Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа

Костоусова Елена Юрьевна

Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа учебной дисциплины

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

основной профессиональной образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Югорск, 2022

ОДОБРЕНА

методическим объединением социально-экономических дисциплин

Протокол № 1

От «31» августа 2022 г

Председатель _________  Е.Ю.Костоусова

Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования  44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и результатов опроса работодателей.

Заместитель директора по учебной работе

___________________ И.А.Крицына

Разработчик:

Елена Юрьевна Костоусова, преподаватель высшей квалификационной категории, БУ  «Югорский политехнический  колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «Основы финансовой грамотности»        6

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» составлена на основе:

  • рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика»;

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» ( Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации);

  • ФЗ от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
  • Приказа Минобрнауки России, Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778) (официально опубликован 11.09.2020).

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения и формирования базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся  в профессиональных образовательных организациях

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – интерактивные, ИКТ - технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности текущих сведений о состоянии финансового рынка, уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность по данной тематике.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Обществознание», «Экономика организации», «Налоги», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы предпринимательской деятельности».

В структуре изучаемого курса включены темы профессиональной направленности, дающие знания в области управления личными финансами, собственного жизненного опыта в этой сфере, а также  знаний и опыта при оценке финансовых рисков; социализации отдельных групп молодежи; знания направленные на формирование молодежной культуры, направленной на  сбережение и инвестирование; умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика), что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

 

 

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

«Основы финансовой грамотности»

  1.  Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»

 входящей в состав укрупнённой группы профессий 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина изучается в рамках общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом.

- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

-оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • экономические явления и процессы общественной жизни;
  • структуру семейного бюджета и экономику семьи;
  • роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане.;
  • виды расчетно-кассовых операций;
  • условия формирования личных пенсионных накоплений;
  • виды ценных бумаг;
  • сферы применения различных форм денег;
  • основные элементы банковской системы;
  • виды платежных средств;
  • страхование и его виды;
  • виды налогов, налоговых льгот и налоговых вычетов;
  • правовые нормы для защиты прав потребителей услуг;
  • признаки и виды мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Обучающийся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» должен обладать общей компетенцией, включающей в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Освоение содержания дисциплины  обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов согласно Программе воспитания ППКРС/ППССЗ:

ЛР5/СОО. Отражать сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

ЛР9/СОО Отражать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы «Основы финансовой грамотности»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

в том числе в форме практической подготовки   20 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы финансовой грамотности»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

Лекции

36

    в том числе в форме практической подготовки (если предусмотрено)

20

лабораторные работы

практические занятия

-

контрольные работы

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

        

Наименование разделов  и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тема1 Личное финансовое планирование

Содержание учебного материала

  1. Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT–анализ как один из способов принятия решений.

Практическая подготовка  Проведение SWOT–анализа собственных финансовых возможностей (ЛР5, ЛР9)

1

1

2,3

2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения Презентация «Личный финансовый план»

Практическая подготовка  Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. (ЛР5, ЛР9)

1

1

2,3

Тема 2. Депозит

Содержание учебного материала

3. Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

Практическая подготовка  Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий). Изучение депозитного договора. Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора. (ЛР5, ЛР9)

1

1

1,2

3

Тема 3.Кредит

Содержание учебного материала Ролик «Все про кредит» +Презентация

  1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита (ЛР5, ЛР9)

2

1,2

5. Практическая подготовка Обсуждение вопросов поиск информации: Практикум: кейс - «Покупка машины» . (ЛР5, ЛР9)

Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика. Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий).

Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит.

Мини-исследование. Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов

2

3

Тема 4. Расчетно-кассовые операции

Содержание учебного материала

6. Хранение, обмен и перевод денег – банковские операции для физических лиц. Виды платежных средств. Чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги – инструменты денежного рынка.

Правила безопасности при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. (ЛР5, ЛР9)

Презентация «Платить_и_зарабатывать_с_банковской_картой»

2

1,2

7 Практическая подготовка Практикум. Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты — формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты.

