Рабочая программа по финансовой грамотности для 6-7 классов
рабочая программа
Рабочая программа по финансовой грамотности для 6-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_6.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
(указать уровень общего образования)
Финансовая грамотность
(указать название наименование учебного предмета, курса, модуля (дисциплины))
Автор / Разработчик: Фоминых О. Г.
2022-2023 учебный год
г. Холмск
Пояснительная записка
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Финансовая грамотность» является усвоение содержания учебного предмета «Финансовая грамотность» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на 68 часов, со следующим распределением часов по годам обучения / классам: 2022-2023 год обучения / 6 класс – 34 часа; 2023-2024 год обучения / 7 класс – 34 часа.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
- 6 класс/2022-2023 год обучения: формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, возможных рисках, страховании; формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- 7 класс/2023-2024 год обучения: формирование базовых знаний об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, рекламе и защите прав потребителей; формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем.
Технологии, используемые в обучении:
1. Семинары используются при обсуждении финансовых семейных проблем и поиске способов их решения; при обсуждении способов взаимодействия с финансовыми организациями; при разработке собственного практического решения финансовой задачи.
2. Практикум – поиск информации по предполагаемым вкладам, кредитам, страховым услугам и др.; решение задач на расчет семейного бюджета, расчеты размера налогов, расчеты процентов по вкладам, кредитам и займам.
3. Учебные игры используются при выработке практических умений и компетенций обучающихся, при необходимости смоделировать реальные финансовые взаимоотношения.
4. Презентация учебных достижений используется в завершении изучения модуля, раздела, иллюстрируются учебные достижения.
Методы и формы контроля: Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания будет сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы промежуточной аттестации: Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Учебник: Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Пособие для педагога: Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Электронные образовательные ресурсы:
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
23. вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».
Контрольно-измерительные материалы: Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса[1]
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Финансовая грамотность».
Таблица 1
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
6 класс / 2022/23 год обучения | |
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; - участие в принятии решений о семейном бюджете. | Познавательные - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; - умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; - выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах. Регулятивные - анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи Коммуникативные - умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; - работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
7 класс / 2023/24 год обучения | |
- осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; - понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. | Познавательные - установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; - построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению); - умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами. Регулятивные - контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; - применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; - умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». |
В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Финансовая грамотность».
Таблица 2
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
6 класс / 2022/23 год обучения | |
Определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. | Поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. |
7 класс / 2023/24 год обучения | |
Различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах; объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. | Самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; рассчитывать величину подоходного налога и НДС; оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. |
Содержание программы
2022-2023 год обучения / 6 класс, 34 часа
Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа).
Основные понятия: Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Темы занятий:
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать свое финансовое поведение.
Тема 2. Доходы и расходы семьи (15 часов).
Основные понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Темы занятий:
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи.»
Тема 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (15 часов)
Основные понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Темы занятий:
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надежность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
30-34. Резервные часы 30-34.
2023-2024 год обучения / 7 класс, 34 часа
Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов).
Основные понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Темы занятий:
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 часов).
Основные понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
Тематическое планированиеНазвание блока / раздела / модуля | Название темы | Количество часов |
6 класс / 2022-2023 год обучения | ||
Введение в курс «Финансовая грамотность» | 4 | |
