Рабочая программа по финансовой грамотности для 10-11 классов
рабочая программа
Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_10-11_1.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/ Москаленко Т. Г./ Протокол МО №____ от «____»___________2022г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №8 г. Холмска ____________/ Рекина Е.С./ Приказ №____ от «____»___________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
(указать уровень общего образования)
Финансовая грамотность
(указать название наименование учебного предмета, курса, модуля (дисциплины))
Автор / Разработчик: Фоминых О. Г.
2022-2023 учебный год
г. Холмск
Пояснительная записка
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Финансовая грамотность» является усвоение содержания учебного предмета «Финансовая грамотность» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
В школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов является логичным продолжением целостной программы повышения финансовой грамотности, нашедшей своё отражение в учебно-методических комплектах, разработанных для учащихся 2–9 классов.
Однако данный курс вполне может рассматриваться и как самостоятельный, поскольку учащиеся 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать предлагаемые темы.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в 10-ом или 11-м классах.
Главными задачами реализации учебного предмета являются:
- формирование базовых знаний о личных финансах, кредитно-финансовых посредниках, банковской системе, видах банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт; инвестиционной стратегии, инвестиционных финансовых инструментах; налоговой системе России и ее устройства, общих принципах работы налоговой службы; видах налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, оснований для взимания налогов с граждан России, способах расчёта сумм налогов к уплате; структуре и особенностях страхового рынка в России, основных участниках страховых отношений, алгоритме действия при наступлении страховых случаев;
- формирование базовых знаний о преимуществах и недостатках предприятий различных организационно-правовых форм; правилах создания нового бизнеса; программах в стране, регионе, городе, направленных на поддержку и развитие молодых предпринимателей; основных элементах бизнес-плана, последовательности его составления; видах режимов налогообложения бизнеса; признаках финансовой пирамиды, механизмах её функционирования и возможных последствий вовлечения в неё; возможных финансовых мошенничествах, с которыми можно столкнуться в сети Интернет; основах функционирования пенсионной системы в России, видах пенсий и условий их получения, способах формирования будущей пенсии, факторах, определяющих размер будущей пенсии гражданина.
Технологии, используемые в обучении:
1. Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая собой метод донесения до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи, фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций по финансовой грамотности считаются: оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой импровизацией учителя; использование технических средств.
Активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы позволят лекции-беседы с участием представителей финансового сектора, бизнеса, профессорско-преподавательского состава вузов.
2. Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса финансовой грамотности как форма организации образовательной деятельности носит обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области управления личными финансами, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий, осуществления поисковой деятельности и др.
3. Игра — форма организации учебной деятельности, имитирующая реальную деятельность, в ходе которой происходит синтез абстрактного восприятия теоретического материала и реального применения полученных знаний. Абстрактное восприятие теоретического материала, заключающееся в основном в нахождении общих закономерностей, связей и отношений, посредством моделирования жизненной ситуации, связанной с принятием финансового решения, находит своё отражение в конкретных действиях. Целью игры является выработка модели поведения в сложившейся ситуации, приобретение опыта.
4. Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью мониторинга приращения знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе, викторины, защиты проектов и других видов интерактива.
Методы и формы контроля: Целью текущего контроля является оценка активности работы школьника на занятии, уровня осознания обсуждаемого материала, креативности в решении поставленных вопросов. Текущий контроль проводится как в рамках практикумов (в форме тестирования, решения практических задач, выполнения заданий), семинаров (в форме обсуждений, презентаций), так и в рамках обучающих деловых игр.
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
• усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;
• достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
• обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки предметных знаний и умений:
• оценка «отлично» выставляется учащемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет увязывать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями (более 90% заданий);
• оценка «хорошо» выставляется учащемуся, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, справляется с заданиями (более 70% заданий);
• оценка «удовлетворительно» выставляется учащемуся, если он показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении вопросов, справляется с отдельными заданиями (более 50% заданий);
• оценка «неудовлетворительно» выставляется учащемуся, который не знает значительной части программного материала, не справляется с заданиями (менее 50% заданий).
