Методика организации самостоятельной работы обучающихся
материал
Образовательные стандарты третьего поколения среднего профессионального образования (ФГОС СПО) требуют кардинальных изменений отношения к результатам обучения. Оценивая знания, умения и навыки, необходимо оценить уровень сформированности профессиональных и общих компетенций. Общие компетенции могут быть выражены через определенные качества личности: самостоятельность, способность к самообучению, умение принимать решения, получать и передавать различными способами информацию, быть коммуникативными, умение вести диалог и гибко мыслить.
Самостоятельность – это способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, т.е. способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Согласно ФГОС СПО, среднее специальное учебное заведение «…обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей…».
Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iar_metodika_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty_obuchayushchihsya.docx | 90.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»
Кафедра развития образовательных систем
Итоговая аттестационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки « Методика профессионального обучения»
Методика организации самостоятельной работы обучающихся
Работа допущена к защите
«_____»______________2018г.
Подпись зав. кафедрой___________
Исполнитель:
Потапова Антонина Викторовна
(ФИО, название ДПП)
Научный руководитель:
Андрусенко Галина Павловна
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
Челябинск, 2017
Содержание
Введение
1Теоретическая часть
- Существующие в педагогике подходы к проблеме организации самостоятельной работы.
- Формы и методы организации самостоятельной работы.
2.Практическая часть
2.1Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
2.2 Критерии оценки эффективности организации самостоятельной работы
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Образовательные стандарты третьего поколения среднего профессионального образования (ФГОС СПО) требуют кардинальных изменений отношения к результатам обучения. Оценивая знания, умения и навыки, необходимо оценить уровень сформированности профессиональных и общих компетенций. Общие компетенции могут быть выражены через определенные качества личности: самостоятельность, способность к самообучению, умение принимать решения, получать и передавать различными способами информацию, быть коммуникативными, умение вести диалог и гибко мыслить.
Самостоятельность – это способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, т.е. способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Согласно ФГОС СПО, среднее специальное учебное заведение «…обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей…».
Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний.
Цель исследования: Проанализировать методы организации самостоятельных работ по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
Объект исследования: процесс организации самостоятельной работы обучающихся.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной работы.
Поставленная цель позволила определить основные задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать существующие в педагогике подходы к проблеме организации самостоятельной работы.
2. Изучить формы и методы организации самостоятельной работы.
3. Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета».
4. Разработать критерии оценки эффективности и представить результат.
В итоговой аттестационной работе по дополнительной профессиональной программе раскрываются подходы к определению сущности самостоятельной работы, ее значение в подготовке специалистов, особенности психофизиологии умственного труда, вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Уделяется внимание методике работы с текстом, поскольку умение самостоятельно работать с текстовым материалом является одним из важнейших видов самостоятельной работы студентов. В практической части изложен подход к организации и проведению самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета», являющейся важной подготовительной дисциплиной, от усвоения содержания которой зависит решение задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов – бухгалтеров.
1Теоретическая часть
- Существующие в педагогике подходы к проблеме организации самостоятельной работы
Современные исследователи по-разному раскрывают сущность самостоятельной работы через описание либо путей руководства ее выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения; другими - как прием учения; третьими - как форма организации учебной деятельности. Следовательно, в трактовке понятия самостоятельная работа мы встречаем разнообразие взглядов и подходов. Так, понятие «самостоятельная работа» трактуется как:
«Самостоятельный поиск необходимой информации, приобретение знаний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач» (С.И.Архангельский);
«Деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ» (А.Г.Молибог);
«Разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя» (Р.А.Низамов);
«Система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя» (В.Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис).
Исследователь А.В.Щербаковв своей монографии "Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования: методические рекомендации" дает следующее определение: «Самостоятельная работа является разновидностью учебной деятельности обучающегося (студента) при опосредованном руководстве учителя (преподавателя), в результате которой закрепляются, углубляются, расширяются или осваиваются знания, умения и навыки (компетенции), формируются потребности к саморазвитию и самосовершенствованию с использованием различных средств обучения и источников информации».