1. | Доходы и расходы семьи | 15 |
2. | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 10 |
Резервные часы | 5 | |
ИТОГО | 34 | |
7 класс / 2023-2024 год обучения | ||
3. | Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 |
4. | Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 18 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
6 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ИКТ | |||
план | факт | Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||
1. | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | Мастерская портфолио | Учащиеся должны прийти к выводу, что финансово грамотный человек: - управляет движением денег с помощью бюджета; - планирует свои расходы таким образом, чтобы они не превышали доходы; - делает сбережения на будущее; - создаёт финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных ситуаций; - бережливо и экономно относится к деньгам. | осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. | - объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; - понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; - обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; - описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности | - определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; - осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; - выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, - формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; - обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; - приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; - актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности | Компьютер, проектор | ||||
2. | От чего зависит благосостояние семьи | Постановка учебной задачи | 1. Благосостояние семьи – наличие у семьи необходимых для жизни благ (материальных и духовных), в том числе денежных средств, а также стабильного дохода. 2. Для повышения благосостояния человеку необходимо развивать свои умения и компетенции в течение всей жизни | Компьютер, проектор | |||||||
3. | Учимся оценивать финансовое поведение людей | Постановка учебной задачи | 1. Грамотное финансовое поведение людей проявляется в следующих действиях: - прежде чем тратить деньги на текущие и прочие нужды, они откладывают часть своего дохода в резервный фонд для непредвиденных ситуаций и для сбережения на будущее; - совершают продуманные и запланированные ранее покупки; - принимают решения о покупке товаров и услуг на основе сравнения нескольких предложений; - контролируют свои покупки, ограничивая желания и выбирая товар или услугу с учётом своих финансовых возможностей; -продумывают последствия своих финансовых решений и поступков. 2. Грамотное финансовое поведение людей укрепляет их благосостояние и финансовую независимость, обеспечивает их уверенность в будущем. | Компьютер, проектор | |||||||
4. | Учимся оценивать своё финансовое поведение | Постановка учебной задачи | Планировать свои расходы так, чтобы денег хватало и на накопления, и на обязательные траты (проезд, питание и т. п.); - отличать покупки, без которых нам нельзя обойтись, от необязательных трат; - откладывать свои карманные деньги на определённые цели. | Компьютер, проектор | |||||||
5. | Деньги: что это такое | Практикум | 1. Люди изобрели деньги, чтобы облегчить обмен товарами. Первыми товарными деньгами были предметы, которые ценились всеми, и их легко было обменять. 2. Развитие обмена привело к появлению денег из золота и серебра, которые имели высокую ценность, свойственную благородным металлам. 3. Со временем люди заменили золотые и серебряные деньги бумажными деньгами и монетами из меди. Бумажные деньги и медные монеты своей собственной ценности не имели. Так появились символические деньги. | понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. | - объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; - описывать свойства предмета, играющего роль денег; - объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; - называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; - называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; - объяснять, как формируется семейный бюджет; - подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); - подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; - объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета | - называть основные источники доходов семьи; - составлять задачи, требующие денежных расчётов; - считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности. | Компьютер, проектор | ||||
6. | Учебные мини-проекты «Деньги» | Защита проектов | 1. При выполнении учебных проектов в области финансов надо применить полученные знания для создания такого проектного продукта, который имел бы практическую пользу (например, советы или правила для учащихся начальной школы). 2. Проект помогает научиться работать в команде, правильно ставить задачи и самостоятельно достигать нужных результатов. 3. Успех работы над проектом зависит от усилий всей команды и личного вклада каждого участника проектной работы | Компьютер, проектор | |||||||
7. | Из чего складываются доходы семьи | Практикум | 1. Доход семьи – все деньги, которые поступают в семью. 2. Источники доходов – источники и способы получения денег семьёй. 3. К основным источникам доходов семьи относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, различные пособия, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности и т. п. К дополнительным источникам доходов семьи относятся: выручка от продажи продуктов из личного подсобного хозяйства, премия, деньги, подаренные на день рождения, и т. п. 4. Источники доходов бывают регулярными и нерегулярными, а также могут быть разовыми. 5. Чем больше у семьи разных источников доходов и чем сами доходы выше, тем выше благосостояние семьи, тем комфортнее такая семья может жить. | Компьютер, проектор | |||||||