Критерии оценки участия в учебной игре:
• соблюдение регламента игры;
• достижение планируемого результата;
• умение выбирать необходимую информацию из различных источников;
• умение использовать полученную информацию для принятия решений;
• умение излагать основные положения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, воспринимать противоположную, находить слабые места в позиции оппонентов, отвечать на вопросы.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
• актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
• постановка цели проекта;
• формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;
• оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
• полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;
• соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
• убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
• использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
• умение отвечать на поставленные по проекту вопросы;
• соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично», незначительные отклонения – оценке «хорошо», в остальных случаях учащимся должна быть предоставлена возможность доработать проект.
Целью итогового контроля является мониторинг выполнения требований к личностным, интеллектуальным и предметным результатам освоения курса. Итоговый контроль проводится в форме решения тематического теста, выполнения тематического задания, решения практических задач, защиты проектов и других интерактивных форм презентации учебных достижений, что позволяет оценить все аспекты подготовки учащегося по вопросам, которые рассматривались в процессе обучения. Результаты итогового контроля позволят учителю корректировать методику преподавания, выявлять темы и вопросы, которым следует уделить более пристальное внимание.
Учебник: Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 400 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»)
Пособие для педагога: Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 80 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
Электронные образовательные ресурсы:
1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнес-Консалтинг».
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и финансовых исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main — Министерство экономического развития Российской Федерации.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба
России.
13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю.рф
21. вашифинансы.рф
Контрольно-измерительные материалы: Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. 48 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса[1]
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Финансовая грамотность».
Таблица 1
Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные |
10-11 класс / 2022/23 год обучения | |
- способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами; - сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами; - готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём взаимопонимания; - готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни; - сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия; - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности | Познавательные - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения опросов и интервью; - умение представлять результаты анализа финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; - выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах. Регулятивные - анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; - самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; - проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи Коммуникативные - умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; - работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон; - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Финансовая грамотность».
Таблица 2
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты | |
Предметные | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
10-11 класс / 2022/23 год обучения | |
Владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; • владение знанием: ◊ об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств; ◊ об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов; ◊ о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета; ◊ о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них. Владение базовыми понятиями: страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; • владение знанием: о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике; об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов; ◊ об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии; ◊ об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования; ◊ о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов. | Оценивать надёжность банка, сравнивать условия по депозитам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения своих финансовых задач; искать виды вкладов и анализировать варианты решения задачи по выбору конкретного вклада в конкретном банке; сравнивать и оценивать условия кредита; пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, в целях повышения благосостояния семьи; принимать решение о необходимости инвестирования или кредитования; оценивать необходимость использования ценных бумаг как финансового инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; выбирать оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях, оценивать степень риска в приобретении конкретного инвестиционного продукта; взаимодействовать с налоговыми органами для решения налоговых вопросов, в том числе для оформления налоговых вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки по уплате налогов; быстро реагировать на изменения налогового законодательства (по общим вопросам) и определять свое поведения в соответствии с законодательными изменениями. Планировать свои доходы и расходы с учётом пенсионных накоплений; искать способы увеличения своей будущей пенсии, сопоставлять различные предложения по формированию пенсионных накоплений и искать оптимальный вариант; критически относиться к рекламным предложениям об увеличении будущей пенсии; находить идеи для собственного дела; оценивать различные юридические формы ведения бизнеса и выбирать наиболее подходящие формы для конкретного бизнеса; создавать нестандартные решения для бизнеса; оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса; планировать ведение бизнеса и изменение бизнес-плана в связи с меняющимися условиями; диагностировать финансовый риск (потенциальный или реальный) и оценивать степень финансового риска; оценивать риски предлагаемых вариантов инвестирования; соотносить риски с доходностью в одном портфеле инвестиций; распознавать финансовые пирамиды; критически относиться к рекламным предложениям из различных источников о возможности дополнительного заработка и вложения денег. |
Содержание программы
2022-2023 год обучения / 10-11 класс, 34 часа
МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ (7 часов)
Основные понятия: личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции; финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов; банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета; кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель.
