МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПП.01.04 ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
методическая разработка

Золотова Елена Валентиновна

Методические рекомендации по ПП.01.04для студентов специальности 44.02.01 Педагогика дополнительного образования и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, на основе  рабочей программыПМ.01Преподавание в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей. Методические рекомендации содержат указания по организации практики, требования к ведению дневника, написанию, оформлению отчета. В рекомендациях изложены особенности планирования вокально–хоровых занятий, содержатся диагностические методики, примеры сценариев занятий со школьным хором, вокально–хоровых упражнений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАЛУЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПП.01.04

ПМ.01 ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Для специальности  44.02.01 Педагогика дополнительного образования

Валуйки, 2019 г.

Разработчик:

Золотова Е.В., преподаватель ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Методические рекомендации по ПП.01.04для студентов специальности 44.02.01 Педагогика дополнительного образования и разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, на основе  рабочей программыПМ.01Преподавание в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей. Методические рекомендации содержат указания по организации практики, требования к ведению дневника, написанию, оформлению отчета. В рекомендациях изложены особенности планирования вокально–хоровых занятий, содержатся диагностические методики, примеры сценариев занятий со школьным хором, вокально–хоровых упражнений.

Содержание

  1. Цели и задачи прохождения производственной практики………………...4
  1. Права и обязанности студента в период прохождения практики ………...6
  2. Инструктаж по технике безопасности……………………………………....6
  3. Содержание видов работ по практике………………………………….…..10
  4. Требование к оформлению дневника по практике………………………..13
  5. Особенности выполнения индивидуального задания………………….....20
  6. Требования к оформлению отчета по производственной практике……..22
  1. Требования к проведению дифференцированного зачета по практике…………………………………………………………………………..23
  2. Критерии оценки результатов практики…………………………………...23
  3. Перечень рекомендуемой методической литературы, интернет–ресурсов…………………………………………………………………………..24
  4. Дополнительный (методический) материал, обеспечивающий эффективное выполнение видов работ по практике…………………………..27

  1. Цели и задачи прохождения производственной практики

Производственная практика является органической частью  ПМ.01Преподавание в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей и направлена на освоение студентами вида профессиональной деятельности, приобретение практического опыта в области музыкальной деятельности, формирование  общих и профессиональных компетенций (ПК):

Целью производственной практики является:  

ПК 1.1        .Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2        .Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3        .Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

ПК 1.4.Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

ПК 1.5.Анализировать занятия.

ПК 1.6.Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

обучающийся должен знать:

  • требования к охране и гигиене голоса;
  • разносторонний по содержанию и стилям вокально–хоровой репертуар;
  • теоретические основы и методику работы с хором;
  • классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;
  • основы хоровой культуры и дирижерской техники;
  • методы анализа произведений вокально–хорового жанра;
  • методические основы работы над детским песенным репертуаром;
  • технические и художественные приемы хорового дирижирования;
  • методические приемы работы с хором;
  • основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных хоровых исполнительских составов.

Цель практики: освоение студентами вида профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в области музыкальной деятельности.

Задачи практики:

– сформировать диагностические, проектировочные, организационные и коммуникативные умения;

– накапливать представления о характере и содержании деятельности и функциональных обязанностях педагога дополнительного образования, учителя, классного руководителя, педагога организатора и др.;

– изучить отдельных учащихся с помощью диагностической карты и составление характеристик, диагностика их уровня воспитанности;

– овладеть методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

– развивать потребности в педагогическом самообразовании и постоянном совершенствовании;

– сформировать основы профессиональной психолого–педагогической  культуры;

–сформировать умения осуществлять  рефлексию;

– формировать личностные качеств будущего педагога.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

– деятельности в избранной области дополнительного образования детей;

– анализа планов и организации занятий по программам дополнительного образования детей в избранной области деятельности, разработки предложений по их совершенствованию;

– определения цели и задач, планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в избранной области деятельности;

– наблюдения, анализа и самоанализа занятий по программам дополнительного образования детей в избранной области деятельности, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

– ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс

уметь:

– находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

– разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области дополнительного образования детей;

– педагогически обосновано выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в избранной области деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей;

– демонстрировать способы, приемы деятельности в избранной области дополнительного образования детей;

– стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к избранной области деятельности;

– создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

– выявлять и поддерживать одарённых в избранной области детей;

– работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение;

– проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;

– устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);

– взаимодействовать с участниками образовательного процесса и родителями (лицами, их заменяющими);

– использовать информационно–коммуникационные технологии и технические средства обучения в образовательном процессе;

– контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся, результаты освоения программы дополнительного образования;

– осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, корректировать цели, содержание, методы и средства обучения по ходу и результатам их проведения;

– анализировать занятия в избранной области дополнительного образования;

– осуществлять дополнительное образование детей в избранной области деятельности на общекультурном, углубленном, профессионально–ориентированном уровнях;

– владеть деятельностью в избранной области дополнительного образования детей;

– анализировать планы и организовывать занятия по программам дополнительного образования детей в избранной области деятельности, разрабатывать предложения по их совершенствованию;

– определять цели и задачи планирования и проведения занятий по программам дополнительного образования детей в избранной области деятельности;

– анализировать и проводить самоанализ занятий по программам дополнительного образования детей в избранной области деятельности, обсуждать отдельные занятия в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разрабатывать предложения по их совершенствованию и коррекции;

– вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

  1. Права и обязанности студента в период прохождения практики

Во время практики студенты имеют право:

− обращаться к руководителю практики от базы практики и руководителю практики от колледжа для разрешения различных вопросов возникающих в ходе практики;

− вносить предложения по вопросам организации проведения практики;

− в период практики работать в библиотеке или с литературой научно–методического фонда колледжа для успешного выполнения программы практики и подготовки отчета по практике.

