Разработка учебного занятия по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)
план-конспект занятия
Тема учебного занятия: ««Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»». Тема занятия по МДК 01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент: фортепиано ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности представлена как урок закрепления знаний музыкальных выразительных средств и развития навыков фразирования в процессе исполнения музыкальных произведений разных жанров на фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/uch_zanyatie_fortepiano_0.docx | 55.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ОГАПОУ СПК)
Конспект учебного занятия по МДК.01.07
музыкальный инструмент
(фортепиано)
по теме «Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров»
И.Ю.Войченко,
преподаватель музыкальных дисциплин
Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности), ПМ.01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано).
Участники: студентка 21-М группы Мария, студентка 41-М группы Екатерина:
Длительность: 45 минут (1 урок).
Место проведения: 120 ауд.
Тип урока: закрепление изученного.
Вид урока: практическое занятие.
Форма проведения: индивидуальное занятие.
Тема: «Особенности фразировки в произведениях разных жанров на уроке (2 года обучения)».
Цель урока: закрепить особенности фразировки и возможности применения ее в изучаемых произведениях.
Обучающий компонент:
1.Обобщить знания о музыкальной фразе, фразировке, ее построении.
2. Обучать использованию разных способов фразирования.
3.Совершенствовать профессиональные исполнительские навыки.- восприятие и воспроизведение мелодий напевно и выразительно,
- охват музыкальных фраз с динамическим соотношением звуков.
Развивающий компонент:
1. Расширять и закреплять исполнительские навыки с применением правил фразировки, которые будут способствовать высокохудожественному исполнению произведений разных жанров.
2.Демонстраций профессиональных компетенций Педагог:а дополнительного образования в сотрудничестве студентов 2, 4 -го курсов.
- расширение музыкально-теоретических знаний о выразительности исполнения.
Воспитывающий компонент:
- Пробуждать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, воспитывать музыкальный вкус на основе освоения этюда. Пьесы, и полифонии.
- Мотивировать на более высокий уровень исполнительства основе сопоставления техники игры и грамотного фразирования студентов 2, 4 курсов при исполнении пьес.
- Мотивировать к самостоятельным занятиям, овладению техникой фразирования.
- Методы, используемые в работе: метод сотрудничества, наглядный, сравнение, наблюдение; прием «попутного подсказа», прием «направляющих указаний», прием «поправочных остановок», прием подтекстовки, прием вокализации (сольфеджирования), изменения фактуры сопровождения мелодии практический метод: прослушивание, исполнение.
Формы работы: индивидуальная.
Ресурсное обеспечение:
Оборудование: фортепиано.
Методическое обеспечение: дидактический материал для студентов без музыкальной подготовки (Приложение), нотные пособия – А.Николаева «Фортепианная азбука», С.В.Грохотов «Как научить играть на рояле», Б.Поливоды «Хрестоматия. 125 новых пьес для фортепиано».
Прогнозируемый результат:
По итогам урока обучающийся должен освоить следующие профессиональные и общие компетенции:
- В соответствии с профессиональной компетенцией ПК 1.4. Демонстрировать владение различными видами инструментального исполнения.
Показатели:
- студентка исполняет упражнения, этюд, пьесу и песню разными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), используя динамические градации звуков в каждой музыкальной фразе,
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Показатели:
- студентка верно определяет построение мелодической линии, добивается фразирования мелодии, используя средства музыкальной выразительности в изучаемых произведениях в процессе их анализа,
- ОК 4 – Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Показатели:
- студентка продолжает самостоятельно изучать дополнительную литературу о музыкальном искусстве, композиторах и фортепианном исполнительстве.