Темы занятий:
1. Управление личными финансами и выбор банка
2. Как сберечь накопления с помощью депозитов
3. Проценты по вкладу: большие и маленькие
4. Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах
5. Кредит: зачем он нужен и где его получить
6. Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть
7. Как управлять деньгами с помощью банковской карты
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ РЫНОК: КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ (4 часа)
Основные понятия: инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация; рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги; стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, технический анализ, фундаментальный анализ, коллективные инвестиции; паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление.
Темы занятий:
8. Финансовые риски и стратегии инвестирования
9. Что такое ценные бумаги и какими они бывают
10. Граждане на рынке ценных бумаг
11. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ (3 часа)
Основные понятия: налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам; налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет.
Темы занятий:
12. Что такое налоги
13. Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России
14. Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет
МОДУЛЬ 4. СТРАХОВАНИЕ: ЧТО И КАК НАДО СТРАХОВАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В БЕДУ (5 часов)
Основные понятия: страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата; страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза; личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма; ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений.
Темы занятий:
15. Страховой рынок России: коротко о главном
16. Страхование имущества: как защитить нажитое состояние
17. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании
18. Если нанесён ущерб третьим лицам
19. Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ (5 часов)
Основные понятия: бизнес, предпринимательство, организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности; бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности; доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные средства, бизнес-ангел, венчурный инвестор; налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН); предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск.
Темы занятий:
20. Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать
21. Пишем бизнес-план
22. Расходы и доходы в собственном бизнесе
23. Налогообложение малого и среднего бизнеса
24. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
МОДУЛЬ 6. ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА: КАК РАСПОЗНАТЬ И НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ (3 часа)
Основные понятия: финансовое мошенничество, финансовая пирамида; фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP); финансовые риски.
Темы занятий:
25. Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников
26. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет
27. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»
МОДУЛЬ 7. ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ (4 часа)
Основные понятия: пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия; негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений.
Темы занятий:
28. Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия
29. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
30. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
31. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
МОДУЛЬ 8. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ (3 часа)
Темы занятий:
32. Занятие – презентации учебных достижений
33. Занятие – презентации учебных достижений
34. Занятие – презентация учебных достижений
Тематическое планирование
Название блока / раздела / модуля | Название темы | Количество часов |
10-11 класс / 2022-2023 год обучения | ||
1. | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 7 |
2. | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 4 |
3. | Налоги: почему их надо платить | 3 |
4. | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5 |
5. | Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5 |
6. | Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | 3 |
7. | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4 |
8. | Итоговый контроль по курсу | 3 |
ИТОГО | 34 |
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты | ИКТ | |||
план | факт | Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||
1 | Управление личными финансами и выбор банка | Лекция-беседа, практикум | Личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор (заимодавец), кредитно-финансовые посредники, банковская система, коммерческий банк, Центральный банк, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции | - понимание сути управления личными финансами, целей сбережения, возможностей и ограничений использования заёмных средств; - понимание сути посреднических операций, которые осуществляют коммерческие банки; - понимание отличий между пассивными операциями банка с населением, связанными с привлечением финансовых ресурсов, и активными операциями, связанными с размещением привлечённых средств. | - отличать банки от прочих кредитно-финансовых посредников; - находить информацию о видах лицензий, выданных коммерческим банкам Центральным банком. | - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; - умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования; - умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. | Компьютер, проектор | ||||