Во время практики студенты обязаны:

−присутствовать на установочной конференции по практике;

−приходить на педагогическую практику вовремя, при себе иметь студенческий Билет и сменную обувь;

−хорошо знать программу и план прохождения практики;

 выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, тщательно готовиться к каждому дню практики и проведению запланированных мероприятий, выполнять указания руководителя практики в образовательном учреждении;

 подчиняться правилам внутреннего распорядка учреждения – базы практики, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики;

 вести ежедневные записи в дневнике о проведенной работе на практике;

 проявлять активность и стремиться к наиболее глубокому изучению содержания деятельности учреждения;

 в соответствии с программой практики студент обязан своевременно в течение недели после завершения практики представить отчетную документацию, подготовить материалы для выступления на отчетной конференции по практике.

  1. Инструктаж по технике безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для студентов, проходящих практику№ 43

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция определяет требования охраны труда для студентов академии, направленных для прохождения практики.

1.2. Студенты, вышедшие на практику, допускаются к выполнению работы только при наличии установленного набора документов (договор, дневник, индивидуальное задание и т. п.) и только после прохождения вводного инструктажа по охране труда, инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также повторения приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев (при получения травмы в период практики).

1.3. Каждый инструктаж студентов, выходящих на практику, должен заканчиваться обязательной проверкой его усвоения. Первичный инструктаж проводится руководителями практики, последующие  руководителями практики по месту ее прохождения.

1.4. Проведение всех видов инструктажей должно регистрироваться в журналах регистрации инструктажей с обязательными подписями получившего и проводившего инструктаж.

1.5. Каждому студенту, выходящему на практику, необходимо:

 знать место хранения медицинской аптечки;

 уметь оказать первую помощь при производственных травмах;

 уметь правильно действовать при возникновении пожара и в других экстремальных и других чрезвычайных ситуациях;

 изучить планы эвакуации и расположение эвакуационных выходов.

1.6. Студенту, проходящему практику, следует:

 оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор в гардеробной или иных местах, предназначенных для хранения верхней одежды;

 иметь опрятный вид в соответствии с требованиями делового этикета;

 не принимать пищу на рабочем месте.

Опасные и вредные производственные факторы.

1.7. Работа студентов при прохождении практики может сопровождаться наличием следующих опасных и вредных производственных факторов:

 работа на персональных компьютерах  ограниченной двигательной активностью, монотонностью и значительным зрительным напряжением;

 работа с электроприборами (приборы освещения, бытовая техника, принтер, сканер и прочие виды офисной техники)  повышенным значением напряжения электрической цепи;

 работа вне организации (по пути к месту практики и обратно) движущимися машинами (автомобили и прочие виды транспорта), неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия (гололед, неровности дороги и пр.)

Требования к рабочим помещениям и оборудованию рабочих мест.

1.8. Помещения, предназначенные для размещения рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами, следует оснащать солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы и пр.).

1.9. Все помещения с персональными компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение.

1.10. Запрещается применение открытых ламп (без арматуры) в установках общего и местного освещения.

1.11. Искусственное освещение на рабочих местах в помещениях с персональными компьютерами следует осуществлять в виде комбинированной системы общего и местного освещения.

1.12. Местное освещение обеспечивается светильниками, установленными непосредственно на столешнице.

1.13. Для борьбы с запыленностью воздуха необходимо проводить влажную ежедневную уборку и регулярное проветривание помещения.

1.14. Рабочее место должно включать: рабочий стол, стул (кресло) с регулируемой высотой сиденья.

Ответственность студентов, проходящих практику.

1.15. Студенты, проходящие практику, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за соблюдение требований Инструкции, производственный травматизм и аварии, которые произошли по их вине в связи с выполняемой ими работой.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и случаев травматизма, при этом:

 не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам;

 не садиться и не облокачиваться на ограждения и случайные предметы;

 обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования;

 запрещается приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

2.2. Осмотреть рабочее место и оборудование. Проверить оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментами. Убрать все лишние предметы.

2.3. Очистить экран дисплея персонального компьютера от пыли. Отрегулировать высоту и угол наклона экрана.

2.4. Отрегулировать уровень освещенности рабочего места.

2.5. Отрегулировать кресло по высоте. Проверить исправность оборудования.

2.6. О замеченных недостатках и неисправностях немедленно сообщить руководителю практики и до устранения неполадок и разрешения руководителя к работе не приступать.

3. Требования охраны труда во время работы

На рабочих местах, оснащенных персональными компьютерами:

3.1. Экран должен находиться ниже уровня глаз на 5 град, и располагаться в прямой плоскости или с наклоном на оператора (15 град.).

3.2. Расстояние от глаз оператора до экрана должно быть в пределах 60–80 см.

3.3. Местный источник света по отношению к рабочему месту должен располагаться таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света, и должен обеспечивать равномерную освещенность на поверхности 40 х 40 см, не создавать слепящих бликов на клавиатуре и других частях пульта, а также на экране видеотерминала в направлении глаз работника.

3.4. Для снижения зрительного и общего утомления после каждого часа работы делать перерыв.