Таблица 1 – Сущность определения «самостоятельная работа»
Определение «самостоятельная работа» | Авторы | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
Самостоятельная работа как вид деятельности | ||
-вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата | О. В. Акулова, Л. К. Наумова | педагог в ходе самостоятельной работы выступает в качестве партнера |
- вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента | Л. Г. Вяткин | Согласно данным определениям в ходе самостоятельной работы у обучающихся формируется самостоятельность как качество личности |
- это специфический вид деятельности учения, главной целью которого является формирование самостоятельности учащегося субъекта, а формирование его умений, знаний и навыков осуществляется опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий | В. А. Козаков | |
- целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания | И. А. Зимняя | Акцентируется внимание на внутреннюю мотивацию обучающегося при выполнении самостоятельной работы, от которой будет зависеть как сам процесс выполнения работы, так и ее результат |
- это такая деятельность, которую учащиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы | Р. Б. Срода | Самостоятельная работа это и есть проявление самостоятельности обучающимся |
- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигать поставленной в задании цели, уподобляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий | Б. П. Есипов | Эти определения объединяет мысль о том, что самостоятельная работа выполняется учащимися без помощи и участия педагога |
- выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя | Р. М. Микельсон | |
Самостоятельная работа как форма обучения | ||
- форма организации познавательной деятельности обучающихся, при которой они сознательно и активно стремятся к поставленной цели, преодолевая встающие на их пути трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны в ходе выполнения работы | М. И. Моро | достижение цели обучающимися в ходе самостоятельной работы без чьей-либо помощи |
- форма учебной деятельности, представляющая наибольшие возможности для индивидуализации учебно-воспитательного процесса | И. Э. Унт | Обращается внимание на возможность индивидуализации процесса обучения |
Самостоятельная работа как метод обучения | ||
- метод овладения глубокими знаниями, формирование активности и самостоятельности, развития умственных способностей обучающихся | В. К. Буряк | самостоятельная работа способствует овладению глубокими знаниями, формирует самостоятельность |
Самостоятельная работа как средство обучения | ||
- это средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации | П. И. Пидкасистый | в ходе самостоятельной работы пополняются знания, и развивается умение ориентироваться в потоке информации |
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.). Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:
1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.
2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.
3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.
4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Мы видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.
В целом можно сказать, что самостоятельная работа есть многогранное явление обучения, обладающее следующими признаками:
-является одной из форм проявления методов обучения;
-является одним из видов деятельности;
-является средством обучения;
-является одной из форм познавательной деятельности;
-является самостоятельной деятельностью учения.
1.2 Формы и методы организации самостоятельной работы
Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование действенной системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.
Таким образом, речь идет о подготовке специалистов завтрашнего дня, конкурентоспособных в мировом масштабе, умеющих творчески, оперативно решать нестандартные производственные, научные, учебные задачи с максимально значимым эффектом, как для себя, так и в целом для общества.
В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:
- углублять и расширять их профессиональные знания;
- формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
- научить студентов овладевать приемами процесса познания;
- развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
- развивать познавательные способности будущих специалистов.
В таблице 2 представлены примеры различных видов самостоятельных работ — в зависимости от признаков классификации.
Таблица 2 - Классификация самостоятельных работ
№ п/п | Основание классификации | Виды самостоятельных работ |
Дидактическая цель | Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания Закрепление, уточнение, углубление и обобщение знаний Формирование умений применять знания в решении учебных и практических задач Формирование умений творческого характера, умений применять знания в усложненной ситуации | |
Форма организации деятельности студентов | Фронтальные, групповые, индивидуальные | |
Способы и средства деятельности студентов | Наблюдение, работа с книгой и другими печатными материалами, решение и составление задач, работа с компьютером, просмотр кинофильма, составление листов с опорными сигналами, рецензирование, выступление с докладом, экскурсия и др. | |
Форма задания | На узнавание, выбор, воспроизведение, преобразование, нахождение нового метода выполнения | |
Форма ответа | Письменные, устные, графические | |
Характер деятель- ности студентов | Репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские | |
Место выполнения | На занятии, вне занятия | |
Место в процессе обучения | Предъявляемые на этапах ознакомления с учебным материалом, его осмысления и применения | |
Роль самостоятельных работ в формировании понятий | Уточнение признаков понятия Выработка умения оперировать понятиями в решении задач познавательного и практического характера Конкретизация понятий Классификация, систематизация понятий Применение понятий в решении задач творческого характера | |
Трудоемкость | Легкие, средней трудности, сложные | |
Методы самостоятельной работы | Наблюдение единичных объектов Сравнительно-аналитические наблюдения Учебный эксперимент Конструирование и моделирование Решение задач Работа с книгой |
Таблица 3 – Виды заданий для самостоятельных работ
Задания репродуктивного характера | Задания частично-поискового характера | Задания творческого характера |
|
|
|
Приобретение навыков самообразования является важной составляющей в подготовке квалифицированных специалистов. Поскольку в современном динамично развивающемся обществе приобретенные знания и умения быстро устаревают, следовательно, без способности к самообразованию специалист не может соответствовать современным требованиям.