2 | Как сберечь накопления с помощью депозитов | Лекция-беседа, практикум | Финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, вкладчик, инфляция, Роспотребнадзор, валюта вклада, Агентство по страхованию вкладов | - понимание различных мотивов сбережений (формирование резерва на непредвиденные расходы; аккумулирование средств для будущих крупных расходов; получение дохода); - понимание природы банковского процента как платы за пользование чужими деньгами; - понимание взаимосвязи доходности и надёжности финансовых активов (чем более надёжен актив, тем, как правило, меньший доход он приносит); - наличие общего представления о различных способах сбережения и видах сберегательных продуктов; - понимание того, что банковский вклад — это один из способов сохранения сбережений и их защиты от инфляции; - осознание того, что сбережения могут приносить доход; - знание государственной системы страхования вкладов. | - оценка надёжности банка; - оценка пользы открытия банковского вклада для повышения благосостояния семьи. | Компьютер, проектор | |||||
3 | Проценты по вкладу: большие и маленькие | Лекция-беседа, практикум | Банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, валюта вклада | - понимание принципа хранения денег на банковском счёте; - понимание того, что банковский вклад – это источник ресурсов для банка, за счёт которого банк проводит свои активные операции; - понимание того, что размер процента по банковскому вкладу ниже размера процента по банковскому кредиту за счёт того, что банк берёт на себя риски, связанные с невозвратом выданных им кредитов; - понимание того, что доходность вклада зависит от срока его размещения; - понимание сути банковских вкладов и зависимости доходности от многих условий; - понимание отличий условий депозита до востребования и условий срочного вклада; - понимание отличий в начислении процентов по вкладу по формуле простых и по формуле сложных процентов; - знание того, к кому обратиться за консультацией по вопросам сбережения в банках. | - читать и проверять банковскую выписку; - производить расчёты с использованием формул простых и сложных процентов; - использовать депозитный калькулятор на сайте коммерческого банка. | Компьютер, проектор | |||||
4 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | Лекция-беседа, практикум | Драгоценные металлы, золото, инвестиции, ювелирные изделия, налог на добавленную стоимость, слитки, коллекционные монеты, инвестиционные монеты, обезличенные металлические счета | - понимание того, что драгоценные металлы являются одним из альтернативных вариантов размещения личных сбережений; - понимание рисков и возможностей при инвестировании личных сбережений в драгоценные металлы; - наличие представления о различных видах инвестирования личных сбережений в драгоценные металлы; - понимание того, что разные способы инвестирования в драгоценные металлы ведут к различиям в структуре расходов по таким операциям и к различным рискам. | - отличать коллекционные монеты от инвестиционных; - находить информацию о порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами на сайтах коммерческих банков; - определять расходы, связанные с вложением денежных средств в драгоценные металлы. | Компьютер, проектор | |||||
5 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | Лекция-беседа, практикум | Кредит, заём, ссуда, ежемесячный платеж, задолженность, годовой доход, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель | - понимание того, что такое кредит и почему кредит даётся под проценты; - осознание выгод и рисков, связанных с различными способами кредитования; - понимание необходимости осознания мотивов и целей получения кредита; - понимание необходимости осознания склонности к рискованному поведению; - понимание того, что перед привлечением нового кредита необходимо соотнести ежемесячные платежи по задолженности и регулярные доходы; - понимание необходимости тщательного изучения и сравнения условий кредитования, предлагаемых различными финансовыми организациями. | идентифицировать риски, связанные с получением кредита или займа. | Компьютер, проектор | |||||
6 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | Лекция-беседа, практикум | Потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история. | - понимание основных условий кредитования; - понимание того, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем; - понимание отличий разных видов кредита и различий в процентных ставках; - понимание механизма расчёта полной стоимости кредита; - понимание механизмов получения различных видов кредита; - понимание того, к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств; - осознание ответственности за выплату кредита. | - искать необходимую информацию о кредитных продуктах на сайтах коммерческих банков, потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций; - читать кредитные договоры; - соотносить вид кредита с целью кредита; - получать информацию о своей кредитной истории. | Компьютер, проектор | |||||
7 | Как управлять деньгами с помощью банковской карты | Лекция-беседа, практикум | Банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная карта, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код. | - понимание различий между дебетовой и кредитной картой; - понимание преимуществ использования банковских карт в повседневной жизни; - осознание необходимости использования защиты от рисков несанкционированного доступа к средствам на банковской карте. | - проверять безопасность использования банковской карты в банкоматах и POS-терминалах; - находить условия обслуживания банковских карт коммерческим банком; - получать дополнительную информацию о бонусах, предоставляемых держателям банковских карт; - блокировать банковскую карту в случаях её утраты или возникновения риска кражи с неё денежных средств. | Компьютер, проектор | |||||
