Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-6 классов (новый ФГОС)
рабочая программа
Рабочая программа по финансовой грамотности для 5-6 класса составлена в соответствии с новыми ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_5.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
(указать уровень общего образования)
Финансовая грамотность
(указать название наименование учебного предмета, курса, модуля (дисциплины))
Автор / Разработчик: Фоминых О. Г.
2022-2023 учебный год
г. Холмск
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность»
Программа по предметной области «Финансовая грамотность» для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
Единой рамки компетенций по финансовой грамотности;
проектом Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;
стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального общего образования, финансовая грамотность понимается, как «сочетание осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»
Цели изучения учебного курса «Финансовая грамотность»
Целями изучения учебного курса являются:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Место курса «Финансовая грамотность» в учебном плане
Программа направлена на реализацию стратегических целевых ориентиров в области повышения финансовой грамотности на уровне основного общего образования.
Программа рассчитана на 68 часов, со следующим распределением часов по годам обучения / классам: 2022-2023 год обучения / 5 класс – 34 часа; 2023-2024 год обучения / 6 класс – 34 часа.
Содержание учебного курса «Финансовая грамотность»
5 класс, 34 часа
Тема 1. Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа).
Основные понятия: Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Темы занятий:
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать свое финансовое поведение.
Тема 2. Доходы и расходы семьи (15 часов).
Основные понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.
Темы занятий:
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи.»
Тема 3. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (15 часов)
Основные понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Темы занятий:
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надежность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».
30-34. Резервные часы 30-34.
6 класс, 34 часа
Тема 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов).
Основные понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Темы занятий:
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Тема 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 часов).
Основные понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Финансовая грамотность» на уровне основного общего образованияЛичностные результаты
В результате изучения курса «Финансовая грамотность» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение фактов из истории появления российских денег, развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений, осознания материальных и нематериальных богатств России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе правилах финансовых отношений между людьми;
- мотивация на достижение личных финансовых целей и общих финансовых целей семьи;
- мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых решений и поступков;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе к нуждающимся людям;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования интересов других людей;
- осознание необходимости ограничивать свои желания;
- проявление ответственности за потребление общих ресурсов семьи;
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
- неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления об обмене, зарождении денег и финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- осознание своих привычек при пользовании деньгами и возможностей изменения этих привычек при формировании финансово грамотного поведения;
- проявление уверенности при оплате простых покупок;
- мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров, мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;
- готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых товаров и услуг;
- мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть карманных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов, распределению доходов по направлениям расходов.
Метапредметные результаты
Познавательные
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
- умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
- выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
- установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
- умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
- анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
- самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
- применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
- применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Система оценки результатов обучения
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания будет сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы промежуточной аттестации: Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Введение в курс «Финансовая грамотность» | |||
1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | Описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности | Формировать представление о том, что финансово грамотный человек: - управляет движением денег с помощью бюджета; - планирует свои расходы таким образом, чтобы они не превышали доходы; - делает сбережения на будущее; - создаёт финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных ситуаций; - бережливо и экономно относится к деньгам. |