План - схема урока
Этапы урока | Цель | Деятельность преподаватея | Деятельность студента | Результативнось |
I. Орг.момент | Психолого-Педагог:ическая подготовка к уроку | Подготовка к уроку, план урока, дидактический материал | Подготовка нотного материала к уроку, презентация, подтекстовка | Готовность к уроку преподавателя и студента |
II. Закрепление изучаемого материала | Гамма C-dur, трезвучия, арпеджио | Коррекция, анализ выполнения всех упражнений | Исполнение упражнений верной аппликатурой, соблюдая крещендо и диминуэндо | Формируемый навык исполнения технических упражнений с использованием динамической фразировки |
III. Проверка домашнего задания (Е.Гнесина Этюд C dur) | 1)Стабилизация формирования мелодического развития в музыкальных фразах | Коррекция выполнения всех мелодических линий на реальном слышимом legаto | Выполнение плавного «переливании я» одного звука в другой с их динамическим сопоставлением; с использованием подтекстовки | Согласованное распределение силы последовательных звуков в пассажах; соблюдение длительностей нот и точной артикуляции |
IV. Детальная работа над 1)А.Гедике - Ригодон | Развитие навыка гармонического и динамического сопровождения мелодии | Коррекция и анализ партии левой руки в согласованности с гармоническим, динамическим построением фразы, показ изменения фактуры в л.р. как гармонической поддержки | Исполнение сопровождения мелодии с измененной фактурой в аккомпанементе, делая движение к смысловым вершинам в фразах более выпукло | Готовность студента эффективно использовать приобретаемые навыки побора (варьирования фактуры) сопровождения к мелодии как поддержку ее фразирования |
2) Г.Перселл - Ария | Придать музыкальным фразам надлежащую степень выпуклости нарастания и спада, необходимую долю выразительности оттенков, обратив внимание на характер тембра и интонаций | Коррекция и анализ использования тембральной окраски каждого голоса, Осознанного интонирования мотивов и их фразирования внутри фраз | Исполнение выразительно и осмысленно, используя прием вокализации и прием удвоения тембра одной из партий | Готовность самостоятельно работать над фразировкой в двухголосных несложных полифониях с использованием изученных приемов |
V. Итог урока | Определение выполнения поставленной цели и задач | Анализ выполнения этапов урока | Самооценка | Выполнение всех этапов в соответствии с конспектом урока |
VI. Рефлексия | Определение уровня сформированности – самоанализ учебной деятельности | Вопросы для рефлексии | Самоанализ собственной деятельности на уроке | Мотивация и планирование студентом дальнейшей самостоятельной работы по теме урока |
VII. Домашнее задание | Закрепить полученные и вновь изученные особенности фразирования | Методические рекомендации по выполнению д/з: исполнять гамму, трезвучии, арпеджио обычные и ломаные с использованием крещендо и диминуэндо; повторять этюд с использованием подтекстовки; отработать фразирование мелоди с измененной фактурой аккомпанемента в Ригодоне; в Арии использовать прием вокализации и удвоения тембра ( одной из партий) | Усвоение изучаемого материала с использованием новых приемов фразирования. | Стабилизация исполнительских навыков, развитие тембрального, гармонического и метро-ритмического слуха; совершенствование навыка самостоятельной работы |
Слайд № 1
- Организационный момент
Педагог: Здравствуйте! Учебное занятие по дисциплине: «Музыкальный инструмент (фортепиано)» в рамках ПМ 01. Преподавание в области музыкальной деятельности, МДК 01.07 Подготовка Педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности, специальности СПО в соответствии с ФГОС 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования».
Слайд № 2
Занятие проводится в системе индивидуального обучения со студенткой второго курса Марией с участием студентки четвертого курса Екатерины.
2. Тема и цель учебного занятия
Слайд № 3
Тема: «Особенности фразировки в фортепианных произведениях разных жанров».
Цель урока: закрепить особенности фразировки и возможности применения ее в изучаемых произведениях.
Чтобы реализовать цель, необходимо выполнить следующие задачи:
Слайд № 4
обучающие-
1.Обобщить знания о музыкальной фразе, фразировке, ее построении.
2. Обучать использованию разных способов фразирования.
3.Совершенствовать профессиональные исполнительские навыки.- восприятие и воспроизведение мелодий напевно и выразительно,
- воспроизведение музыкальных фраз с динамическим соотношением звуков.
развивающие-
1. Расширять и закреплять исполнительские навыки с применением правил фразировки, которые будут способствовать высокохудожественному исполнению произведений разных жанров.
2.Демонстрация профессиональных компетенций Педагог:а дополнительного образования в сотрудничестве студентов 2,4-го курсов.
- расширение музыкально-теоретических знаний о выразительности исполнения.
воспитательные-
1. Пробуждать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений, воспитывать музыкальный вкус на основе освоения этюда, пьесы, и пьесы полифонического характера.
2.Мотивировать на более высокий уровень исполнительства на основе сопоставления техники игры и грамотного фразирования студентов 2, 4 курсов при исполнении этюда и пьес.
4.Мотивировать к самостоятельным занятиям, овладению техникой фразирования.