8 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | Лекция-беседа, практикум | Инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация. | - понимание необходимости хранить деньги в надёжном месте; - понимание того, что инвестиционная деятельность неизбежно связана с финансовыми рисками в силу высокой неопределённости и нестабильности ситуации на финансовых рынках; - понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; - понимание соотношения рисков и доходности при выборе инструментов инвестирования; - понимание ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования. | Различать стратегии инвестирования с точки зрения доходности и рисков. | - умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; - умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; | Компьютер, проектор | ||||
9 | Что такое ценные бумаги и какими они бывают | Лекция-беседа, практикум | Рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги | - понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; - осознание механизма формирования доходности ценных бумаг; - понимание сущности долговых и долевых ценных бумаг и возможных последствий для семейного бюджета от инвестирования в них; - понимание необходимости соотнесения целей инвестирования с ценной бумагой, в которую инвестируются средства; - понимание того, за счёт чего формируется доходность на рынке ценных бумаг; - понимание того, что такое инвестирование и в чём его отличие от сбережения и кредитования. | - проводить предварительные расчёты доходности инвестиций в ценные бумаги; - определять вид пакета акций, которым владеет индивид; - рассчитывать необходимые показатели эффективности работы на фондовом рынке. | Компьютер, проектор | |||||
10 | Граждане на рынке ценных бумаг | Лекция-беседа, практикум | Стратегии управления инвестициями, активные инвесторы, пассивные инвесторы, инвестиционный портфель, структура инвестиционного портфеля, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, коллективные инвестиции | - понимание того, что деньги могут работать и приносить доход; - понимание основных принципов инвестирования на рынке ценных бумаг; - понимание возможной доходности и рискованности осуществления операций на фондовом рынке; - понимание того, что осуществление каких-либо операций на фондовом рынке требует знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных решений; - осознание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам; - понимание специфики формирования инвестиционного портфеля, сущности диверсификации инвестиционного портфеля; - понимание роли брокера на рынке ценных бумаг и его основных задач и функций. | - искать и интерпретировать актуальную информацию по фондовому рынку; - сравнивать котировки акций во времени. | Компьютер, проектор | |||||
11 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды | Лекция-беседа, практикум | Паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление. | - понимание сути и механизма функционирования коллективных инвестиций; - осознание преимуществ и недостатков инвестирования в паевые инвестиционные фонды; - понимание рисков, сопряжённых с разными видами коллективных инвестиций; - понимание особенностей работы граждан с отдельными инструментами фондового рынка. | - искать необходимую информацию о ПИФах на сайтах управляющих компаний. | Компьютер, проектор | |||||
12 | Что такое налоги | Лекция-беседа, практикум | Налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам; знания о налоговой системе России и её устройстве, общих принципах работы налоговой службы, знание случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию, знание способа получения ИНН, знание о налоговых правонарушениях и наказаниях за их совершение | - понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве; - понимание прав и обязанностей налогоплательщика; - сознание неотвратимости наказания за совершение налогового правонарушения. | - получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности на сайте налоговой службы; - соблюдать обязанности налогоплательщика; - заполнять налоговую декларацию. | - умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем; - умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; | Компьютер, проектор | ||||
13 | Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России | Лекция-беседа, практикум | Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; знание видов налогов, уплачиваемых физическими лицами в России, знание оснований для взимания налогов с граждан в России, знание способов расчёта сумм налогов к уплате | - понимание различий налогов; - осознание оснований уплаты личных налогов физическим лицом; - понимание механизма расчёта суммы налога к уплате. | - определять элементы налогов; - рассчитывать размер личных налогов. | Компьютер, проектор | |||||
14 | Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет | Лекция-беседа, практикум | Налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет; знания о видах налоговых льгот и вычетов и их влиянии на величину семейного бюджета, о случаях и способах получения налогового вычета | - понимание сути налоговых льгот и вычетов и оснований их получения; - осознание влияния налоговых вычетов и льгот на величину семейного бюджета; - понимание механизма получения налоговых льгот и вычетов. | - использовать налоговые льготы и налоговые вычеты для снижения налоговой нагрузки на семейный бюджет; - рассчитывать размер налогового вычета; - оформлять заявление на получение налогового вычета. | Компьютер, проектор | |||||