8. | Учимся считать семейные доходы | Практикум | 1. Суммарный доход семьи за определённый период подсчитывается путём сложения всех денежных поступлений в семью за этот период. 2. Чтобы подсчитать средний доход на одного члена семьи, надо суммарный доход разделить на количество членов семьи. | Компьютер, проектор | |||||||
9. | Исследуем доходы семьи | Мини-исследование | Учебные исследования в области финансов – один из способов получения новых знаний. Исследование доходов семьи включает следующие этапы: определение проблемного вопроса о доходах семьи, на который надо найти ответ, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и обобщение выводов по результатам работы | Компьютер, проектор | |||||||
10. | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | Защита проектов | 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? | Компьютер, проектор | |||||||
11. | Как появляются расходы семьи | Практикум | 1. Расходы семьи – это то, что семья тратит. 2. К обязательным расходам относятся те, без которых нельзя обойтись. Это расходы на товары и услуги первой необходимости, обязательные платежи. 3. Расходы семьи могут быть постоянными (регулярными) и переменными, общими и личными, запланированными и непредвиденными | Компьютер, проектор | |||||||
12. | Учимся считать семейные расходы | Практикум | 1. Расходы каждой семьи зависят от уровня дохода, её потребностей и финансовых возможностей. Общая сумма расходов семьи в определённый период времени подсчитывается путём сложения всех денежных трат за этот период. 2. В общей сумме расходов семьи есть обязательные расходы. К ним относятся расходы на питание, транспорт, платежи за коммунальные услуги, потребление электроэнергии и др. 3. Экономное потребление воды и электроэнергии позволяет семье сокращать эти расходы. | Компьютер, проектор | |||||||
13. | Исследуем расходы семьи | Мини-исследование | «Чему вы научились в ходе проведения исследования о расходах семьи? Что в мини-исследовании о расходах семьи оказалось для вас самым трудным? А что – самым интересным | Компьютер, проектор | |||||||
14. | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | Защита проектов | «Как вы поняли, что такое расходы семьи? Какие бывают расходы у семьи? От чего зависит размер расходов семьи?». | Компьютер, проектор | |||||||
15. | Как сформировать семейный бюджет | Практикум | 1. Семейный бюджет необходимо вести каждой семье, независимо от уровня её дохода. 2. Ведение бюджета приводит к повышению благосостояния семьи за счёт разумного распоряжения деньгами. 3. Семейный бюджет помогает управлять доходами и расходами: планировать их на определённый период времени; вести учёт, сколько денег прибавилось и откуда, сколько – убавилось и на что они были потрачены; следить, чтобы расходы не превышали доходов. 4. Если в семейном бюджете расходы равны доходам, его называют сбалансированным. Если расходы превышают доходы – дефицитным, а если доходы превышают расходы – профицитным. Именно при последнем варианте семейного бюджета возможно делать накопления. | Компьютер, проектор | |||||||
16. | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | Занятие-игра | Учащиеся должны прийти к пониманию того, что, планируя бюджет, каждая семья решает, на какие цели и как распределить свой доход | Компьютер, проектор | |||||||
17. | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | Защита проектов | 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? | Компьютер, проектор | |||||||
18. | Обобщение результатов изучения модуля 1 | Контроль знаний | Компьютер, проектор | ||||||||
19. | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | Выставка портфолио | «Кто готов поделиться личными достижениями и результатами, достигнутыми в ходе изучения модуля в целом? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, если возникли новые вопросы?». | Компьютер, проектор | |||||||
20. | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | Практикум | 1. Зачем необходимо закладывать в семейный бюджет траты на непредвиденные жизненные ситуации? 2. На чём можно сэкономить, чтобы откладывать деньги на случай непредвиденной жизненной ситуации? 3. Если в жизни возникает какая-то сложная ситуации, то семья должна рассчитывать только на себя или на государство? | осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; - понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях | - описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; - объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; - объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; - описывать виды страхования; - приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; - высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете | - анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; - соотносить вид страхования и его цель; - рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; - находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах | Компьютер, проектор | ||||
21. | Что такое страхование и для чего оно необходимо | Практикум | Страхование – один из способов финансовой защиты семьи от рисков и потерь в случае возникновения сложных и непредвиденных жизненных ситуаций. Страховая организация возмещает убытки посредством их распределения между многими заинтересованными лицами за счёт собранных страховых взносов этих лиц. Разбогатеть за счёт страхования, получив сумму бóльшую, чем реальный ущерб, нельзя, так как страховая компания в договоре всегда оговаривает, что возмещает сумму, равную стоимости пострадавшего имущества, оплаченных расходов на лечение или потерянных в случае болезни заработков | Компьютер, проектор | |||||||