Слайд № 5
В ходе занятия продолжается формирование профессиональных компетенций:
ПК.1.4. Демонстрация владения различными видами музыкальной деятельности в соответствии с программными требованиями.
Умения:
- находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;
- самостоятельно работать над инструментальным репертуаром, направленным на профессиональную деятельность;
- демонстрировать владение инструментальными навыками (фортепиано);
- исполнять фразы выразительно, в соответствии с логикой музыкальной мысли.
Знания:
- условия фразирования и способы работы над ним.
- Планируемый результат:
По итогам урока обучающаяся должна освоить следующие профессиональные и общие компетенции:
в соответствии с профессиональной компетенцией ПК 1.4.: демонстрировать владение различными видами инструментального исполнения.
Показатели:
- студентка исполняет упражнения, этюд, пьесу и песню разными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), используя динамические градации звуков в каждой музыкальной фразе,
ОК 2: организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
Показатели:
- студентка верно определяет построение мелодической линии, добивается фразирования мелодии, используя средства музыкальной выразительности в изучаемых произведениях в процессе их анализа,
ОК 4: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Показатели:
- студентка продолжает самостоятельно изучать дополнительную литературу о музыкальном искусстве, композиторах и фортепианном исполнительстве.
Методы, используемые в работе: метод сотрудничества, наглядный, сравнение, наблюдение; прием «попутного подсказа», прием «направляющих указаний», прием «поправочных остановок», прием подтекстовки, прием вокализации (сольфеджирования), прием изменения фактуры сопровождения мелодии, практический метод: прослушивание, исполнение.
Слайд № 6
3. Актуализация знаний
Педагог: Что такое фразировка?
Мария: Фразировка – средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путем разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов.
Педагог: Для чего вам нужно уметь ею пользоваться?
Мария: С целью выявления содержания, логики музыкальной мысли.
Также с помощью грамотного фразирования музыка становится выразительнее.
Педагог: Вспомните и скажите, при каких условиях музыка будке выразительной?
Мария:
- осознание строения фразы (деление на мотивы), ее динамику (начало, подъем, кульминацию, спад) независимо от инструмента;
- владение средствами инструмента в достаточной степени, чтобы осуществить свое художественное намерение;
- умение слушать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки.
4. Закрепление изученного материала
Педагог: На слайде представлен графический рисунок динамического развития и спада мелодии в связи с ее звуковысотным движением.
Как правило, самые высокие звуки мелодии чаще всего передают наибольший накал эмоций, подчеркнутый громким звучанием. В музыке это называется кульминацией. Кульминация подготавливается постепенным усилением общей звучности каждой предыдущей фразы. После кульминации музыка постепенно успокаивается и звучность ослабляется.
Интонационные точки музыкальной мысли, связанные с гармонической основой: смысловые центры-точки, к которым все тяготеет….(см. рисунок энергетических подъемов, соттветствующие дыхание руки в соответствии с графическим представлением).
Используя первичные правила фразировки, студентка Максимова Мария: исполняет каждой рукой гамму, трезвучия, арпеджио C-dur.
Слайд№ 7
В музыке, как в словесной речи, существуют известные законы фразировки:
1.Звуки, приходящиеся на сильные доли такта или ритма, должны быть исполнены сильнее звуков, находящихся на слабых долях.
2.Высокие звуки исполняются обыкновенно сильнее низких.
3.При подъеме мелодии вверх звуки надо усиливать, а при падении вниз их надо ослаблять.
Педагог: Таким образом, наиболее сильным будет наиболее высокий и в то же время наиболее длительный звук, если он при этом еще приходится на самой сильной доле такта.
Движение мелодии во фразах неразрывно связано со сменой степени громкости – с динамикой. От того, насколько динамически ясно и выразительно будет исполнена (произнесена), фраза, зависит смысл исполняемой музыки.
По этим законам мы и работаем над фразировкой в изучаемых музыкальных произведениях.
Итак, домашнее задание у Марии было исполнять этюд по этим законам с целью более выразительного исполнения.
Мария: (садится за инструмент, исполняет Этюд D-dur Е.Гнесиной)
Педагог: А теперь проанализируй свое исполнение.
Мария: Не во всех местах справилась технически.
Педагог: От этого страдало и единство темпа и прерывалась логические нарастания и спады фразирования.
Один из эффективных приемов фразирования – это использование подтекстовки.