15 | Страховой рынок России: коротко о главном | Лекция-беседа, практикум | Страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата; знание структуры и особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых отношений, знание алгоритма действий при наступлении страховых случаев. | - понимание основной идеи страхования как способа возмещения финансовых потерь от неблагоприятных событий, которые могут наступить с относительно небольшой вероятностью; - осознание жизненных ситуаций, при которых страхование может дать положительный эффект; - понимание принципов организации страховых отношений, функций и обязанностей их основных участников; - понимание порядка действий страхователя при наступлении страхового случая; - понимание оснований отказа страховщиком в страховых выплатах. | - искать и интерпретировать актуальную информацию в сфере страхования; - читать договор страхования. | - умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования; -умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. | Компьютер, проектор | ||||
16 | Страхование имущества: как защитить нажитое состояние | Лекция-беседа, практикум | Страхование имущества, автострахование (автокаско), аварийный комиссар, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза; знание правил страхования имущества, роли имущественного страхования в сохранении семейного бюджета, знание условий автострахования. | - понимание сущности страхования имущества и его возможностей; - понимание организации страхования имущества в России; - осознание способов экономии на стоимости страхового полиса и целесообразности их применения; - понимание основных параметров договора страхования имущества и умение оценивать степень их влияния на размер страховой премии; - понимание условий осуществления страховой выплаты по договору страхования имущества; - понимание оснований отказа в страховых выплатах. | - различать виды страхования имущества; - не допускать ситуаций, которые впоследствии могут стать основаниями для отказа в страховой выплате; - осуществлять поиск информации на сайтах страховых компаний о предлагаемых страховых продуктах. | Компьютер, проектор | |||||
17 | Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании | Лекция-беседа, практикум | Личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма; знание основ личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, а также условий пользования медицинским страхованием | - понимание возможностей личного страхования для индивидуума; - понимание принципов организации личного страхования в России; - осознание существенных условий договора личного страхования и их последствий для индивидуума; - понимание механизма добровольного медицинского страхования и его преимуществ по сравнению с обязательным медицинским страхованием; - понимание подходов к выбору оптимального страхового продукта для каждого конкретного страхователя (застрахованного / выгодоприобретателя); - осознание целесообразности приобретения конкретного продукта личного страхования; - понимание условий осуществления страхового обеспечения по договору личного страхования. | - различать виды страхования жизни; - различать особенности обязательного и добровольного страхования; - использовать правильную последовательность действий при возникновении страхового случая. | Компьютер, проектор | |||||
18 | Если нанесён ущерб третьим лицам | Лекция-беседа, практикум | Ответственность, страхование гражданской ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности, добровольное страхование гражданской ответственности, третье лицо, ОСАГО, ДСАГО, страхование гражданской ответственности владельцев жилых помещений; знание основ страхования ответственности и особенностей данного вида страхования. | - понимание сути страхования гражданской ответственности и его возможностей; - понимание организации страхования гражданской ответственности в России; - понимание особенностей договора страхования гражданской ответственности; - понимание перечня страховых случаев по договору страхования гражданской ответственности; - понимание особенностей осуществления страховой выплаты по договору страхования ответственности; - понимание оснований отказа в страховых выплатах. | - ориентироваться в страховых продуктах в рамках страхования гражданской ответственности; - производить примерный расчёт стоимости договора страхования гражданской ответственности; - осуществлять последовательность действий для получения страховой выплаты. | Компьютер, проектор | |||||
19 | Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика | Лекция-беседа, практикум | Критерии выбора страховой компании, лицензия на ведение страховой деятельности, страховой портфель, надёжность страховой компании, обоснованный и необоснованный отказы в страховой выплате; знание основ правильного выбора страховой компании посредством оценки ряда параметров её деятельности. | - осознание необходимости выбора надёжного страховщика в целях сохранения семейного бюджета; - понимание показателей, характеризующих надёжность страховой компании; - понимание источников информации для проведения оценки надёжности страховой компании; - понимание обоснованности и необоснованности отказа в страховой выплате; - понимание алгоритма действий страхователя при необоснованном отказе в страховой выплате. | - отличать обоснованный отказ в страховой выплате от необоснованного; - находить информацию для проведения оценки надёжности страховой компании. | Компьютер, проектор | |||||