3.5. Необходимо в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место. В течение рабочей смены экран дисплея должен быть не менее одного раза очищен от пыли. Своевременно убирать с пола рассыпанные материалы, принадлежности, продукты, разлитую воду и пр.

3.6. Во время работы запрещается:

 прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;

 производить переключение разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;

 допускать захламленность рабочего места;

 производить отключение питания во время выполнения активной задачи;

 допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и др. устройств;

 включать охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;

 производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

3.7. При работе с электроприборами и оргтехникой (персональные компьютеры, принтеры, сканеры, копировальные аппараты, факсы, бытовые электроприборы, приборы освещения).

3.8. Автоматические выключатели и электрические предохранители должны быть всегда исправны.

3.9. Изоляция электропроводки, электроприборов, выключателей, штепсельных розеток, ламповых патронов и светильников, а также шнуров, с помощью которых включаются в электросеть электроприборы, должны быть в исправном состоянии.

3.10. Электроприборы необходимо хранить в сухом месте, избегать резких колебаний температуры, вибрации, сотрясений.

3.11. Для подогрева воды пользоваться сертифицированными электроприборами с закрытой спиралью и устройством автоматического отключения, с применением несгораемых подставок.

3.12. Запрещается:

 пользоваться неисправными электроприборами и электропроводкой;

 очищать от загрязнения и пыли включенные осветительные аппараты и электрические лампы;

 ремонтировать электроприборы самостоятельно;

 подвешивать электропровода на гвоздях, металлических и деревянных предметах, перекручивать провод, закладывать провод и шнуры на водопроводные трубы и батареи отопления, вешать что–либо на провода, вытягивать за шнур вилку из розетки;

 прикасаться одновременно к персональному компьютеру и к устройствам, имеющим соединение с землей (радиаторы отопления, водопроводные краны, трубы и т.п.), а также прикасаться к электрическим проводам, неизолированным и неогражденным токоведущим частям электрических устройств, аппаратов и приборов (розеток, патронов, переключателей, предохранителей);

 применять на открытом воздухе бытовые электроприборы и переносные светильники, предназначенные для работы в помещениях;

 пользоваться самодельными электронагревательными приборами и электроприборами с открытой спиралью;

 наступать на переносимые электрические провода, лежащие на полу.

3.13. При перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места выключать оборудование.

3.14. По пути к месту практики и обратно:

3.15. Избегать экстремальных ситуаций на пути следования.

3.16. Соблюдать правила дорожного движения и правила поведения в транспортных средствах.

3.17. Соблюдать осторожность при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих видимость проезжей части.

3.18. В период неблагоприятных погодных условий (гололед, снегопад, туман) соблюдать особую осторожность.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Немедленно прекратить работу, отключить персональный компьютер, иное электрооборудование и доложить руководителю работ, если:

 обнаружены механические повреждения и иные дефекты электрооборудования и электропроводки;

 наблюдается повышенный уровень шума при работе оборудования;

 наблюдается повышенное тепловыделение от оборудования;

 мерцание экрана не прекращается;

 наблюдается прыганье текста на экране;

 чувствуется запах гари и дыма;

 прекращена подача электроэнергии.

4.2. Не приступать к работе до полного устранения неисправностей.

4.3. В случае пожара работники (в том числе и студенты, проходящие практику) должны немедленно прекратить работу, отключить электроприборы, закрыть окна, двери, вызвать пожарную команду, сообщить руководителю работ и покинуть помещение согласно плану эвакуации, применяя подручные средства индивидуальной защиты (платок, шарф и т. п., смоченные водой).

4.4. При обнаружении запаха газа в помещении:

 предупредить работников, находящихся в помещении, о недопустимости пользования открытым огнем, курения, включения и выключения электрического освещения и электроприборов;

 открыть окна (форточки, фрамуги) и проветрить помещение;

 сообщить об этом администрации организации, а при необходимости  вызвать работников аварийной газовой службы.

4.5. При травме в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать первую доврачебную помощь, поставить в известность руководителя работ, вызвать скорую помощь, и, по возможности, сохранить неизменной ситуацию до начала расследования причин несчастного случая.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место. Для уборки мусора и отходов использовать щетки, совки и другие приспособления.

5.2. Отключить и обесточить оборудование.

5.3.Тщательно вымыть руки с мылом. 

При выходе из здания студент обязан:

 убедиться в отсутствии движущегося транспорта;

 ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

  1. Содержание видов работ по практике

День практики

Тема и содержание работы

Количество часов

1 день

Установочная конференция. Ознакомление с программой практики, ее целями и задачами. Инструктаж по ТБ.Требования к оформлению документации. Оформление документации. Знакомство с системой организации внеурочной музыкальной деятельности детей в школе. Наблюдение занятия с детским в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Составление графика работы с вокально–хоровыми коллективами. Подбор песенного репертуара и вокально–хоровых упражнений.

4 час.

2 день

Знакомство с детским хоровым коллективом, с документацией педагогов по внеурочной воспитательной работе; знакомство с особенностями работы учителя по организации внеурочной музыкальной деятельности детей. Изучение и составление перечня методической литературы, интернет–ресурсов. Планирование, организация и проведение музыкальных занятий с детским хором. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем.

4 часа

3 день

Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий с учетом возраста обучающихся и в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами. Определение  потенциала форм, методов и учебных заданий внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 час.

4 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Проведение распевания детского хорового коллектива. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом.

4 час.

5 день

Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой.