Студентка четвертого курса Екатерина: рамках разработки дипломного проекта предлагает тебе свой текст к этюду. Сейчас она покажет, как с помощью подтекстовки можно решить, метро-ритмические задачи, и «одухотворяя» речевые ритмизированные фразы сделает более выразительными.
Слайд № 8
Текст к этюду D-dur Е.Гнесиной
Прыгать на резинке я люблю ве-сной,
И по льду кататься на коньках зи-мой,
Прокатиться на ледянке с го-рки вниз, снег так чист!
И в ворота мяч забить, всех девчонок угостить,
Пры-гать на ска-ка-лке ло-вче всех….
Пусть приходит лето к нам,
Позовем играть всех мам,
Собирать цветы в са-ду.
Прыгать на резинке я люблю ве-сной,
И по льду кататься на коньках зи-мой,
Прокатиться на ледянке с го-рки вниз, снег так чист
Екатерина: (садится за инструмент и исполняет Этюд D-dur Е.Гнесиной).
Екатерина: Попробуй пропеть первые две фразы, повторяя за мной.( Мария: поет мелодию этюда со словами)
Екатерина: А теперь попробуй сыграть то же самое с подтекстовкой, стараясь помогать интонационно, динамически подводя к вершинкам фраз и наоборот, затухая на спаде (Мария: исполняет первые фразы с подтекстовкой).
Екатерина: анализирует исполнение Маши.
Педагог: Общие свойства словесно-речевой и музыкальной интонации предопределяют, в частности, роль словесной речи как той первичной среды, где формируются простейшие навыки интонирования мелодической фразы.
Этим приемом проработай дома этюд, не забывая о динамическом плане между фразами.
5.Детальная работа над Ригодоном А.Гедике
Слайд № 9
Определение Ригодона
Педагог: Какое было домашнее задание?
Мария:1) Рассказать, что такое Ригодон.
Ригодон - старинный французский танец, веселого характера, в скором движении. Обычно исполнялся парами.
2)Выполнить динамическое фразирование в каждой лиге, сделать кульминацию ярче.
Мария: исполняет Ригодон А.Гедике.
Педагог: Анализ исполнения. Послушайте Ригодон в исполнении Кати.
Дырина Е (исполняет Ригодон А.Гедике).
Педагог: В чем разница твоего, Маша, и Катиного исполнения?(Анализ)
В крайних частях мелодия находится в правой руке, а сопровождение достаточно редкое, целыми нотами.
Слайд № 10
Цитата К.Игумнова
Тем не менее, надо видеть не только горизонталь, а советский пианист и Педагог: Константин Николаевич Игумнов писал: «необходимо каждую интонацию, каждое гармоническое звучание рассматривать не в отдельности, как самодавлеющее, а иметь в виду его функциональное значение, рассматривать его в общей связи и, исходя из этого, придавать ему тот или иной характер».
И в пении, и в речи звуковысотные отношения воспринимаются, прежде всего, как смысловое интонирование, а не «переключение» с одной высоты на другую. Последовательность звуков охватывается процессуально, оценивается как линеарное движение.
Сейчас Катя покажет еще один прием работы над фразированием мелодии.
Екатерина: В начале и заключении пьесы аккомпанемента квинты, которые в качестве приема можно разложить на ломаные арпеджио ( как ты играла в До мажоре, показывает л.р. фрагмент). (Играет Ригодон А.Гедике с ломаным арпеджио в левой руке).
Педагог: Теперь Маша попробует сделать тоже самое, уделяя внимание постепенности крещендо и диминуэндо, помогая левой рукой мелодии в правой.
Мария: исполняет Ригодон А.Гедике с ломаным арпеджио в левой руке).
Педагог: Используя такой способ, как метод достижения наиболее осмысленного энергетического подъема и спада в каждой лиге в синхронизированном ритме продолжай работу дома.
(Обратить внимание на дыхание, цезуры.)
Слайд № 11
Педагог: «Ария», которую написал замечательный старинный английский композитор Генри Пёрселл.
Мы помним, что одно из первых правил фразировки является полное осознание формы и построения музыкального произведения. В данной мелодии видны глазами, что она делится на две почти одинаковых половинки. Они чуть-чуть отличаются только окончаниями – кадансами. А соединенные вместе, они составляют музыкальную мысль – мелодию. Как называется форма мелодии из двух половинок?