2 | От чего зависит благосостояние семьи | Объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека. Понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков | Учащиеся должны сделать следующие выводы: 1. Благосостояние семьи – наличие у семьи необходимых для жизни благ (материальных и духовных), в том числе денежных средств, а также стабильного дохода. 2. Для повышения благосостояния человеку необходимо развивать свои умения и компетенции в течение всей жизни |
3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях | Формировать представление о том, что грамотное финансовое поведение людей укрепляет их благосостояние и финансовую независимость, обеспечивает их уверенность в будущем. |
4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение | Обосновывать оценку своего финансового поведения в различных конкретных ситуациях | Формировать представление о том, что нужно планировать свои расходы так, чтобы денег хватало и на накопления, и на обязательные траты (проезд, питание и т. п.); - отличать покупки, без которых нам нельзя обойтись, от необязательных трат; - откладывать свои карманные деньги на определённые цели. |
Модуль 1. Доходы и расходы семьи | |||
5 | Деньги: что это такое | Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны | Формировать представление об основных источниках доходов семьи; - составлять задачи, требующие денежных расчётов; - считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности. |
6 | Учебные мини-проекты «Деньги» | Проект помогает научиться работать в команде, правильно ставить задачи и самостоятельно достигать нужных результатов. Успех работы над проектом зависит от усилий всей команды и личного вклада каждого участника проектной работы | При выполнении учебных проектов в области финансов надо применить полученные знания для создания такого проектного продукта, который имел бы практическую пользу (например, советы или правила для учащихся начальной школы). |
7 | Из чего складываются доходы семьи | Доход семьи – все деньги, которые поступают в семью. Источники доходов – источники и способы получения денег семьёй. К основным источникам доходов семьи относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, различные пособия, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности и т. п. К дополнительным источникам доходов семьи относятся: выручка от продажи продуктов из личного подсобного хозяйства, премия, деньги, подаренные на день рождения, и т. п. Источники доходов бывают регулярными и нерегулярными, а также могут быть разовыми. Чем больше у семьи разных источников доходов и чем сами доходы выше, тем выше благосостояние семьи, тем комфортнее такая семья может жить. | Формировать представление об основных и дополнительных источниках доходов семьи; какими бывают по регулярности доходы; понимать зависимость доходов и благосостояние семьи. |
8 | Учимся считать семейные доходы | Практическое занятие | Формировать представление о том, что суммарный доход семьи за определённый период подсчитывается путём сложения всех денежных поступлений в семью за этот период. Чтобы подсчитать средний доход на одного члена семьи, надо суммарный доход разделить на количество членов семьи. |
9 | Исследуем доходы семьи | Мини-исследование | Прийти к выводу, что исследование доходов семьи включает следующие этапы: определение проблемного вопроса о доходах семьи, на который надо найти ответ, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы и обобщение выводов по результатам работы |
10 | Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | Защита проектов | Сделать выводы: 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? |
11 | Как появляются расходы семьи | Расходы семьи, обязательные расходы. Постоянные и переменные расходы, общие и личные, запланированные и непредвиденные | Формировать представление о том, что расходы семьи – это то, что семья тратит. К обязательным расходам относятся те, без которых нельзя обойтись. Это расходы на товары и услуги первой необходимости, обязательные платежи. Расходы семьи могут быть постоянными (регулярными) и переменными, общими и личными, запланированными и непредвиденными |
12 | Учимся считать семейные расходы | От чего зависят расходы семьи, общая сумма расходов семьи за определенный период времени. Как рассчитать обязательные расходы. как можно сократить основные расходы. | Формировать представление о том, что расходы каждой семьи зависят от уровня дохода, её потребностей и финансовых возможностей. Общая сумма расходов семьи в определённый период времени подсчитывается путём сложения всех денежных трат за этот период. |
13 | Исследуем расходы семьи | Мини-исследование | Чему вы научились в ходе проведения исследования о расходах семьи? Что в мини-исследовании о расходах семьи оказалось для вас самым трудным? А что – самым интересным? |
14 | Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | Защита проектов | Как вы поняли, что такое расходы семьи? Какие бывают расходы у семьи? От чего зависит размер расходов семьи? |
15 | Как сформировать семейный бюджет | Семейный бюджет. правила ведения семейного бюджета. Статьи семейного бюджета. Дефицитный и профицитный бюджеты семьи. | Формировать представление о том, что семейный бюджет помогает управлять доходами и расходами: планировать их на определённый период времени; вести учёт. |