Таким образом, мы считаем, что активизировать самостоятельную работу в образовательном процессе – значит существенно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер, мотивирующий субъектов на отношение к ней как к средству овладения общими и профессиональными компетенциями.
Вывод по 1 разделу: Самостоятельная работа студентов – это деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов – вид учебной деятельности, который соответствует конкретной дидактической цели и задаче; формирует умения и навыки, повышает степень самостоятельности; вырабатывает психолого-педагогическую установку на познавательную деятельность и активность студентов; обеспечивает активное продвижение студентов от низших к высшим уровням мыслительной деятельности осуществляется самим студентом без помощи преподавателя, но под его руководством.
Самостоятельные занятия являются своеобразной формой организации обучения.
В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
2Практическая часть
2.1 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Основы бухгалтерского учета»
Современное образование в РФ перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС нового поколения оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин и профессиональных модулей;
- оценка компетенций обучающихся.
Перед образовательными учреждениями стоит задача выработки у студентов навыков самостоятельного пополнения своих знаний, умелого и быстрого ориентирования в потоке научной, справочной, нормативной информации. Студент не должен оставаться пассивным потребителем знаний, а должен стать активным творцом знаний, умеющим сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Знания, полученные репродуктивным путём, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. В этой связи при организации учебного процесса особое внимание уделяю организации самостоятельной работы студентов с целью развития умения учиться, формирования у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности.
Выделив особенности организации самостоятельной работы студентов, перейдем к характеристике предпочтений студентов в выборе видов самостоятельной работы. Мы провели анкетный опрос среди студентов 2 - 3 курса, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет». Студентам был предложен список из 13-и видов самостоятельной работы, где им необходимо было выбрать те виды самостоятельной работы, которые чаще всего предлагают преподаватели. Результаты множественного выбора показали, что чаще всего студенты 2-го курса занимаются:
1) конспектирование учебников - 43 % студентов;
2) подготовка докладов, сообщений - 39 % студентов;
3) работа с тестами; создание презентаций и других продуктов с использованием возможностей компьютерных программ по 18 % студентов.
Полученные результаты множественного выбора видов самостоятельной работы среди студентов 3-го курса отметили:
1) конспектирование учебников - 45 % студентов;
2) подготовка докладов, сообщений; составление конспекта по 23 % студентов;
3) исследовательская работа - 32 % студентов.
Полученный факт можно обосновать тем, что студенты 3-го курса достаточно хорошо владеют компьютерной программой Power Point и демонстрируют данные умения при выполнении творческих заданий, написании докладов и рефератов, составлении проектов и других видов работ.
Таким образом, множественный выбор видов самостоятельной работы студентами 2, 3-го курсов по частоте их выполнения дало возможность увидеть, что на разных курсах чаще всего преподаватели предлагают студентам практически одни и те же виды самостоятельной работы. Только лишь на 3-м курсе прослеживается большее разнообразие предлагаемых видов самостоятельной работы, а также большая часть студентов 3-го курса в качестве вида самостоятельной работы указывают исследовательскую работу, что связано с их участием в научно-практических конференциях, созданием проектов, написанием выпускной квалификационной работы.
Далее студентам было предложено ответить на вопрос «Что именно Вас привлекает в самостоятельной работе?» (таблица 4).