Мария: Периодом.
Педагог: В этом примере предложениями называются половинки, а все вместе – периодом. Мелодия звучит стройно, благодаря такому простому и четкому строению. Поэтому ее очень легко запомнить.
Маше было задано соединить Арию двумя руками.
Мария: исполняет Арию Г.Перселла.
Педагог: В то далекое время, когда жил Г.Перселл, не принято было ставить в нотах лиги. То, что мы видим в примере, поставлено редактором. Но почему редактор поставил именно такие лиги - две маленькие, а затем большую, на два такта? Потому, что он знает, что предложение делится на фразы.
Третья фраза у Пёрселла оказалась в два раза больше двух предыдущих. Она собирает музыкальную мысль, не дает ей растечься, разболтаться. Ведь начальный мотив можно перемещать сколько угодно, до бесконечности. Можно, но не нужно.
(Педагог: играет фрагменты и комментирует) Первое предложение заканчивается неустойчиво, на V ступени. Это еще не «точка», а как бы «запятая» или вопрос. Второе предложение уверенно приходит к тонике. «Точка». Ответ. Такую перекличку двух предложений можно сравнить с рифмой в стихотворении.
Какой еще прием для работы над фразированием ты знаешь?
Мария: Прием вокализации. (Исполняет Арию Г. Перселла, 1-е предложение с сольфеджированием мелодии.
Педагог:: Именно выразительное пение способствует правильному интонированию мелодии на инструменте, воспитанию отношения к фортепиано как «поющему» инструменту. Этот кусочек - самая маленькая выразительная частица мелодии – мотив, в котором обязательно есть легкое ударение – акцент. Через пение формируется важное для пианиста ощущение дыхания.
Екатерина: Я тебе расскажу 3 способа, которыми музыкант достигает правильной нюансировки фразы: 1) динамика, «наука о силах»; 2) тембр – то есть качество и окраска звука; 3) темп. К темпам, динамике и оттенкам мы должны присоединить ритм.
На данном этапе работы над арией уместно поговорить о тембрах. Приоритетный (верхний) голос – тема находится в каком регистре?
Мария: Выше среднего чаще всего.
Екатерина: Верно. И на фоне нижнего голоса в малой и большой октавах он может быть не достаточно прочувствован, т.к. нижний регистр имеет более насыщенный тембр.
Поэтому с помощью приема дублирования мелодии (я буду играть мелодию арии на одном инструменте, а ты на другом параллельно.
Екатерина:, Мария: играют арию на двух инструментах.
Педагог: попутно корректирует выразительность достижения интонационных вершин в каждом мотиве и фразе.
Педагог: Этот прием дублирования мелодии или сопровождения ты можешь делать самостоятельно, но в разных октавах.
Маша, Для того, чтобы достичь выразительности в каждой фразе, на что мы должны обратить внимание ме5жду фразами?
Мария: На движения руки. Должны быть снятия, как бы дыхание.
Педагог: Верно. И когда произведение будет увереннее звучать в более подвижном темпе естественное, живое дыхание во фразировке, исходящее из стремления к вокальной выразительности, способствует правильной организации движений в игре, созданию ощущения «дышащей руки».
Слайд № 12
Советы по работе над фразировкой
Педагог: И еще несколько советов по работе над фразировкой:
- Когда вы работаете над мелодией и играете ее без сопровождения, поиграйте фразу самой удобной и простой аппликатурой, чтобы убрать дополнительные трудности. При таком исполнении вы скорее услышите верную интонацию фразы.
- Поиграйте фразу в быстром темпе, тогда рука найдет самое экономное и естественное движение, сумеет охватить всю фразу целиком. Это особенно важно для медленной музыки: в медленном темпе руки часто начинают делать лишние движения, которые отрывают один звук от другого.
- Поучите фразу от конца к началу, постепенно прибавляя по одной ноте: сыграйте последний звук, запомните его, это ваша цель. Потом сыграйте две последние ноты, заранее зная, куда они направлены. Потом три, и так далее, пока не сложите в одно целое всю фразу. Тогда вы, только прикоснувшись к первому звуку, уже будете чувствовать, куда он направлен и чем заканчивается фраза.
- Пойте! Лучший пример для фразировки - ваше собственное дыхание.
- Перед длинной фразой дыхание должно быть больше, а начинать ее нужно осторожнее, чтобы не растратить весь воздух на первые ноты. ( Педагог:дает памятку Максимовой М. и Дыриной Е.)