22. | Что и как можно страховать | Практикум | 1. Страхование может быть обязательным и добровольным. 2. Правила и тарифы по видам обязательного страхования устанавливает государство. 3. При добровольном страховании все условия определяются договором страхования, который заключается между страхователем и страховщиком. 4. Страхование бывает личным, имущественным и страхованием ответственности. | Компьютер, проектор | |||||||
23. | Ролевая игра «Страхование» | Занятие-игра | 1. Распределение расходов в семейном бюджете на страхование должно обеспечить защиту интересов всех членов семьи. 2. Выбирая виды добровольного страхования, надо учитывать разные факторы риска, которым подвержена семья. 3. Важную роль играют цель страхования, которую ставит семья, и финансовые возможности её достижения. | Компьютер, проектор | |||||||
24. | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | Мини-исследование | Учебные исследования в области финансов – один из способов получения новых знаний. Исследование доходов семьи включает следующие этапы: определение проблемного вопроса о доходах семьи, на который надо найти ответ, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и обобщение выводов по результатам работы | Компьютер, проектор | |||||||
25. | Как определить надёжность страховых компаний | Практикум | 1. Выбор страховых услуг начинается с определения надёжности страховой компании. 2. Прежде всего надо узнать рейтинг страховых компаний на сайтах как минимум двух независимых рейтинговых агентств. 3. Сделав выбор страховых компаний с помощью рейтингов надёжности, надо зайти на сайты самих компаний и сравнить условия предоставления нужной страховой услуги. 4. Только после этого можно принимать решение, с какой страховой компанией заключать договор страхования. | Компьютер, проектор | |||||||
26. | Как работает страховая компания | Учебная экскурсия | 1. Как устроена страховая компания и какие функции она выполняет? 2. Как собираются страховые взносы? 3. Что делают страхователь и страховщик, когда наступает страховой случай? 4. По каким вопросам можно получить консультацию у специалистов страховой компании? 5. Трудно ли работать страховым агентом? | Компьютер, проектор | |||||||
27. | Учебные мини-проекты «Страхование» | Защита проектов | 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? | Компьютер, проектор | |||||||
28. | Обобщение результатов изучения модуля 2 | Контроль знаний | Компьютер, проектор | ||||||||
29. | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | Выставка портфолио | «Кто готов поделиться своими личными достижениями по итогам изучения модуля о страховании? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, если появились новые вопросы?» | Компьютер, проектор | |||||||
30. | Резервные часы | Компьютер, проектор | |||||||||
31. | Резервные часы | Компьютер, проектор | |||||||||
32. | Резервные часы | Компьютер, проектор | |||||||||
33. | Резервные часы | Компьютер, проектор | |||||||||
34. | Резервные часы | Компьютер, проектор |
7 класс, 34 часа
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ИКТ | |||
план | факт | Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||
1. | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | Урок-практикум | подготовка учащихся к изучению блока тем о налогах и налоговой системе Российской Федерации. Учителю важно помочь учащимся понять сущность и функции налогов (без введения терминов) для выполнения государством своих задач. | - понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; - осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; - оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях. | - объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; - называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); - приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; - перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; - называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; - приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; - высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. | - различать прямые и косвенные налоги; - считать сумму налога; - проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; - высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; - находить нужную информацию на социальных порталах; | Компьютер, проектор | ||||
2. | Что такое налоги и почему их надо платить. | Урок-практикум | Учащиеся должны прийти к пониманию перечисленных ниже фактов. 1. Налоги – это установленный государством обязательный платёж, взимаемый с доходов и имущества физических и юридических лиц. 2. В России виды налогов, правила сбора налогов и действия налоговых органов закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации. 3. В семейном бюджете уплата налогов должна быть отнесена к обязательным расходам. | Компьютер, проектор | |||||||
3. | Какие бывают налоги. | Урок-практикум | Информацию о видах налогах и налоговых ставках учащиеся находят с помощью учителя на сайте Федеральной налоговой службы. Учитель обращает внимание учащихся на налоговые льготы, разницу в величине налоговых ставок, а также на предус- мотренные законодательством случаи освобождения от уплаты на- логов. | Компьютер, проектор | |||||||
4. | Учимся считать налоги. | Урок-практикум | Направленность на решение практических задач о налогах. Учащиеся должны научиться выполнять подсчёт суммы налогов на доходы и имущество физических лиц. | Компьютер, проектор | |||||||
5. | Ролевая игра «Считаем налоги семьи». | Занятие-игра | Закрепление полученных знаний по теме в игровой форме. Учащимся предлагается посчитать налоги семьи и принять решение о покупке автомобиля с учётом выполненных расчётов. | Компьютер, проектор | |||||||