Аранжировка произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 час.

6 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Проведение распевания детского хорового коллектива. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом.

4 часа

7 день

Освоение педагогической диагностики по определению уровня развития музыкальных способностей детей. Составление программы педагогического наблюдения; проведение под руководством методиста и учителя педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов. Подбор вокально–хоровых упражнений для детей разновозрастных групп. Просмотр и анализ видеозанятий российских детских хоровых коллективов. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 часа

8 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Проведение распевания детского хорового коллектива. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом.

4 часа

9 день

Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой.

Подбор игр по эстетическому развитию школьников.

Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 часа

10 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Подбор и проведение игр по эстетическому развитию школьников. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом.

4 часа

11 день

Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой.

Подбор вокально–хоровых упражнений для детей разновозрастных групп. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 часа

12 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Проведение распевания детского хорового коллектива. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 часа

13 день

Планирование индивидуальной музыкальной деятельности с одаренными детьми и детьми девиантного поведения. Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой. Подбор вокально–хоровых упражнений для детей разновозрастных групп. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 часа

14 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Проведение распевания детского хорового коллектива. Работа с солистами. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4час.

15 день

Планирование индивидуальной работы с родителями (лицами, их заменяющими) одаренных детей и с родителями детей девиантного поведения. Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 час.

16 день

Проведение и самоанализ вокально–хоровых занятий. Проведение распевания детского хорового коллектива. Работа с солистами. Управление с использованием дирижерских навыков детским вокально–хоровым коллективом. Исполнение аккомпанемента в произведениях для различного детского состава исполнителей. Наблюдение и анализ вокально–хоровых занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Консультации с методистом. Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 час.

17 день

Подготовка и оформление планов вокально–хоровых занятий. Разработка и подбор дидактического, наглядного, нотного материала. Работа с методической, нотной литературой.

Оформление дневника по практике; оформление портфолио документов по практике.

4 час.

18 день

Дифференцированный зачет (концертное выступление детских вокально–хоровых коллективов). Подведение итогов учебной практики. Представление отчетной документации. Дифференцированный зачет.

4 часа

Итого

72 часа

  1. Требование к оформлению дневника по практике

Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом психолого–педагогической практики. Дневник ведется и оформляется на протяжении всей практики и является одной из форм отчета. Дневник должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями, заверенный печатью организации – базы практики, подписью руководителя практики от предприятия, подписью руководителя практики от образовательной организации.

Требования к ведению дневника по практике:

– дневник является документом, по которому студент подтверждает выполнение программы практики;

– записи в дневнике должны вестись аккуратно, ежедневно и содержать перечень  выполненных работ за день;

– по окончанию практики дневник заверяется печатью организации, где проходил практику студент;

– дневник прилагается к отчету по практике и сдается для проверки руководителю практики от колледжа.

В качестве приложения к дневнику практики можно оформить графические, аудио–, фото–, видео – материалы, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

Требования к оформлению дневника:

− текстовые документы представляются в форматах Word (doc.);

− параметры текстового редактора: поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт Times New Roman; размер шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание – по ширине, красная строка – 1,25 см; в текстах не допускается сокращение названий и наименований;

− дневник формируется в одной папке–накопителе с файлами;

− записи в дневнике ведутся чернилами синего цвета.

В дневник входит:

– цели и задачи производственной практики

– программа производственной практики

– содержание и виды ежедневных работ по производственной практике

– индивидуальное задание по производственной практике

– отчет по производственной практике

– аттестационный лист по итогам прохождения практики

– характеристика по итогам прохождения практики

– приложение по производственной практике

Студент имеет право включать в дневник дополнительные материалы, элементы оформления (фотоматериалы, презентации и т.п.), отражающие его индивидуальность.

При оформлении должны соблюдаться следующие требования: регулярность ведения, достоверность представленных сведений, аккуратность и эстетичность оформления, целостность и эстетическая завершенность материалов, наглядность

Образец дневника по Практика работы с вокально–хоровыми коллективами в общеобразовательных организациях

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

ДНЕВНИК

ПО ПП.01.04 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ  ПРАКТИКА

Обучающегося  _________________________________________________________

                                          (Фамилия, имя, отчество)

Специальность:44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Группа:44

ПМ.01. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности

(наименование профессионального модуля)  

Семестр IV с 28.01 2019г. по 30.03. 2019г.

(время прохождения практики)

Место проведения практики: МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области

Программа  по производственной практике по ПМ.01 выполнена полностью/ не полностью

(указать полностью или не полностью)

За время прохождения практики пропустил ___ дней

Практика была   не оплачиваемая

(указать оплачиваемая или не оплачиваемая, при возможности указывается примерная сумма заработка)

Директор МОУ «СОШ №1» г. Валуйки _______________________ Будыкина С.А.

                                                                           _______________________ Еленко Н.А.

подпись руководителя практики от предприятия

                                                                          _______________________  Золотова Е.В.

подпись руководителя практики от ПОО

2019г

Содержание и виды ежедневных работ

по производственной практике

Дата

Наименование работ

Оценка работы

Подпись

куратор

наставник

ПМ.01. Подготовка педагога дополнительного образования в музыкальной деятельности

28.01.2019.

Установочная конференция. Ознакомление с программой практики, ее целями и задачами. Инструктаж по ТБ. Требования к оформлению документации. Оформление документации. Знакомство с системой организации внеурочной музыкальной деятельности детей в школе. Наблюдение занятия с детским в диалоге с сокурсниками, руководителем практики, учителем. Составление графика работы с вокально–хоровыми коллективами. Подбор песенного репертуара и вокально–хоровых упражнений.