Педагог:
В этом русле нам еще предстоит работать, а Екатерине в скором на Педагог:ической практике в музыкальной школе.
Педагог:
Маша, почему вам необходимо научиться грамотно фразировать музыкальное произведение?
Мария: Для того, чтобы наиболее выразительно и полно раскрыть содержание музыкального произведения, играть осмысленно и эмоциональн.
Екатерина: Тем самым в нашей Педагог:ической деятельности любой репертуар может быть понятен и доступен детям.
Педагог: Маша, понравилось ли тебе работать над фразировкой новыми приемами? Какими?
Мария: Да. Особенно способом дублирования мелодии и совместно с Катей.
Педагог: Катя, вам понравилась такая форма работы с применением технологии сотрудничества?
Екатерина: Мне понравилось, было интересно почувствовать себя в роли Педагог:а. Я буду увереннее себя чувствовать в роли Педагог:а на практике.
.
Итог занятия
Педагог: Итак, вами выполнены несколько приемов работы над фразированием. Проанализируйте каждый из них?
Мария:
Екатерина:
Педагог: Таким образом, цель нашего занятия достигнута, вы в полной мере продемонстрировали особенности фразировки в упражнениях, этюде и пьесах.
Маша, возьмите листы самооценки, заполни их в соответствии с указанными критериями. Оцените свою работу. (заполняют лист самооценки, проговаривают вслух).
Слайд № 13
Рефлексия
Педагог: С помощью таблицы, выявите знания и умения, которые вам необходимы в работе над фразировкой музыкального произведения.
Знания, умения Музыкальный инструмент (фортепиано) | Оценка в баллах (1 –3) |
1. Знание сущности понятия: - «фразировка» музыкальных произведений» и связанных с ней средств музыкальной выразительности; - жанр упражнений, этюда, пьесы, пьесы полифонического характера | |
2. Навык определения построения мелодической линии, кульминационных вершин | |
3. Умение анализировать нотный текст | |
4. Умение изменить фактуру аккомпанемента | |
5. Качество исполнения упражнений, этюда, пьес разными приемами звукоизвлечения (non legato, legato, staccato), используя динамические градации звуков в каждой музыкальной фразе | |
6. Организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
Итого |
Перевод баллов в отметку | |
Оценка в баллах: 1 балл – низкий уровень; 2 балла – средний уровень; 3 балла – высокий уровень. | «5» от 14 до 18 «4» от 9 до 14 «3» от 5 до 9 «2» от 1 до 5 |
Педагог: Над чем вам еще необходимо поработать, чтобы свободно владеть фразировкой музыкального произведения?
Мария: Я считаю, что мне необходимо лучше доучить нотный текст в Арии Г.Перселла, чтобы использвовать прием вокализации и дублирования мелодии. Во всех музыкальных произведениях применить прием исполнения фраз с конца к начаолу. А в этюдах чаще применять прием подтекстовки, особенно если есть фактурные и технические трудности.
Екатерина: Я считаю, что в любом жанре надо безукоризненно владеть текстом, больше петь за инструментом и помогать «дышащей» рукой между фразами и при движении к кульминациям.
Педагог: В своей статье «О музыкальном исполнительстве» А. Гольденвейзер так выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием».
Не надо забывать об этом.
Педагог: Домашнее задание Маше: работать над фразировкой репертуара всеми изученными приемами. (Оценка данного этапа работы)
И в заключение урока я хочу процитировать слова знаменитого русского музыканта А.Г.Рубинштейна: «Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое». И продолжу эту мысль его же словами: «Не забывайте делать невозможное, чтобы достичь возможного.
Педагог: Спасибо за работу на занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по предмету МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности. Теории психического развития
Данная разработка предназначено для работы преподавателя по курсу «Теории психического развития», входящего в модуль МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельно...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...
Методическая разработка: По МДК 01.13 Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танец по теме: «Техника латиноамериканских танцев»
Профессиональный модуль – ПМ.01 Преподавание в области хореографииМДК 01.13. Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: бальный танецТема занятия: «Техник...
Доклад "Особенности подготовки педагога дополнительного образования в области хореографии в БРПК"
В следствии быстро меняющихся условий жизни, появления инновационных технологий, стремительного общественного прогресса, развития науки и техники появляются новые цели образования и воспитан...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)
Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...