6. | Сравниваем налоги граждан разных стран. | Урок-практикум | Учащиеся должны прийти к пониманию следующих фактов. 1. Подоходный налог – один из самых распространённых на- логов во многих странах мира. 2. Ставка подоходного налога зависит от страны проживания и дохода, который имеет человек. 3. В России подоходный налог составляет 13% от заработной платы, а также других источников дохода (доход от сдачи недвижи- мости в аренду, авторское вознаграждение и др.), за исключением отдельных случаев, установленных законодательно. | Компьютер, проектор | |||||||
7. | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | Мини-исследование | Развитие и углубление навыков исследовательской деятельности. На данном занятии учащиеся отрабатывают умение обобщать результаты мини-исследования, формулировать выводы, указывать источники в соответствии с правилами цитирования, оформления списка литературы и ссылок на интернет-источники. | Компьютер, проектор | |||||||
8. | Как работает налоговая служба. | Беседа | Что такое налоговая служба и какие задачи она решает | Компьютер, проектор | |||||||
9. | Учебные мини-проекты «Налоги». | Учебный мини-проект | Формирование и развитие правовых знаний. Занятие завершает содержательную линию «Налоги». Рекомендуется стимулировать учащихся к обобщению своих знаний и умений при подготовке презентации своего мини-проекта при по- мощи вопросов: «Что такое налоги? Почему надо платить налоги? Какие бывают налоги? Как государство распоряжается налогами? Отличаются ли налоги в России от налогов в других странах?». | Компьютер, проектор | |||||||
10. | Что такое социальные пособия и какие они бывают. | Урок-практикум | Активное применение ранее освоенного материала при изучении новой информации. Вводится но- вое понятие – «социальные пособия», поэтому обсуждение текста о семье Озеровых позволяет вернуться к проблемам, сформулиро- ванным в модуле 2, и детализировать их: помогают ли социальные пособия защититься от непредвиденных ситуаций? | Компьютер, проектор | |||||||
11. | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | Урок-практикум | Анализ и оценка социально значимой информации на интернет-сайте. | Компьютер, проектор | |||||||
12. | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». | Занятие-игра | Составление алгоритма действий по оформлению пособия. Важно акцентировать внимание учащихся на том, что социальные пособия – это ещё один источник доходов семьи; они формируются за счёт государственных средств и выплачива- ются людям, находящимся в особых жизненных ситуациях. | Компьютер, проектор | |||||||
13. | Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | Мини-исследование | Особенность работы над проведением заключается в большей степени самостоятельности школьников, ин- формационной насыщенности исследования и разнообразии форм преставления результатов, выбирать которые рекомендуется на основе предложений самих учащихся. | Компьютер, проектор | |||||||
14. | Учебные мини-проекты «Социальные пособия». | Учебный мини-проект | Развитие навыков проектной деятельности. | Компьютер, проектор | |||||||
15. | Обобщение результатов изучения модуля 3. | Урок проверки знаний | Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащихся, приобретённых в ходе изучения модуля 3. | Компьютер, проектор | |||||||
16. | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимо-действуют». | Мастерская портфолио | Самооценка результатов освоения модуля 3. | Компьютер, проектор | |||||||
17. | Для чего нужны банки. | Урок-практикум | Актуализация знаний на основе сопоставления того, что усвоено, и того, что предстоит усвоить. | - понимание значения банковских услуг для увеличения (со- хранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; - осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг; - осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; - понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; - понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. | - перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); - объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; - объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; - называть необходимые условия для открытия своей фирмы; - объяснять причины существования различных валют; - называть основные мировые валюты и страны их использования; - объяснять, что такое валютный курс и как находить ин- формацию об изменениях курса валют. | - отличать инвестирование от сбережения и кредитования; - знать свои основные права и обязанности как потребителя; - находить актуальную информацию об услугах банков; - пользоваться пластиковой картой в банкомате; - считать проценты по вкладам (кредитам) на простых при- мерах; - планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; - сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; - находить и анализировать информацию о курсе валют; - проводить простые расчёты с использованием валютного курса. | Компьютер, проектор | ||||
18. | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | Урок-практикум | Анализ текстовой информации, организация самостоятельной поисковой деятельности. Основная работа на занятии связана с изучением текста. | Компьютер, проектор | |||||||
19. | Какие бывают вклады. | Урок-практикум | 1. Какие главные признаки процентного дохода вы можете на- звать? 2. Как вы можете переформулировать определения? | Компьютер, проектор | |||||||
20. | Что такое кредиты и надо ли их брать. | Урок-практикум | 1. Какие главные признаки кредита и процента по кредиту вы можете назвать? 2. Как вы можете переформулировать определения? 3. Чем процент по кредиту отличается от процента по вкладу? | Компьютер, проектор | |||||||
21. | Изучаем сайт Центрального банка РФ. | Урок-практикум | Основное задание связано с вы- ходом в Интернет и анализом сайта. | Компьютер, проектор | |||||||
22. | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. | Мини-исследование | Более подробное знакомство с основными этапами мини-исследования, содержанием каждого этапа и промежуточными результатами. | Компьютер, проектор | |||||||
23. | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | Урок-практикум | 1. Что сегодня вы добавили к своей финансовой грамотности? 2. Какие новые знания открыли? 3. Что учились делать? 4. Где это вам пригодится в жизни? 5. Всё ли у вас получилось в работе? Почему? | Компьютер, проектор | |||||||
24. | Как работает банк. | Экскурсия | 1. Как работает банк? Какие задачи он решает? 2. Какие услуги банк оказывает физическим лицам? 3. Какие виды вкладов предлагает банк и каковы процентные ставки по ним? | Компьютер, проектор | |||||||
25. | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». | Учебный мини-проект | Развитие умения представлять проект, завершающий изучение определённой темы. | Компьютер, проектор | |||||||
26. | Что мы знаем о бизнесе. | Урок-практикум | 1. Что такое бизнес? 2. Зачем человек открывает собственное дело? 3. Чего больше при ведении собственного бизнеса – выгоды или рисков? | Компьютер, проектор | |||||||
27. | Как открыть фирму. | Урок-практикум | 1. Каковы главные характеристики бизнес-плана? 2. Как вы можете переформулировать определение новых понятий? 3. Почему бизнес-план имеет именно такую структуру? 4. Какие задачи решает каждый раздел бизнес-плана? | Компьютер, проектор | |||||||
28. | Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | Урок-практикум | 1. Что вы знаете о бизнес-инкубаторе? Почему он так называется? 2. Как работает бизнес-инкубатор? Каковы его структура и задачи? 3. Как бизнес-инкубатор поддерживает начинающих предпринимателей? | Компьютер, проектор | |||||||
29. | Ролевая игра «Открываем фирму». | Занятие-игра | Обобщение результатов освоения главы 10. | Компьютер, проектор | |||||||
30. | Что такое валюта и для чего она нужна. | Урок-практикум | Учащиеся должны сделать следующие выводы. 1. Валюта – это денежная единица страны. 2. Изменение курса валют (доллара, евро) зависит от многих факторов. 3. На разнице в цене валют можно выиграть, а можно и потерять. | Компьютер, проектор | |||||||
31. | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. | Урок-практикум | Учащиеся должны сделать следующие выводы. 1. Банковские проценты за пользование сбережениями в рублях или иностранной валюте разные, в первом случае они выше. 2. Хранить деньги в иностранной валюте выгодно лишь в том случае, если её курс по отношению к рублю вырастет. | Компьютер, проектор | |||||||
32. | Обобщение результатов изучения модуля 4. | Урок проверки знаний | Контроль знаний, приобретённых в процессе изучения модуля 4. | Компьютер, проектор | |||||||
33. | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». | Мастерская портфолио | Самооценка своих образовательных достижений. | Компьютер, проектор | |||||||
34. | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. | Урок проверки знаний | Обобщение знаний и умений, полученных в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». | Компьютер, проектор |
Приложение
Фонд оценочных средств
Итоговая проверочная работа по курсу «Финансовая грамотность» для 6-7 класса
Вариант 1
1. Отметьте правильный ответ.
Особая жизненная ситуация – это:
1) препятствие на пути к достижению цели, требующее напряжения и усилия для его преодоления;
2) обстоятельство, нарушающее привычную жизнь человека (или его семьи) и требующее дополнительных финансовых
расходов;
3) вероятность того, что человек или группа людей достигнут определённых целей или потерпят неудачу;
4) общее отношение человека к окружающему миру, людям и самому себе.
2. Отметьте правильный ответ.
Доходы – это:
1) откладывание части денег, прибыли на будущие нужды;
2) затраты, издержки потребления чего-либо для определённых целей;
3) денежные средства и другие ценности, которые человек получает в результате какой-либо деятельности;
4) общая сумма трат, выраженная в денежной форме.
3. Отметьте правильный ответ.
Деньги – это:
1) всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг и свободно на них обменивающийся;
2) бумажные сертификаты, удостоверяющие собственность;
3) ценные бумаги, которые приносят доход и подтверждают участие их владельцев в акционерном обществе;
4) различные ценности, хранящиеся в банке.
4. Отметьте правильный ответ.
Бюджет семьи – это:
1) часть денег, отложенная на будущие нужды;
2) затраты на какие-либо цели, осуществлённые за определённый период времени;
3) оплата приобретённых товаров и услуг;
4) план доходов и расходов семьи на определённый период времени.
5. Отметьте правильный ответ.
Налоги – это:
1) деньги, которые платят граждане организациям за оказание им определённого вида услуг;
2) обязательный платёж в пользу государства из доходов людей и коммерческих организаций;
3) доход (в процентах), получаемый от сберегаемых в банке средств;
4) деньги, которые выплачивает государство организациям при наступлении обстоятельств, приводящих к снижению их доходов.
6. Отметьте правильные ответы.
Страхование – это:
1) обязательные платежи, взимаемые государством;
2) защита имущества человека при наступлении определённых событий;
3) возмещение ущерба за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых людьми денежных взносов;
4) средства для обеспечения деятельности государственных органов и социальной поддержки населения;
5) защита имущества организации при наступлении определённых событий;
6) деятельность, направленная на развитие собственного предприятия.
7. Отметьте правильные ответы.
Не являются источниками дохода семьи:
1) заработная плата членов семьи;
2) налоги;
3) доходы от сдачи в аренду квартиры;
4) проценты от банковских вкладов;
5) кредит;
6) социальные пособия.
8. Отметьте правильный ответ.