Таблица 4 – Мнения студентов о привлекательности самостоятельной работы
«Что именно Вас привлекает в самостоятельной работе?» (можно дать несколько ответов) | Доля студентов по курсу, % | |
2 курс | 3 курс | |
1. Возможность пополнить и углубить знания | 15,2 | 18,8 |
2. Возможность проявить самостоятельность | 14,2 | 31 |
3. Желание проверить свои знания | 39,3 | 32 |
4. Желание получить отметку | 25,5 | 35,1 |
5. Ничего не привлекает | 12,2 | 8,7 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что студентов 2-го курса в самостоятельной работе больше всего привлекает желание проверить свои знания. К 3-му курсу, как показывают результаты, студентов больше всего начинает привлекать в самостоятельной работе желание получить отметку. Таким образом, от курса к курсу снижается доля студентов, которых ничего не привлекает в самостоятельной работе, и как показывают результаты в основном это студенты с безразличным или отрицательным отношением к самостоятельной работе.
После этого студентам было предложено ответить на вопрос «Какие виды самостоятельной работы Вы выполняете с интересом?» (таблица 5).
Таблица 5 – Мнения студентов о видах самостоятельной работы
«Какие виды самостоятельной работы Вы выполняете с интересом?» (можно дать не- сколько ответов) | Доля студентов, отдавших предпочтение данному виду самостоятельной работы, % | |
2 курс | 3 курс | |
1. подготовка сообщений, докладов | 29,8 | 45,9 |
2. составление конспекта | 18,3 | 10,3 |
3. составление плана текста | 17,3 | 11,3 |
4. работа с тестами | 28,3 | 39,8 |
5. написание рефератов | 27,5 | 29 |
6. составление тезисов | 13,9 | 3,9 |
7. написание эссе | 6,3 | 3,9 |
8. написание аннотации | 6,4 | 4,9 |
9. решение ситуационных задач (кейсов) | 9,4 | 19,8 |
10. написание рецензии | 0 | 0 |
11. создание презентаций | 22 | 28,4 |
12. составление кроссвордов | 19,5 | 14,8 |
13. работа с web-квестом | 0 | 0 |
14. другое | 0 | 0 |
Анализ данных, представленных в таблице 3 свидетельствует, что большинство студентов 2-го (29,8 %), 3-го (45,9 %) курсов с интересом выполняют такой вид самостоятельной работы, как подготовка сообщений. докладов; на 2-м (28,3 %) и 3-м (39,8 %) курсах большая часть студентов указала, что с интересом выполняют работу с тестами.
Далее мы провели анкетирование педагогов с целью изучения организации самостоятельной работы студентов в колледже. На вопрос «Какие виды внеаудиторной самостоятельной работы Вы используете на своей учебной дисциплине / МДК?» мы получили следующие результаты (таблица 6).
Таблица 6 – Мнение педагогов по использованию видов самостоятельной работы
Какие виды внеаудиторной самостоятельной работы Вы используете на своей учебной дисциплине / МДК? | Доля опрошенных по стажу педагогической работы, % | ||
6-10 лет | 11-20 лет | более 20 лет | |
1) составление плана текста | 30,3 | 34,7 | 82,3 |
2) составление тезисов | 21,3 | 27,6 | 75,9 |
3) составление конспекта | 73,3 | 60,4 | 82,6 |
4) написание реферата | 20 | 55,1 | 60,1 |
5) решение типовых задач | 30,3 | 15,3 | 60,2 |
6) решение ситуационных задач (кейсов) | 26 | 29,6 | 55,5 |
7) работа с web-квестом | 0 | 0 | 0 |
8) подготовка сообщений, докладов | 24 | 35,3 | 62,5 |
9) исследовательская работа | 33,7 | 34,7 | 60,5 |
10) написание рецензии | 0 | 8,6 | 29,8 |
11) создание презентаций | 74 | 78,6 | 69,2 |
12) работа с тестами | 39,5 | 42,9 | 68,2 |
13) написание эссе | 8,5 | 17,7 | 38,5 |
14) составление кроссвордов | 57,3 | 48 | 45,2 |
15) другое | 0 | 2 | 3,1 |
Из таблицы 6 видно, что большая часть педагогов с разным стажем педагогической деятельности в работе со студентами чаще использует составление конспектов и создание презентаций. Сравнивая результаты, полученные в ходе ранжирования видов самостоятельной работы студентами и используемыми педагогами при изучении учебных дисциплин и МДК, можно отметить их совпадение. Сравнение видов самостоятельной работы, используемых педагогами с разным стажем педагогической деятельности, показало, что с увеличением стажа работы виды самостоятельной работы становятся разнообразнее. Подготовка сообщений, докладов как вид самостоятельной работы, согласно полученным результатам, чаще предлагается педагогами со стажем работы более 20-и лет. Данный вид самостоятельной работы по результатам ранжирования студентам предлагается чаще всего.