20 | Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать | Лекция-беседа, практикум | Бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности, упрощённая система налогообложения | - понимание сложности и ответственности занятия бизнесом; - осознание основных факторов достижения предпринимательского успеха, возможных целей при начале нового бизнеса; - понимание механизма регистрации бизнеса; - понимание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно-правовых форм, ответственности предпринимателя вследствие выбора одной из них. | - отличать организационно-правовые формы предприятий; - ориентироваться в правах и обязанностях, возникающих вследствие регистрации хозяйственного общества или индивидуального предпринимателя; - ориентироваться в процедуре регистрации собственного бизнеса. | - умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; - умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем | Компьютер, проектор | ||||
21 | Пишем бизнес-план | Лекция-беседа, практикум | Бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности. | - осознание мотивов открытия собственного бизнеса; - понимание роли бизнес-плана в успешной реализации бизнес- идеи; - понимание последовательности составления бизнес-плана, его структуры и этапов реализации; - осознание сущности маркетинга как инструмента развития бизнеса. | - понимать структуру бизнес-плана компании; - составлять бизнес-план по алгоритму; - осуществлять сбор необходимой информации для выявления востребованной бизнес-идеи. | Компьютер, проектор | |||||
22 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | Лекция-беседа, практикум | Доходы, расходы, прибыль, чистая прибыль, собственный капитал, уставный капитал, заёмный капитал, кредит, лизинг, основные средства, оборотные средства, стартап, бизнес-ангел, венчурный инвестор | - понимание необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса; - понимание структуры затрат на производство продукции и способов её снижения; понимание механизма формирования чистой прибыли и её влияния на благосостояние собственника; - понимание источников средств на развитие фирмы и их влияния на устойчивость бизнеса; - понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при ведении собственного дела. | - находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса; - рассчитывать стоимость привлечения отдельных финансовых ресурсов для развития организации; - вести простые финансовые расчеты: считать издержки, доход, прибыль. | Компьютер, проектор | |||||
23 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | Лекция-беседа, практикум | Налогообложение, общий режим налогообложения бизнеса, упрощённая система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), единый налог на вменённый доход, патентная система налогообложения (ПСН). | - понимание влияния режима налогообложения на величину прибыли; - понимание механизма исчисления уплачиваемых бизнесом налогов. | - рассчитывать налоговую нагрузку на бизнес в рамках выбранного режима налогообложения; - находить актуальную информацию о порядке расчёта и уплаты налогов на официальных сайтах министерств и ведомств в сети Интернет. | Компьютер, проектор | |||||
24 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | Лекция-беседа, практикум | Предпринимательская деятельность, финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатёжеспособности, инфляционный риск, валютный риск | - понимание рискованности предпринимательской деятельности; - осознание сущности предпринимательских рисков и их источников; - понимание методов управления предпринимательскими рисками в целях снижения финансовых потерь; - понимание возникающих вследствие открытия собственного бизнеса прав и обязанностей. | - идентифицировать конкретные риски предпринимательской деятельности; - проводить элементарные расчеты суммы потерь вследствие осуществления предпринимательской деятельности. | Компьютер, проектор | |||||
25 | Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников | Лекция-беседа, практикум | Финансовое мошенничество, финансовая пирамида; знания о признаках финансовой пирамиды, механизмах её функционирования и возможных последствиях вовлечения в неё, знания о том, куда обращаться в случае обнаружения финансового мошенничества | - осознание сущности финансовой пирамиды и механизма её функционирования как вида финансового мошенничества; - понимание причин вовлечения населения в финансовую пирамиду; - осознание последствий вовлечения индивидуума в финансовую пирамиду; - понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид. | - выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме; - распознавать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений; - находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб; - сопоставлять информацию, полученную из различных источников. | - умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования; - умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности. | Компьютер, проектор | ||||
26 | Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет | Лекция-беседа, практикум | Фишинг, фарминг, evil twin / honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP); знания о возможных финансовых мошенничествах, с которыми можно столкнуться в Интернете, о последствиях вовлечения в них и о способах сохранения личного бюджета от интернет-мошенников | - понимание сущности виртуальных мошенничеств и механизмов их функционирования; - осознание последствий вовлечения индивидуума в виртуальное мошенничество; - понимание способов защиты от виртуальных ловушек. | защищать свой личный бюджет от мошеннических атак в Интернете. | Компьютер, проектор | |||||