Банковский вклад – это:
1) сумма денег, переданная лицом финансово-кредитной организации с целью получить доход в виде процентов;
2) сумма денег, переданная акционерному обществу с целью получить доход в виде процентов;
3) сумма денег, переданная финансово-кредитной организацией заёмщику с целью получить доход в виде процентов;
4) отношения по защите имущественных интересов страхователей при наступлении определённых событий.
9. Укажите, что относится к направлениям инвестирования:
1) ценные бумаги;
2) здоровье;
3) банковские вклады;
4) недвижимость;
5) сбережения;
6) бизнес.
10. Укажите способы увеличения доходов семьи:
1) незапланированные расходы;
2) вклад в банке;
3) получение кредита;
4) банкротство фирмы;
5) собственный бизнес;
6) устройство на высокооплачиваемую работу.
11. Отметьте правильный ответ.
Валюта – это:
1) накапливаемая часть денежных доходов, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем;
2) деньги, которые передают банку на хранение на определённых условиях;
3) общее название денежных единиц разных стран;
4) доходы от предпринимательской деятельности.
12. Отметьте правильный ответ.
Бизнес (предпринимательство) – это:
1) безвозмездная помощь нуждающимся;
2) деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств под свою ответственность, главной целью которой является получение прибыли;
3) благотворительная деятельность за счёт собственных средств, главной целью которой является помощь малообеспеченным людям;
4) норма дохода (в процентах), получаемая со сберегаемых в банке средств.
13. Отметьте правильный ответ.
Бизнес-план – это:
1) перечень возможных рисков;
2) проект организации собственного бизнеса;
3) проект закрытия собственного бизнеса;
4) перечень расходов и доходов.
14. Укажите пропущенные слова в определении: «Деньги малому бизнесу – это денежные средства, предоставляемые … с целями стимулирования их деятельности, выплаты заработной платы сотрудникам, покупки оборудования и т. д.»:
1) заводам и корпорациям;
2) организациям и частным предпринимателям;
3) врачам и учителям;
4) пенсионерам и студентам.
15. Восстановите последовательность своих действий при получении денег с помощью пластиковой карты и банкомата, указав порядок шагов цифрами.
Вставляю пластиковую карту в приёмное устройство банкомата, лицевой стороной вверх.
Забираю чек.
Ввожу ПИН-код.
Выбираю язык ответов на вопросы (русский, английский), нажав клавишу напротив нужной строчки на экране.
Выбираю сумму из списка на экране банкомата или ввожу сумму вручную в окошке «Другая сумма».
Выбираю операцию «Выдача наличных».
Забираю деньги.
Забираю пластиковую карту.
16. В семье Петровых 5 человек. Мама получает заработную плату в размере 15 000 руб., папа – 23 000 руб., дочь-студентка – стипендию 2100 руб., бабушка – пенсию в размере 12 000 руб., а сын ещё ходит в школу. Рассчитайте, чему равен среднедушевой доход семьи: 1) в месяц; 2) в год.
17. Составьте месячный бюджет семьи Соловьёвых, используя следующие данные. Зарплата папы – 25 000 руб., мамы – 24 000 руб., пенсия бабушки – 13 000 руб., коммунальные платежи – 5500 руб., на продукты было потрачено 42 000 руб., сыну Пете купили пальто стоимостью 1200 руб., ежемесячный платёж по кредиту – 3250 руб. Подумайте, на что может потратить оставшуюся сумму эта семья.
Вариант 2
1. Отметьте правильный ответ.
Финансовая грамотность – это:
1) попытки покрыть новыми долгами старые, не перекрывая их вложениями, приносящими доход;
2) владение благами, необходимыми для удовлетворения материальных и духовных потребностей;
3) способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сфере управления финансами;
4) владение навыками письма и чтения на родном языке.
2. Отметьте правильный ответ.
Расходы – это:
1) откладывание части денег, прибыли на будущие нужды;
2) затраты, издержки потребления чего-либо для определённых целей;
3) денежные средства и другие ценности, которые человек получает в результате какой-либо деятельности;
4) обязательные платежи в пользу государства.
3. Отметьте правильный ответ.
Валюта – это:
1) всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости товаров и услуг и свободно на них обменивающийся;
2) бумажные сертификаты, удостоверяющие собственность;
3) ценные бумаги, которые приносят доход и подтверждают участие их владельца в акционерном обществе;
4) общее название денежных единиц разных стран.
4. Отметьте правильный ответ.
Материнский капитал – это:
1) вложенные средства, приносящие определённую прибыль семье;
2) накопленные материальные ценности семьи;
3) сертификат на определённую сумму денег, который получает семья после рождения второго или последующего ребёнка;
4) ценные бумаги, приносящие семье определённый доход.
5. Отметьте правильный ответ.