Наименование темы и виды выполненных работ  из тематического плана (заполняется обучающимся)

Программа производственной практики

темы

Виды производственных работ

Кол–во

часов

Формируемые компетенции

ОК, ПК

уметь

ПМ.01. Подготовка педагога дополнительного образования в музыкальной деятельности

1

1. Инструктивное занятие по организации и ведению практики

2

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ПК 1.3

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

2

Знакомство с организацией учебно–воспитательного процесса в образовательном учреждении, с работой учителей в организации внеурочной деятельности.

2

ОК 4.

ОК 11.

ПК1.3.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.

3

Изучение и анализ деятельности педагога по внеурочной воспитательной работе

4

ОК 8

ОК 11.

ПК 1.1

ПК1.4.

ПК1.5

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Определять цели и задачи, планировать занятия.

Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. Анализировать занятия.

4

Наблюдение и анализ внеурочных воспитательных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями практики, учителями.

12

ПК1.4.

ОК 6. ОК 7.

Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.

Демонстрировать способы, приемы деятельности в избранной области дополнительного образования детей.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

5

Планирование, проведение и самоанализ внеурочных воспитательных занятий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Определение средств, технологий, методов и форм организации воспитательной работы с обучающимися.

18

ПК 1.1

ПК 1.2        

ПК 1.3        

ОК2.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 5.

Находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям.

Разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области дополнительного образования детей.

6

Осуществление работы по стимулированию общения младших школьников в процессе внеурочной деятельности

10

ПК 1.3

ОК 5.

ОК 7.

Находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям.

Педагогически обосновано выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в избранной области деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей. Стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к избранной области деятельности.

7

Освоение педагогической диагностики. Выявление и развитие творческих и других способностей детей в различных видах деятельности

8

ПК1.5.

ОК 4.

ОК 5

Анализировать занятия.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к избранной области деятельности

8

Планирование индивидуальной воспитательной работы с детьми

8

ПК1.6

ОК 5.

ОК 6

ОК 7.

Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Педагогически обосновано выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в избранной области деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей.

9

Работа с документацией, обеспечивающей организацию внеурочной воспитательной  деятельности

8

ПК1.6.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Всего

72

Анализ вокально–хорового занятия, проведенного в    классе ______________________

Тема «___________________________________________________________________________»

п/п

Параметры оценки

Оценка в баллах

0

отсутств

1

крайне

слабо

2

средняя

3

высокая

1.

Включение в деятельность педагогической этики

2.

Активизация внимания, положительный настрой обучающихся на предстоящее занятие

3

Активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучающегося в деятельность

4

Рациональность проведения подготовки детского певческого аппарата к пению (распевания).

5

Рациональность использования времени на занятии, оптимальность темпа чередования видов вокально–хоровой работы

6

Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов

7

Использование активных методов вокально–хоровой работы

8

Наличие и эффективность индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности на занятии (пение с солистом, пение в ансамбле, коллективное пение)

9

Контроль, коррекция и оценка их деятельности, соблюдение правил охраны детского голоса и ТБ.

10

Самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества

11

Определение перспектив развития певческой деятельности

12

Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива

13

Полное методическое обеспечение и оснащение занятия необходимыми средствами

14

Создание атмосферы содружества и сотворчества педагога и обучающихся на занятии

15

Создание ситуаций, обеспечивающие успех обучающихся на занятии

16

Информационно–речевое, певческое педагогическое воздействие (ораторское и певческое искусство)

17

Педагогическая вокально–дирижерская техника (голос, мимика, дирижерский жест, педагога, физическая и психологическая свобода)

18

Владение аккомпаниаторскими навыками

19

Знание предмета реализуемой образовательной области, профессиональная и общая эрудиция

20

Демонстрация практического применения изучаемого материала

Общее количество баллов:

Выводы, рекомендации:

В результате оценки учебного занятия набрано:

от 51 до 60 баллов – соответствие высокому уровню;

от 41 до 50 баллов – соответствие среднему уровню;

от 22 до 40 баллов – соответствие уровню ниже среднего;

менее 22 баллов – соответствие низкому уровню.

  1. Особенности выполнения индивидуального задания

На установочной конференции студенту выдается индивидуальное задание, направленное на отработку практических навыков.  Индивидуальное задание должно содержать тематику задания, исходные данные, перечень подлежащих разработке вопросов. Индивидуальное задание должно быть оформлено в соответствии с установленными требованиями, заверенное подписью руководителя практики от образовательной организации, подписью студента.

Темы индивидуальных заданий для студентов по производственной практике:

1.        Составление выступления на родительском собрании в школе о значении хорового искусства в личностном развитии школьников.

2.        Составление беседы по повышению мотивации к занятиям в детском хоре с родителями обучающегося, имеющего ОВЗ.

3.        Составление беседы по повышению мотивации к занятиям в детском хоре с одаренным обучающимся.

4.        Подбор вокально–хоровых упражнений для школьного хора на разные виды техники.

5.        Подбор вокально–хоровых упражнений для вокального ансамбля.

6.        Подбор вокально–хоровых упражнений для солиста дисканта.

7.        Подбор вокально–хоровых упражнений для солиста альта.

8.        Подбор вокально–хоровых упражнений для солиста сопрано.