При анализе ответов на вопрос – «Какие затруднения Вы испытываете при выполнении заданий» было выявлено, что студенты недостаточно владеют методикой работы над рефератом, затрудняются в выборе материала при работе над презентацией, нуждаются в разработке примеров и алгоритмов для решения задач. В связи с этим были разработаны методические рекомендации для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по выполнению самостоятельной работы.
Учебная дисциплина ОП.08. «Основы бухгалтерского учета» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин, и преподается студентам направления по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на втором курсе обучения в третьем семестре.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.08 ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли».
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учета» студентами очной формы обучения предусмотрено всего 135 часов, из них лекций – 50 часов, практических занятий – 40 часов, самостоятельных занятий – 45 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Цель преподавания дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учета» - дать студентам теоретические знания по основам бухгалтерского учета, обеспечить соответствующий кругозор и подготовить их к изучению курса бухгалтерского учета.
В соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.08 «Основы бухгалтерского учета» в результате изучения данной дисциплины студент:
должен понимать:
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
- проявлять к своей профессии устойчивый интерес;
должен знать:
- федеральный закон «О бухгалтерском учёте»;
- основные требования к ведению бухгалтерского учёта;
- объекты бухгалтерского учета;
- нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства;
- положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ;
должен уметь:
- документально оформлять и отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением товарно-материальных ценностей, денежных средств;
- проводить инвентаризацию имущества и обязательств;
- использовать экономическую, нормативно – управленческую документацию и справочный материал.
В рамках освоения дисциплины студент должен продемонстрировать:
- в области общих требований к образованности студента:
- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
- освоение профессиональной лексики;
- готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, стремление к самосовершенствованию творческой самореализации;
- в области требований к уровню подготовки студента по данной дисциплине:
- представление об основах бухгалтерского учёта (понятие счёта, двойной записи, бухгалтерской проводки и т.д.);
- формирование кругозора о значимости бухгалтерского учета в системе управления предприятия;
- понимание характеристики ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
- знание основных требований к ведению бухгалтерского учёта, объектов бухгалтерского учета;
- умения отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта, поиска информации в плане счетов бухгалтерского учёта.
Задания для самостоятельной работы направлены на:
- систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, ответственности и организованности;
- формирование и развитие общих компетенций, определённых в ФГОС СПО;
- формирование профессиональных компетенций:
ПК1.1 Обрабатывать первичные документы.
ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, формировать денежные и кассовые документы.
ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов
ПК 2.2Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК2.3 Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей ( регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4 Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1 Проводить бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2 Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды
ПК 3.4 Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 4.1Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК4.2Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК4.3 Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об имущественном положении организации , ее платежеспособности и доходности.
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК) :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В данной методической разработке были включены темы: Хозяйственный учет, его сущность и значение; Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета; Правовая основа бухгалтерского учета;
Балансовый метод отображения информации; Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс; Счета бухгалтерского учета; Двойная запись операций на счетах; План счетов бухгалтерского учета; Учет процесса снабжения; Учет процесса производства; Учет процесса реализации; Бухгалтерские документы; Учетные регистры; Инвентаризация; Исправление ошибок в учетных регистрах; Формы бухгалтерского учета.
К каждой теме указаны вопросы для самостоятельной работы, формы выполнения и вид представления, а также разработаны, требования к оформлению, формы и методы контроля, критерии оценки.
Рассмотрим основные стимулы, способствующие активизации самостоятельной работы.
Среди них можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.
Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской работе, проводимой по специальностям.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры), которые при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным побудительным мотивом самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно повышать оценку, а в противном случае ее снижать.
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
2.2 Критерии оценки эффективности организации самостоятельной работы
Критерии оценки самостоятельной работы студентов. В приложении к письму Минобразования РФ от 29.12.2000 г. № 1-52-138 «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО» выделены следующие критерии оценки результатов СРС:
- уровень освоения студентом учебного материала
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач
- сформированность общеучебных умений
- обоснованность и четкость изложения ответа
- оформление материала в соответствии с требованиями
- уровень самостоятельности студента при выполнении СР.
Однако следует отметить, что критериальная база для оценки качества самостоятельной работы студентов не может быть унифицированной. В зависимости от типа учебных занятий и вида самостоятельного задания будут различными критерии оценки его эффективности.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общеучебных умений;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Таким образом, эффективно организованная самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.
Заключение
Цель студентов — научиться приобретать и использовать знания на практике самостоятельно, проявлять инициативу в ходе выполнения заданий, использовать творческий подход к работе. На самостоятельную работу приходится значимая доля времени изучения курса и от того, насколько ответственно студент к ней отнесётся, зачастую зависит и результат дипломной работы.
Я, надеюсь, что пособие не только повысит компетентность студентов в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, но и станут для них источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий.
Библиографический список
Помазков В.В. Вариативные формы самостоятельной работы студентов как средство формирования профессиональных качеств молодого специалиста/ В.В.Помазков // ПО. Столица. - 2014. - Прил. "Науч. исследования в образовании" №: 6. - C. 40-44.
Стаханова В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО/ В.Стаханова // СПО. - 2015. - №: 2. - C. 82-90.
Кириченко Н.В. Внедрение зачетных работ в учебный процесс/ Н.В.Кириченко // СПО. - 2015. - Прил. №: 6. - C. 100-105.
Шумилова Н.Н. Специфика самостоятельной работы/ Н.Н.Шумилова // Специалист. - 2015. - №: 10. - C. 16-17.
Павлова С.Л. Организация самостоятельной работы студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) "Южно-Уральский многопрофильный колледж"/ С.Л.Павлова // Инновационное развитие ПО. - 2015. - №: 2. - C. 43-46.
Забелина Г.П. Самостоятельная работа студентов/ Г.П.Забелина // СПО. - 2016. - Прил. №: 4. - C. 109-119.
Морозкова Н.А. Развитие самостоятельной деятельности студентов колледжей : анализ понятийного аппарата/ Н.А.Морозкова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №: 1. - C. 57-61.
Архангельский С.И. Методологические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК / С.И. Архангельский. – М., 1990.
Воеводин Л. Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. II, Право. - 1996. - N 4. - С. 49-62.
Коржуев А.В. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения / А.В. Коржуев, В.А. Попков. – М., 2001.
Попков В. А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - № 7. – С. 155-157.
Сенашенко В., Жалнина Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. - № 7. – С. 103-109.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М., 2005.
Соколова И.Б. Основы самостоятельной работы студентов: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов / И.Б. Соколова. – М., 2002.
Фокин Ю.Г. Образование и воспитание в высшей школе / Ю.Г. Фокин. – М., 2002.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб.пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Приложения
Содержание заданий самостоятельной работы студентов
Раздел 1.Бухгалтерский учет, его объекты и задачи. –4 часа
Тема № 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение Количество часов: 1 час.
Вопрос для самостоятельной работы:
1)Изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете № 402-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34н.
Форма самостоятельной деятельности: изучение нормативной литературы, подготовка сообщений, схем-конспектов по проблемным вопросам учебного материала.
Форма выполнения и вид представления работы c 1-3 вопрос выбирается студентом самостоятельно. Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, схемы-конспекта или доклада. 4 задание выполняется всеми студентами и предусматривает заполнение бухгалтерских документов согласно индивидуальному заданию.
Тема 1.2. Объекты, основные задачи и методы бухгалтерского учета.
Количество часов: 2 часа.
Вопрос для самостоятельной работы:
1.Что составляет предмет бухгалтерского учета?
2. Элементы метода бухгалтерского учета?
3. Классификация имущества предприятия?
