одной стороны придайте жгуту заостренную форму, чтобы проще начать сворачивать спираль. Закручивается спираль с заостренного конца, витки должны ложиться аккуратно друг над другом.

Из спирали можно слепить: рога, раковину улитки, усики растения.

 

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image014.jpgЛодочка

 

 

Лодочку делают из лепешки овальной формы. Сначала нужно скатать из пластилина ровный шар, затем придать ему плоскую форму. После этого согнуть лепешку посередине и немного защипнуть края.

Из лодочки можно слепить: уши, лепестки цветка.

 

Сложные фигуры

 

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image015.jpg

 


Коса

 

Косу можно слепить как из полоски одного цвета, так и разноцветную. Для косы понадобятся три длинных жгута, их необходимо скрепить с одной стороны, а затем плотно переплести друг с другом. Готовую косу скрепить с другой стороны.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image016.jpgИз косы можно слепить: переплетение лиан, волосы, гриву лошадей.

 

Сложная спираль

 

 

 

Сложную спираль можно делать из одного оттенка пластилина или использовать контрастные цвета.

Сложная спираль изготавливается из двух жгутов, аккуратно перекрученных между собой. Когда толщина полос покажется вам достаточной, сверните получившийся жгут в спираль.

Из сложной спирали можно слепить: рога, раковину улитки, усики растений.

https://documents.infourok.ru/d268602c-5e37-40f4-abb6-161a015f0f25/0/image017.jpg 

 


Спиральный рулет

 

 

Для рулета лучше выбрать пластилин контрастных цветов (иначе слои будут плохо заметны на разрезе).

Для спирального рулета потребуются две тонкие прямоугольные лепешки контрастных цветов. Одну лепешку нужно наложить на другую. Получившуюся лепешку необходимо свернуть в рулет, его надо сворачивать как можно плотнее. Свернутый рулет оставить на 5-10 минут, чтобы остыл. Самым тонким стеком нарезается пластилиновый рулет на тонкие ломтики.

Из спирального рулета можно слепить: оперение птиц, камни, морских моллюсков.

5 ВИДЫ ЛЕПКИ

 

По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой по смыслу.

В декоративной лепке дети создают декоративные изделия: вазы, тарелки и др.

В комплексной лепке дети, для решения поставленной художественной задачи, комбинируют разные способы лепки.

 

6 СПОСОБЫ ЛЕПКИ

 

В лепке применяют следующие способы получения изделий:

конструктивный – образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора;

скульптурный – образ создается из целого куска пластилина;

комбинированный - способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный;

модульный - способ конструирования из одинаковых деталей объемных фигур.

7 ПРИЕМЫ ЛЕПКИ

 

Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Шлепанье - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движения можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста или пластилина с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющивать при помощи пальцев. Большой кусок придавливают ладонями к плоской поверхности.

Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным пальцами руки.

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.

Вдавливание - расположение предметов на основе из пластичного материала и прикрепление их путем нажатия.

Раскатывание - формирование из куска пластилина жгута  путем раскатывания его движениями вперед - назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.

Разрезание - деление куска пластилина при помощи стека на кусочки меньшего размера.

Сглаживание - придание гладкой формы изделию при помощи пальцев рук.

Оттягивание - оттягивание пальцами края изделия.

Защипывание - придание рельефа и фактуры, изображение отдельных деталей при помощи щипковых движений пальцев.

Загибание - придание формы краям тарелок, ваз при помощи круговых движений пальцев рук.

 

8 СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ: ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА

 

Закон равновесия гласит: все элементы композиции должны быть уравновешены относительно друг друга. Другими словами, когда вы рассматриваете группу фигур, у вас не должно возникать чувство дискомфорта, которое бывает  из-за неуравновешенности деталей.

Необходимо помнить правило: большую, светлую или неяркую деталь можно уравновесить одной или несколькими мелкими, но более темного цвета.

рис-1-закон-равновесия

Закон равновесия

Закон мотива и среды (доминанты). В любой композиции для нормального ее восприятия необходим главный элемент всей композиции. Это не обязательно какая-то одна фигура. Центральной может стать и группа фигур. Доминанта (мотив) всегда тесно связана со средой. Связь может быть простой (например, среда состоит из разреженных элементов мотива) и опосредованной, вплоть до контраста. Мотив не должен располагаться в геометрическом центре композиции или точно по его середине.

Закон трехкомпонентности. Уже своим названием говорит об идеальном количестве важных элементов в композиции. Это связано с особенностями человеческого восприятия и описания практически любых характеристик и явлений. О росте человека мы обычно говорим — высокий, низкий и средний. Приблизительно так же характеризуем уровень интеллекта — умный, глупый и опять же средний уровень. В случае с композицией выбираем характеристику «большое, малое, среднее». Это не значит, что в композиции должно быть три, например, предмета разной величины.

Большую роль в выразительности композиции играют статика и динамика. Статичная композиция выглядит устойчивой, спокойной, часто бывает симметричной. Если для работы вы выбираете тематику спокойную, уравновешенную, философскую, то лучше использовать статичную композицию.

Если необходимо передать движение, стремление, порыв, то ваша композиция должна быть динамичной. Это не значит, что детали композиции должны обязательно иметь диагональное направление. Более того, в композицию придется вводить вертикальные или горизонтальные линии или формы, призванные зрительно остановить движение.

 

 

 

 

 

9 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДА

 

Правила поведения

1. На перемене не бегай и не прыгай в кабинете, чтобы не уронить со стола чью-нибудь работу, не сломать ее.

2. На занятии соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать педагога. Работай руками, а не языком.

3. Не бросайся пластилином. Следи, чтобы пластилин не падал на пол.

4. Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола пластилин и зубочистки. Не сори оберткой от пластилина.

5. Не бери пластилин в рот, не касайся грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогай тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна.

6. Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или педагога. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.

7. Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.

8. Научился сам – помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе. Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.

9. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.

Правила

 подготовки рабочего места перед началом занятия

1. Достань принадлежности лепки.

2. Надень рабочую одежду.

3. Положи на парту рабочую доску, коробки с пластилином и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.

4. Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.

 

Правила уборки своего рабочего места

(за 2–3 минуты до конца занятия)

1. Положи готовое или неготовое изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола пластилин по цветам и убери в коробку.

3. Стеком почисти рабочую доску, стол, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин – грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри стек и крышку стола тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.

5. Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери.

Материалы для лепки

                   2013 01 29 154241 150x150 Я леплю из пластилина. История пластилинапластилин

 

 

 

 

 

 

                   Тесто для лепкитесто для лепки

 

 

 

 

 

 

                   масса для лепки

Масса для лепки

                   Шариковый пластилин

Шариковый пластилин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»

Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП.01.04 ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Методические рекомендации по ПП.01.04для студентов специальности 44.02.01 Педагогика дополнительного образования и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом с...

Дополнительное образование детей: история и современность. Описание опыта реализации дополнительного образования художественной направленности в Череповецком Доме пионеров в советский период

Курсовая работа для социально-педагогического колледжа включает глубокое исследование литературы по истории данного вопроса и анализ опыта педагогической деятельности моей наставницы Алексеевой Ангели...