Мини-проект. Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег. (ЛР5, ЛР9)

2

3

Тема 5. Страхование

Содержание учебного материала Презентация «Страхование»

8. Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности)

Практическая подготовка Мини-проект. Действия страховщика при наступлении страхового случая.

Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг. (ЛР5, ЛР9)

1

1

2,3

Тема 6. Инвестиции

Содержание учебного материала Презентация «Инвестирование», «Акции»

9. Основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов.

Диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

2

1,2

10. Практическая подготовка Мини-исследование. Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска. (ЛР5, ЛР9)

Мини-проект. Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации.

2

3

Тема 7 Пенсии

Содержание учебного материала

11. Государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практическая подготовка Мини-исследование. Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений. (ЛР5, ЛР9)

1

1

2,3

Тема 8 Налоги

Содержание учебного материала

12. Налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Виды налогов для физических лиц (ЛР5, ЛР9)

2

1,2

13. Практическая подготовка Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др. (ЛР5, ЛР9)

2

3

Тема 9 Признаки финансовых пирамид и защита от мошеннических действий на финансовом рынке

Содержание учебного материала

14. Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами. Виды финансового мошенничества: в Интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практическая подготовка Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке

1

1

2,3

Тема 10. Создание собственного бизнеса

Содержание учебного материала

15 Основные понятия: бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-идея, планирование рабочего времени, венчурист. (ЛР5, ЛР9)

2

1,2

16-17 Практическая подготовка Формирование навыков по поиску актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Презентация компании. Составление бизнес-плана по алгоритму. Ведение простых расчетов. Подсчет издержек, прибыли, доходов. (ЛР5, ЛР9)

2

2

3

18. ДИФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ (защита бизнес идеи)

2

3

Итого по дисциплине

36

Практическая подготовка

20

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организации коммерческой деятельности и логистики»;

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся;

- программное обеспечение (MS Office, КонсультантПлюс, учебное пособие в электронной оболочке Moodle, слайд-фильмы, локальная компьютерная сеть, Интернет);

- учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

- классная доска.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран).

  1. Информационное обеспечение обучения

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020)
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 n 117-фз
  5. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
  6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.12.2020) "О защите прав потребителей"

Основные источники:

  1. Бочарова, Т.А. Основы экономики и финансовой грамотности : учебно-методическое пособие / Т.А. Бочарова. — Барнаул : АлтГПУ, 2018. — 92 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [Электронный ресурс]:- https://e.lanbook.com/book/119526 (дата обращения: 09.09.2021).
  2. Брехова Юлия Викторовна Финансовая грамотность. 10-11 классы. Материалы для учащихся. Учебное пособие; Вита-Пресс - М., 2017. -400 c.
  3. Чумаченко В.В,  Горяев А.П. «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/10106 464/
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/10105 800/ 3
  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/10105 712/ 4
  4. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/10100 758/
  5. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ. [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/12124 999/
  6. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/12138 288/
  7. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/12111 456/ 8
  8. Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146- ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс]:- http://base.garant.ru/10900 200/ 12
  9. Федеральный закон "О защите конкуренции"от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ [Электронный ресурс]:-  http://base.garant.ru/12148 517/
  10. Сайт Банка России [Электронный ресурс]:- http://www.cbr.ru/
  11. Сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг http://www.rbc.ru/
  12. Сайт «Всё о страховании в России» [Электронный ресурс]:-  http://www.insur.ru/
  13. Сайт «Страховая информация» [Электронный ресурс]:- http://strahovik.info/
  14. Всероссийский союз страхования http://ins-union.ru. /
  15. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс]:- http://www.fas.gov.ru/
  16. Сайт «Страхование в России» [Электронный ресурс]:-  http://www.allinsurance.ru /
  17. Сайт «Финансист» [Электронный ресурс]:- http://finansistkras.ru/lichnie-finansi
  18. Финансовая видеоэциклопедия [Электронный ресурс]:- http://www.incomepoint.tv /
  19. Сайт «Финансовая грамота» [Электронный ресурс]:- [Электронный ресурс]:- [Электронный ресурс]:-  http://fingramota.org/lichn ye-finansy/investitsii-isberezheniya
  20. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]:- http://www.marketing.spb.ru
  21. Сайт «Развитие бизнеса» [Электронный ресурс]:- http://www.devbusiness.ru
  22. Министерство РФ по налогам и сборам http:// www.nalog.ru
  23. Мельников М.М. Основы бизнеса - как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей http://www.petrograd.biz/businessmanual/business 13.php 
  24. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг [Электронный ресурс]:- http://www.fedcom.ru
  25. Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации [Электронный ресурс]:- http:// www.akdi.ru

