Использование методик психогимнастики при работе с обучающимися с ОВЗ
статья
В настоящее время в учебных организациях обширно применяются различные виды психотренингов, однако крайне редко - психогимнастика. Ведь непосредственно она более доступна в применении для педагогов, тренеров, специалистов по психологов, а так же родителей, ведь в ее основе лежит игра, являющаяся главным видом деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smanaliev_aa.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сманалиев Азамат Адылбекович,
руководитель физического воспитания,
ОАНО ВО «МПСУ» (Москва, Россия)
Использование методик психогимнастики при работе с обучающимися с ОВЗ
Детству отведено не так много времени, однако, как оно прожито ребенком, во многом зависит его физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, нравственных качеств.
Периодические медицинские осмотры, а так же диагностика детей выявляют многочисленные проявления функциональной незрелости в сенсамоторном формировании ребенка, составляющем основу двигательных навыков (бега, ходьбы, ползания). К числу таких негативных проявлений относятся, например нарушение координации движений (зрительно-пространственной координации, удерживания баланса, сохранения ритма).
Координация (от лат. Coordinatio - взаимоупорядочение) – процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.
Координация считается результатом общего взаимодействия центральной нервной системы и мускулатуры с целью достижения конечного результата движения. Для оптимальной координации необходимо наличие способностей по управлению телом, восприятию и перерабатыванию важной информации: способность к ориентации, способность к реакции, способность к равновесию, к ритму, способность к дифференцированию (способность осуществлять безопасное, точное, экономное движение).
В настоящее время в учебных организациях обширно применяются различные виды психотренингов, однако крайне редко - психогимнастика. Ведь непосредственно она более доступна в применении для педагогов, тренеров, специалистов по психологов, а так же родителей, ведь в ее основе лежит игра, являющаяся главным видом деятельности.
В первую очередь, непосредственно такие занятия показаны детям с излишней утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, пребывающими на границе здоровья и болезни.
Немаловажно применять психогимнастику в предупредительной работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Физическое формирование (развитие) ребенка непосредственно связано с его интеллектуальным и морально-волевым формированием, а так же развитием всех психологических функций.
Психогимнастика - это специализированные занятия, нацеленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики детей. Между телом и психикой человека, а так же его сознанием имеются близкие взаимосвязи. Принимая это во внимание, физические процедуры можно применять не только с целью физического усовершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, формирования креативных возможностей. С помощью этих упражнений у детей формируются способности сосредоточения, пластика, координация движений. Упражнения сопутствуются различными текстами, помогающими детям правильнее вообразить этот либо другой облик и войти в него. Психогимнастика (в современном ее названии) появляется именно как метод помощи «особым» детям.
Психогимнастика прилегает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых считается сохранение психического здоровья, а так же устранение эмоциональных и психологических расстройств у детей. Универсальный метод - психогимнастика которая захватывает немного времени, и может служить как вспомогательным средством, так и отдельной методикой. Этот метод особенно эффективен при работе с детьми с ОВЗ.
Психогимнастические упражнения применяют систему психологической многофункциональной целостности: к примеру, ребенок не просто осуществляет внезапные ритмические махи руками, а представляет себя радостным зайчиком, играющим на вымышленном барабане в цирке. Такое игровое занятие приносит ребенку массу удовольствия, включает в работу его воображение, улучшает ритмичность движения. В это же время преподаватель показывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – а так же направляет интерес детей на осмысление и сравнение образующихся мышечных и эмоциональных ощущений.
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно обязано способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной областей, в этом случае должно быть продумано таким образом, чтобы осуществить последующие задачи: предоставить ребенку возможность познать разные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
- дети с ОВЗ систематически занимающиеся психогимнастикой, им становится легче общаться со сверстниками, проще выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Корректируются невротические проявления, что особенно актуально для обучающихся с ОВЗ;
- Тренировать ребенка, сосредотачивать и задерживать интерес на своих чувствах, обучить отличать и сопоставлять их;
- Учить ребенка изменять характер собственных движений, сопровождаемых разнообразными мышечными ощущениями;
- Тренировать ребенка изменять характер своих движений, делая упор на работу воображения, а так же эмоций.
В очередности психогимнастических упражнений очень немаловажно соблюдать смену и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением а также расслаблением:
- напряженных и расслабленных;
- резких и пластичных;
- интенсивных и медленных;
- дробных и цельных гармоничных;
- едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;
- вращений тела и прыжков;
- беспрепятственного перемещения в пространстве и столкновения с предметами.
Таким образом, подобное чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
Психогимнастика — это коррекционная работа с обучающимися, которую может организовать любой преподаватель вне зависимости от квалификации и стажа. Родителям в свою очередь стоит прислушаться, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии подчинять своичувства. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения.
Следовательно, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других . У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения , неуверенность).
Таким образом, методика психогимнастики универсальна. Она допускает авторские интерпретации, и прекрасно служит как отдельной психологической методикой, так и вспомогательным средством работы психолга для детей с ОВЗ, играя роль эффективного коррекционно-развивающего средства для преодоления проблем в общении и социальной адаптации.
Библиографический список
- Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду, Л.Н.Башлакова. – Мн.: Технопринт, 2005..
- Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М., “Здоровячок. Система оздоровления дошкольников», Воронеж, 2007 г..
- Овчинникова Т.С., Потапчук А.А., «Двигательный игротренинг для», СПб, «Речь», 2002 г..
- Пензулаева В.А, «Анатомо-физиологические особенности детей», М, «Просвещение», 2004 г..
- Смирнов В.М., Дубровский В.И., «Физиология физического воспитания и спорта», М, «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002 г..
- Потапчук А.А., «Диагностика развития ребёнка», Спб:Речь, 2007 г..
- Чистякова М.И. «Психогимнастика», Москва, «Просвещение», «Владос», 1985 г..
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: Т Ц Сфера, 2003 г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методик Н.А.Зайцева в занятиях по программе «ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА для дошкольников» Г.Б. Чернова ГОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №8 Санкт-Петербург
Использование техники обучения чтению по методике Н.А. Зайцева на занятиях по Валеологии в детских дошкольных учереждениях....
Использование методик гуманистической педагогики в системе дополнительного образования детей
Многочисленные реформы и инновации, которые проводятся сейчас в системе школьного образования пока не решили существенных проблем этой системы, а социально-культурная реальность ставит перед учителями...
Прикладной практико-ориентированный проект "Использование методики обучения вождению автомобиля категории «В» с учетом формирования профессиональных и общих компетенций"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с образовательными пр...
Методика организации самостоятельной работы обучающихся
Образовательные стандарты третьего поколения среднего профессионального образования (ФГОС СПО) требуют кардинальных изменений отношения к результатам обучения. Оценивая знания, умения и навыки, необхо...
Использование методики медленного чтения вслух в логопедической работе с учащимися общеобразовательной школы
Педагогический приём "медленного чтения" в коррекционно-воспитательной работе, направлен на организацию учебной деятельности и способствующий повышению активности обучающихся....
Кулинария «Масляный блинок» (с использованием методики интеллект- карт) (на русском и коми языках) во 2 младшей группе.
Цель: удовлетворять потребность детей быть самостоятельными.Задачи:- продолжать знакомить с бытовой техникой;- учить знать и чтить русские и коми традиции;- научить детей печь блины;- воспитывать...
Использование методики Шаталова в преподавании общетехнических дисциплин в системе ФСИН
По этой методике можно проводить как теоретические, так и практические занятия. Я проводил практические занятия по физической культуре в группах СПО, практические занятия по БЖД. для проведения практи...