Анализ сказки Л.Н. Толстого "Два брата" + фрагмент урока.
материал по теме

Светлана Тиде

Материал для студента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказки – популярный жанр народного творчества, устные повествования с использованием фантастических элементов.

Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира.

Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию — отличительные особенности произведений Толстого, вошедших в “Азбуку”, “Книги для чтения”. В них представлены произведения почти всех жанров литературы˸ повесть, рассказ, басня, сказка, научно-познавательная статья и рассказ.

Отличительными чертами написанных Толстым сказок для чтения были высокая  выразительность и простота, абсолютно полная доступность детскому разуму, замечательный русский язык. Весь список сказок Толстого составлен из русской жизни, в основном из жизни деревни.

Лев Николаевич Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в которых через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Рассказы и сказки по темам пословиц Льва Толстого воспитывают в ребенке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок - запоминающийся и яркий, басня или пословица учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщенной форме определять ценность людских поступков.

Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды своей долгой жизни обращался к писанию сказок. Сначала он писал их для «Азбуки» и «Русских книг для чтения». Книги предназначались для школ. Но и те и другие сказки объединяет общий склад: в них Лев Толстой постоянно является строгим моралистом. Такова и сказка о двух братьях. Сказка похожа на притчу. У нее своя мораль, свой вывод, сделанный писателем в пользу жизни, полной волнения и борьбы за счастье.

Большинство рассказов посвящены нравственной теме и воспитанию и занимают, порой, всего несколько строк. В них содержатся намеки, из которых читателям необходимо уметь извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки.

В сказке «Два брата» рассказывается о выборе, который нужно принять каждому из братьев. Поучительная составляющая, пусть и облаченная в незатейливую форму, что не является минусом, так как не будет отвлекать от самой сути сказки-притчи, здесь занимает главенствующее место. Но строгого морального поучения здесь нет. Каждый из братьев, после того как они прочитали послание на камне, приводит аргументы в пользу своих убеждений. Это показывает многообразие человеческих взглядов и суждений, что препятствует однозначному поучительному выводу о том, что хорошо, а что плохо. Этим мне данное произведение понравилось: в нем есть нравственно-поучительная составляющая, но не линейная. Что правильно: у каждого есть выбор, и у каждого он свой. Никто не знает, что было бы, если бы мы поступили иначе, или что будет, если поступить именно так, и какие последствия это может повлечь. В итоге один брат поступает как написано на камне, а другой решает не следовать написанному. В конце они оба оказываются в одном месте, каждый со своим жизненным путем за плечами, и каждый, по-прежнему, считает, что он прав. Однозначно судить, кто прав, тут нельзя, но можно предложить сделать это детям: а как бы они поступили? Узнать, какой вывод из этой сказки видят они? Объяснить им, что не всегда точка зрения каждого из них является правильной, и нужно уважать чужой выбор и мнение. Эта сказка хорошо демонстрирует то, что не всегда можно четко разделить, где хорошо, а где плохо.

- На доске начало фраз, ваша задача - закончить их.

«Сказка - ложь, да в ней намёк,…

Скоро сказка сказывается, да не…»

- Как можно назвать эти фразы?

- Что такое « пословица»?

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к « Толковому словарю» знаменитого учёного Ожегова С. И.

- Попробуем собрать предложение - определение слова «пословица». (Пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием).

- К этому определению мы ещё вернёмся сегодня на уроке.

- Посмотрите на доску и прочитайте слова.

«Зло, зачин, добро, концовка, помощник, кульминация.»

- К какому литературному жанру можно отнести эти слова?

- А что такое сказка?

- Значит что мы будем делать сегодня на уроке?

- Да, действительно, мы познакомимся со сказкой Льва Николаевича Толстого «Два брата». Мы должны увидеть воспитательное значение этого произведения. Но прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя - Льва Николаевича Толстого.

- Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.

- Как вы думаете, судя по названию, о чём будет наша сегодняшняя сказка?

- А как узнать, верны ли ваши предположения? Правильно. Нам нужно прочитать сказку. Открывайте учебники на стр. 59. Сейчас будем читать по очереди, по ходу сказки я вас буду останавливать и задавать вопросы. Поэтому слушайте внимательно и следите за чтением.