16 | Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» | Занятие-игра | Учащиеся должны прийти к пониманию того, что, планируя бюджет, каждая семья решает, на какие цели и как распределить свой доход |
17 | Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» | Защита проектов | 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? |
18 | Обобщение результатов изучения модуля 1 | Контроль знаний | |
19 | Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» | Выставка портфолио | Кто готов поделиться личными достижениями и результатами, достигнутыми в ходе изучения модуля в целом? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, если возникли новые вопросы? |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | |||
20 | Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься | Особые жизненные ситуации. Непредвиденные ситуации. Последствия для семьи. На чём можно сэкономить, чтобы откладывать деньги на случай непредвиденной жизненной ситуации | Формировать представление о том, зачем необходимо закладывать в семейный бюджет траты на непредвиденные жизненные ситуации |
21 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | Страхование. Страховая организация. | Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях |
22 | Что и как можно страховать | Страхование может быть обязательным и добровольным. Правила и тарифы по видам обязательного страхования. При добровольном страховании все условия определяются договором страхования, который заключается между страхователем и страховщиком. Страхование бывает личным, имущественным и страхованием ответственности. | Формировать представление о том, что страхование – один из способов финансовой защиты семьи от рисков и потерь в случае возникновения сложных и непредвиденных жизненных ситуаций. |
23 | Ролевая игра «Страхование» | Занятие-игра | Формировать представление о том, что распределение расходов в семейном бюджете на страхование должно обеспечить защиту интересов всех членов семьи. Выбирая виды добровольного страхования, надо учитывать разные факторы риска, которым подвержена семья. |
24 | Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит | Мини-исследование | Учебные исследования в области финансов – один из способов получения новых знаний. |
25 | Как определить надёжность страховых компаний | Рейтинг страховых компаний. Надежность страховой компании. Договор страхования. | Формировать представление о том, что выбор страховых услуг начинается с определения надёжности страховой компании. |
26 | Как работает страховая компания | Учебная экскурсия | |
27 | Учебные мини-проекты «Страхование» | Защита проектов | 1. Что вам лучше всего удалось во время совместной работы? 2. Что удалось сделать каждому лично? Как это помогло группе? |
28 | Обобщение результатов изучения модуля 2 | Контроль знаний | |
29 | Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» | Выставка портфолио | «Кто готов поделиться своими личными достижениями по итогам изучения модуля о страховании? На все ли вопросы вы получили ответы? Что делать, если появились новые вопросы?» |
30 | Резервные часы | ||
31 | Резервные часы | ||
32 | Резервные часы | ||
33 | Резервные часы | ||
34 | Резервные часы |
6 класс (34 часа)
№ | Тема | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
Человек и государство: как они взаимодействуют | |||
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | Что такое финансовая независимость. Роль государства в предоставлении финансовой независимости. | Формировать представление о понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить. | Налоги, их виды. Правила сбора и уплаты налогов. Налоговый кодекс. | Формировать представление о том, что в семейном бюджете уплата налогов должна быть отнесена к обязательным расходам. |
3 | Какие бывают налоги. | Виды налогов, налоговые ставки. Налоговые льготы. Освобождение от уплаты налогов. | Уметь различать прямые и косвенные налоги |
4 | Учимся считать налоги. | Направленность на решение практических задач о налогах | Учащиеся должны научиться выполнять подсчёт суммы налогов на доходы и имущество физических лиц. |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи». | Занятие-игра | |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран. | Подоходный налог. Ставка подоходного налога. | Учащиеся должны прийти к пониманию следующих фактов. 1. Подоходный налог – один из самых распространённых налогов во многих странах мира. 2. Ставка подоходного налога зависит от страны проживания и дохода, который имеет человек. |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | Мини-исследование | На данном занятии учащиеся отрабатывают умение обобщать результаты мини-исследования, формулировать выводы, указывать источники в соответствии с правилами цитирования |
8 | Как работает налоговая служба. | Что такое налоговая служба и какие задачи она решает | |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги». | Учебный мини-проект | Формирование и развитие правовых знаний |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают. | Что такое социальные пособия. Какие семьи получают пособия. Как это влияет на семейный бюджет. | Формировать представление о том, помогают ли социальные пособия защититься от непредвиденных ситуаций? |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. | Анализ и оценка социально значимой информации на интернет-сайте. | |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». | Занятие-игра | Формировать представление о том, что социальные пособия – это ещё один источник доходов семьи; они формируются за счёт государственных средств и выплачиваются людям, находящимся в особых жизненных ситуациях. |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди. | Мини-исследование | Особенность работы над проведением заключается в большей степени самостоятельности школьников, ин- формационной насыщенности исследования и разнообразии форм преставления результатов, выбирать которые рекомендуется на основе предложений самих учащихся. |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия». | Учебный мини-проект | Развитие навыков проектной деятельности. |
