Анализ сказки «Гуси-лебеди»
консультация
Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах
- Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
- Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?
Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.
Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?
Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители
- Определите конфликт в сказке.
Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.
- Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?
Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)
- Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?
«Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)
«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)
- Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?
Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)
- Передаются ли в сказке переживания героев?
«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»
- Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?
Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.
Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.
- Чего добивается герой сказки и как ему это удается?
Девочка находит братца и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)
- Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?
Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.
- Как сказка создает образы противников героя?
В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»
- Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?
Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.
- Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.
- Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?
Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.
- Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?
Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.
- Как разрешается конфликт в сказке?
Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.
- Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?
В этой сказке нет пословиц.
- Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_skazki_gusi-lebedi.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ сказки «Гуси-лебеди»
- Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.
- Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?
Брата похищают гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата.
Какой запрет нарушается в сказке и кто и почему его нарушает?
Сестра нарушила запрет «не ходить со двора», она забыла, что ей наказывали родители
- Определите конфликт в сказке.
Конфликт в сказке происходит между Бабой-Ягой и детьми, между добром и злом.
- Найдите, как обозначаются в сказке место действия и ход времени, внешность персонажей? Почему сказка не дает подробных описаний?
Точное место действия в сказке не обозначено, но учитывая, что говорится о близости леса, речки, «яблочко лесное» можно подумать, что действие происходит в сельской местности. Скорее всего, события разворачиваются в течение дня (в начале сказки родители ушли на работу, в конце – вернулись)
- Дайте характеристику «нашего» и «тридевятого» царств. Чем «наш» мир отличается в сказке от «того» мира? Как сказка показывает, что герой уже оказался в «ином» мире?
«Наше» царство – это быт (родители уходят на работу, девочка гуляет, братец сидит на травке)
«Тридевятое» царство встречается девочке во время поисков брата (волшебная речка, говорящие печь, яблонь, ёжик; баба-яга, избушка на курьей ножке, Гуси-лебеди)
- Охарактеризуйте героя сказки. Какие типы героя и героини представлены в сказке?
Главная героиня – девочка, скорее всего она старше своего брата, т.к. именно её родители попросили присмотреть за ним. В начале сказки она легкомысленная (оставила братца одного), капризная (не желавшая даров речки, печки и яблоня), но всё же добрая и смелая (отправилась на поиски), коммуникабельная (спрашивала не видал ли кто Гусей-лебедей)
- Передаются ли в сказке переживания героев?
«Ахнула, кунулась туду-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала…»
- Проследите, что герой сказки делает сам? Какие качества героя проявляются в его поступках?
Девочка сама принимает решение отправиться на поиски брата, сама вызволяет его от бабы-яги.
Здесь проявляются такие качества, как храбрость, ответственность.
- Чего добивается герой сказки и как ему это удается?
Девочка находит братца и помогают ей в этом сказочные персонажи (печь, яблонь, речка, ёжик)
- Кто в сказке становится врагами героя (героини): потусторонние существа или родные?
Враги гуси-лебеди, баба яга – потусторонние персонажи.
- Как сказка создает образы противников героя?
В сказке даётся их описание: «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали», «баба-яга, морда жилиная, нога глиняная»
- Кто становится помощником героя? Объясняет ли сказка, почему это происходит?
Помощники печь, яблонь, речка, ёжик. Этим персонажам, кроме ежа тоже нужна помощь, поэтому они помогают девочке.
- Почему герой не может одержать победу над злом самостоятельно?
«Один в поле не воин» Вместе всегда легче преодолевать трудности.
- Какую функцию выполняет в сказке Баба-яга?
Баба-яга антагонист, с помощью гусей-лебедей похищает братца.
- Проследите, как нарастает напряжение в повествовании. Какой эпизод является кульминационным?
Гуси-лебеди унесли братца, отчаяние, поиск. Кульминация – девочка находит братца у бабы-яги.
- Как разрешается конфликт в сказке?
Сказочные персонажи помогают девочке и братцу спрятаться от гусей-лебедей и добраться до дома. Добро победило зло.
- Найдите в сказке пословицы. Какова их роль?
В этой сказке нет пословиц.
- Что такое «сказочные формулы»? Приведите их примеры. Когда и в каких целях они употребляются?
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Английский стилистический анализ сказки "The Wonderful wizard of Oz" L.Frank Baum
В данной работе выписаны 30 различных стилистических приемов с указанием глав....
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Паспорт проектной работы Г.Х. Андерсен "Гуси-Лебеди".
Паспорт проектной работы Г.Х. Андерсен "Гуси-Лебеди"....
Анализ сказки Э.Т. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".
Материал для студента....
Анализ сказки Л.Н. Толстого "Два брата" + фрагмент урока.
Материал для студента....
Сравнительный анализ сказки и рассказа.
Сравнительный анализ сказки и рассказа....
методическое обеспечение конкурса «Математическая сказка» в рамках внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
Само понятие «конкурс» означает соревнование, соискательство нескольких лиц в области наук, искусства и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конку...