Форма самостоятельной деятельности: изучение нормативной литературы; подготовка сообщений, схем-конспектов по проблемным вопросам учебного материала.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, схемы-конспекта или доклада.
Тема 1.3. Правовая основа бухгалтерского учета.
Количество часов: 1 час.
Вопрос для самостоятельной работы:
1)Изучение Федерального закона «О бухгалтерском учете № 402-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34н.
2)Какие нормативные документы определяют методологические основы и порядок ведения бухгалтерского учета.
Форма самостоятельной деятельности: изучение нормативной литературы; подготовка сообщений, схем-конспектов по проблемным вопросам учебного материала.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, схемы-конспекта или доклада.
Раздел 2. Раздел 2. Бухгалтерский баланс –9 часов.
Тема 2.1. Балансовый метод отображения информации.
Количество часов: 7 часов.
Домашняя контрольная работа: «Составление бухгалтерского баланса» - 5 часов
На основании исходных данных, представленных в таблице 1, нужно распределить их в зависимости от признака деления хозяйственных средств по составу и функциональной роли, источникам формирования имущества. А также заполнить бухгалтерский баланс на начало отчётного периода.
Таблица 1 - Состав имущества и источников его формирования
кондитерской фабрики «Лето» на 01 января 20_ г.
№ п/п | Наименование имущества и источников его формирования | Сумма, руб. |
1. | Нематериальные активы | 120 000 |
2. | Основные средства | 1260 000 |
3. | Сырье и материалы | 510 000 |
4. | Затраты в незавершенном производстве | 340 000 |
5. | Готовая продукция | 250 000 |
6. | Денежные средства в кассе | 19 000 |
7. | Задолженность покупателей | 190 000 |
8. | Денежные средства на расчетном счете | 630 000 |
9. | Уставный капитал | 1300 000 |
10. | Целевые финансирования и поступления | 405 000 |
11. | Резервный капитал | 180 000 |
12. | Нераспределенная прибыль отчетного года | 12 000 |
13. | Задолженность по краткосрочным кредитам | 860 000 |
14. | Задолженность поставщикам | 457 000 |
15. | Задолженность работникам по оплате труда | 89 000 |
16. | Задолженность органам социального страхования и обеспечения | 16 000 |
ИТОГО | Определить |
Порядок выполнения заданий:
1. На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы студентам необходимо разобраться в основных понятиях бухгалтерского баланса, его назначении, статьях, группах бухгалтерского баланса.
2. На основании исходных данных, представленных в таблице 1, нужно распределить их в таблице 2 в зависимости от признака деления хозяйственных средств по составу и функциональной роли, источникам формирования имущества.
Таблица 2 -Распределение хозяйственных средств по составу и источникам формирования кондитерской фабрики «Лето» на 01 января 20_г.
Хозяйственные средства по составу | Хозяйственные средства по источникам формирования | ||
наименование | сумма, руб | наименование | сумма, руб |
ИТОГО | Определить | ИТОГО | Определить |
После распределения хозяйственных средств в таблице 2 заполнить бухгалтерский баланс на 01 января 20_г. и внести полученные результаты в таблицу 3.
Таблица 3 - Начальный бухгалтерский баланс кондитерской фабрики «Лето»
на 01 января 20_ г.
Актив | Пассив | ||||
наименование статей | номер счета | сумма, руб. | наименование статей | номер счета | сумма, руб. |
Баланс | Баланс |
Вопрос для самостоятельной работы:
1. Ознакомление с нормативными документами .
Мультимедийные презентации на тему «Бухгалтерский баланс».
2. Каковы строение, содержание и структура баланса.
Форма самостоятельной деятельности: изучение нормативной литературы; подготовка сообщений, схем-конспектов по проблемным вопросам учебного материала.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, схемы-конспекта или доклада.
Тема 2.2. Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс. Количество часов: 2 часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Решение задач и упражнений по образцу. Ознакомление с нормативными документами.
Конспектирование и самостоятельное изучение вопросов:
- Каковы роль и значение баланса в хозяйственно- финансовой деятельности организаций.
- Схема типов изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
Форма самостоятельной деятельности: изучение нормативной литературы; подготовка сообщений, схем-конспектов по проблемным вопросам учебного материала.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, схемы-конспекта или доклада.