9.        Составление характеристики певческого голоса обучающегося на основе диагностики уровня развития музыкальных способностей.

10.        Подбор упражнений дыхательной гимнастики для формирования певческого дыхания.

Образец индивидуального задания на практику

ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности дополнительного образования детей

_________________________________________________________________

                                                        (Фамилия, имя, отчество)

1.Тема задания ____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Исходные данные _______________________________________________  

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Содержание задания (перечень подлежащих разработке вопросов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель ____________________________ ___________________________

                                                 (Подпись)                                           ( ФИО )

Задание принял к исполнению _______________________________________

                                                                 (Подпись)                         (Ф.И.)

  1. Требования к оформлению отчета по производственной практике

По окончанию практики студенту необходимо написать отчет о выполненной практической деятельности. Отчет должен содержать информацию о сроках практики, общую информацию о базе практики, перечень, выполненных видов работ практической деятельности, а также впечатления студента о практике, пожелания в адрес организации и колледжа; анализ соответствия содержания, объема учебных курсов их практическому применению и т.д.

Отчет должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями, заверенный печатью организации – базы практики, подписью руководителя практики от предприятия, подписью руководителя практики от образовательной организации.

Образец отчета по практике

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

ОТЧЕТ

ПО_________________________________ ПРАКТИКЕ

(Название практики)

обучающегося______________________________________________________

(Ф.И.О.)

проходил(а) практику с ___________201___по___________201____г.

на___________________________________________________________

(Название организации)

ФИО руководителя организации–объекта практики

________________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________________

Телефон _________________________________________________________________

2. За время производственной практики были выполнены следующие виды работ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Замечания и предложения студента (впечатления о практике, пожелания в адрес организации и колледжа; анализ соответствия содержания, объема учебных курсов их практическому применению и т.д.):

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Руководитель практики от Организации:_____________________

(Подпись) ФИО

               МП

Общая оценка по производственной практике:_________________

Руководитель практики от колледжа__________________________

(Подпись) (Ф.И.О.)

  1. Требования к проведению дифференцированного зачета по практике

        

По окончанию практики студенту выполнить  практические задания:

– задание, направленное на проверку навыка управления детским вокально–хоровым коллективом с использование дирижерских навыков; проверку профессиональных компетенций.

задание, направленное на проверку приобретенного практического опыта в аккомпанировании детскому составу исполнителей: проверку профессиональных компетенций.

Тип задания – исполнительская деятельность:

1. Управление детским хоровым коллективом с использованием дирижерских навыков.

2. Аккомпанирование детскому составу исполнителей.

  1. Критерии оценки результатов практики

Задания для проведения дифференцированного зачета

ЗАДАНИЕ №1

Практическое задание, направленное на проверку навыка управления детским вокально–хоровым коллективом с использование дирижерских навыков;

– проверку профессиональных компетенций.

Текст задания:

1.        Арутюнов А. Карабас и тарантас

2.        Чичков Ю. Музыкант–турист

3.        Журбинский А. Тигр вышел погулять

4.        Чичков Ю. Не дразните собак

ЗАДАНИЕ №2

Практическое задание, направленное на проверку приобретенного  практического опыта аккомпанирование детскому составу исполнителей:

– проверку профессиональных компетенций.

Текст задания:

1.        Арутюнов А. Карабас и тарантас

2.        Чичков Ю. Музыкант–турист

3.        Журбинский А. Тигр вышел погулять

4.        Чичков Ю. Не дразните собак

Критерии оценки результатов практики:

Перечень критериев оценки

Балл

Задание 1.Дирижирование хоровым коллективом, показ навыка разграничения функции правой и левой руки, средств выразительности: темпов, динамических оттенков, отчетливого ритмического рисунка.

«отлично»

Дирижирование хоровым коллективом с незначительными ошибками (1–2), показ навыка разграничения функции правой и левой руки, невыразительный показ динамических оттенков, ритмического рисунка.

«хорошо»

Дирижирование хоровым коллективом с ошибками (3–4), недостаточно развит навык разграничения функции правой и левой руки, неточный показ динамических оттенков, ритмического рисунка.

«удовлетворительно»

Ошибки в технике дирижирования. Неумение раскрыть художественный образ произведений, отсутствие навыка точного показа вступлений и снятий звука.

«неудовлетворительно»

Задание 2.

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение аккомпанемента песни  для детского состава исполнителей: грамотное прочтение и исполнение музыкального текста, качественный уровень технической проработки музыкального материала, артистизм исполнения, яркость созданного образа.

«отлично»

Грамотное исполнение аккомпанемента песни  для детского состава исполнителей с небольшими недочетами как в техническом плане, так и в художественном: грамотное прочтение и исполнение музыкального текста, качественный уровень технической проработки музыкального материала, артистизм исполнения, яркость созданного образа.

«хорошо»

Исполнение аккомпанемента песни  для детского состава исполнителей с большим количеством недочетов, а именно: неграмотное прочтение и исполнение музыкального текста, слабая техническая подготовка, неартистично, необразно.

«удовлетворительно»

Неграмотное прочтение и исполнение музыкального текста аккомпанемента песни  для детского состава исполнителей, низкий уровень технической проработки музыкального материала, неартистично, не создан образ.