27 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | Игра | Финансовая пирамида, мошенничество, финансовые риски; знания о видах финансовых мошенничеств, признаках финансовой пирамиды, механизмах её функционирования и возможных последствиях вовлечения в неё. | - понимание сущности финансовой пирамиды и механизма её функционирования как вида финансового мошенничества; - понимание причин вовлечения населения в финансовую пирамиду; - осознание последствий вовлечения индивидуума в финансовую пирамиду; - понимание юридической ответственности за организацию финансовых пирамид и совершение иных финансовых мошеннических действий. | выявлять признаки финансовой пирамиды в мошеннической схеме. | Компьютер, проектор | |||||
28 | Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия | Лекция-беседа, практикум | Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент, накопительная пенсия; знания об основах функционирования пенсионной системы в России, видах пенсий и условиях их получения, о способах формирования будущей пенсии, о факторах, определяющих размер будущей пенсии гражданина. | - понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении; - понимание смысла пенсионной системы и принципов её построения в Российской Федерации; - понимание важности пенсионных накоплений в России; - понимание факторов, влияющих на размер будущей пенсии индивидуума; - понимание механизма формирования страховой пенсии по старости и накопительной пенсии; - понимание способов увеличения будущей собственной пенсии и сопряжённых с ними рисков. | - находить актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации; - осуществлять условный расчёт будущей пенсии. | - умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; - умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей; | Компьютер, проектор | ||||
29 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | Лекция-беседа, практикум | Накопительная пенсия, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений; знания об основах формирования будущей пенсии гражданина посредством управления накопительной пенсией, представление о существующих программах пенсионного обеспечения. | - понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении; - осознание влияния накопительной пенсии на величину будущей пенсии гражданина; понимание рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения. | различать способы управления накопительной пенсией. | Компьютер, проектор | |||||
30 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | Лекция-беседа, практикум | Надёжность негосударственного пенсионного фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда; знания об основах функционирования негосударственных пенсионных фондов, а также о критериях их выбора. | - понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении; - осознание рисков, сопряжённых с выбором негосударственного пенсионного фонда; - понимание критериев выбора негосударственного пенсионного фонда; - понимание последствий выбора того или иного негосударственного пенсионного фонда. | использовать критерии выбора негосударственного пенсионного фонда. | Компьютер, проектор | |||||
31 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | Игра | Негосударственный пенсионный фонд, надёжность фонда, доходность от инвестирования пенсионных накоплений, срок функционирования негосударственного пенсионного фонда; знания об основах функционирования негосударственных пенсионных фондов, о критериях их выбора | - понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении; - осознание рисков, сопряжённых с выбором негосударственного пенсионного фонда; - понимание критериев выбора негосударственного пенсионного фонда; - понимание влияния политики негосударственного пенсионного фонда на размер будущей пенсии гражданина; - понимание последствий выбора негосударственного пенсионного фонда. | - осуществлять самостоятельный поиск информации о деятельности негосударственных пенсионных фондов; - применять критерии выбора негосударственного пенсионного фонда. | Компьютер, проектор | |||||
32 | Занятие – презентации учебных достижений | Занятие – презентации учебных достижений | Компьютер, проектор | ||||||||
33 | Занятие – презентации учебных достижений | Занятие – презентации учебных достижений | Компьютер, проектор | ||||||||
34 | Занятие – презентации учебных достижений | Занятие – презентации учебных достижений | Компьютер, проектор |
Программно-методическое обеспечение
Основная литература
Печатные издания
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по финансовой грамотности(СПО)
Рабочая программа дисциплины ОП.14 «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основ финансовой грамотности , реализующем образовательную программу среднего общего образован...
Рабочая программа по финансовой грамотности -11 кл
рабочая программа курса...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-6 классов (новый ФГОС)
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-6 класса составлена в соответствии с новыми ФГОС...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 6-7 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности для 6-7 классов...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 1-4 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности для 1-4 классов (внеурочная деятельность)...
Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 44.0...
Рабочая программа Основы Финансовой грамотности
Рабочая программа Основы финансовой грамотности...