Раздел 3. Счета и двойная запись.- 10 часов
Тема 3.1. Счета бухгалтерского учета .
Количество часов: 4часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Решение задач и составление корреспонденции счетов по учету основных средств.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по теме:
1.Что представляют собой счета бухгалтерского чета.
2.Что означают дебет и кредит счетов.
3. История возникновения счетов бухгалтерского учета.
Мультимедийные презентации тема : Бухгалтерские счета.
Ознакомление с нормативными документами.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Тема 3.2. Двойная запись операций на счетах
Количество часов: 4 часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Конспектирование и изучение дополнительного материала на закрепление изучаемой темы:
1.Изучить классификацию счетов по экономическому назначению и по структуре.
2. Историческая справка происхождение правила двойной записи.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно. Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, или доклада.
Тема 3.3. План счетов бухгалтерского учета
Количество часов: 2 часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
- Что такое план счетов бухгалтерского учета.
- Из каких разделов состоит план счетов бухгалтерского учета.
Ознакомление с нормативными документами Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной литературы; подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно. Сообщение может быть подготовлено в виде презентации, схемы конспекта или доклада.
Раздел 4. Принципы учета основных хозяйственных процессов – 6 часов. Тема 4.1. Учет процесса снабжения.
Количество часов: 2 часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
- Понятие оценки хозяйственных средств, ее принципы и значение.
- Калькуляция, ее виды и содержание.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите. Доклад : Виды производств и их особенности.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Тема 4.2 Учет процесса производства.
Количество часов: 2часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
1.Отражение прямых и косвенных затрат на счетах бухгалтерского учета.
2. Сводный учет затрат на производство.
3.Характеристика счетов 23 «Вспомогательное производство»,28 «Потери от брака»,29«Обслуживающие производства и хозяйства».
4.Учет и оценка незавершенного производства.
Ознакомление с нормативными документами.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Тема 4.3 Учет процесса реализации
Количество часов: 2часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
1.Формирование полной себестоимости проданной продукции
2.Отражение на счетах процесс продажи и выявление финансового результата.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Раздел 5. Документация и инвентаризация
Тема 5.1 Бухгалтерские документы.
Количество часов: 3часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
1.Классификация документов.
2. Мультимедийные презентации тема : Бухгалтерские документы.
Ознакомление с нормативными документами.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Тема 5.2 Инвентаризация
Количество часов: 3часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
- Ознакомление с нормативными документами.
2. Мультимедийные презентации тема: Инвентаризация имущества на предприятии.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Раздел 6. Технология обработки учетной информации – 10часов. Тема 6.1 Учетные регистры- 2 часа.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
1.Классификация регистров по внешнему виду и по содержанию.
Ознакомление с нормативными документами.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Тема 6.2 Исправление ошибок в учетных регистрах.
Количество часов: 2часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
1.Способы исправления ошибок в учетных регистрах.
Форма самостоятельной деятельности :изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
Тема 6.3 Формы бухгалтерского учета-6 часов
Количество часов: 6часов.
Вопрос для самостоятельной работы:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Конспектирование и изучение дополнительного материала по вопросам:
- Журнально-ордерная форма учета. 2.
- Мемориально-ордерная форма учета. 3.
- Автоматизированная и упрощенная формы бухгалтерского учета. 4.Организация учета в условиях автоматизированного рабочего места бухгалтера.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и нормативной литературы, подготовка сообщений.
Форма выполнения и вид представления работы выбирается студентом самостоятельно.
Сообщение может быть подготовлено в виде презентации или доклада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самостоятельной работы обучающихся
Даны виды аудиторный и внеаудиторной работы обучающихся в учреждениях НПО и СПО....
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по работе с программой MyTestX
С помощью программы MyTestX возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным ди...
"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"
Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии: «Наладчик станков и оборудования в механообработке» по учебной дисциплине "Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках"
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой МДК 06.01 Управление структурным подразделением организации....
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...
Профилактическая работа с населением как одно из направлений внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
При изучении профессиональных модулей широко применяются различные формы самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся. Профилактическая работа с населением является одним ...