- 1 абзац: «…и вместе найдем  счастье». Кто первый предложил пойти в таинственный дом? Почему?

- 2 абзац: «…Меньшой брат пошел, а старший остался» Как называется разговор двух людей между собой? Что вы узнали из этого диалога о характере братьев? Чья речь в диалоге более энергична, убедительна? Чем проникнуты слова старшего брата?  (Слова старшего проникнуты сомнениями, представлением о непреодолимых трудностях; слова меньшого — решимостью, готовностью преодолеть любые трудности).

- Подсказывает ли вам диалог в ответе, кто пойдет искать счастье?

- 3 абзац: чтение до конца. Завершился ли спор братьев о счастливой жизни? Подсказал ли автор читателям ответ, кто из братьев прав? А как вы думаете, почему?

- Подтвердились ли ваши предположение о сказке?

- А какая это сказка? (Бытовая с элементами волшебства)

- К какому жанру относится? (Смешанный, история из жизни, морально-нравственная)

- На что похожа сказка? (Рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством)

- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?

- Чем же различны братья? А давайте заполним сравнительную таблицу с помощью текста. Будем сравнивать черты характера младшего и старшего брата.

Старший

Младший

Рассудительный

Решительный

Практичный

Ищет лучшее в жизни

Спокойный

Смелый

Живёт, как жизнь поведёт

Мужественный

Довольствуется малым

Эгоист

- Эта таблица помогает нам увидеть, насколько братья были разными. Если они разные, могли ли они одинаково думать, рассуждать, поступать?

- Прокомментируйте доводы старшего.  Можно ли с ними согласиться? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит)

- Прокомментируйте доводы младшего.  Можно ли согласиться с ними? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому)

- А если был бы третий брат,  могли ли родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек)

- Рассудила ли братьев жизнь? (Нет. Каждый остался при своем мнении)

- Вы обратили внимание, что в сказке «Два брата» много пословиц? Найдите их и прочитайте

«Искать большого счастья – малое потерять»

«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»

«Волков бояться, в лес не ходить»

«Под лежачий камень вода не потечет».

- Почему автор вводит в текст так много пословиц? (В них мудрость народа). Как они помогают понять смысл сказки? (Показывают отношение к жизни каждого из братьев)

– Кого из братьев вы считаете правым? (Каждый по-своему прав, за каждым своя правда)

- Как помогают пословицы понять смысл сказки? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к определению «Пословицы».

- Кого из братьев считаете счастливым вы? (Дети высказывают свои мнения.)

- Ваши мнения разделились. Как вы думаете, почему это произошло? (Потому что каждый из нас понимает смысл счастья по-своему.)

- Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (Разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные)

- Пришла пора ответить на главный вопрос урока. В чём заключается мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

- Лев Николаевич Толстой очень просто и понятно говорит в этой сказке о серьёзных вещах: о том, как по-разному можно прожить жизнь, потому, что по-разному люди понимают, в чём смысл жизни и в чём счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Английский стилистический анализ сказки "The Wonderful wizard of Oz" L.Frank Baum

В данной работе выписаны 30 различных стилистических приемов с указанием глав....

фрагмент урока "Введение в педагогическую профессию"

КОНСПЕКТ УРОКАI этап – фаза «Мотивация»(актуализация знаний студента, побуждение интереса к новой информации)Тема урока «Ведение в педагогическую профессию»  на экране(обучающиеся стоят возле пре...

Сравнительный анализ сказки и рассказа.

Сравнительный анализ сказки и рассказа....

Анализ сказки «Гуси-лебеди»

Анализ сказки «Гуси-лебеди» в вопросах и ответах Есть ли в сказке присказка? Нет. Есть зачин.Какое событие является завязкой действия в волшебной сказке?Брата похищают гуси &nda...

Разработки уроков. Фрагменты уроков работы в паре.

Для учителя уроков под названием Дубль2 Мотор Съёмка не бывает. Название темы остаётся, а ход урока нет. Неповторим потому, что детки пришли другие. Вчера были такие, а сегодня полная противоположност...