15 | Обобщение результатов изучения модуля 3. | Урок проверки знаний | Самоконтроль и самооценка знаний и умений учащихся, приобретённых в ходе изучения модуля 3. |
16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют». | Мастерская портфолио | |
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | |||
17 | Для чего нужны банки. | Кредитные организации и их роль в жизни семьи. | Понимание значения банковских услуг для увеличения (со- хранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | Виды банковских услуг. | Объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи |
19 | Какие бывают вклады. | Вклады. Виды вкладов. Процент по вкладу. Какую роль они могут сыграть для семейного бюджета. | Перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции) |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать. | Главные признаки кредита. Процент по кредиту. | Считать проценты по вкладам (кредитам) на простых при- мерах |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ. | Основное задание связано с выходом в Интернет и анализом сайта. | |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. | Мини-исследование | Более подробное знакомство с основными этапами мини-исследования, содержанием каждого этапа и промежуточными результатами. |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | Что такое финансовая потеря. как ее избежать. | Что сегодня вы добавили к своей финансовой грамотности? Какие новые знания открыли? |
24 | Как работает банк. | Экскурсия | 1. Как работает банк? Какие задачи он решает? 2. Какие услуги банк оказывает физическим лицам? 3. Какие виды вкладов предлагает банк и каковы процентные ставки по ним? |
25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи». | Учебный мини-проект | |
26 | Что мы знаем о бизнесе. | 1. Что такое бизнес? 2. Зачем человек открывает собственное дело? 3. Чего больше при ведении собственного бизнеса – выгоды или рисков? | Осознание того, что ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса; понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; умение сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; описание основных отличий труда наёмного работника от труда бизнесмена; умение брать на себя ответственность; оценивание возможностей и финансовых преимуществ создания и/или ведения семейного бизнеса; |
27 | Как открыть фирму. | 1. Каковы главные характеристики бизнес-плана? 2. Как вы можете переформулировать определение новых понятий? 3. Почему бизнес-план имеет именно такую структуру? 4. Какие задачи решает каждый раздел бизнес-плана? | Умение планировать свою самостоятельную деятельность (4–5 шагов); описание необходимых условий для открытия своей фирмы. |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | 1. Что вы знаете о бизнес-инкубаторе? Почему он так называется? 2. Как работает бизнес-инкубатор? Каковы его структура и задачи? 3. Как бизнес-инкубатор поддерживает начинающих предпринимателей? | |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму». | Занятие-игра | |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна. | Валюта. Виды валют. Валютный курс. | Учащиеся должны сделать следующие выводы.1. Валюта – это денежная единица страны. 2. Изменение курса валют (доллара, евро) зависит от многих факторов. 3. На разнице в цене валют можно выиграть, а можно и потерять. |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. | Учащиеся должны сделать следующие выводы. 1. Банковские проценты за пользование сбережениями в рублях или иностранной валюте разные, в первом случае они выше. 2. Хранить деньги в иностранной валюте выгодно лишь в том случае, если её курс по отношению к рублю вырастет. | |
32 | Обобщение результатов изучения модуля 4. | Урок проверки знаний | |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес». | Мастерская портфолио | Самооценка своих образовательных достижений. |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу. | Урок проверки знаний | Обобщение знаний и умений, полученных в процессе изучения курса «Финансовая грамотность». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Финансовая грамотность – путь к успеху
В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо ...
Рабочая программа по финансовой грамотности -11 кл
рабочая программа курса...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 10-11 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 классы...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 6-7 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности для 6-7 классов...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 1-4 классов
Рабочая программа по финансовой грамотности для 1-4 классов (внеурочная деятельность)...
Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 44.0...
Рабочая программа Основы Финансовой грамотности
Рабочая программа Основы финансовой грамотности...