«неудовлетворительно»

  1. Перечень рекомендуемой методической литературы, интернет–ресурсов

Основные источники

  1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш.  пед. учеб.заведений./  Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений./  Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений. –  М.:  Издательский центр «Академия», 2013.
  4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. длястуд.высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. – М.: Просвещение.
  6. Музыка. 1–8 классы: развёрнутое тематическое планирование по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. – Волгоград: учитель, 2013.
  7. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия  Сергеевой Г.П.,  Критской Е.Д. 1–4 классы.
  8. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. Учебник.  – М.: Академия, 2014.
  9. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания  младших школьников: – М.:  «Академия», 2003.
  10. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально–хоровым  коллективом:  Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия»,2003.
  11. Подбираю на рояле. Практический курс гармонии. В. Кузнецов, О. Артемьева, С. Дубинина. Учебное пособие. – Издательство «Композитор – Санкт–Петербург», 2009.
  12. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Сергеева Г.П., Критская Е.Д.,  Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2013.
  13. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. – М.: Просвещение.
  14. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1–4 классы. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  15. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5–6 классы. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., – М.: Просвещение,2013.
  16. Уроки музыки. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителя.  Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.,– М.: Просвещение,2012.

Учебники:

  1. Музыка. 4 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  2. Музыка. 7 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. – М.:Просвещение,2013.
  3. Музыка. 5 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  4. Музыка. 6 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  5. Музыка. 3 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  6. Музыка. 2 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  7. Музыка. 1 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  8. Искусство. 8–9 класс.учеб. дляобщеобразоват. учреждений. Сергеевой Г.П., Критской Е.Д., Кашекова И.Э. – М.: Просвещение,2013.
  9. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс: пособие для учителя. Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.  – М.: Просвещение,2010.
  10. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс: пособие для учителя. Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.  – М.: Просвещение,2011.
  11. Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  12. Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.
  13. Фонохрестоматии музыкального и литературного материала:1,2,3,4,5,6,7,8 классы. Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагина Т.С. – М.: Просвещение,2012.

Дополнительная литература:

  1. Артемьев Э. Звукозапись – новый вид искусства// Рождение звукового образа/ Художественные        проблемы        звукозаписи        в        экранных искусствах и на радио. / Сост. Е.М. Авербах. – М.: Искусство, 2009. – 239 е., 15 л. илл., с. 208213.
  2. Артемьев Э. «Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы» // ж. Звукорежиссер. 2010. – №2, с. 56–61.
  3. Арчажникова JI.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 111с.
  4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Изд. 2–е. Л.: Музыка, 2008.–376 с.
  5. Бабушкин В. Звукорежиссер садится за пульт // ж. Советское радио и телевидение. 2009, № 9, с. 36–37.
  6. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 2011.–335 с
  7. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд.2–е доп. – Л.:Советский композитор, 2009.–352 с.
  8. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике. В кн.: Музыкальная педагогика и исполнительство. – Изд.        «Музыка» Ленинградское отд., 2010., с. 216–261.
  9. Ладухин  Н.М. Одноголосное сольфеджио. М.: Музыка, 2008. – 112 с.
  10. Ладухин Н.М.  Тысяча примеров музыкального диктанта. М.: Музыка, 2009. – 117 с.
  11. Островский А.Л., Соловьев  С.Н. Сольфеджио. М.: Музыка, 2010. – 369 с.
  12. Рубец А.И. Одноголосное сольфеджио. М :Музыка, 2008. – 125 с.
  13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики М. 2009 г.
  14. Добровольская Н. Что надо знать учителю о детском  голосе М. 2009г.
  15. Витт Ф.Ф. Практические советы обучающимся пению Л., 2010г.
  16. ЮссонР. Певческий голос М., 2009г.
  17. Огороднов Д. Музыкальное воспитание в школе М.. 2008г.
  18. КочневаИ. Вокальный словарь Л., 2009г.

Справочная литература:

  1. Крунтяева Т. Словарь иностранных музыкальных терминов – Л., 2008
  2. Музыкальный энциклопедический словарь под ред. Ю. Келдыш – М., 2012
  3. Музыка и электроника, ж. 2008–2012г.г.
  4. Сборникнормативныхи методическихматериалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К.Бруднова.– М.,Гуманит.изд. центр Владос, 2010 г.
  5. Дополнительноеобразованиедетей: Сборник нормативных документов. Сост. А.К. Бруднов, Н.В. Мазыкина, Е.М. Пахомова. – М., 2012.

Интернет–ресурсы:

  1. www.vipress.ru
  2. www.schoolexpo.ru
  3. www.dissercat.com/.../pedagogicheskie–innovatsii–v–sisteme–nachaln 
  4. http://www.forumklassika.ru/
  5. http://www.allegromusic.ru
  6. http://pianowell.ru
  7. mirknig.com/.../metodika–obucheniya–igre–na–klavishnom–sintezator
  1. Дополнительный (методический) материал, обеспечивающий эффективное выполнение видов работ по практике

Примерная схема педагогического анализа вокально–хорового занятия и его оценка

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

− дата и время проведения мероприятия, его тема, участники (класс, кружок, секция, коллектив), кто проводит;

− чем обусловлен выбор темы: школьными (классными) традициями, системой воспитательной работы школы  (класса), возрастными особенностями учащихся, актуальностью проблемы и т.д.;

− воспитательные цели и конкретные задачи, которые должны быть решены в результате этого мероприятия;

− целесообразность выбора формы (беседа, диспут, дискуссия, КВН, викторина, устный журнал).

2. АНАЛИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОКАЛЬНО–ХОРОВОГО ЗАНЯТИЯ:

– как учитывались интересы учащихся при выборе песенного репертуара для разучивания с детьми, их отношение к ним;

− степень участия учащихся в процессе вокально–хоровой деятельности на занятии, их инициатива, активность;

− с чем неожиданным Вы столкнулись в процессе занятия;

− подбор распеваний, песен, технических средств, наглядности и т.д.

3. АНАЛИЗ ХОДА ВОКАЛЬНО–ХОРОВОГО ЗАНЯТИЯ:

− соответствие содержания поставленной цели и задачам, ее конкретность, убедительность;

− соответствие времени;

− мера организованности и дисциплинированности учащихся во время проведения занятия;

− оснащенность оборудованием, ТСО, наглядностью;

− насколько четко, логично, эмоционально раскрыты цели и задачи занятия;

− каким был стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

− какими приемами активизации пользовался учитель;

− какова степень увлеченности учащихся ходом занятия;

− влияние личности учителя на подготовку и проведение занятия, его педагогический такт;

− коллективные психолого–педагогические проявления учащихся во время мероприятия (смех, юмор, коллективное сопереживание, подражание, микроклимат и т.д.);

− какой научно–методический материал был использован при проведении занятия, его содержательность, связь с жизнью.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫВОДЫ. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ВОКАЛЬНО–ХОРОВОГО ЗАНЯТИЯ

− степень достижения поставленной цели и задач в ходе занятия;

− какие элементы знаний, умений, навыков, понятий приобрели учащиеся при подготовке и проведения занятия, уровень их развития;

− воспитанию каких качеств личности, творчества способствовало данное занятие;

− какое значение имеет данное занятие для совершенствования межличностных отношений в классе; сплочения коллектива; изменения морально–психологического климата; пробуждения; интереса к хоровому исполнительству;

− анализ причин успеха, неудач, ошибок, просчетов и недостатков, снизивших эффективность занятия, способа их устранения;

− способствовало ли проведенное занятие Вашему развитию как педагога;

− какие коррективы Вы внесли бы в организацию своей деятельности.

Схема самоанализа вокально–хорового занятия

  1. Какие воспитательные, образовательные, развивающие цели ставились на занятии?
  2. Какие учитывались возможности класса и отдельных обучающихся?
  3. Каковы ожидаемые результаты.
  4. Самоанализ с точки зрения этапов подготовки вокально–хорового занятия.
  5. Какой методической и нотной литературой пользовались?
  6. Какие методы и приемы вокально–хоровой работы использовались?
  7. Кто из учителей привлекался при подготовке вокально–хорового занятия?
  8. Самооценка.

Требования к оформлению планов–сценариев вокально–хоровых занятий

Тема:

Дидактическая цель:

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Личностные:

Материальное обеспечение:

Использованная литература:

Сценарий занятия:

  1. Подготовительный этап
  1. Организационно–подготовительный
  2. Открытие темы и целей занятия
  3. Диагностический этап

  1. Конструирующий этап
  1. Основной этап
  2. Систематизированный этап

  1. Итоговый этап
  1. Аналитический этап
  2. Рефлексивный этап

Характеристика этапов занятия:

1–й этап – Подготовительный

  1. Организационно–подготовительный
  2. Диагностический

задачи организационно–подготовительного этапа: подготовка педагога и детей к занятию; содержание этапа: создание педагогом благоприятного микроклимата с настроем детей на творческую учебную деятельность, активизация внимания детей.

задачи диагностического этапа: диагностика жизненного и познавательного опыта обучающихся по теме занятия

содержание диагностического этапа: выбор приемлемых вокально–хоровых упражнений для подготовки детских голосов к пению (распевания);

результат деятельности на 1–м этапе: определение уровня внимания, активности, активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня взаимопомощи, сотворчества детей, самооценки собственной деятельности оценочной деятельности педагога

2–й этап – Конструирующий

  1. Основной
  2. Систематизированный

задачи основного этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового учебного материала;

содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий, развивающих определенные умения обучающихся;

результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение обучающимися нового учебного  материала и первоначальное развитие вокально–хоровых навыков;

задачи систематизированного этапа: формирование у обучающихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме;

содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение обучающимися вокально–хоровых заданий;

результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение обучающимися нового материала

3–й этап – Итоговый

1. Аналитический

2.Рефлексивный

задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения обучающимися вокально–хорового репертуара, певческих навыков, анализ и оценка достижения цели занятия;

содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей;

результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка обучающихся к самооценке собственной деятельности;

задачи рефлексивного этапа: самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества;

результат деятельности на рефлексивном этапе: осмысливание самостоятельной певческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Этапы интегра

laquo;Этапы интеграции навыков игры на музыкальном инструменте (синтезаторе) с навыками в других видах музыкальной деятельности (вокал, хоровое дирижирование) в рамках работы с детским хоровым коллек...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» по МДК 01.08 «Музыкальный инструмент (синтезатор)» «Алгоритмы раб

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ПМ «Преподавание в области музыкальной деятельности». Раздел 4. Вокальная подготовка

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организо­вать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. ПМ 03. Преподавание в области музыкальной деятельности», Раздел «Хоровое дирижирование»

Календарно-тематический план преподавателя является обязательным документом, позволяющим организо­вать учебный процесс по дисциплине и раскрывающий последовательность изучения разделов и тем прогр...

Сборник тестовых заданий для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Сборник тестов для студентов по междисциплинарным курсам ПМ .01 Преподавание в области музыкальной деятельности разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа, специальности 44.02...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...