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

Размещение на ЮПК до

1

Тесты

2

бумага, электронный вариант

2

Комплект для промежуточной аттестации

-

бумага, электронный вариант

3

Комплект для итоговой аттестации

15

бумага, электронный вариант

4

Электронное учебное пособие

электронный вариант

5

Видео учебно-информационные материалы

диск

6

Учебная программа

1

бумага, электронный вариант

7

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага, электронный вариант

8

Методические указания по изучению курса

бумага, электронный вариант

9

Рекомендации по организации самостоятельной работы

1

бумага, электронный вариант

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом.

- применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

-оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

 знать:

  • экономические явления и процессы общественной жизни;
  • структуру семейного бюджета и экономику семьи;
  • роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане.;
  • виды расчетно-кассовых операций;
  • условия формирования личных пенсионных накоплений;
  • виды ценных бумаг;
  • сферы применения различных форм денег;
  • основные элементы банковской системы;
  • виды платежных средств;
  • страхование и его виды;
  • виды налогов, налоговых льгот и налоговых вычетоа;
  • правовые нормы для защиты прав потребителей услуг;
  • признаки и виды мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Оценка результата выполнения практических заданий

Устный опрос

Тестирование

Итоговый контроль: дифференцированный зачет

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

Результаты (освоенные ОК и ПК)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- проявление интереса к будущей профессии, активности и инициативности в получении профессионального опыта, умений и знаний;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;

- экспертная оценка портфолио работ обучающегося.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- демонстрация умений планировать свою собственную деятельность и прогнозировать ее результаты;

- обоснованность выбора методов и способов действий;

- проявление способности коррекции собственной деятельности;

- адекватность оценки качества и эффективности собственных действий.

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- решение стандартных и нестандартных  финансовых ситуаций в повседневной жизни

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе  практики, в ходе сдачи экзаменов и проведения зачетов.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- демонстрация способности эффективно общаться с преподавателями, студентами, социальными партнерами.

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- демонстрация стремления к постоянному профессионализму и личностному росту;

- проявление способности осознанно планировать и самостоятельно проводить повышение своей квалификации

-экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе учебной (производственной) практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов обучающегося

ЛР5/СОО. Отражать сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

- готовность к саморазвитию

- организация и результат собственной деятельности;

- творческий подход к выполнению заданий

- своевременность сдачи по выполнению отчетных материалов;

-  умение искать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач и использования ее в учебной деятельности

текущий контроль (практические занятия),

 олимпиады

ЛР9/СОО Отражать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

- участие в конкурсах профессионального мастерства, НПК, олимпиадах по профес -сиональной и не профессиональной

деятельности;

- демонстрация умения принимать решения в не стандартных ситуациях.

- демонстрация готовности к конъюнктурным изменениям на рынке труда;

- готовность к саморазвитию.

текущий контроль (практические занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности"

Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Финансовая грамотность – путь к успеху

В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа "Финансовая грамотность"...

Рабочая тетрадь "Финансовая грамотность"

Рабрчая тктрадт для студентов СПО...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...