Процентный доход – это:
1) социальное пособие, выплачиваемое безработным гражданам;
2) дополнительное вознаграждение сверх зарплаты за особенно хорошую работу;
3) вознаграждение, которое банк выплачивает владельцу денежных средств, предоставившему банку на время свои сбережения;
4) деньги, которые выплачивает государство организациям при наступлении обстоятельств, приводящих к снижению их доходов.
6. Отметьте правильные ответы.
Налоги – это:
1) обязательные платежи, взимаемые государством;
2) защита имущества человека при наступлении определённых событий;
3) возмещение ущерба за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых людьми денежных взносов;
4) средства для обеспечения деятельности государственных органов и социальной поддержки населения;
5) защита имущества организации при наступлении определённых событий;
6) деятельность, направленная на развитие собственного предприятия.
7. Отметьте правильные ответы.
Источники дохода семьи – это:
1) заработная плата членов семьи;
2) налоги;
3) доходы от сдачи в аренду квартиры;
4) проценты от банковских вкладов;
5) кредит;
6) социальные пособия.
8. Отметьте правильный ответ.
Кредит – это:
1) сумма денег, переданная лицом финансово-кредитной организации с целью получить доход в виде процентов;
2) сумма денег, переданная акционерному обществу с целью получить доход в виде процентов;
3) сумма денег, переданная финансово-кредитной организацией заёмщику с целью получить доход в виде процентов;
4) отношения по защите имущественных интересов страхователей при наступлении определённых событий.
9. Отметьте правильные ответы.
Причины снижения доходов семьи:
1) незапланированные расходы;
2) вклад в банк;
3) получение кредита;
4) банкротство фирмы;
5) собственный бизнес;
6) устройство на высокооплачиваемую работу.
10. Отметьте правильный ответ.
К незапланированным расходам семьи относятся:
1) коммунальные платежи;
2) поход в кино;
3) уплата налогов;
4) расходы на питание;
5) оплата проезда на работу.
11. Отметьте правильный ответ.
Курс валюты – это:
1) цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны;
2) норма дохода (в процентах), получаемая со сберегаемых в банке средств;
3) общее название денежных единиц разных стран;
4) законодательно утверждённая денежная единица конкретной страны.
12. Отметьте правильный ответ.
Заработная плата – это:
1) регулярная (обычно ежемесячная) плата человеку за работу в той организации, которая его для этого наняла;
2) деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств под свою ответственность, главной целью которой является получение прибыли;
3) деньги, которые государство выплачивает человеку при возникновении особой жизненной ситуации и снижении его доходов и благосостояния;
4) дополнительное вознаграждение за особенно хорошую работу.
13. Отметьте правильный ответ.
Потребительский кредит – это:
1) денежный вклад;
2) процентная ставка;
3) денежный заём;
4) направление инвестирования.
14. Укажите пропущенные слова в определении: «Овердрафт – это деньги, списываемые … при недостаточности у него собственных средств для проведения операции».
1) с процентной ставки вклада клиента;
2) с расчётного счёта клиента;
3) с доходов клиента;
4) с процентной ставки кредита клиента.
15. Восстановите последовательность действий при открытии собственного предприятия, указав порядок шагов цифрами.
Составление бизнес-плана.
Приобретение необходимых ресурсов.
Маркетинговые исследования потребностей рынка.
Получение прибыли.
Привлечение стартового капитала (получение кредита или привлечение сбережений из других источников).
Продажа товаров.
Организация процесса производства.
16. Ежемесячный доход семьи Петровых составляет 67 100 руб. На обязательные расходы затрачивается 75% от дохода. Сможет ли семья накопить на новый телевизор стоимостью 20 000 руб. за 3 месяца, если на необязательные расходы уходит 50% от оставшейся суммы денег?
17. Составьте месячный бюджет семьи Синицыных, используя следующие данные. Зарплата папы – 20 000 руб., мамы – 18 000 руб., пенсия бабушки – 15 000 руб., премия папы – 3000 руб., коммунальные платежи – 4800 руб., на продукты было потрачено 38 000 руб., мама купила сапоги стоимостью 2200 руб., ежемесячный платёж по кредиту – 2300 руб. Подумайте, на что может потратить оставшуюся сумму эта семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Финансовая грамотность – путь к успеху
В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо ...
Рабочая программа по финансовой грамотности -11 кл
рабочая программа курса...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 10-11 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-6 классов (новый ФГОС)
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-6 класса составлена в соответствии с новыми ФГОС...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 1-4 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности для 1-4 классов (внеурочная деятельность)...
Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 44.0...
Рабочая программа Основы Финансовой грамотности
Рабочая программа Основы финансовой грамотности...